Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

этот этап, в значительной степени определяют успешность работ последующих этапов.

Третьим этапом является ремонт на судоремонтном пред­ приятии. Службы и отделы базы, а также судоэкипаж проводят

ряд работ, обеспечивающих работу

судоремонтного

завода,

а

также

готовятся к завершающему

этапу — подготовке судна

к

выходу

на промысел. Параллельно с ремонтом судна

на за­

воде проверяют и ремонтируют контрольно-измерительные при­ боры, проводят подготовку рейсового задания, комплектацию экипажа, газацию судна и другие работы.

После ремонта судно проходит швартовные и ходовые испы­ тания, во время которых выявляются дефекты и недостатки ремонта, которые затем устраняются, и судно представляют инспекции регистра. Затем начинается этап подготовки судна к выходу на промысел. На этом этапе производится снаряжение судна горюче-смазочными материалами на рейс, завоз и по­ грузка продовольственного снаряжения, бункеровка водой на рейс и т. д. Далее производится оформление контрольной кар­ точки отхода. Этот этап заканчивается проверкой судна портнадзором и таможней. На последнем этапе подготовки судна к промысловой работе производится девиация судна, обработка действий по тревогам и подготовка промвооружения к промыслу. Этот этап заканчивается сообщением о прибытии судна на про­ мысел.

Задачей оперативного управления подготовкой судна к вы­ ходу на промысел является оценка создавшейся в процессе подготовки ситуации и контроль за фактическим состоянием ра­ бот, а также выявление и анализ различных отклонений от пла­ на, возникающих в ходе работ, и корректировка сетевого графика' в соответствии с этими отклонениями в том случае, когда управление подготовкой судна к выходу в море ведется с помощью системы СПУ. На стадии оперативного управления ходом подготовки судна принимаются и осуществляются реше­ ния о проведении организационно-технических мероприятий, которые обеспечивают своевременный выход судна в море.

В системе СПУ оперативное управление подготовкой судна начинается с момента прихода с промысла в порт. Схема функ­ ционирования системы СПУ при подготовке судна к промысло­ вой работе представлена на рис. 3. Процесс оперативного управления в системе СПУ разделяется на следующие периоди­ чески повторяющиеся этапы: формирование входной оператив­ ной информации о ходе работ по подготовке судна; обработка входной оперативной информации (расчет основных параметров сетевой модели); анализ фактического состояния работы и при­ нятие решений, обеспечивающих выполнение плана работ; разработка оперативно-календарных планов и доведение их до соответствующих исполнителей.

171


Перед приходом судна с промысла производится предвари­ тельный расчет типового сетевого графика и определяются его основные параметры: продолжительность критического пути и его конфигурация; ранние и поздние сроки начала и окончания

Нцжен_

i\■

J

Рис. 3. Схема прохождения документации в условиях функционирования СПУ.

работы и резервы времени работ. Эти параметры сетевого графика привязываются к календарным данным, основываясь на календарной дате прихода судна с промысла. Такой расчет про­ изводится в вычислительном центре на ЭВМ «Минск-22». Таким образом, к моменту прихода судна в порт уже имеется кален­ дарный план-график подготовки судна. Информация, получен­ ная в результате этого расчета, передается руководству базы

172

и начальникам соответствующих служб и отделов базы, занятым в подготовке судна к промыслу.

После прихода судна в порт обработка этого судна начи­ нается в соответствии с исходным планом-графиком. В процессе подготовки судна неизбежно возникают отклонения в сроках вы­ полнения работ от исходного плана. Некоторые работы могут выполняться ранее намеченных сроков вследствие уменьшения продолжительности работ, другие работы могут задерживаться. Кроме того, в процессе работ может выясниться, что какие-то из планировавшихся работ выполнять не следует или, наоборот, необходимо выполнять работы, которые ранее не планировались. Эти отклонения носят вполне объективный характер и обуслов­ лены наличием или недостатком рабочей силы, машин, подъем­ ных кранов, автопогрузчиков, деталей и т. д.

По этой причине необходимо пересмотреть исходный план и откорректировать в соответствии с возникшими отклонениями. Для этого регулярно два раза в неделю обновляют и корректи­ руют сетевой график. Этот процесс проходит в следующей по­ следовательности. Ответственные исполнители работ составляют отчетную информацию о ходе закрепленных за ними работ. Эта информация содержит сведения о выполненных за отчетный период работах, о работах, уже начатых ответственным испол­ нителем, но к моменту отчета еще не законченных,' а также о работах, которые предстоит выполнить данному ответствен­ ному исполнителю в следующий отчетный период и о которых уже известно, что намеченные ранее для этих работ продолжи­ тельности выдержаны не будут. Эта информация подается каж­ дым ответственным исполнителем по специальной форме. Сово-

 

Форма СПУ-2

 

Отчет о ходе выполнения работ

 

д а т а п о д а ч и о т ч е т а

БМРТ «Полуянов»

МСС (Ф. И. О.)

