Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
где Сгп — себестоимость |
производства |
1 |
1 ц рыбопродукции на БМРТ; |
||
Стр — себестоимость |
перевозки |
ц рыбопродукции на |
транспортных |
||
рефрижераторах; |
|
> |
1 |
ц рыбопро |
|
Сгр — себестоимость |
грузовых операций •по переработке |
||||
дукции в портах; |
1 |
; |
по |
железной |
|
Сжд — себестоимость |
перевозки |
ц рыбопродукции |
|||
дороге. |
|
|
! |
|
(в руб.) |
По приведенной формуле расчет стоимости затрат |
1 ц рыбопродукции при базировании БМРТ на порты Мурманск, Севастополь и Ригу показан в табл. 33.
Т а б л и ц а 33
|
|
|
Элементы себестоимости |
|
|||
Порт |
Районы |
|
|
|
|
|
с |
базирования |
промысла |
|
|
, |
|
Сжд |
|
|
|
С г п |
С Ф |
^ Т р |
ПОЛИ |
||
Мурманск |
А |
4 1 ,4 |
4 , 4 |
* |
.. 0 ,2 |
1,7 |
4 7 ,7 |
Севастополь |
|
4 0 ,7 |
3,7 |
|
0,1 |
1,2 |
4 5 ,7 |
Рига |
Б |
3 6 ,5 |
2 , 9 |
|
0,1 |
1,4 |
4 0 ,9 |
Мурманск |
4 1 ,4 |
4 , 7 |
|
0 ,2 |
1,7 |
4 8 ,0 |
|
Севастополь |
|
4 0 ,7 |
3 ,8 |
|
0,1 |
1,2 |
4 5 ,8 |
Рига |
|
3 6 ,5 |
3 ,3 |
|
0,1 |
1,4 |
4 1 ,3 |
Пр и м е ч а н и е . |
Сгп — взято по |
отчетным данным за 1968 г. |
в среднем |
|
по управлениям «Запрыбы», «Севрыбы», «Азчеррыбы»; |
Сжд — взято |
исходя из |
||
объема потребления |
рыбопродукции, |
поступающей из |
Мурманска в |
Ленинград |
(27%), в Москву (42%), Свердловск (13%), Киев (12%); из Риги в Москву (22%), в Киев — (54%). Остальная продукция поступает в Минск, Саратов, Воронеж. Из Севастополя продукция поступает в Киев (90%).
Сравнительная эффективность работы промыслового флота «Запрыбы», «Севрыбы» и «Азчеррыбы» при экспедиционной ор ганизации промысла показана в табл. 34.
Как видно из приведенных данных, при почти одинаковом объеме годового вылова и выпуска продукции на однотипное судно эксплуатационные расходы и суммарные капиталовложе ния по разным главкам различны. В большей степени различие
наблюдается |
в эксплуатационных расходах по |
судам |
БМРТ |
|
«Севрыбы» и «Запрыбы» |
(1375,5 и 1058 тыс. |
руб.), |
ведущих |
|
промыслы в |
Северной |
Атлантике. Это |
вызвано |
более |
высоким уровнем заработной платы (наличием районного коэф фициента и полярных надбавок), более высокими амортиза ционными отчислениями, затратами на топливо в северных райо нах (Мурманск) по сравнению с районами Прибалтики (Рига). И в то же время при условии дислокации судов РТМ на Ригу, Севастополь эксплуатационные расходы различаются незначи тельно, но в связи с удаленностью порта Севастополь от районов промысла капиталовложения на приемо-транспортный борт в «Азчеррыбе» превышают капиталовложения в «Запрыбе» почти
в 2 раза |
(для районов Южной Атлантики по «Запрыбе» |
510 тыс. |
руб., в «Азчеррыбе» 1000 тыс. руб.). |
9* 223
П о к а з а т е л и
Б М Р Т
Р а й о н |
А |
ев - б а » |
а п - б а » |
