Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
в процессе управления возникает задача сохранить, поддержать
иусовершенствовать состояние упорядоченности, организации управляемой и управляющей систем, что требует координации
ирегулирования хода производства.
Постановка новой задачи в процессе производства также вызывает известную дезорганизацию, поскольку она связана с определенным изменением существующего состояния, с новым упорядочением или, можно сказать, реорганизацией процесса. Дезорганизация может быть и следствием недостатков в функ ционировании субъекта управления, нарушения каналов связи его с объектом, влияния природных сил (например, метеороло гические условия на работу рыбопромыслового флота) и др.
В условиях постоянных возмущающих воздействий на си стему задача субъекта управления состоит в том, чтобы обес печить или адаптацию внешних влияний, или нейтрализацию их. В результате система способна сохранить свою динамиче скую устойчивость, относительное постоянство. Если перед си стемой поставлены новые задачи, то субъект управления пере страивает, реорганизует систему в соответствии с требованиями новых задач. Например, поисковыми судами обнаружены боль шие запасы рыб. Очевидно, что часть добывающего флота будет переведена в этот район промысла. Но для того чтобы рыбодо бывающие суда могли нормально работать, необходимо обес печить их топливом, водой, солью, а также принять от них рыбу. Все эти вопросы надо вовремя решить, в противном слу чае процесс промысла будет дезорганизован. Поэтому регули рование включает в себя ряд специфических операций: анализ характера возникающих возмущений и отклонений, а также операций, благодаря которым это устранение совершается.
Функционирование системы возможно при условии, если со вершающиеся в ней процессы будут находиться в рамках задан ной программы. Но поскольку в системе непрерывно соверша ются самые разнообразные процессы, действующие в различных направлениях, и первоначально установленные связи между элементами не остаются неизменными, то не только отдельные процессы, но вся система в определенный момент может от клониться от заданных программой параметров. Чтобы это не происходило, необходимо вовремя заметить эти отклонения, зафиксировать их и привести систему в упорядоченное состоя ние. Если устранение отклонений и приведение системы в упо рядоченное состояние входит в функцию регулирования, то фиксация отклонений относится к функции контроля:
Функция контроля, которая по своей сущности является аналитической, состоит в непрерывном наблюдении за течением процессов системы. Для этого анализируют необходимую ин формацию в ходе процессов, определяют, насколько задачи, решаемые данной системой в целом, соответствуют обществен ным потребностям. Как регулирование, 'так и контрольная
36
функция действуют непрерывно, поскольку непрерывно дейст вует управляемая система.
Насколько разнообразна хозяйственная жизнь отрасли и от дельного предприятия, настолько различны формы и методы контроля. К ним относятся анализ, проверка, ревизия, обследо вания, контроль сверху и снизу и т. п. При всем этом многооб разии форм и методов контроля речь может идти о вертикаль ной линии контроля внутри каждой отрасли, ведомства, направ ленного всегда сверху вниз и подчиненным лицам, структурным подразделениям на основе отношений прямой подчиненности. (В рыбной промышленности, например, министерство, главк, территориально-производственное управление, объединение, предприятие). Может идти речь также о горизонтальной линии контроля внутри отрасли или организационной единицы, на правленной к другим подразделениям, имеющим функциональ ный характер. Например, организация или руководитель функ ционального подразделения контролирует подчиненных ему сотрудников и в порядке осуществления методического инст руктажа контролирует нижестоящие однотипные подразделения (например, плановые, финансовые управления, технические управления министерства должны осуществлять контроль над работой соответствующих подразделений в главках, управле ниях и на предприятиях).
Контроль по .соответствующим специальным вопросам мо жет осуществляться прочими подразделениями организацион ной системы (например, пожарный, санитарный и другие виды контроля). В. И. Ленин указывал на необходимость вести борь бу против недостатков и бюрократизма путем организации кассового контроля. Ленинский принцип увязки контроля свер ху с контролем снизу, в частности требование, чтобы контроль стал делом широких масс и их выборных представителей, при вел к организации системы народного контроля, начиная с предприятий и кончая центром.
На производстве особое значение имеет технический конт роль производства. Развитие техники, технологии, организации производства обусловили возрастающую расчлененность тех нологических процессов, вследствие чего трудоемкость контроля непрерывно возрастает. Все более широкое признание находят статистические методы контроля, которые используются на не которых заводах страны. Хорошо зарекомендовал себя и метод самоконтроля, особенно на тех предприятиях, где уделяется много внимания повышению технического уровня производства, надежности работы оборудования, технологической дисциплине, повышению квалификации работников. Контроль за качеством выпускаемой продукции во многом зависит от точности и со стояния контрольно-измерительного оборудования. Создание средств автоматизированного статистического контроля, впи
37
сывающихся в самые разнообразные технологические процес сы, — первоочередная задача.
