Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
31 |
|
|
И с п о л ь зо в а н и е к а л е н д а р н о г о в р ем ен и |
|
||||
|
п о осн овн ы м |
в и д а м с у д о в р ы б о п р о м ы с л о в о го |
||||
|
|
ф л о т а , % к к а л е н д а р н о м у |
|
|||
В р е м я |
|
Б М Р Т |
|
Р Т М « А т л а н т и к » |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 9 6 6 г. 1 9 6 7 г . 1 9 6 8 г. 1 9 6 6 г . 1 9 6 7 г . 1 9 6 8 г . |
|||||
Ремонтное .............................................. |
21 ,6 |
22,2 |
24,0 |
— |
3,7 |
14,2 |
В море .................................................. |
70,9 |
71,8 |
68,2 |
86,8 |
76,0 |
|
в том числе |
15,5 |
17,4 |
14,7 |
--- ' |
21,5 |
20,7 |
переходы на промысел и обратно . |
||||||
промысловое время, в том числе на |
55,4 |
54,4 |
53,5 |
_ |
61,7 |
55,3 |
лову .................................................. |
||||||
В порту .................................................. |
5,7 |
4,1 |
5,3 |
— |
8,2 |
8,7 |
Простои по метеорологическим причи |
1,8 |
1,9 |
2,5 |
— |
1,3 |
1,1 |
нам и др................................................... |
||||||
|
|
|
Продолжение табл. |
31 |
||
|
И с п о л ь з о в а н и е к а л е н д а р н о г о в р ем ен и |
|||||
|
п о осн о в н ы м |
в и д а м с у д о в р ы б о п р о м ы с л о в о го |
||||
|
|
ф л о т а , % к к а л е н д а р н о м у |
|
|||
В р ем я |
Р Т М « Т р о п и к » |
|
С Р Т М - 5 4 0 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 9 6 6 г . 1 9 6 7 г . 1 9 6 8 г. 1 9 6 6 г . 1 9 6 7 г . 1 9 6 8 г . |
|||||
Ремонтное .............................................. |
27,0 |
30,1 |
32,0 |
32,5 |
37,2 |
35,7 |
В м о р е ........................... ....................... |
66,3 |
63,1 |
59,7 |
61,7 |
56,7 |
57,7 |
в том числе |
|
20,0 |
17,7 |
9,6 |
9,4 |
9,2 |
переходы на промысел и обратно . . il5,7 - |
||||||
промысловое время, в том численна |
50,6 |
43,1 |
42,1 |
52,1 |
47,3 |
48,5 |
лову .................................................. |
||||||
В порту .................................................. |
4,4 |
4,3 |
5,3 |
-4,2 |
4,1 |
5,0 |
Простои по метеорологическим причи- |
2,3 |
2,5, 2,9 |
1,6 |
2,0 |
1,6 |
|
нам и др. ............................................... |
ходов, стоянка в ремонте и портах. Как видно из приведенных данных, стоянка в портах занимает в среднем около 5—6% ка лендарного времени. Что же касается судов устаревшей кон струкции (СРТ, СРТР, MPT, РТ и Д р.), то время нахождения их в ремонте достигает 40—50% от календарного времени, при этом длительность ремонта не сокращается, а с каждым годом растет.
Поэтому сокращение времени ремонта, а также сокращение времени на переходах, сокращение времени на поиски рыбы — это главные резервы повышения эффективности работы всей рыбной промышленности. Все эти резервы можно реализовать, если будет улучшен процесс организации управления флотом, а конкретно, повышена оперативность управления работой флота на промысле, а также ускорен процесс ремонта судов.