« С р ы |
« З р ы |
|
|
|
Т а б л и ц а |
34 |
|
Р Т М |
|
Р Т М |
|
Р а й о н Б |
|
Р а й о н В |
||
¥ а |
зчА« е р - |
быра » |
V Си |
А«э ч е р - быра » |
• * |
|
|
, * |
|
|
|
|
С Я |
|
СО 2 |
|
|
оз О |
|
|
|
СО 2 |
|
Промысловое время, |
сутки . . |
209 |
209 |
222 |
214 |
170 |
168,5 |
||
Переходы на промысел и обрат |
42 |
49,7 |
42 |
48,4 |
94,0 |
94,0- |
|||
но, сутки |
................................... |
|
|
||||||
Стоянка в порту, сутки . . . . |
24,0 |
16,3 |
11,0 |
12,5 |
11,0 |
12,5 |
|||
Годовой вылов, |
тыс. ц . . . . |
71,1 |
71,2 |
48,8 |
47,1 |
51,2 |
50,5 |
||
Выпуск продукции, |
тыс. ц . . |
48,8 |
48,8 |
39,1 |
33,6 |
36,0 |
35,2 |
||
Стоимость |
готовой |
продукции, |
2608,0 |
2496,0 |
1278,0 |
1810,3 |
1797,8 |
1932,1 |
|
тыс. руб. |
. . . |
у |
...................расходы, |
||||||
Эксплуатационные |
1375 |
1058 |
779,9 |
775,4 |
777,3 |
829,1 |
|||
тыс. руб....................................... |
|
|
|
||||||
Финансовый результат, тыс. руб. |
1232,5 |
1438 |
1493,6 |
1134,9 |
1020,5 |
п о з , а |
|||
Общие |
капиталовложения, |
2780,0 |
2947,0 |
1970,0 |
2175,0 |
2060,0 |
2550,» |
||
тыс. руб........................................ |
|
|
|
||||||
В том числе; |
|
|
2400,0 |
2400,0 |
1550,0 |
1550,0 |
1550,0 |
1550,» |
|
по добывающим судам . . |
|||||||||
по транспортным судам . . |
580,0 |
597,0 |
420,0 |
625,0 |
510,0 |
1000,» |
|||
Рентабельность (к капиталовло |
41,4 |
48,0 |
76,1 |
52,2 |
49,5 |
43,3 |
|||
жениям), |
% ............................... |
|
|
||||||
Окупаемость, го д ы |
.................... |
2,4 |
2,1 |
1,3 |
1,9 |
2,0 |
2,3. |
Определим сравнительную экономическую эффективность (приняв во внимание значимость указанных выше факторов) работы судов БМРТ «Севрыбы» и «Запрыбы» в Север ной Атлантике, РТМ «Азчеррыбы» и «Запрыбы» в Центральной и Южной Атлантике по формуле
|
Э = (Q + /+ £ „) - ( С а+ * ,£ „ ), |
|
где Ci |
и С% — эксплуатационные затраты сравниваемых |
вариантов (себесто-. |
|
имость), тыс. руб.; |
|
Ki |
и К2 — капиталовложения сравниваемых вариантов, тыс. руб.; |
|
|
£н — нормативный коэффициент эффективности, |
равный 0,15. |
Применив указанную формулу, определим сравнительную экономическую эффективность. По судам типа БМРТ «Севрыбы» и «Запрыбы», промышляющих в Северной Атлантике, она равна
Э = (1375,5 +0,15-2980) — (1058,0 + 0,15-2997) = 314 тыс. руб.
Таким образом, эффективность работы судов типа БМРТ «Запрыбы», промышляющих в Северной Атлантике, выше
224
на 314 тыс. руб., чем у этого типа судов, базирующихся в Мурманске («Севрыбы»),
Сравнительная экономическая эффективность работы судов типа РТМ, промышляющих в районе Центральной Атлантики, базирующихся в Риге («Запрыба») и Севастополе («Азчеррыба»), будет:
Э = (775,4 + 0,15-2175) — (779,9 + 0,15-1970) = 26 тыс. руб.
