Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
ства. С учетом создания благоприятных условий для работы оснащены рабочие места матросов-упаковщиков, матросов-об- резчиков, трюмного матроса (переоборудованы упаковочные столы, поставлены рольганги и т. д.). Установлена связь (сиг нализация) между трюмом и рыбцехом, в горловых трюмах установлены направляющие, которые позволили ускорить вы грузку рыбопродукции в море и сократить порчу тары, внедрен метод загрузки горловины трюмов с помощью стропов-полоте нец, позволяющих ускорить процесс выгрузки рыбопродукции в море на 2 ч при сдаче одного полного груза. В трюмах уста новлен откидной рольганг между 22-метровым и 4,2-метровым ленточными транспортерами и др.
Была внедрена новая организация труда палубной команды. Разработано промысловое расписание работы с тралом, в ко тором были определены функциональные обязанности каждого матроса и мастеров по добыче рыбы. На судах типа «Тропик» был организован новый режим работы с чередованием труда
иотдыха по схеме 8—8—4—4. Эта прогрессивная схема труда
иотдыха команд в период промысла предусматривает 12-часо вой рабочий день при 8-часовой вахте с перерывом в 30 мин для приема пищи и 10 мин для активного отдыха. При выгрузке рыбопродукции в море и переходах с порта на промысел и обратно команда работает по 3 вахты, по 8 ч в сутки. Указан ный режим труда и отдыха внедрен на всех рыболовных судах «Азчеррыбы». Эффект от внедрения НОТ на судах типа «Тро пик» весьма ощутим. Если в 1968 г. суда типа «Тропик» выпу скали в течение рейса до 200—400 т разделанной рыбы, то в настоящее время выпуск увеличился до 1200 т.
Особого внимания заслуживает опыт работы по внедрению мероприятий НОТ коллектива РТМ «Лангуст» (капитан т. Ани кеев Н. Е.). На этом судне всю работу по НОТ возглавляет и проводит судовой совет, в который входят ведущие специалисты. Наряду с советом созданы творческие бригады, работа которых проходит при активной поддержке и контроле судовой партий ной и профсоюзной организации. На этом судне внедрено 45 ме роприятий по НОТ и получена экономия в сумме 79,4 тыс. руб. Здесь в рыбном цехе линия предварительной обработки рыбы разделена на 4 взаимосвязанных участка: участок сортировки и расфасовки рыбы (неразделанной) в противни со взвешиванием; участок разделки рыбы, участок выработки филе, участок мой ки, расфасовки и взвешивания потрошеной, обезглавленной рыбы. В зависимости от выпускаемого ассортимента рыбопродукции организация труда в цехе строится по следую щим схемам: при потрошении и обезглавливании рыбы первый
ивторой участки объединяются и работают вместе. При боль шом количестве рыбы, пригодной для выпуска филе, объеди няются первый и третий участки, а на втором участке количе ство матросов сокращается.
166
Такая организация труда в рыбном цехе позволяет экипажу этого судна стабильно выполнять и перевыполнять суточные нор мы по выпуску рыбопродукции в ассортименте. Не случайно РТМ «Лангуст» имеет высокие производственные показатели работы. Для улучшения труда рыборазделыциков по выработке филе на этом судне были впервые применены спаренные филей ные ножи и колодки для фиксации рыбы в нужном положении. Сам процесс разделки рыбы на филе был расчленен на несколь ко операций, при этом каждый исполнитель выполнял одну определенную операцию (снятие чешуи, подрезка филейчиков,. отделение филейчиков от хребта и т. д.), что привело к росту производительности труда на разделке на 30%.
В объединении «Атлантика» в 1971— 1972 гг. разработано и внедрено 4 типовых проекта организации рабочих мест на судах типа «Тропик» и «Наталья Ковшова» с общим охватом числен ности 114 человек. Находятся в стадии завершения типовые проекты организации рабочих мест раздельщиков, весовщиков и других профессий по РТМ «Тропик». В 1972 г. начато внедре ние разработанных планов НОТ на судах типа «Атлантик» с ожидаемым снижением трудоемкости 6,4 тыс. чел-ч по срав нению с соответствующим периодом предшествующего года.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СУДОВ К ПРОМЫСЛУ
Эффективность работы флота рыбной промышленности в значительной мере зависит от качества и сроков подготовки судов к промыслу в порту их базирования. Сокращение сроков нахождения судов в порту базирования для подготовки к про мысловой работе позволяет увеличить удельный вес промысло вого времени. В подготовке каждого судна к промысловой ра боте участвует несколько предприятий, основные из них: база флота (рыбодобывающая или транспортная), порт, судоремонт ный завод. Общее руководство и выполнение работ закреплено за предприятием-судовладельцем, которое кооперируется с дру гими предприятиями (портом и судоремонтным заводом), вы полняющими специфические работы. Это положение ставит очень остро вопрос о создании четкой организационной системы подготовки судов к промысловой работе, увязывающей работу всех предприятий.
Рост флота, изменение его качественного состава, повышение уровня специализации и оснащенности предприятий-смежников приводит к непрерывному усложнению управления этой об ластью производственной деятельности. В настоящее время на большинстве предприятий не соблюдаются сроки и ухудшается качество подготовки судов к промысловой работе, что в свою очередь приводит к снижению эффективности работы флота. Наряду с другими причинами (недостатки материально-техни-
16Г
ческого снабжения, диспропорции в производственных мощно стях предприятий и т. и.) большое влияние оказывают недо статки существующих методов планирования и управления.