н а з в а н и е с у д н а

 

 

 

 

К о д ы р а б о т

З а к о н ч и в ш и е с я р а б о т ы

J W s

 

 

 

Ф а к т и ч е ­

 

 

Д а т а

с к а я п р о ­

п п .

 

 

i

/

д о л ж и ­

 

о к о н ч ан и я

 

 

 

 

т е л ь н о с т ь ,

 

 

 

 

д н и

 

2

3

4

5

1

7 2

97

22 /091 969

5 ,0

2

65

6 8

 

о т в е т с т в е н н ы й и с п о л н и т е л ь

П р о д о л ж а ю щ и е с я р а б о т ы

П р е д п о л а ­

 

 

 

 

 

 

га е м ы е

 

 

П р е д п о л а ­

и зм ен ен и я

П р и м е ­

 

п р о д о л ­

П р е д п о л а ­

г а е м а я

ж и т е л ь ­

ч а н и е

г а е м а я д а т а

п р о д о л ж и ­

н о сти

п о ­

 

о к о н ч ан и я

т е л ь н о с т ь ,

с л ед у ю щ и х ,

 

 

Дни

р а б о т ,

д н и

 

 

 

 

6

7

8

 

9

_

_

_

 

_

28 /091 969

1 2 ,0

 

Подпись ответственного исполнителя-

173


купность таких форм, поданных к концу отчетного периода каж­ дым ответственным исполнителем, представляет собой входную оперативную информацию для корректирования сетевого графи­ ка обработки судна.

Вся входная информация проходит через диспетчеров, со сто­ роны которых производится контроль за подготовкой судна к промыслу. Диспетчеры, имея полное представление о ходе всех работ на судне, контролируют и при необходимости корректи­ руют входную информацию и передают ее в группу сетевого планирования, функционирующую при службе эксплуатации флота базы. В группе СПУ информацию, полученную от ответст­ венных исполнителей, обобщают и сводят в одну форму, кото­ рую затем подают в вычислительный центр для корректировки сетевого графика.

 

 

Форма СПУ-3

Информация в вычислительный центр

 

 

КБТФ

БМРТ «Бирюза:

Д а т а п о д а ч и св ед ен и й

Н а зв а н и е п р е д п р и я т и я

Н а зв а н и е с у д н а

 

 

Код' г аботы

К»

Знак

 

 

пп.

работы

начало

окончание

 

 

1

2

3

4

1

" Ь

31

37

2

+

38

45

3

+

58

62

Знак

Код

Продол­

 

продол­

ответст­

житель­

Примечание

житель­

венного

ность

ности

исполни­

работы

 

 

теля

 

 

5

6

7

8

 

 

0

 

 

1 ,0

 

+

 

3,1

 

Руководитель группы СПУ

В вычислительном центре обрабатывают входную оператив­ ную информацию на ЭВМ. В процессе этой обработки сетевой график, который хранится в памяти ЭВМ, корректируется. Суть корректировки состоит в том, что в соответствии с полученной входной информацией плановые продолжительности тех работ, которые за отчетный период были выполнены, заменяются фак­ тическими продолжительностями. Продолжительности начав­ шихся, но не закончившихся работ, а также продолжительности не начавшихся работ, по которым ответственные исполнители подали сведения, заменяются новыми предполагаемыми про­ должительностями. Кроме того, некоторые работы могут быть исключены из сетевого графика, другие могут быть введены вновь.

После такой корректировки рассчитывают основные пара­ метры сетевого графика — срок выхода судна на промысел, а также критические и подкритические пути. Полученная после

174


расчета сетевого графика информация выдается на печать. На этом обработка входной оперативной информации заканчи­ вается. Вся обработка информации в вычислительном центре на ЭВМ производится с помощью специально разработанных лрограмм анализа сетевых графиков. Рассчитанные на ЭВМ сведения о критическом и подкритическом путях, а также о сро­ ке выхода судна в морё передают в группу СПУ базы.

