Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жив концентрацию, доступную добывающим возможностям и орудиям лова, устанавливает гидролокационный контакт с ко­ сяком и сообщает об этом другому, чаще всего встречному ПДПКЗ. Судоводитель встречного судна выключает свои гидро­ локаторы, чтобы не мешать акустическому контакту своего на­ парника, затем, совершая «координат», заходит в кильватер первому ПДПКЗ и вслед за ним производит траление того же косяка. С выходом в кильватер второе судно также включает свой гидролокатор. Практика полностью подтвердила эффектив­ ность подобного метода при условии четко налаженной взаим­ ной промысловой информации.

При облове косяка группой судов практикуется следующий способ совместного промысла, основанный также на передаче информации. Суда с тралами следуют один за другим строго определенным курсом в сторону косяка. Проходя над косяком, каждый траулер объявляет об этом по радио. Остальные трау­ леры, ориентируясь по идущему впереди и учитывая его радио­ информацию, вносят коррективы в курсы траления и горизонты хода трала. Во время работы добывающих судов в группе про­ мысловая информация позволяет избежать дублирования в поиске, например при «звездном разбеге на все румбы», когда первый, обнаруживший косяк, сообщает об этом по УКВ осталь­ ным судам группы, в результате чего достигается значительная экономия ходового времени для промысла.

Обмен информацией дает промысловикам возможность, оценив обстановку, быстро перестраиваться, чтобы сменить вид облавливаемых рыб, ибо, как доказывает многолетний опыт, промысловый район редко бывает «пустым». Успех в этом слу­ чае достигается подробной, но в то же время и лаконичной взаимной информацией о размерах уловов, используемых тра­ лах, длине ваеров, о всех случаях задевов, о видовом и размер­ ном' составе рыбы, а также о ее суточной миграции.

Опыт парного соревнования таких судов Севастопольского

тралфлота, как «Клязьма» — «Селигер»,

«Болшево» — «Ни­

колай Фильченков», «Канопус» — «Гернулес»

и других пар,

весьма эффективно проводившегося на промысле весной 1972 г., показал, что успех этого перспективного вида социалистиче­ ского соревнования практически невозможен без хорошо нала­ женной промысловой взаимоинформации, которая должна но­ сить только объективный и оперативный характер. Парное соревнование однотипных судов, работающих в одном районе, практикуемое в объединении «Атлантика» уже в течение двух лет, следует признать наиболее результативным видом, по­ скольку оно открывает возможности для широкой и разнообраз­ ной технической взаимопомощи соревнующихся судов и возла­ гает дополнительную моральную ответственность на более опытного капитана и экипаж судна.

В настоящее время на судах объединения заметно повыси-

6

П . М . З а г л у б о ц к и й

161


лась дисциплина радиосвязи, что не замедлило положительно сказаться на качестве взаимной промысловой информации в океане. Периодические инструктажи и ознакомление штурман­ ского состава судов с руководящими документами, которые проводятся флагманскими связистами, дают положительные ре­ зультаты в деле обмена промысловой информацией. Таким образом, во всех промысловых районах, в которые направля­ ются севастопольские траулеры, взаимная информация, особен­ но при работе на подвижных концентрациях, способствует по­ вышению производственных показателей добывающих судов и является залогом успешного выполнения плана объединения в целом.

Следует отметить, что при выборе варианта размещения рыболовного флота в объединении стараются соблюсти принцип «наименьшего риска», который заключается в том, что флот дислоцируется не менее чем в трех районах или подрайонах: в них достигается примерно равная эффективность работы рыбо­ промыслового флота. Если в одном из этих районов эффектив­ ность промысла снизится, то флот в остальных двух районах, работая в нормальных промысловых условиях, обеспечивает вылов рыбы по количеству, близкому к плановому.

Расстановка флота по районам промысла проводится с уче­ том производственно-технических возможностей рыболовных судов. Так например, для лова более быстроходных пелагиче­ ских рыб (скумбрии, ставриды и крупного частика крупноячейными тралами) направляются преимущественно суда типа «Атлантик». Суда типа «Тропик», имеющие недостаточную мощ­ ность главных машин, в основном используются на облове хека, где высокие скорости траления не обязательны.

