Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где Сгп — себестоимость

производства

1

1 ц рыбопродукции на БМРТ;

Стр — себестоимость

перевозки

ц рыбопродукции на

транспортных

рефрижераторах;

 

>

1

ц рыбопро­

Сгр — себестоимость

грузовых операций •по переработке

дукции в портах;

1

;

по

железной

Сжд — себестоимость

перевозки

ц рыбопродукции

дороге.

 

 

!

 

(в руб.)

По приведенной формуле расчет стоимости затрат

1 ц рыбопродукции при базировании БМРТ на порты Мурманск, Севастополь и Ригу показан в табл. 33.

Т а б л и ц а 33

 

 

 

Элементы себестоимости

 

Порт

Районы

 

 

 

 

 

с

базирования

промысла

 

 

,

 

Сжд

 

 

С г п

С Ф

^ Т р

ПОЛИ

Мурманск

А

4 1 ,4

4 , 4

*

.. 0 ,2

1,7

4 7 ,7

Севастополь

 

4 0 ,7

3,7

 

0,1

1,2

4 5 ,7

Рига

Б

3 6 ,5

2 , 9

 

0,1

1,4

4 0 ,9

Мурманск

4 1 ,4

4 , 7

 

0 ,2

1,7

4 8 ,0

Севастополь

 

4 0 ,7

3 ,8

 

0,1

1,2

4 5 ,8

Рига

 

3 6 ,5

3 ,3

 

0,1

1,4

4 1 ,3

Пр и м е ч а н и е .

Сгп — взято по

отчетным данным за 1968 г.

в среднем

по управлениям «Запрыбы», «Севрыбы», «Азчеррыбы»;

Сжд — взято

исходя из

объема потребления

рыбопродукции,

поступающей из

Мурманска в

Ленинград

(27%), в Москву (42%), Свердловск (13%), Киев (12%); из Риги в Москву (22%), в Киев — (54%). Остальная продукция поступает в Минск, Саратов, Воронеж. Из Севастополя продукция поступает в Киев (90%).

Сравнительная эффективность работы промыслового флота «Запрыбы», «Севрыбы» и «Азчеррыбы» при экспедиционной ор­ ганизации промысла показана в табл. 34.

Как видно из приведенных данных, при почти одинаковом объеме годового вылова и выпуска продукции на однотипное судно эксплуатационные расходы и суммарные капиталовложе­ ния по разным главкам различны. В большей степени различие

наблюдается

в эксплуатационных расходах по

судам

БМРТ

«Севрыбы» и «Запрыбы»

(1375,5 и 1058 тыс.

руб.),

ведущих

промыслы в

Северной

Атлантике. Это

вызвано

более

высоким уровнем заработной платы (наличием районного коэф­ фициента и полярных надбавок), более высокими амортиза­ ционными отчислениями, затратами на топливо в северных райо­ нах (Мурманск) по сравнению с районами Прибалтики (Рига). И в то же время при условии дислокации судов РТМ на Ригу, Севастополь эксплуатационные расходы различаются незначи­ тельно, но в связи с удаленностью порта Севастополь от районов промысла капиталовложения на приемо-транспортный борт в «Азчеррыбе» превышают капиталовложения в «Запрыбе» почти

в 2 раза

(для районов Южной Атлантики по «Запрыбе»

510 тыс.

руб., в «Азчеррыбе» 1000 тыс. руб.).

9* 223


П о к а з а т е л и

Б М Р Т

Р а й о н

А

ев - б а »

а п - б а »

« С р ы

« З р ы

 

 

 

Т а б л и ц а

34

 

Р Т М

 

Р Т М

 

Р а й о н Б

 

Р а й о н В

¥ а

зчА« е р -

быра »

V Си

А«э ч е р - быра »

*

 

 

, *

 

 

 

 

С Я

 

СО 2

 

 

оз О

 

 

 

СО 2

 

Промысловое время,

сутки . .

209

209

222

214

170

168,5

Переходы на промысел и обрат­

42

49,7

42

48,4

94,0

94,0-

но, сутки

...................................

 

 

Стоянка в порту, сутки . . . .

24,0

16,3

11,0

12,5

11,0

12,5

Годовой вылов,

тыс. ц . . . .

71,1

71,2

48,8

47,1

51,2

50,5

Выпуск продукции,

тыс. ц . .

48,8

48,8

39,1

33,6

36,0

35,2

Стоимость

готовой

продукции,

2608,0

2496,0

1278,0

1810,3

1797,8

1932,1

тыс. руб.

. . .

у

...................расходы,

Эксплуатационные

1375

1058

779,9

775,4

777,3

829,1

тыс. руб.......................................

 

 

 

Финансовый результат, тыс. руб.

