Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 2

 

В и д ф л о та

 

1 9 6 0 г .

1 9 6 5 г.

1 9 7 0 г .

Крупнотоннажный, мощностью 1301

 

 

 

л. с. и более (ППР, БКРТ,

БМРТ,

0,5

2,0

4,5

РТМ )...................................................

 

 

Среднетоннажный, мощностью 301—

 

 

 

1300 л. с. (СРТР, СРТМ,

МРТР,

15,4

15,5

15,7

СРТ, ТХС, P C )...............................

 

Малотоннажный

 

 

 

 

мощностью 151—300 л. с. (МРС,

12,5

8,3

13,8

СТБ,

Т Р Б )...................................

с. (ТБ,

мощностью 81— 150 л.

1,3

2,1

19,0

мотобазы, катера, мотобаржи)

Прочий

моторный рыбопромысло­

69,3

71,1

46,2

вый флот мощностью ниже 80 л. с.

Прочие...............................................

 

 

1,0

1,0

0,8

бывающего флота крупнотоннажными судами типа ППР, БМРТ, БКРТ, РТМ, «Тропик» и «Атлантик».

Возрос удельный вес транспортных средств (в основном за счет флота) с 57,1% в 1960 г. до 80,1% в 1972 г. Изменение в структуре основных промышленно-производственных фондов рыбной промышленности СССР по производственному назна­ чению видно из табл. 3 (в % ).

Т а б л и ц а 3

Основные промышленно-производственные

м и

 

и.

•— и

фонды

 

— со

— ОО

— О

—.ся

СО

СО

« S

с-

® о>

м О»

СЧ

« о

X -

 

д**-»

 

 

Флот рыбной промышленности (всего) . . .

7 1 ,2

7 6 ,2

7 5

.1

7 6 .6

7 6 ,8

в том числе рефрижераторный....................

2 2

,6

3 8 ,1

4 4 ,3

4 5 .6

4 6 ,1

Береговые обрабатывающие предприятия . .

1 4 ,9

1 0 ,7

1 1 .2

7 . 3

7 ,2

Судоремонтные предприятия

...........................

3

,4

4 ,3

6

.5

7 . 3

7 ,1

Рыбные порты ...................................................

• . . .

6

,6

5 .5

4

. 6

4 ,0

4 ,0

Прочие основные фонды...................

3

,9

3 .5

2

. 6

4 , 8

4 ,9

 

И т о г о . . .

1 0 0 ,0 1 0 0 ,0 1 0 0 ,0 1 0 0 ,0 1 0 0 ,0

В 1972 г. по сравнению с 1960 г. в 2 раза увеличился удель­ ный вес стоимости основных производственных фондов судо­ ремонтных предприятий в общей стоимости основных фондов, однако, несмотря на значительный рост судоремонтных мощ-

27


ностей, в настоящее время ощущается их острый недостаток.. Несмотря на то что рыбопромысловый флот за последние годы значительно пополнился новыми мощными судами, в его составе имеется еще много физически изношенных и морально устаревших судов. В целом по рыбной промышленности СССР

на 1/1 1972 г. насчитывалось более 1400 морально устаревших. судов, на долю которых приходилось 23,9% общей добычи рыбьи Однако процесс списания физически изношенного и морально устаревшего флота проходит крайне медленно (в 1968 г. было списано 2%. и в 1969 г. — 2,1%, в 1970 г. — 2,3% от всего ко­ личества действующих судов).

В связи с замедленным процессом списания судов устарев­ ших конструкций и физически изношенных нерационально рас­ ходуются большие средства на капитальные ремонты. Это вид­ но из табл. 4 (данные за 1971 г.).

Б а с с е й н

 

 

 

Т а б л и ц а 4

 

О тч и с л е н и я

О тч и с л е н и я на

В се го о т ч и с ­

к а п и т а л ь н ы й

н а р ен о в ац и ю

 

л ен и й

 

р е м о н т

 

 

 

 

 

! !

 

 

в % к п е р в о ­ н а ч а л ь н о й сто и м о ст и

 

в % к п е р в о ­ н а ч а л ь н о й сто и м о ст и

 

|

в т ы с . р у б .

в т ы с . р у б .

в т ы с . р у б .

в % к п е р в о - н а ч а л ь н о й

ст о и м о с т и

Дальневосточный...................................

39840

3,5

64047

5,7

103887

9,2

Западный ...............................................

34470

3,5

36814

3,7

71284

7,2

Северный ...............................................

24126

3,6

36780

5,4

60906

9,0

Азовско-Черноморский........................

12488

3,4

13237

3,6

25675

7,0

Каспийский ..........................................

8336

4,9

6391

3,8

14727

8,7

И т о г о

. . . 119210

3,6

157269

4,7

276479

8,3

Проведение капитального ремонта не способствует техни­ ческому совершенствованию флота, а лишь удлиняет сроки службы морально устаревших судов, что снижает эффектив­ ность рыболовного флота. Увеличение стоимости капитального' ремонта за последние годы вызвано также введением с 1 /VII 1967 г. новых повышенных оптовых цен на материалы, элек­ троэнергию, топливо и пр. В целом по рыбной промышленности^ стоимость ремонта на 1 л. с. мощности флота увеличилась в 1971 г. по сравнению с 1966 г. на 18,2%, а по отдельным бас­ сейнам она соответственно возросла: по Дальневосточному на 42,9%, Западному на 22,2%, по Азовско-Черноморскому на

28,6%.

