Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
использовании оборотных средств и никак не говорит о повыше нии эффективности их использования.
По предприятиям флота «Запрыбы» оборотные средства оборачивались быстрее, чем по рыбной промышленности в це лом. В 1966 г. оборачиваемость всех оборотных средств в бас сейне составила 118,8 дня, нормируемых 106,4 дня, у флота соответственно 109,7 дня и 73,2 дня. В 1969 г. этот показатель составил в бассейне 97,5 дня и 88,9 дня, на флоте 85,2 дня и 78,6 дня. В составе нормируемых средств Западного бассейна удельный вес малоценных и быстроизнашивающихся предметов 21,6%, вспомогательных материалов 16,0%, готовой продукции
21,4%.
В структуре нормируемых оборотных средств производствен ные запасы составили в 1970 г. в рыбной отрасли 72,7%, неза вершенное производство — 4,5%, готовая продукция — 15,5%. Из 75,9 дня оборачиваемости предприятий флота в 1970 г. обо
рачиваемость малоценных и |
быстроизнашивающихся |
предме |
||
тов |
составила 23,2 дня, |
вспомогательных |
материалов — |
|
12,8 |
дня, готовой продукции — 12,6 дня. |
на |
предприя |
|
Улучшение использования |
оборотных средств |
тиях рыбной промышленности наглядно видно при сопоставле нии показателей роста среднегодовых остатков оборотных
средств |
по |
годам |
(в |
1966 г. — 101,1%, |
1968 — 106,1%, |
||||
в |
1970 |
г .— 101,3%) |
с |
показателями |
роста |
уловов |
рыбы |
||
(в |
1966 |
г, — 101,9%, 1968 г, — 113,5, в 1970 г, — 116,6%). |
|
ц |
|||||
|
Объем оборотных средств рыбной промышленности на 1 |
||||||||
улова |
в 1965 |
г. составил |
21,93 руб., |
в 1966 г. — 21,76 |
руб., |
в |
|||
1967 г. — 20,35 |
руб., в |
1970 г .— 17,67 руб. Наблюдается |
также |
снижение уровня оборотных средств по сравнению с промыш ленно-производственными основными фондами. Так, оборотные средства рыбной промышленности на 1 руб. промышленно-про изводственных основных фондов, в 1965 г. составили 34 коп., в 1966 и 1967 гг. — 33 коп., в 1968 г. — 30 коп., в 1970 г. — 29 коп.
Как видно из приведенных данных, в рыбной промышленности наметилась определенная тенденция (хотя явно еще недостаточ ная) к ускорению движения оборотных производственных фондов.
Одно из важных условий уменьшения |
расхода материалов |
и ускорения оборачиваемости средств на |
предприятии — это |
разработка и внедрение прогрессивных норм расхода материа лов, топлива, а также нормативов оборотных средств для от дельных элементов производственных запасов. Сокращениюзапасов материальных ценностей способствует дальнейшее со вершенствование планирования, снабжения и укрепление дого ворной дисциплины. Для этого необходимо увязать план ма териально-технического снабжения с производственным планом и установленными нормативами оборотных средств. В настоя щее время в области материально-технического снабжения развиваются прямые связи между предприятиями-изготовителя-
3 t
ми и предприятиями-потребителями. Это требует разработки рациональных схем снабжения, постепенного расширения си стемы снабжения предприятий через территориальные снаб женческие и сбытовые базы в районах потребления.
При планировании материального обеспечения из центра довольно трудно определить действительные нужды предприя тий, тем более что сами предприятия в начале хозяйственного года, когда составляются заявки на материальные ресурсы, знают свои потребности лишь ориентировочно, в общем виде. В результате такого в известной мере формального распределе ния неизбежно нарушается принцип адресности движения мате риальных ресурсов; на товарном рынке возникает ряд искусст венных дефицитов.
По нашему мнению, переход к оптовой торговле средствами производства и заключению хозяйственных договоров между производителями и потребителями по более широкому списку материальных ресурсов (исключая особо важные и подлинно дефицитные) позволит предприятиям точнее соизмерять свои потребности и финансовые возможности, а также будет способ ствовать ликвидации такого положения, когда на складах од них предприятий лежат материальные ценности, крайне нуж ные другим хозяйственным организациям.