1232,5

1438

1493,6

1134,9

1020,5

п о з , а

Общие

капиталовложения,

2780,0

2947,0

1970,0

2175,0

2060,0

2550,»

тыс. руб........................................

 

 

 

В том числе;

 

 

2400,0

2400,0

1550,0

1550,0

1550,0

1550,»

по добывающим судам . .

по транспортным судам . .

580,0

597,0

420,0

625,0

510,0

1000,»

Рентабельность (к капиталовло­

41,4

48,0

76,1

52,2

49,5

43,3

жениям),

% ...............................

 

 

Окупаемость, го д ы

....................

2,4

2,1

1,3

1,9

2,0

2,3.

Определим сравнительную экономическую эффективность (приняв во внимание значимость указанных выше факторов) работы судов БМРТ «Севрыбы» и «Запрыбы» в Север­ ной Атлантике, РТМ «Азчеррыбы» и «Запрыбы» в Центральной и Южной Атлантике по формуле

 

Э = (Q + /+ £ „) - ( С а+ * ,£ „ ),

 

где Ci

и С% — эксплуатационные затраты сравниваемых

вариантов (себесто-.

 

имость), тыс. руб.;

 

Ki

и К2 — капиталовложения сравниваемых вариантов, тыс. руб.;

 

£н — нормативный коэффициент эффективности,

равный 0,15.

Применив указанную формулу, определим сравнительную экономическую эффективность. По судам типа БМРТ «Севрыбы» и «Запрыбы», промышляющих в Северной Атлантике, она равна

Э = (1375,5 +0,15-2980) — (1058,0 + 0,15-2997) = 314 тыс. руб.

Таким образом, эффективность работы судов типа БМРТ «Запрыбы», промышляющих в Северной Атлантике, выше

224


на 314 тыс. руб., чем у этого типа судов, базирующихся в Мурманске («Севрыбы»),

Сравнительная экономическая эффективность работы судов типа РТМ, промышляющих в районе Центральной Атлантики, базирующихся в Риге («Запрыба») и Севастополе («Азчеррыба»), будет:

Э = (775,4 + 0,15-2175) — (779,9 + 0,15-1970) = 26 тыс. руб.

Для тех же судов, работающих в Южной Атлантике:

Э = (829,1 +0,15-2550) — (777,3 + 0,15-2060) = 125,0 тыс. руб.

Таким образом, базирование одного РТМ в портах «Запрыбы» экономически эффективнее, чем в портах «Азчеррыбы» при организации промысла в Центральной Атлантике на 26 тыс. руб. и в Южной Атлантике на 125 тыс. руб.

ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫСЛА

В настоящее время в рыбной промышленности получили ши­ рокое применение автономная и экспедиционная формы органи­ зации промысла в открытом океане.

Для оценки эффективности этих двух форм организации промысла проведем расчеты, приняв за критерий эффективности себестоимость 1 т рыбы-сырца. В расчетах приняты различные расстояния удаленности сырьевых районов от портов базиро­ вания судов, ограничения продолжительности пребывания судов в море не более ПО суток при автономной организации лова и 175 суток при экспедиционной организации лова.

Районами промысла для судов выбраны Атлантический и Ти­ хоокеанский бассейны. Объектами промысла приняты для БМРТ 70% лова — треска; 30% — остальные донные рыбы; для РТМ типа «Тропик» — 80% тунец и 20% — прочие рыбы.

Уловы за сутки промысла в расчетах приняты условно: при автономной организации промысла БМРТ в Северной Атлантике соответственно 35 и 30 т; для РТМ — тихоокеанские районы — 25 т.

Расчеты затрат и себестоимости вылова рыбы в зависимо­ сти от удаления районов промысла для судов типа БМРТ-1900 приведены в табл. 35 и для судов типа «Тропик» в табл. 36.

Как видно из приведенных данных, по мере удаления райо­ нов промысла от портов базирования на расстояние более 1000 миль в результате уменьшения времени нахождения судов на лову снижается вылов на 1 судно. Это объясняется тем, что при автономной работе судов увеличиваются затраты времени на переходы к месту лова и обратно, а при экспедиционной органи­ зации лова растут затраты времени на переходы к транспорт­ ным судам и увеличивается время на стоянках у транспортных судов в море.

225


 

 

 

 

Т а б л и ц а

35

А вт о н о м н ы й л о в

Э к сп ед и ц и о н н ы й л о в

П о к а з а т е л и

р а с с т о я н и е о т п о р т а б а з и р о в а н и я , м и л и

 

 

 

 

 

 

1 0 0 0

2 0 0 0

3 0 0 0

1 0 0 0

2 0 0 0

3 0 0 0

Атлантический бассейн

Годовой вылов рыбы на одно

5610

4870

4310

6150

5000

5300

судно, т ...........................

. . .