219
Другим важным путем повышения эффективности производ ства в рыбной отрасли является обновление флота, создание и внедрение более прогрессивных промысловых, транспортных и рыбообрабатывающих судов, которые бы по стоимости были ниже, а по производительности значительно выше эксплуатируе мых ныне судов устаревшей конструкции (СРТМ, СРТ, СРТР, РТ, МРТ и др.). Создание новых типов рыболовных судов и схем эксплуатации флота для того или другого района океани ческого рыболовства должно проводиться на основе научных технико-экономических проработок, исходя из задачи повыше ния эффективности затрат.
Одна из наиболее крупных мер по повышению эффективности затрат — это широкое внедрение новейшей техники, обеспечи вающей значительное сокращение численности судовых эки пажей.
При разработке новых типов судов необходимо предусмат ривать увеличение в экономически целесообразных пределах скоростей судов, применение энергетических установок, позво ляющих маневрировать распределением мощностей в различных режимах работы судна, а также винтов регулируемого шага и подруливающих устройств; улучшение устойчивости и непотоп ляемости судов при рациональном уменьшении твердого балла ста и применение различных видов успокоителей качки, а также дальнейшее повышение безопасности мореплавания и улучшение условий быта моряков; создание устройств, обеспечивающих быструю и надежную приемку сырья или полуфабриката, а также передачу готовой продукции с одного судна на другое не посредственно в море, внедрение, рациональных схем внутритрюмной механизации погрузочно-разгрузочных работ, включая выливку рыбы из кошельковых неводов, обеспечивающих сокра щение трудовых затрат и повышение производительности труда,
атакже создание устройств для безопасности пересадки людей
вморе;
внедрение современной промысловой техники добычи рыбы и морепродуктов: более совершенных промысловых схем, гидрофицированных лебедок с высокими скоростями выборки и боль шими тяговыми характеристиками, устройства для кошелько вого лова, лова на электросвет и электроток, обеспечивая при этом снижение затрат времени на промысловые операции и сокращение обслуживающего персонала; внедрение электронновычислительной техники для управления судами на промысле и для механизации и автоматизации поиска рыбы;
техническое совершенствование крупнотоннажных добываю ще-перерабатывающих морозильных траулеров, модифицирован ных в зависимости от районов промысла и видов выпускаемой продукции, плавучих консервных заводов, добывающе-перераба тывающих судов с возможностью их использования на бесселе вых методах лова, средних рыболовных сейнеров с улучшенными
220
характеристиками промыслового оборудования и автоматиза цией управления энергетической установкой в экономически целесообразном объеме, судов для рыболовецких колхозов и других судов для прибрежного морского рыболовства;
создание и серийное строительство новых типов экономичных промысловых судов, в том числе среднетоннажного судна для лова пелагических рыб, траулера для Баренцева моря, судов для добычи тунцов, криля, морского зверя, креветок, лангустов, кальмаров, водорослей и судов типа катамаран;
разработку и серийную постройку новых типов транспортных рефрижераторов различной грузоподъемности, а также комби нированных танкеров для завоза топлива на промысел и вывоза рыбной продукции; создание и строительство вспомогательных, научно-исследовательских, поисковых, рыбоохранных и учебно производственных судов с характеристиками, соответствующими условиям работы флота и рыбной промышленности; широкое применение на судах промыслового флота современных синте тических негигроскопических, негорючих материалов для изоля ции трюмов, жилых помещений и трубопроводов, а также на дежных конструкций гидроизоляции трюмов и водоотталкиваю щих покрытий палуб и синтетических красок.