Для тех же судов, работающих в Южной Атлантике:
Э = (829,1 +0,15-2550) — (777,3 + 0,15-2060) = 125,0 тыс. руб.
Таким образом, базирование одного РТМ в портах «Запрыбы» экономически эффективнее, чем в портах «Азчеррыбы» при организации промысла в Центральной Атлантике на 26 тыс. руб. и в Южной Атлантике на 125 тыс. руб.
ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫСЛА
В настоящее время в рыбной промышленности получили ши рокое применение автономная и экспедиционная формы органи зации промысла в открытом океане.
Для оценки эффективности этих двух форм организации промысла проведем расчеты, приняв за критерий эффективности себестоимость 1 т рыбы-сырца. В расчетах приняты различные расстояния удаленности сырьевых районов от портов базиро вания судов, ограничения продолжительности пребывания судов в море не более ПО суток при автономной организации лова и 175 суток при экспедиционной организации лова.
Районами промысла для судов выбраны Атлантический и Ти хоокеанский бассейны. Объектами промысла приняты для БМРТ 70% лова — треска; 30% — остальные донные рыбы; для РТМ типа «Тропик» — 80% тунец и 20% — прочие рыбы.
Уловы за сутки промысла в расчетах приняты условно: при автономной организации промысла БМРТ в Северной Атлантике соответственно 35 и 30 т; для РТМ — тихоокеанские районы — 25 т.
Расчеты затрат и себестоимости вылова рыбы в зависимо сти от удаления районов промысла для судов типа БМРТ-1900 приведены в табл. 35 и для судов типа «Тропик» в табл. 36.
Как видно из приведенных данных, по мере удаления райо нов промысла от портов базирования на расстояние более 1000 миль в результате уменьшения времени нахождения судов на лову снижается вылов на 1 судно. Это объясняется тем, что при автономной работе судов увеличиваются затраты времени на переходы к месту лова и обратно, а при экспедиционной органи зации лова растут затраты времени на переходы к транспорт ным судам и увеличивается время на стоянках у транспортных судов в море.
225
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
35 |
А вт о н о м н ы й л о в |
Э к сп ед и ц и о н н ы й л о в |
||||
П о к а з а т е л и |
р а с с т о я н и е о т п о р т а б а з и р о в а н и я , м и л и |
|
|||
|
|
|
|
|
|
1 0 0 0 |
2 0 0 0 |
3 0 0 0 |
1 0 0 0 |
2 0 0 0 |
3 0 0 0 |
Атлантический бассейн
Годовой вылов рыбы на одно |
5610 |
4870 |
4310 |
6150 |
5000 |
5300 |
|||
судно, т ........................... |
. . . |
||||||||
Эксплуатационные |
затраты, |
1249,2 |
1231,2 |
1209,8 |
1431,8 |
1384,2 |
1322,0 |
||
тыс. руб....................................... |
|
|
|||||||
Себестоимость 1 т рыбы-сырца, |
222 |
253 |
281 |
233 |
243 |
250 |
|||
руб................................................. |
|
|
|||||||
|
|
Тихоокеанский бассейн |
|
|
|
|
|||
Годовой вылов рыбы на одно |
5900 |
5050 |
4400 |
6800 |
6200 |
5000 |
|||
судно, т ...................................... |
затраты, |
||||||||
Эксплуатационные |
1656,3 |
1606,3 |
1549,5 |
1929,0 |
1847,2 |
1049,0 |
|||
тыс. руб........................................ |
|
|
|||||||
Себестоимость 1 т рыбы-сырца, |
281 |
318 |
352 |
284 |
298 |
|
307 |
||
руб................................................. |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
36 |
||
|
|
|
|
|
А в т о н о м н ы й п р о м ы с е л |
|
|
||
|
|
|
|
Р а с с т о я н и е о т п о р т а б а з и р о в а н и я , |
м и л и |
||||
П о к а з а т е л и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 0 0 0 |
3 0 0 0 |
4 5 0 0 |
6 0 0 0 |
||
Годовой вылов рыбы на 1 судно, т . |
4310 |
2970 |
2940 |
