Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ства. С учетом создания благоприятных условий для работы оснащены рабочие места матросов-упаковщиков, матросов-об- резчиков, трюмного матроса (переоборудованы упаковочные столы, поставлены рольганги и т. д.). Установлена связь (сиг­ нализация) между трюмом и рыбцехом, в горловых трюмах установлены направляющие, которые позволили ускорить вы­ грузку рыбопродукции в море и сократить порчу тары, внедрен метод загрузки горловины трюмов с помощью стропов-полоте­ нец, позволяющих ускорить процесс выгрузки рыбопродукции в море на 2 ч при сдаче одного полного груза. В трюмах уста­ новлен откидной рольганг между 22-метровым и 4,2-метровым ленточными транспортерами и др.

Была внедрена новая организация труда палубной команды. Разработано промысловое расписание работы с тралом, в ко­ тором были определены функциональные обязанности каждого матроса и мастеров по добыче рыбы. На судах типа «Тропик» был организован новый режим работы с чередованием труда

иотдыха по схеме 8—8—4—4. Эта прогрессивная схема труда

иотдыха команд в период промысла предусматривает 12-часо­ вой рабочий день при 8-часовой вахте с перерывом в 30 мин для приема пищи и 10 мин для активного отдыха. При выгрузке рыбопродукции в море и переходах с порта на промысел и обратно команда работает по 3 вахты, по 8 ч в сутки. Указан­ ный режим труда и отдыха внедрен на всех рыболовных судах «Азчеррыбы». Эффект от внедрения НОТ на судах типа «Тро­ пик» весьма ощутим. Если в 1968 г. суда типа «Тропик» выпу­ скали в течение рейса до 200—400 т разделанной рыбы, то в настоящее время выпуск увеличился до 1200 т.

Особого внимания заслуживает опыт работы по внедрению мероприятий НОТ коллектива РТМ «Лангуст» (капитан т. Ани­ кеев Н. Е.). На этом судне всю работу по НОТ возглавляет и проводит судовой совет, в который входят ведущие специалисты. Наряду с советом созданы творческие бригады, работа которых проходит при активной поддержке и контроле судовой партий­ ной и профсоюзной организации. На этом судне внедрено 45 ме­ роприятий по НОТ и получена экономия в сумме 79,4 тыс. руб. Здесь в рыбном цехе линия предварительной обработки рыбы разделена на 4 взаимосвязанных участка: участок сортировки и расфасовки рыбы (неразделанной) в противни со взвешиванием; участок разделки рыбы, участок выработки филе, участок мой­ ки, расфасовки и взвешивания потрошеной, обезглавленной рыбы. В зависимости от выпускаемого ассортимента рыбопродукции организация труда в цехе строится по следую­ щим схемам: при потрошении и обезглавливании рыбы первый

ивторой участки объединяются и работают вместе. При боль­ шом количестве рыбы, пригодной для выпуска филе, объеди­ няются первый и третий участки, а на втором участке количе­ ство матросов сокращается.

166


Такая организация труда в рыбном цехе позволяет экипажу этого судна стабильно выполнять и перевыполнять суточные нор­ мы по выпуску рыбопродукции в ассортименте. Не случайно РТМ «Лангуст» имеет высокие производственные показатели работы. Для улучшения труда рыборазделыциков по выработке филе на этом судне были впервые применены спаренные филей­ ные ножи и колодки для фиксации рыбы в нужном положении. Сам процесс разделки рыбы на филе был расчленен на несколь­ ко операций, при этом каждый исполнитель выполнял одну определенную операцию (снятие чешуи, подрезка филейчиков,. отделение филейчиков от хребта и т. д.), что привело к росту производительности труда на разделке на 30%.

В объединении «Атлантика» в 1971— 1972 гг. разработано и внедрено 4 типовых проекта организации рабочих мест на судах типа «Тропик» и «Наталья Ковшова» с общим охватом числен­ ности 114 человек. Находятся в стадии завершения типовые проекты организации рабочих мест раздельщиков, весовщиков и других профессий по РТМ «Тропик». В 1972 г. начато внедре­ ние разработанных планов НОТ на судах типа «Атлантик» с ожидаемым снижением трудоемкости 6,4 тыс. чел-ч по срав­ нению с соответствующим периодом предшествующего года.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СУДОВ К ПРОМЫСЛУ

Эффективность работы флота рыбной промышленности в значительной мере зависит от качества и сроков подготовки судов к промыслу в порту их базирования. Сокращение сроков нахождения судов в порту базирования для подготовки к про­ мысловой работе позволяет увеличить удельный вес промысло­ вого времени. В подготовке каждого судна к промысловой ра­ боте участвует несколько предприятий, основные из них: база флота (рыбодобывающая или транспортная), порт, судоремонт­ ный завод. Общее руководство и выполнение работ закреплено за предприятием-судовладельцем, которое кооперируется с дру­ гими предприятиями (портом и судоремонтным заводом), вы­ полняющими специфические работы. Это положение ставит очень остро вопрос о создании четкой организационной системы подготовки судов к промысловой работе, увязывающей работу всех предприятий.

Рост флота, изменение его качественного состава, повышение уровня специализации и оснащенности предприятий-смежников приводит к непрерывному усложнению управления этой об­ ластью производственной деятельности. В настоящее время на большинстве предприятий не соблюдаются сроки и ухудшается качество подготовки судов к промысловой работе, что в свою очередь приводит к снижению эффективности работы флота. Наряду с другими причинами (недостатки материально-техни-

16Г


ческого снабжения, диспропорции в производственных мощно­ стях предприятий и т. и.) большое влияние оказывают недо­ статки существующих методов планирования и управления.