Органы материально-технического снабжения как бы хоро шо они ни работали, не в состоянии уследить за всем многооб разием изменений, происходящих в практике производства и потребления товаров. Поэтому их указания в ряде случаев про тиворечат экономическим интересам предприятий, тормозят раз витие их хозяйственной инициативы. Дальнейшее развитие хо зяйственной инициативы предприятий во многом зависит от процесса «расфондирования» продукции, который в настоящее время уже начался. Расширение оптовой торговли средствами производства, разумеется, будет происходить постепенно, по мере накопления достаточных запасов конкретных видов това ров и в целесообразно ограниченных рамках.
В настоящее время органы материально-технического снаб жения все еще не несут ответственности за результаты своей деятельности, слабо связаны с предприятиями, нередко высту пают как формальные посредники между поставщиком и поку пателем. В некоторых случаях наряды выписываются с опоз данием; они адресуются предприятиям, на которых новые мощности еще не введены, приурочиваются к концу планового периода, что вызывает перегрузку в работе транспорта, труд ности в выполнении планов по реализации продукции. Иногда создается совершенно непонятное положение: чем лучше пред приятие работает и успешнее выполняет план, тем большие потери оно несет. Вместо того чтобы выпущенную раньше сро ка продукцию как можно скорее передать в народнохозяйствен ный оборот и получить за нее денежные средства, предприятия
32
вынуждены хранить ее на складах в ожидании поступления на рядов на отгрузку, отчисляя государству плату за оборотные фонды.
Сейчас усиливается ответственность предприятий за невы полнение принятых обязательств. Комплекс взаимных обяза тельств между предприятиями следует рассматривать и как комплекс их обязательств перед государством. Нарушители договорной дисциплины не только подвергаются повышенным материальным санкциям, но и выступают одновременно как нарушители государственной дисциплины, что влечет за собой соответствующие административные санкции. Все это застав ляет предприятия лучше продумывать хозяйственные решения, более трезво и объективно оценивать свои возможности.
Особенно благоприятные возможности для развития хозяй ственной инициативы предприятий создаются с установлением между ними прямых связей. При прямых связях взаимные обязательства между предприятиями по объему, срокам и ас сортименту поставок, сформулированные в двустороннем хозяй ственном договоре, выполняются без участия плановых и посреднических снабженческо-сбытовых организаций. Потре битель продукции имеет дело непосредственно с ее производи телем. В условиях прямых связей в основе формирования раз вернутых производственных планов предприятий находятся конкретные заказы потребителей, определяющие комплекс тре бований, которым должна отвечать производимая продукция. В результате планы становятся более конкретными, в них устраняются возможные просчеты, вносятся необходимые уточ нения и поправки. Качество централизованных планов стано вится выше.
ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Процесс управления есть практическое осуществление раз личного рода взаимосвязанных управленческих функций. Про цесс управления находит свое выражение в прогнозировании и планировании производственного процесса во времени и прост ранстве, организации всего производственного комплекса, коор динации (регулировании) производственного механизма, учета и контроля производства. Ни одна из этих функций управления или простая их сумма сами по себе не дают представления об управлении; только в неразрывном единстве, диалектическом взаимодействии они образуют управленческий цикл.
Первой фазой в управлении является планирование. Плани рование промышленного производства представляет собой систе му мер, направленных на установление промышленности и ее отдельным звеньям заданий и определения путей, обеспечиваю щих их выполнение. Однако как хорошо бы ни был составлен план, он не может быть осуществлен, если не будут сосредото-
2 П . М . З а г л у б о д к и й |
33 |
чены и организованы необходимые средства и силы, с помощью которых может быть достигнута цель. Это вторая фаза общего
управленческого процесса есть не что иное |
как организация. |
Ее результат — создание системы из людей |
и предметов; при |
этом определяющей частью любой организационной системы являются люди, так как они определяют решающие черты орга низации. Как только сложилась требуемая организация, можно начать действие и направлять его таким образом, чтобы до стигнуть намеченной цели.
