Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

базой. Поэтому рост численности отечественного рыбопромысло­ вого флота и оснащение его за последнее десятилетие техниче­ ски совершенными рыбодобывающими и перерабатывающими судами поставили на повестку дня вопросы повышения эффек­ тивности использования флота и оптимизации управления.

Очевидно, что применяемая сейчас форма экспедиционного промысла далеко не исчерпала возможности повышения его эффективности. Во-первых, все еще велики затраты времени на переходы промысловых судов в районы лова и обратно. Для сокращения этих затрат в 1964— 1965 гг. начали практиковаться сдвоенные рейсы промысловых судов со сменой экипажа в море. Однако при этом на судах, находящихся на промысле, невоз­ можно провести своевременно необходимый профилактический и текущий ремонт, суда работают на износ, что приводит к зна­ чительному увеличению трудоемкости и продолжительности по­ следующего ремонта на берегу. Увеличиваются и непроизводи­ тельные потери промыслового времени на аварийные и преду­ предительные саморемонты. Поэтому такая форма организации экспедиционного лова, по-видимому, широкого распространения получить не может.

Во-вторых, велики непроизводительные потери времени добы­ вающих судов в ожидании транспортных судов для передачи продукции и приема топлива и снабжения. В условиях нерав­ номерной интенсивности промысла (проловы, штормы и т. д.) эти операции невозможно спланировать и уложить в рамки рит­ мичной работы транспортного флота.

В-третьих, вследствие недостаточной мощности ремонтной базы промыслового флота неоправданно велико среднегодовое ремонтное время судов. Примерно одна треть календарного времени при существующей форме организации экспедиционной работы используется судами типа БМРТ для добычи рыбы; две трети времени растрачиваются непроизводительно. Очевидно, что при работе в более удаленных промысловых районах затра­ ты времени на переходы и потери промыслового времени, свя­ занные с усложнением организации транспортного обслужива­ ния экспедиции, будут расти и эффективность использования промысловых и транспортных судов, а значит и экспедиции в целом, снижаться.

Указанные недостатки существующей формы организации экспедиционной работы в значительной мере будут устранены наличием в отдаленных промысловых районах баз, которые мог­

ли бы

обеспечить

ремонт

добывающих

судов непосредственно

в районе промысла, что

дает возможность

резко

увеличить

время

нахождения

судов

на промысле,

а

также

обеспечить

прием от промысловых судов продукции и снабжения. Это иск­ лючило бы потери времени на ожидание транспортных судов.

Такие базы могли бы иметь необходимые технические сред­ ства для осуществления оперативного руководства работой экс­


педиции и, кроме того, обеспечить культурное, бытовое и меди­ цинское обслуживание экипажей судов экспедиции. Целесооб­ разным типом такой базы является плавучая база.

При наличии в составе экспедиции базы-порта максимальная продолжительность пребывания БМРТ на промысле будет огра­ ничиваться только сроками проведения -малого капитального ремонта, т. е. может быть доведена до 4 лет с соответствующей подменой экипажей судов 2 раза в год. При этом будет обеспе­ чено поддержание нормального технического состояния судов и выполнение аварийного ремонта в наиболее сжатые сроки.

Сложность управления экспедиционным комплексом обус­ ловливается множеством постоянно изменяющихся факторов, связанных с неупорядоченностью процесса аварийных отказов механизмов, устройств и оборудования, изменяющейся промыс­ ловой обстановкой, задержками подхода транспортных, реф­ рижераторных, сухогрузных и наливных судов. Построение гра­ фиков очередности ремонта и подхода БМРТ к базе в районе промысла с учетом множества факторов, как постоянно дейст­ вующих, так и изменяющихся, представляет собой типичную задачу динамического программирования, которая может быть решена только с применением современных вычислительных средств.

При этом вопросы очередности ремонта судов, времени их подходов к базе для разгрузки, смены экипажа, вопросы назна­ чения районов лова потребуют принятия оптимальных решений, обеспечивающих максимальную эффективность работы судов экспедиционного комплекса в целом. Для решения этих задач база будет получать от БМРТ, транспортных судов, поисковых судов и вертолетов, службы погоды информацию о техническом состоянии БМРТ, месте нахождения судов, степени наполнения трюмов, а также промысловой и метеорологической обстановке. На основе этой информации, обработанной в электронно-вычис­ лительном центре базы, будет осуществляться руководство рабо­ той экспедиции.

Выполненные в процессе проектной проработки расчеты эконо­ мической эффективности базы-порта показали, что в результате сокращения непроизводительных затрат времени на переходы, на ремонты и на грузовые операции среднегодовое время работы траулера на промысле увеличивается на 50%. Это позволит уве­ личить годовой вылов рыбы и выпуск продукции на 40—50%, годовую прибыль на 40—60%.

ХИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Сетеснастное производство. Процесс химизации в промыш­ ленности вообще, а в рыбной промышленности в частности обусловлен постоянно возрастающим внедрением химических материалов. Полный переход рыбной промышленности на по­

229


стройку орудий лова из синтетических сетематериалов вза­ мен сетематериалов традиционного хлопчатобумажного волок­ на — важный фактор технического прогресса. Синтетическое волокно (капрон) стало традиционным.