Перед направлением судна в океан ему дается рейсовое задание, исходя из условий работы в одном из районов про­ мысла, но судно готовится для работы во всех освоенных районах. Для этого все рыболовные суда вооружаются донными и пелагическими крупноячейными тралами, которые использу­ ются на промысле в зависимости от складывающейся обста­ новки. Этот комбинированный способ работы судов донными и разноглубинными тралами приносит наибольший эффект в использовании рыболовного флота. Как показала практика, раз­ ноглубинный лов рыбы крупноячейными тралами, как правило, значительно эффективнее донного. Поэтому в траловом флоте преимущественное внимание при планировании работы, расста­ новке флота и оперативном управлении им на промысле уде­ ляется разноглубинному лову. Так, суда типа «Тропик» объеди­ нения «Атлантика» работали на промысле разноглубинными крупноячейными тралами, вылов которыми составил 40% от общегодовой добычи. Причем суда типа «Тропик» объединения «Атлантика» освоили лов рыбы разноглубинными тралами во всех традиционных районах промысла, в то время как суда дру-

162


гих организаций «Азчеррыбы» продолжают работать с менее эффективными донными тралами.

В настоящее время проводится планомерная работа по улучшению использования флота непосредственно на промысле. Особенно строгий контроль установлен за деятельностью экипа-. жей судов, имеющих недостаточный опыт в промысловой работе. Кроме того, усилена работа со стороны всех отделов и служб управления по подготовке судов в порту, улучшению между -судами на промысле взаимной информации, совершенствованию организационных форм отрядного метода работы в экспедици­ онных условиях.

Большое внимание в объединении «Атлантика» уделяется ■совершенствованию технологии производства продукции на су­ дах, улучшению качества продукции. Для оперативного руко­ водства ходом внедрения передовой технологии и контроля за качеством выпускаемой продукции в объединении создана тех­ нологическая служба. В эту службу непосредственно на судах входят мастера и помощник капитана по производству. За тех­ нологами производственного отдела управления закреплены группы судов. На судах также созданы группы общественного контроля за качеством продукции (общественные посты) в со­ ставе двух мастеров-рыбообработчиков, двух мастеров по добы­ че и двух матросов. В задачу этих групп входит постоянный контроль за соблюдением правил технологии и санитарии. На судах ведется журнал (К-1) контроля технологических процес­ сов производства рыбной продукции. Записи в этом журнале, замечания лаборатории по качеству и все поступившие предло­ жения рассматриваются на балансовых комиссиях по возвраще­ нии судов из рейса. На каждом судне работают «школы каче­ ства» по 42-часовой программе. Занятия в школе качества про­ водятся технологом судна во время переходов на промысел, а практические занятия ведут опытные мастера-рыбообработчики.

Школы качества играют большую роль в повышении квали­ фикации матросов-обработчиков, матросов других служб, уча­ ствующих в обработке рыбы в свободное от вахт время. При капитан-директоре судна 2 раза в месяц проводятся «Дни каче­ ства», на которых обсуждаются замечания, зафиксированные в

журнале

(К-1) контроля, и другие замечания,

поступившие

-от управления,

специалистов судна. Все эти меры способствуют

значительному

улучшению качества выпускаемой продукции и

внедрению

передовой технологии непосредственно

на судах.

Технология производства рыбной продукции на судах совер­ шенствуется в следующих основных направлениях: увеличение выпуска разделанной рыбы, филе, рыбы спецразделки, фарша рыбного, полуфабрикатов, консервов, рыбной кормовой муки и жира; рациональное использование сырья и вспомогательных материалов, расширение ассортимента, увеличение выпуска продукции в мелкой потребительской таре, улучшение внешнего

6* 163


оформления тары. Особое внимание уделяется механизации разделки рыбы и правильному выполнению технологических процессов. Для предотвращения деформации и механических повреждений рыбы во время траления разработаны и внедрены нормы продолжительности траления в зависимости от вида рыб и степени концентрации их скопления. Введены также ограниче­ ния количества рыбы в трале при подъемах, а также разрабо­ таны технические правила подъема, выливки, заливки рыбы в подготовленные ванны охлаждения.

Особое внимание уделяется модернизации технологического и транспортного оборудования. Рационализаторами на судах предложены, разработаны и внедрены улучшенные конструкции ванн охлаждения, транспортеры подачи разделанной рыбы в бункер морозилки, а также другие транспортеры; предложены амортизаторы для предохранения рыбных брикетов от повреж­ дения, введена дополнительная душевая мойка рыбы на судах «Атлантик», проведена реконструкция транспортера глазировочной ванны, заслуживает внимания разработанная КБ объеди­ нения «Атлантика» линия по производству филе, фарша и раз­ деланной рыбы на БМРТ «Островский». По предложению техно- лога-наставника В. Л. Свинченко применен спаренный (с двумя лезвиями) нож для разделки рыбы, обеспечивающий высокую производительность труда.