БАЗИРОВАНИЕ ФЛОТА В РАЗЛИЧНЫХ РАЙОНАХ
В качестве основного критерия экономической эффективности варианта базирования флота по районам промысла целесооб разно принять себестоимость единицы готовой рыбопродукции (1 ц, 1 т) на месте потребления, включающую все издержки производства от добычи рыбы-сырца вплоть до доставки ее к месту потребления. В общем виде полная себестоимость рыбо продукции на месте потребления может быть определена по формуле
С = Сп + С0(5-}- Сх -f- СГр |
Cpj -)- Сти, |
|
|||
где Сп — себестоимость производства |
продукции на судах (полуфабрикат); |
||||
Соб — себестоимость |
обработки |
и |
дообработки продукции на плавба |
||
зах, производственных рефрижераторах; |
ба |
||||
Ст — себестоимость |
транспортирования |
рыбопродукции в порты |
|||
зирования; |
|
|
|
грузов (продукции) в порта ;; |
|
СГр — себестоимость переработки рыбных |
|||||
Ср3 — себестоимость производства |
готовой продукции на рыбообрабаты |
||||
вающих предприятиях (без стоимости сырья и полуфабрикатов); |
|||||
Сти — транспортные издержки |
по |
доставке готовой продукции до |
мест |
||
потребления. |
|
|
|
|
|
Основные факторы, которые влияют на уровень себестоимо сти и определяют выбор оптимальных вариантов размещения флота по зонам базирования, — это затраты на рабочую силу, топливо, ремонт; затраты, связанные с отдаленностью портов базирования флота от районов промысла и портов базирования до мест потребления; амортизационные расходы.
9 П . М . З а г л у б о ц к и й |
221 |
Если принять затраты на производство рыбопродукции в порту Рига за единицу, то районные поправочные коэффициенты к статьям затрат в себестоимости производства рыбопродукции на судах и береговых предприятиях, базирующихся в других районах, будут следующие (табл. 32).
Т а б л и ц а 32
|
|
П о р т ы б а з и р о в а н и я |
|
С т а т ь я з а т р а т |
М у р м а н с к |
С е в а с т о |
В л а д и |
|
п о л ь |
в о с т о к |
|
|
|
П е т р о
па в л о в с к -
Ка м ч а т ск и й
Всего по заработной плате ................ |
2,1 |
1 |
1,3 |
2,7 |
районная надбавка ....................... |
1,4 |
1 |
1,3 |
1,8 |
надбавка . ....................................... |
1,5 |
1 |
1,0 |
1,5 |
Топливо* |
1,3 |
0,85 |
1,3 |
' 1,7 |
жидкое ....................... ..... . . . . |
||||
дизельное . . . . . . . . . . . |
1,25 |
0,91 |
1,2 |
1,6 |
Амортизация на капитальный ремонт** |
1,5 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
Общезаводские расходы . . . . . . . . |
1,5 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
* По нормативным ценам ЦНИИ Морского флота на жидкое топливо франк- |
||||
бункер судно по бассейнам. |
|
|
фонды |
рыбного |
** По нормам амортизационных отчислений на основные |
||||
хозяйства СССР, утвержденным Госпланом СССР. |
|
|
|
Кроме этих поправочных коэффициентов к статьям затрат, как мы уже указали выше, необходимо учесть разницу в транс портных расходах, связанных с различной удаленностью портов базирования флота от промысловых районов и от районов по требления готовой рыбопродукции. Изучение географии океани ческого рыболовства СССР показывает, что основные зоны про мысла, где промысел производится однотипными судами раз
личных главных бассейновых |
управлений, |
сосредоточены в |
Атлантическом океане. |
|
|
Так, основная доля уловов в Атлантическом океане в по |
||
следние годы (1967— 1969 гг.) |
приходилась |
на «Запрыбу» |
(48,9— 51,7%), «Севрыбу» (38,6—38,5 %) ив меньшей мере на «Аз-
черрыбу» (12,6—:9,7%). Приведем пример расчета сравнитель ной эффективности размещения судов типа БМРТ по бассейнам. Портами базирования флота при расчете приняты: Мурманск («Севрыба»), Рига («Запрыба»), Севастополь («Азчеррыба»), а районами промысла — районы А и Б Северной Атлантики. Как известно, БМРТ производят готовую продукцию, достав ляемую в порт транспортными рефрижераторами. Себестои мость 1 ц рыбопродукции определяем по формуле
СПолн'= Сгп Т С р ~Р С р -р Сжд,
I 222