В современных условиях интуитивный подход к процессу выработки любых экономических решений, основанный на прак тическом опыте или общих принципах экономической теории, становится все более неприемлемым. Это в полной мере отно сится и к управлению подготовкой судна к промысловой работе. Существующая сейчас на большинстве рыбодобывающих пред приятий система оперативного управления при подготовке судов к промысловой работе имеет недостатки: недостаточно четкое распределение работ между ответственными исполнителями. Очень часты случаи, когда за одну работу отвечают несколько исполнителей, отделов, служб, что приводит к неразберихе при управлении работами; некачественная технологическая увязка между отдельными работами; отсутствие систематизированной информации о ходе работ, невозможность выделения ведущих работ, непосредственно влияющих на продолжительность выпол нения всего комплекса операций по подготовке судна к промыс ловой работе; отсутствие возможности качественного прогнози рования хода работ при изменении производственных ситуаций, что не позволяет принимать своевременно эффективные меры; отсутствие систематизированной информации о ходе работ.
В результате этого довольно часто приходится в короткие промежутки времени анализировать очень большое количество информации, значительно превышающее физиологические воз можности человека по ее переработке, и в то же время отсутст вует необходимая информация. Все эти недостатки снижали эффективность работы флота. Так, по Калининградской базе тралового флота в 1967 г., т. е. до начала совершенствования оперативного управления при подготовке судов к промысловой работе, каждое судно простаивало сверх нормы в среднем на 7 судо-суток. Ликвидация этих простоев позволила повысить эффективность работы судов базы.
Этих простоев можно избежать при использовании сетевого метода планирования и управления (СПУ). Состав системы СПУ обусловлен необходимостью выполнения основных про цессов планирования и управления: получение информации о со стоянии (в данном случае о подготовке судов к промысловой работе), преобразование и хранение ее, формирование команд управления и передача их для выполнения.
Система СПУ на предприятии, владеющем флотом (напри мер, базе тралового флота), состоит из следующих структурных элементов: руководство базы (начальник базы и его замести тели) ; группа СПУ в составе служб эксплуатации флота; ответ ственные исполнители (начальники служб, отделов и других самостоятельных подразделений базы); сетевая модель комп лекса операций по подготовке судов типа БМРТ к промысловой
168
работе; технические средства системы (множительная, вычис
лительная техника, средства связи |
и др.). Руководство базы |
с начальниками отделов и служб |
организует четкую работу |
всего коллектива базы по подготовке судов к промысловой ра боте, своевременно принимая меры к расшивке «узких мест», появляющихся в результате изменения производственных ситуаций.
Для выполнения работ по сбору информации, обсчетов сете вых моделей, распределения плановой информации между от ветственными исполнителями на базе тралового флота в составе службы эксплуатации организована группа СПУ. Место группы СПУ в структуре управления базой представлено на рис. 2. Деятельность группы СПУ регламентируется положением, утвержденным начальником базы. Начальники служб, отделов и других самостоятельных подразделений организуют со сво ими коллективами выполнение конкретных работ в соответствии со сроками, установленными в результате анализа сетевых моде лей, подают информацию о ходе производства в группу СПУ.
В качестве технических средств используются перфорирован ный стенд для построения сетевых моделей, пишущие машинки, телефон, селекторная связь. Расчеты сетевых моделей произ водятся на ЭВМ «Минск-22». Сетевая модель является специфи ческой структурной частью системы СПУ, которая принципиаль но отличает ее от других методов планирования и управления. Она выполняет роль инструмента, на основе которого осуществ ляется планирование и управление ходом работ, организация производственных процессов в пространстве и во времени, а так же систематический контроль за ходом производства.
Сетевой график подготовки судна типа БМРТ к промысловой работе охватывает период от снятия судна с промысла и до прихода его снова на промысел. Весь этот период разбит на несколько этапов: переход с промысла в порт; разгрузка судна и подготовка к ремонту; ремонт судна; подготовка судна к вы ходу на промысел; переход судна на промысел. В период пере хода из района промысла в порт проводятся подготовительные работы к операциям по подготовке к промыслу в порту базиро вания. Качество и своевременность этих подготовительных работ определяют успех на дальнейших этапах. Работы этого периода проводятся в основном силами экипажа. Контроль за работами этого этапа осуществляет служба эксплуатации флота.
С прихода в порт и до постановки на ремонт производятся работы второго этапа: разгрузка и подготовка судна к ремонту. Этот период характеризуется большим количеством взаимозави симых работ, проводящихся в очень короткий период. Так, для судов типа БМРТ он равен 3— 5 суткам. Сложность управления увеличивается благодаря тому, что в этот период проводят ра боты службы и отделы базы, порт, судоэкипаж и работники СРЗ, принимающие судно в ремонт. Работы, проводящиеся в
16*
Н а ч а л ь н и к ба з ы
'Кабинет воеtwoморской подготовки
Отдел г/г,механика
Технический от дел
Отдел научной орга-
чазации труба
Юридическая
группа
Зам. сл,инженера по судоремонту
Отдел связи и
элетуорадионаоисаиии
Отдел по технике
дезопасности
Мсханико-судо
бак служба
----------1----------------
1_.
Штад гражданской од'ороны
Рис. 2. Структура управления Калининградской базы тралового флота в условиях функционирования группы СПУ.