В 1970 г. из 13,9 тыс. т синтетического волокна 13,7 тыс. т составлял капрон, а 0,2 тыс. т — лавсан. Это значит, что ассор­ тимент синтетического волокна для сетевязального производ­ ства ограничен. Поэтому рыбная промышленность лишена воз­ можности при проектировании и изготовлении орудий лова под­ бирать тот или иной наиболее экономичный материал с уче­ том проведения различных видов рыб и характеристик типов (судов.

За рубежом в сетеснастном производстве наряду с полиа­ мидными волокнами (нейлон, капрон, перлон) в больших коли­ чествах применяются полипропиленовые, полиэтиленовые во­ локна, высокопрочный лавсан, винол и т. д. Эксплуатационные показатели этих волокон выше полиамидных. Они имеют более низкий удельный вес, меньшее влагопоглощение, повышенную износоустойчивость, высший предел выносливости, меньший перекос ячей в трале.

В течение 1968— 1969 гг. в СЭКБ АтлантНИРО по договору с Рижской базой тралового флота проводились лабораторные и промысловые испытания полипропиленовых тралов. Донные

тралы типа «хек», построенные полностью из

полипропилено­

вой

монофиламентной

дели,

проходили испытания в Север­

ной

Атлантике на

РТМ

«Тулен Кабилов»

Калининград­

ской базы экспедиционного флота на промысле хека, скумбрии, сельди. Сравнительные данные работы тралов из полипропи­

леновых и капроновых сетематериалов

показаны в

табл.

37.

 

Т а б л и ц а

37

 

Т р а л ы

Т р а л ы

 

и з п о л и п р о ­

П о к а з а т е л и

и з к а п р о н о ­

п и л е н о в о г о

 

в о го в о л о к н а

 

в о л о к н а

 

 

 

Количество суток р аботы ...........................................

49

54

 

Число тралений ..........................................................

358

545

 

Количество часов тралений.......................................

518

565

 

Вылов рыбы, т . . ......................................................

2271

2499

 

Число тралений в сутки ...........................................

7,3

7,1

 

Количество часов тралений в с у т к и .......................

10,57

10,46

 

Улов в сутки, т ..........................................................

46,35

46,20

 

Улов за траление, т ...................................................

6,34

6,49

 

Улов за час траления, т ...........................................

4,38

4,42

 

Вес дели трала, кг .......................................................

252

384

 

В результате проведенных испытаний определились следую­ щие преимущества тралов из полипропилена по сравнению с тралами из капрона.

230



1.Тралы из полипропилена имеют уловистость не менее ка­ проновых.

2.Несмотря на меньшую по сравнению с капроном проч­ ность (130 кг вместо 220 кг), полипропиленовая дель не усту­ пает по работоспособности капроновой.

3.Плавучесть полипропилена позволяет снять с верхней подборы 30 кухтылей и с мешка трала 40 кухтылей (с мешка, сняты полностью).

4.На трал из полипропилена затрачено на 120 кг делей

меньше, чем на трал из капрона.

5. Полипропиленовая дель не вытягивается и не усажи­ вается, перекос делей незначителен.

Потребность рыбной промышленности СССР в полипропиле­ новом волокне определяется к 1975 г. в количестве 3 тыс. т вза­ мен капрона.

Кроме полипропилена, в рыбной промышленности для про­ изводства сетеснастных материалов может найти применение новое синтетическое волокно «полиформ», производство кото­ рого начато в нашей стране. Потребность в этом волокне на первом этапе освоения возможна в пределах 1—-1,5 тыс. т в год взамен капрона.

Кроме синтетических сетематериалов, при производстве ору­ дий лова применяются канаты хлопчатобумажные, комбиниро­ ванные (хлопчатобумажные с металлическим сердечником) и синтетические, которые рыбная промышленность получает от предприятий легкой промышленности.

Дальнейшее повышение эффективности орудий рыболов­ ства должно идти не только благодаря применению капроно­ вых сетематериалов повышенного качества, но и по пути ис­ пользования новых, более дешевых синтетических материалов, в полней мере отвечающих требованиям рыбной промышленно­ сти, нашедших применение за рубежом (группы полиолефино­ вых, поливиниловых, полиэфирных волокон, анид и др.).

Должны быть проведены мероприятия по совершенствова­ нию производства сетематериалов путем внедрения прогрессив­ ной технологии и применения более совершенного производ­ ственного оборудования. Для этих целей планируется внедрить в производство дополнительные технологические операции: тер­ мофиксацию с вытяжной делей в поперечном направлении; тер­ мофиксацию с вытяжной делей в продольном направлении; крашение; пропитку делей смолами и латексами.

В сетевязальном производстве в текущей пятилетке плани­ руется осуществить улучшение технологии за счет внедрения новых сетевязальных машин, обеспечивающих не только высо­ кую производительность, но и выпуск продукции повышенного качества (уменьшение порванных мест, снижение неравномер­ ностей в размерах ячей, правильное формирование узла).

231