В современных условиях интуитивный подход к процессу выработки любых экономических решений, основанный на прак­ тическом опыте или общих принципах экономической теории, становится все более неприемлемым. Это в полной мере отно­ сится и к управлению подготовкой судна к промысловой работе. Существующая сейчас на большинстве рыбодобывающих пред­ приятий система оперативного управления при подготовке судов к промысловой работе имеет недостатки: недостаточно четкое распределение работ между ответственными исполнителями. Очень часты случаи, когда за одну работу отвечают несколько исполнителей, отделов, служб, что приводит к неразберихе при управлении работами; некачественная технологическая увязка между отдельными работами; отсутствие систематизированной информации о ходе работ, невозможность выделения ведущих работ, непосредственно влияющих на продолжительность выпол­ нения всего комплекса операций по подготовке судна к промыс­ ловой работе; отсутствие возможности качественного прогнози­ рования хода работ при изменении производственных ситуаций, что не позволяет принимать своевременно эффективные меры; отсутствие систематизированной информации о ходе работ.

В результате этого довольно часто приходится в короткие промежутки времени анализировать очень большое количество информации, значительно превышающее физиологические воз­ можности человека по ее переработке, и в то же время отсутст­ вует необходимая информация. Все эти недостатки снижали эффективность работы флота. Так, по Калининградской базе тралового флота в 1967 г., т. е. до начала совершенствования оперативного управления при подготовке судов к промысловой работе, каждое судно простаивало сверх нормы в среднем на 7 судо-суток. Ликвидация этих простоев позволила повысить эффективность работы судов базы.

Этих простоев можно избежать при использовании сетевого метода планирования и управления (СПУ). Состав системы СПУ обусловлен необходимостью выполнения основных про­ цессов планирования и управления: получение информации о со­ стоянии (в данном случае о подготовке судов к промысловой работе), преобразование и хранение ее, формирование команд управления и передача их для выполнения.

Система СПУ на предприятии, владеющем флотом (напри­ мер, базе тралового флота), состоит из следующих структурных элементов: руководство базы (начальник базы и его замести­ тели) ; группа СПУ в составе служб эксплуатации флота; ответ­ ственные исполнители (начальники служб, отделов и других самостоятельных подразделений базы); сетевая модель комп­ лекса операций по подготовке судов типа БМРТ к промысловой

168


работе; технические средства системы (множительная, вычис­

лительная техника, средства связи

и др.). Руководство базы

с начальниками отделов и служб

организует четкую работу

всего коллектива базы по подготовке судов к промысловой ра­ боте, своевременно принимая меры к расшивке «узких мест», появляющихся в результате изменения производственных ситуаций.

Для выполнения работ по сбору информации, обсчетов сете­ вых моделей, распределения плановой информации между от­ ветственными исполнителями на базе тралового флота в составе службы эксплуатации организована группа СПУ. Место группы СПУ в структуре управления базой представлено на рис. 2. Деятельность группы СПУ регламентируется положением, утвержденным начальником базы. Начальники служб, отделов и других самостоятельных подразделений организуют со сво­ ими коллективами выполнение конкретных работ в соответствии со сроками, установленными в результате анализа сетевых моде­ лей, подают информацию о ходе производства в группу СПУ.

В качестве технических средств используются перфорирован­ ный стенд для построения сетевых моделей, пишущие машинки, телефон, селекторная связь. Расчеты сетевых моделей произ­ водятся на ЭВМ «Минск-22». Сетевая модель является специфи­ ческой структурной частью системы СПУ, которая принципиаль­ но отличает ее от других методов планирования и управления. Она выполняет роль инструмента, на основе которого осуществ­ ляется планирование и управление ходом работ, организация производственных процессов в пространстве и во времени, а так­ же систематический контроль за ходом производства.

Сетевой график подготовки судна типа БМРТ к промысловой работе охватывает период от снятия судна с промысла и до прихода его снова на промысел. Весь этот период разбит на несколько этапов: переход с промысла в порт; разгрузка судна и подготовка к ремонту; ремонт судна; подготовка судна к вы­ ходу на промысел; переход судна на промысел. В период пере­ хода из района промысла в порт проводятся подготовительные работы к операциям по подготовке к промыслу в порту базиро­ вания. Качество и своевременность этих подготовительных работ определяют успех на дальнейших этапах. Работы этого периода проводятся в основном силами экипажа. Контроль за работами этого этапа осуществляет служба эксплуатации флота.

С прихода в порт и до постановки на ремонт производятся работы второго этапа: разгрузка и подготовка судна к ремонту. Этот период характеризуется большим количеством взаимозави­ симых работ, проводящихся в очень короткий период. Так, для судов типа БМРТ он равен 3— 5 суткам. Сложность управления увеличивается благодаря тому, что в этот период проводят ра­ боты службы и отделы базы, порт, судоэкипаж и работники СРЗ, принимающие судно в ремонт. Работы, проводящиеся в

16*


Н а ч а л ь н и к ба з ы

'Кабинет воеtwoморской подготовки

Отдел г/г,механика

Технический от дел

Отдел научной орга-

чазации труба

Юридическая

группа

Зам. сл,инженера по судоремонту

Отдел связи и

элетуорадионаоисаиии

Отдел по технике

дезопасности

Мсханико-судо

бак служба

----------1----------------

1_.

Штад гражданской од'ороны

Рис. 2. Структура управления Калининградской базы тралового флота в условиях функционирования группы СПУ.