В процессе производства непрерывно движется огромный поток сырья, материалов, полуфабрикатов, совершается мно жество различных технологических процессов, тесно взаимосвя занных между собой. Чтобы соблюдать установленный ритм производства, строго следовать графикам и оперативным пла нам, необходим строгий контроль за движением производст венных ресурсов, ходом совершаемых технологических процес сов. На предприятиях рыбной промышленности создана система диспетчеризации производства. Так, диспетчерские службы соз даны на судоремонтных предприятиях. На рыбном промысле непосредственно в море роль диспетчерской службы выполняют объединенные штабы экспедиций.
Основная задача со стороны диспетчерского аппарата за ключается в том, чтобы вести непрерывное наблюдение за хо дом производства, гибко маневрировать наличными средствами и в случае возникновения задержек хода производства, откло нений от заданной программы активно вмешиваться и их уст ранять. Таким образом, в задачу диспетчерских служб входит контроль и регулирование.
Диспетчерские службы должны использовать в своей работе все новейшие средства сбора и обработки информации для осу ществления контроля, выработки своевременных и рациональ ных решений. Без статистических данных, без их научной обра ботки невозможно располагать достоверной информацией о состоянии как управляемой, так и управляющей системы.
Внастоящее время совершенствование статистического уче та не менее важная задача, чем совершенствование планирова ния. Нужны качественные изменения, которые преобразовали бы всю систему статистической информации, сделали бы ее активным средством эффективного руководства хозяйством на широкой экономической основе. Сейчас требуется установление таких показателей в статистической отчетности, которые позво ляли бы правильно, объективно оценивать результаты произ водства, анализировать причины плохой работы тех или иных предприятий, вскрывать производственные резервы и неисполь зованные возможности. Всего этого можно достигнуть на основе сочетания группировок и сводных синтетических показателей, характеризующих действия экономических рычагов.
Врыбной промышленности необходимо разработать такие синтетические показатели и методы анализа, которые бы дава ли возможность быстро оценивать состояние сырьевой базы, судить о степени эффективности использования рыбопромысло вого флота, его рациональном размещении по районам лова, оценивать эффективность работы береговых предприятий (ры бообрабатывающих, тарных, судоремонтных, сетеснастных, а также морских портов, прудовых хозяйств и др.).
38
Бухгалтерский учет — это специфический учет различных ресурсов той или иной системы, ее объективных возможностей, эффективности ее работы, прибыльности или убыточности, т. е. количественные параметры в денежном выражении. Оператив но-технический учет обслуживает текущие, непосредственные нужды управления. В результате субъект управления получает повседневную информацию о состоянии ресурсов и другие дан ные о ходе процесса производства. Этот вид учета отражает текущее, повседневное состояние и движение материалов, лю дей, технологических процессов, изменение в технике, оборудо вании, в ходе производственных процессов, и значение его осо бенно велико для осуществления оперативно-технического регу лирования производства.
Наряду с общими функциями управления, рассмотренными нами, есть специфические и специализированные функции уп равления, осуществляемые в различных масштабах и времени в зависимости от управляемого объекта. Если количество об щих функций примерно постоянно, то количество специфиче ских и специализированных функций управления может ме няться в зависимости от цели, задач и условий производства. Поэтому в каждом конкретном случае организации аппарата управления любого объекта количество специфических функций управления должно определяться исходя из необходимости дифференциации условий производства, его производственно технологических особенностей, технико-экономических парамет ров, определяющих важные стороны функционирования объек та управления.
Практика показывает, что специализированные функции (в основном производственно-технологические) — основа для орга низации управления в производственных подразделениях внут ри предприятий (в цехах, на участках, на судах флота). Осно ву же аппарата управления предприятия (не говоря уже об отрасли) составляют подразделения по осуществлению общих функций управления. Однако некоторая часть подразделений аппарата управления предприятием должна формироваться на основе специфических функций управлений, так как они наи более полно отвечают требованиям, предъявляемым к самостоя тельным подразделениям (отделам) аппарата управления. Например, на рыбодобывающем предприятии создается механи ко-судовая служба или отделы флота, отделы эксплуатации флота, в то время как на рыбообрабатывающем предприятии, если в подчинении у него нет рыбопромыслового флота, такие службы не нужны.
Окончательное организационное разделение системы управ ления предприятием на структурные подразделения необходимо производить в каждом конкретном случае лишь после того, когда сформулированы все задачи управления производствен но-хозяйственной деятельностью предприятия, объединения в
39