КБ объединения разработана и внедрена на БКРТ установка для заполнения азотом масляных цистерн, что дало возмож­ ность предотвратить ухудшение качества растительного масла в танках. Разработана установка для приготовления раститель­ ного масла с С 02 — экстрактами пряностей. Рационализатором Черкашиным В. А. разработан соледозатор для внесения соли в банку, что дало возможность обеспечить равномерную подачу

соли и высвободить

2 человек

на каждом судне.

Разработан

и внедрен дозатор

перца, который

позволяет

сэкономить

10,9 тыс. руб. в год. Группой

рационализаторов

предложено

приспособление для улучшения работы

сушильных барабанов

РМУ, исключающее отклонение установки.

 

На судах типа БКРТ группа рационализаторов предложила и внедрила дополнительный скребковый элеватор, который слу­ жит для передачи избытков отходов рыбы, минуя накопитель сырья, в специальную емкость, расположенную на палубе. Пос­ ле установки этого элеватора отходы рыбы не скапливаются в помещении консервного завода, увеличился выпуск кормовой муки, улучшены условия труда на участке первой сортировки,, так как были ликвидированы завалы рыбных отходов в цехе.

Следует отметить, что стремление коллектива рационализато­ ров повысить уровень механизации, улучшить технологию и повысить качество продукции, выпускаемой на судах, является результатом большой организационной работы руководителей объединения «Атлантика» по воспитанию людей, вовлечению

164


коллектива в управление производством. Особое внимание уде­ ляется совершенствованию научной организации труда. В объ­ единении «Атлантика» была создана служба НОТ, которая на первых порах обобщала и внедряла НОТ на отдельных произ­ водственных участках, а затем перешла к решению более серь­ езных задач. Опыт работы передовых судов типа «Тропик» показал, что наиболее выгодно выловленную рыбу доставлять в порт в разделанном виде, в то время как суда типа «Тропик» к этому приспособлены не были (ограниченность свободного ме­ ста для разделки рыбы на палубе, что мешало во время спуска

иподъема трала производить разделку рыбы). Тогда было ре­ шено перевести процесс разделки рыбы в помещения рыбцехов

иорганизовать этот процесс по-новому, суть которого заклю­ чалась в разделении и специализации труда на участках рас­ фасовки и разделки рыбы, оснастки каждого рабочего места специальными приспособлениями, что привело к резкому росту производительности труда, повышению качества продукции, обеспечению безопасных условий труда рыбообработчиков. Этого нельзя было достичь при обработке рыбы на палубе.

Был разработан научно обоснованный новый режим труда рыбообработчиков по скользящему графику, рабочие места были оборудованы специальной технологической оснасткой,

разработаны и внедрены средства механизации трудоемких про­ цессов (расфасовки, разделки, уборки рыбы). Так, на рабочих местах матросов-ванщиков было установлено стационарное 12-вольтное электроосвещение; для ускорения зачистки и мойки ванн предварительного охлаждения установлены насосы РБ-100, для ликвидации тяжелого ручного труда и ускорения открытиязакрытия крышек ванн предварительного охлаждения был уста­ новлен электрический привод.

На рабочем месте матроса-расфасовщика поставлен двух­ ленточный спаренный транспортер для подачи сырья на расфа­ совку его в противни; для улучшения мойки рыбы над транс­ портером сырья установлены дождевые мойки и скребковый транспортер для передачи рыбы с первой на вторую ленту спаренного транспортера, изменена конструкция площадки ве­ сов, внедрен поточный метод расфасовки. На рабочем месте матросов-разделыциков внедрена поточная линия по выпуску разделанной рыбы в помещении рыбцеха, состоящая из двух­ дисковой рыборезки, транспортера с кассетами для укладки в них рыбы, ленточного транспортера, разделочных столов, лотков наклонных для транспортировки рыбы и рыбных отходов, транс­ портера отходов, ванны для мойки разделанной рыбы и весов для взвешивания рыбы.

На рабочем месте матроса-закатчика внедрено устройство по переводу поворотного сегмента монорельса в рабочее поло­ жение, на подволоке рыбцеха закреплен трос с кольцами для подвески воздушного шланга пневмотурбины и другие устрой­

165