На эффективность использования основных фондов в рыб­ ной промышленности влияет ряд других факторов. Из-за ухуд­ шения промысловой обстановки в традиционных районах:

28


промысла за последние годы наблюдается снижение вылова на среднесписочное судно, а также ухудшение видового состава уловов, что привело к изменению структуры добываемогосырья. Например, уловы сельди непрерывно снижаются, вылов минтая, хека, скумбрии и других менее ценных видов рыб уве­ личивается. Поэтому удельный вес пищевой продукции в общем объеме производства снижается при соответствующем росте непищевой продукции, эффективность производства которой' значительно ниже, чем пищевой продукции.

Так, в целом по рыбной промышленности при общем росте выпуска продукции в 1972 г. на 31,9% к уровню 1965 г. произ­ водство пищевой продукции увеличилось лишь на 39%, а непищевой — в 1,6 раза. Опережение темпов роста непищевой продукции определило повышение ее удельного веса в общем, выпуске продукции с 18% в 1963 г. до 25,9% в 1972 г.

Снижение эффективности производства вызвано также уда­ лением промысла от рыбных портов и ремонтных баз. Это выз­ вало дополнительные потери времени на переходы судов в районы промысла, а также рост транспортного флота, а следо­ вательно, опережающий рост основных производственных фон­ дов по сравнению с ростом объемов производства, в результате чего фондоемкость 1 ц добытой рыбы повысилась на 32%. Это усугубляется также тем, что в составе рыбопромыслового фло­ та насчитывается много физически изношенных и моральноустаревших судов.

Из-за нарушения экономически рациональных пропорций между развитием флота и береговой базы растут сверхплано­ вые простои флота, особенно велики сверхплановые простои судов в ремонте и в портах. Судоремонтные предприятия не обеспечивают полностью потребности флота в ремонте (пример­ но на 30%).

Развитие портов отстает от темпов роста флота (особенно в Дальневосточном бассейне). Так, стоимость основных произ­ водственных фондов рыбных портов увеличилась в 1972 г. по

сравнению с 1960 г. только на 26,8%, а

стоимость флота в,

2,2 раза.

 

 

 

Среднегодовое повышение себестоимости производства рыб­

ной продукции на судах за последние три года

составило 7,9%,

или 7 р.

30 к. на 1 ц (вследствие сокращения

промыслового

периода

на 2% и в результате увеличения

продолжительности

нахождения судов в ремонте на 5,9%). Фондоотдача по группе добывающих судов ежегодно снижалась на 4— 5%, по группе рыбообрабатывающих судов — на 11 — 12%.

Оборот оборотных производственных фондов. Стоимость,

авансированная на оборотные фонды (вещественными носите­ лями оборотных фондов являются предметы труда), перено­ сится на готовую продукцию в каждом периоде производства и поэтому всякая задержка в обращении, следовательно, в воз­



мещении этой стоимости требует дополнительного авансирова­ ния средств, иначе процесс производства прерывается. Отсюда ■особая важность сокращения времени оборота оборотных ■фондов, особенно настадии обращения, в течение которой, как известно, не происходит создания потребительной стоимости. ■Очень важно также, чтобы на стадии производства материалы расходовались как можно более экономно, чтобы применялись наиболее дешевые из пригодных для использования предметов труда, чтобы запасные части, инструмент, инвентарь, тара, смазочные материалы применялись многократно.

Значение экономного расходования основных, вспомогатель­ ных и других материалов, в частности в рыбной промышлен­ ности, определяется прежде всего тем, что более 4/б всех обо­ ротных фондов составляют производственные запасы. Наиболее крупная по объему вещественная составная часть производст­

венных запасов рыбной

промышленности — вспомогательные

материалы, малоценные

и быстроизнашиваюгциеся предметы.

В эту группу входят орудия лова, промысловая оснастка, тро­ сы, инструменты, измерительные приборы и пр. Значительную часть в составе оборотных фондов рыбной промышленности составляют тара и тарные материалы, топливо, смазочные ма­ териалы для нужд флота.

На рыбодобывающих предприятиях более четверти оборот­ ных фондов приходится на вспомогательные материалы, из которых 70% составляют сетеснастные материалы. На рыбооб­ рабатывающих предприятиях среди производственных запасов

главное место

принадлежит

сырью и основным

материалам.

В судоремонте

более половины оборотных фондов

составляет

незавершенное

производство,

что объясняется длительностью

производственного цикла.

Очевидно, что важнейшими направлениями улучшения ис­ пользования оборотных фондов является увеличение скорости их оборота, сокращение производственного цикла путем вне­ дрения передовых технологических процессов, внедрения новой техники, совершенствования организации и управления произ­ водством. Общий показатель оборачиваемости по Министерст­ ву рыбного хозяйства СССР за период с 1966 по 1971 гг. свиде­

тельствует об улучшении

использования оборотных

средств.

В 1966 г. он составлял

по всем оборотным средствам

131,9 дня,

по нормируемым 116,4

дня,

а в 1971 г. соответственно 84,7 дня

и 76,9 дня. Быстрее всего

оборачивались оборотные

средства

в Северном бассейне (68,2 дня в 1971 г.), медленнее в Дальне­ восточном (97,2 дня — 1971 г.).

За тот же период в рыбной промышленности произошел рост сверхнормативных непрокредитованных банком остатков оборотных средств (с 6,8 млн. руб. до 9,2 млн. руб.— 1971 г). Этот показатель свидетельствует о нарушениях плановости в

30