2140 |
|||||
Эксплуатационные |
затраты |
в |
году, |
653 |
692 |
|
676 |
666 |
|
тыс. руб.................................................... |
|
|
руб./т |
|
|||||
Себестоимость 1 т рыбы-сырца, |
154 |
230 |
|
270 |
310 |
||||
|
|
|
|
|
Продолжение табл. |
36 |
|||
|
|
|
|
|
Э к с п е д и ц и о н н ы й п р о м ы с е л |
|
|
||
|
|
|
|
Р а с с т о я н и е о т п о р т а б а з и р о в а н и я , |
м и л и |
||||
П о к а з а т е л и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 0 0 0 |
3 0 0 0 |
4 5 0 0 |
6 0 0 0 |
||
Годовой вылов рыбы на 1 судно, т . |
4760 |
4100 |
|
3580 |
3170 |
||||
Эксплуатационные |
затраты |
в |
году, |
789 |
843 |
827,6 |
817,2 |
||
тыс. руб. ............................................... |
|||||||||
Себестоимость 1 т рыбы-сырца, |
руб./т |
166 |
206 |
|
228 |
258 |
2 2 »
С удалением районов промысла возрастает себестоимость 1 т добытой рыбы-сырца, что характеризует снижение экономи ческой эффективности вылова. При этом интересно отметить, что при увеличении расстояния от портов базирования более чем на 1000 миль абсолютная величина годовых эксплуатацион ных затрат на 1 судно имеет тенденцию к снижению. Снижение эксплуатационных затрат на единицу добытой рыбы-сырца вызвано: по БМРТ снижением годового вылова рыбы на 1 суд но, по РТМ «Тропик», помимо этого фактора, также увеличе нием годовых эксплуатационных затрат на 1 судно.
Себестоимость 1 т добытой рыбы при увеличении расстояния от портов базирования растет неодинаково. Так, по БМРТ при увеличении расстояния от портов базирования с 1000 до 2000 миль при работе их в Атлантическом бассейне рост себе стоимости вылова 1 т рыбы-сырца составил при автономном лове 14%, при экспедиционном лове 4,3%. При этом годовой вылов на 1 судно снижен соответственно на 13,2 и 7,3%. По мере увеличения удаленности промысловых районов от портов бази рования РТМ «Тропик» с 1000 до 3000 миль при автономной организации промысла наблюдается рост себестоимости на 1 т добытой рыбы-сырца на 49,4% и снижение вылова рыбы на судно на 31,1%; при экспедиционной организации промысла себестоимость на 1 т добытой рыбы-сырца увеличивается на 24,1% при снижении вылова рыбы на 1 судно на 13,9%.
Таким образом, экономическая целесообразность экспеди ционного лова по сравнению с автономным при удалении райо
нов промысла от порта базирования |
на расстояние |
свыше |
1500 миль несомненна. Автономный лов |
экономически |
выгоден |
для судов типа БМРТ и РТМ «Тропик» |
в районах промысла, |
|
удаленных от баз до 1500 миль. |
|
|
О целесообразности проектирования базы-порта. Развитие активного океанического рыболовства неизбежно сопровож дается быстрым количественным и качественным ростом про мыслового флота, созданием все более совершенных технических средств для добычи рыбы и ее переработки в готовую продук цию непосредственно в районе промысла. В то же время по мере увеличения радиуса действия промыслового флота возра стают затраты времени, материальных средств и моторесурсов судов на переходы в район промысла и обратно, уменьшается доля промыслового времени в годовом бюджете времени судна и, как следствие, снижается эффективность эксплуатации про мыслового флота, растет себестоимость продукции.
Увеличиваются объемы предупредительных и текущих ре монтов судов. Растут расходы на подвоз транспортными судами топлива, снабжения и вывоз продукции из районов промысла. Рост численности промыслового флота усложняет организацию совместной работы судов рыбопромыслового и транспортного флота. Увеличиваются трудности обеспечения флота ремонтной