После получения обработанной информации группой СПУ наступает весьма ответственный этап оперативного управле­ ния — анализ фактического состояния работ по подготовке судна к промыслу, подготовка и принятие решений, обеспечивающих выполнение плана работ. В службе эксплуатации флота рас­ сматривают, удовлетворяет ли рассчитанный срок выхода судна на промысел директивному плановому сроку, и если рассчитан­ ный срок превышает плановый, то готовят рекомендации по сокращению продолжительностей некоторых работ. Прежде всего сокращают продолжительности у тех работ, которые ле­ жат на критическом и подкритическом путях. Для этогЪ поль­ зуются информацией, полученной из вычислительного центра.

Рекомендации по изменению сроков выполнения работы по­ дают начальнику базы, он просматривает и утверждает их. Далее информация о новой корректировке сетевого графика, основанная на утвержденных начальником базы рекомендациях, передается группой СПУ в вычислительный центр, после чего начинается последний этап ■— разработка оперативного кален­ дарного плана работы на следующий период и доведение этого плана до ответственных исполнителей, руководителей и диспет­ черов.

Этот этап начинается полным расчетом сетевого графика в вычислительном центре. Вторично откорректированный сетевой график рассчитывается на ЭВМ и выдаются на печать сведения о критическом пути и сроках начала и окончания и резервах времени всех работ, которые будут проводиться ответственными исполнителями в следующем плановом периоде. На каждый из последующих дней планового периода составляют список работ, которые будут выполняться в этот день. Здесь указывают коды работ по сетевому графику, а также сроки начала и окончания и резервы времени этих работ. Для каждого отдела и службы, занятых в подготовке судна, а также для руководства базы информация выдается по определенным формам (форма СПУ-1).

Рассчитанный сетевой график передают из вычислительного центра в группу СПУ базы, где происходит распределение полу­ ченной информации между ответственными исполнителями и руководителями работ. В соответствии с этой информацией про­ изводится обработка судна в следующем плановом периоде. Каждый ответственный исполнитель должен выполнить закреп­ ленные за ним на судне работы в соответствии с полученным оперативным планом, придерживаясь сроков, указанных в этом

175


 

 

 

 

 

 

 

Форма СПУ-1

 

Задание ответственному исполнителю — капитану

 

БМРТ

«Бирюза»

 

 

 

______________

Н а з в а н и е с у д н а

 

 

 

 

Д а т а в ы д а ч и

Ш иф р

р аб о т ы

Д а т а

Д а т а

П р о д о л ж и ­

 

 

пп.

 

н ач ал а

р аб о т ы

о к о н ч ан и я

т е л ь н о с т ь ,

П р и м е ч а н и е

 

р а б о т ы

д н и

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

 

5

6

7

1

32

38

4/IX

8/IX

4,0

_

2

40

42

4/IX

9/IX

4,9

Прибытие

судна

с промысла

в порт ---------------------------------------

 

----------------------

 

Срок постановки судна на СРЗ ----------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

Срок выхода судна из ремонта

-------------------------------------------— -----------------------

 

Общая продолжительность стоянки

 

п л а н

 

 

судна ^ ^ 5 ^ 5 ------------------------------------

 

-

Срок выхода судна на промысел------------------------------------------

 

 

— - — ------------------

Руководитель группы СПУ

 

 

 

 

 

плане. В течение всего следующего периода работ наблюдение и контроль за всем ходом процесса подготовки судна выпол­ няется диспетчерами. По окончании этого периода весь процесс перепланирования и составления оперативного плана повто­ ряется вновь. В течение всего срока подготовки .судна к выходу на промысел корректировка сетевой модели и составление опе­ ративных планов работ повторяется 6—8 раз.

Одной из главных задач начальника базы и службы эксплуа­ тации флота на протяжении всей стадии оперативного управле­ ния подготовкой судна к выходу на промысел при использова­ нии СПУ является изыскание методов и средств сокращения продолжительностей критических и подкритических работ и тщательный контроль за соблюдением сроков выполнения именно этих работ, а также принятие решений по предотвраще­ нию их срыва. Поэтому начальнику службы эксплуатации флота подается информация после каждого пересчета сетевого графика именно по этим работам по форме, указанной ниже.

■ Следует отметить, что особое внимание при каждом анализе модели следует уделять не столько фиксации сложившегося положения, сколько прогнозированию будущего хода работ для заблаговременного выявления «узких мест».

Использование сетевого планирования и управления при под­ готовке судов к промысловой работе позволило, например, Калининградской базе тралового флота получить реальный эко­ номический эффект. По мере освоения новой для базы системы СПУ сокращались сроки подготовки судов к. промысловой ра-

176