В процессе осуществления запланированного действия си туация непрерывно контролируется в соответствии с установ ленной целью и, если требуется, производятся корректирую щие мероприятия. Эта третья фаза управления называется ре гулированием процесса (оперативным руководством). Из сказанного видно, что организация как система является ре зультатом упорядочивающей деятельности, которая служит неотъемлемой частью управления. Именно так надо понимать главный аспект соотношения между управлением и организа цией.
Упорядоченность может колебаться от нуля до единицы. Упорядоченность, равная нулю, представляет собой ситуацию, когда внутри данного множества элементов не существует ни какой взаимосвязи. Достижимый максимум упорядоченности равен единице. В системе, организованной на таком уровне, неопределенность полностью отсутствует. Повышенная упорядо ченность означает меньшую неопределенность, которая должна устраняться в процессе управления.
Организация не может быть постоянной, неподвижной, она со временем претерпевает изменения, совершенствуется, Основ ными принципами организации являются — принцип диффе ренциации задач, принцип непрерывности организации, принцип эффективности и принцип пропорциональности. Опыт показы вает, что успех деятельности предприятия обеспечивается путем деления и распределения обязанностей, передаваемых отдель ным членам коллектива, и объединением этих дифференциро ванных обязанностей в единство под общим управлением.
Деление обязанностей и координация действий членов кол лектива представляют собой ежедневную организационную ра боту на любом предприятии. Принцип непрерывности представ ляет собой процесс непрерывного совершенствования форм и методов организации в связи с непрерывным развитием техни ческого прогресса. Всякое предприятие следует рассматривать как постоянно развивающийся организм, где происходит качест венное изменение в структуре производства, технике и приме няемой технологии, требующее соответствующей реорганизации производства.
Главенствующую роль в организационной системе предприя тия играет принцип эффективности. Эффективность организа
34
ции производства во многом будет зависеть от того, насколько полно будет учтена зависимость между развитием техники, технологии и уровнем экономики предприятия. При обеспечении рационального сочетания высоких темпов технического прогрес са с эффективным использованием средств производства может быть обеспечена наиболее высокая производительность труда, являющаяся основным выражением эффективности производ ства.
Первым законом существования всякой системы является пропорциональное соотношение между отдельными ее частями. При этом пропорциональность будет различной в зависимости от условий, в которых действует система, и задач, которые она призвана решать. Так, на судоремонтных предприятиях дости жение пропорциональности и увязка между объемами станоч ных и слесарно-монтажных работ, а также между объемами докового ремонта судна в целом — серьезная координационная задача управления.
В основе любой организации лежит комплекс сформулиро ванных правил, постановлений или инструкций (формальная сторона организации), которыми люди руководствуются в ра боте. Однако до сих пор не существует научно обоснованного и полного методического руководства для построения организа ционных систем. Вот почему наряду со знаниями руководителю необходим известный организаторский талант, умение и интуи ция.
Первоочередной проблемой создания формальной органи зации является разделение труда между работниками с учетом технических средств. Разделение труда и создание организа ционных систем осуществляется с учетом того, чтобы отдельные звенья системы были взаимно увязаны.
Совокупность подразделений системы и взаимосвязей, суще ствующих между этими подразделениями, образует структуру организационных систем. Структура относится к наиболее су щественным признакам организации. Звенья организационной структуры подразделяются на вышестоящие, нижестоящие и равнозначные. На основе этих отношений возникают организа ционные ступени.
Как только сложилась требуемая организация, управленче ское решение принято, объект и субъект управления приведе ны в состояние упорядоченности, можно начать процесс и на правлять его таким образом, чтобы достигнуть цели. Решение этой задачи и составляет сущность третьей функции управле ния — регулирования. Она необходима потому, что на всякую самоуправляемую систему действуют две противоречивые тен денции: тенденция к организации, обеспечиваемая деятель ностью субъекта управления, и тенденция к дезорганизации, обусловленная различными причинами, которые вызывают вся кого рода отклонения от заданной программы. Таким образом,
2* 35