Эксплуатационные

затраты,

1249,2

1231,2

1209,8

1431,8

1384,2

1322,0

тыс. руб.......................................

 

 

Себестоимость 1 т рыбы-сырца,

222

253

281

233

243

250

руб.................................................

 

 

 

 

Тихоокеанский бассейн

 

 

 

 

Годовой вылов рыбы на одно

5900

5050

4400

6800

6200

5000

судно, т ......................................

затраты,

Эксплуатационные

1656,3

1606,3

1549,5

1929,0

1847,2

1049,0

тыс. руб........................................

 

 

Себестоимость 1 т рыбы-сырца,

281

318

352

284

298

 

307

руб.................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

36

 

 

 

 

 

А в т о н о м н ы й п р о м ы с е л

 

 

 

 

 

 

Р а с с т о я н и е о т п о р т а б а з и р о в а н и я ,

м и л и

П о к а з а т е л и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 0 0 0

3 0 0 0

4 5 0 0

6 0 0 0

Годовой вылов рыбы на 1 судно, т .

4310

2970

2940

2140

Эксплуатационные

затраты

в

году,

653

692

 

676

666

тыс. руб....................................................

 

 

руб./т

 

Себестоимость 1 т рыбы-сырца,

154

230

 

270

310

 

 

 

 

 

Продолжение табл.

36

 

 

 

 

 

Э к с п е д и ц и о н н ы й п р о м ы с е л

 

 

 

 

 

 

Р а с с т о я н и е о т п о р т а б а з и р о в а н и я ,

м и л и

П о к а з а т е л и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 0 0 0

3 0 0 0

4 5 0 0

6 0 0 0

Годовой вылов рыбы на 1 судно, т .

4760

4100

 

3580

3170

Эксплуатационные

затраты

в

году,

789

843

827,6

817,2

тыс. руб. ...............................................

Себестоимость 1 т рыбы-сырца,

руб./т

166

206

 

228

258

2 2 »


С удалением районов промысла возрастает себестоимость 1 т добытой рыбы-сырца, что характеризует снижение экономи­ ческой эффективности вылова. При этом интересно отметить, что при увеличении расстояния от портов базирования более чем на 1000 миль абсолютная величина годовых эксплуатацион­ ных затрат на 1 судно имеет тенденцию к снижению. Снижение эксплуатационных затрат на единицу добытой рыбы-сырца вызвано: по БМРТ снижением годового вылова рыбы на 1 суд­ но, по РТМ «Тропик», помимо этого фактора, также увеличе­ нием годовых эксплуатационных затрат на 1 судно.

Себестоимость 1 т добытой рыбы при увеличении расстояния от портов базирования растет неодинаково. Так, по БМРТ при увеличении расстояния от портов базирования с 1000 до 2000 миль при работе их в Атлантическом бассейне рост себе­ стоимости вылова 1 т рыбы-сырца составил при автономном лове 14%, при экспедиционном лове 4,3%. При этом годовой вылов на 1 судно снижен соответственно на 13,2 и 7,3%. По мере увеличения удаленности промысловых районов от портов бази­ рования РТМ «Тропик» с 1000 до 3000 миль при автономной организации промысла наблюдается рост себестоимости на 1 т добытой рыбы-сырца на 49,4% и снижение вылова рыбы на судно на 31,1%; при экспедиционной организации промысла себестоимость на 1 т добытой рыбы-сырца увеличивается на 24,1% при снижении вылова рыбы на 1 судно на 13,9%.

Таким образом, экономическая целесообразность экспеди­ ционного лова по сравнению с автономным при удалении райо­

нов промысла от порта базирования

на расстояние

свыше

1500 миль несомненна. Автономный лов

экономически

выгоден

для судов типа БМРТ и РТМ «Тропик»

в районах промысла,

удаленных от баз до 1500 миль.

 

 

О целесообразности проектирования базы-порта. Развитие активного океанического рыболовства неизбежно сопровож­ дается быстрым количественным и качественным ростом про­ мыслового флота, созданием все более совершенных технических средств для добычи рыбы и ее переработки в готовую продук­ цию непосредственно в районе промысла. В то же время по мере увеличения радиуса действия промыслового флота возра­ стают затраты времени, материальных средств и моторесурсов судов на переходы в район промысла и обратно, уменьшается доля промыслового времени в годовом бюджете времени судна и, как следствие, снижается эффективность эксплуатации про­ мыслового флота, растет себестоимость продукции.

Увеличиваются объемы предупредительных и текущих ре­ монтов судов. Растут расходы на подвоз транспортными судами топлива, снабжения и вывоз продукции из районов промысла. Рост численности промыслового флота усложняет организацию совместной работы судов рыбопромыслового и транспортного флота. Увеличиваются трудности обеспечения флота ремонтной