ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
Далее из первого уравнения системы (45) найдем отноше ние
п |
— |
± |
I |
if] — 4аи Си |
|
(52) |
||
v |
|
|
|
2ии |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|||
где |
|
2/.20 |
-о |
, |
2(1+*2) Г |
|
|
|
CU —С11 ( ^10 +^13 3" |
001 1 vF“ V°~. |
(53) |
||||||
|
|
РFd I-2 |
|
|
F*L |
- T n |
|
|
Если значение отношения |
|
-4L |
, |
полученное по формуле |
||||
|
|
|
|
V |
|
|
|
|
(52), не будет совпадать с найденным из равенства (46), сле дует выполнить расчет во втором приближении. При этом вели чина относительной скорости для расчета во втором приближе нии находится по формуле
|
v |
|
_______Ah______ |
(54) |
|
|
|
I |
/?- |
п |
|
|
|
Дц II- А~Ь\ \“37 4- си |
|
||
|
|
V - |
v |
|
|
где ’L- - получено по формуле (52). |
|
|
|||
V |
в последнем |
приближении определяем истинные зна- |
|||
Из расчета |
|||||
чения величин а, |
р, ш и |
j . |
|
|
|
Следует отметить, |
что |
дифференциальные уравнения |
(36), |
||
а также уравнения (45) являются |
справедливыми лишь |
в том |
случае, когда все двигатели толкача работают при одинаковых режимах, идентичные друг другу винты развивают одинаковые упоры, а на рулях возникают одинаковые рулевые силы. Между тем в случае криволинейного движения с целью достижения более лучшей управляемости и уменьшения радиуса циркуляции режим работы двигателей нередко различен, что в свою оче редь обусловливает различие режимов работы установленных на судне винтов и рулей. В связи с этим в составляющие сис тем уравнений (36) и (45), определяющие величины относи тельного упора винтов, относительной боковой силы давления воды на руль или поворотную насадку и относительного момен та двигателя, следует вводить суммарные значения этих харак теристик.
С учетом сказанного можем переписать уравнение (45), для
чего введем следующие обозначения: |
|
|
|
|
|
zB— число винтов; |
г = 1, |
2, |
... |
, |
z B; |
г — порядковый номер винта; |
|||||
«р — число рулей; |
у = 1, |
2, |
... |
, |
пр; |
j — порядковый номер руля; |
|||||
2 Д— число двигателей; |
|
|
|
|
|
74
k — порядковый номер двигателя; |
&=1, 2, ... |
, гд; |
|
Ь-, — расстояние |
от оси каждого |
двигателя |
до диаметр;1ЛЫ10Й |
плоскости |
судна, |
|
|
тогда
•Z|
V |
( a u . ^ J + bu . ^ - + c u . |
|
||
V |
|
|||
-J |
\ 11 ‘ г>2 |
v |
lh Fd vo |
|
|
2Хоб |
—о |
2 (1+ Л2) V’ |
q |
|
|
CO” |
-------- ------- —---- |
pco |
&
<10 — /«13г,ЯP2■
л
= U,
—о
ГГ
£21 P "h £22 |
"t"^26 P^~t"^27 P“ w |
^ |
( P UJ |
Pl-j ~=~ + |
) X |
|||
|
|
|
|
2Pj7e |
y=i |
\ |
V |
J V2 j |
|
|
|
X |
„ |
|
A |
|
|
|
|
|
”^2— |
a m a x — |
W, |
|
||
|
|
|
|
P Fd v\ |
|
|
—о |
(55) |
|
|
|
|
|
|
|
||
^31 p+ ^ 3 2 ш-Г^ЗбР3"Г ^37 P2(0 + |
^ k l l / |
л7 |
|
|||||
+^11/~ф + clll |
||||||||
|
|
|
|
|
/=1 |
|
|
|
X£; |
2Гn |
f V A iy+Pw y-^+A s/jjH X |
||||||
|
|
|||||||
|
9F d |
«о2 £ |
y=i _ |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
~^,a ' k |
a max — |
0 , |
|
|
,<i> |
|
|
P Fd L v 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
М ч |
— 2 (°H i > f i + b n . «,• ■y + c,, тг) = |
0. |
|||||
u=i |
|
|
i=i |
|
|
|
|
|
Гидромеханические коэффициенты нормальной силы в СИС- теме уравнений (55) определяются равенствами:
r C22
|
p |
/ |
C21 = ^21 + |
У |
( РП ;+ Р . |
|
У=1 |
|
|
2V |
"p ■ |
^22t ( 1 T ^ i) |
r d'L +2(* |
|
p |
, |
V ) 2р у%
W/ P^d
(56)
« и 2Л , Л
/Р^* «0
а гидромеханические |
коэффициенты |
момента |
этой силы - no |
|||
уравнениям: |
|
|
|
|
|
|
|
ПР / |
—\ |
пг, “ |
1 |
|
|
Сз1 = £31 — У, |
( P l \ j - r P 2 2 j |
-=-j- |
2Pl/, 'к |
’ |
|
|
|
/=i |
|
|
|
(57) |
|
|
|
|
|
|
f |
|
|
|
|
|
|
|
|
C 3 2 = Ago - |
У |
( P i l j + P v j |
^ |
4 |
|
|
|
j —1 |
|
v / |
?FdV0 |
|
|
75
Коэффициенты c2g>с27, сзб и с:п принимаются теми, же, что и в уравнениях (39), (40) и (43).
Методика решения системы уравнений (55) остается такой же, как и при решении уравнений (45), но следует иметь в ви ду, что последнее уравнение системы (55) составляется отдель но для каждого двигателя.
§10. Допустимые соотношения габаритов пути
итолкаемых составов на поворотах судового хода
вводохранилищах и каналах
Наличие известной величины угла дрейфа состава позво ляет перейти к точному геометрическому решению вопроса о соотношениях габаритов пути и толкаемых составов на криволи нейных однопутных участках судового хода, не имеющих тече ния. Для этой цели выясним прежде всего возможные поло жения судна или жестко учаленного состава на закруглении судового хода (рис. 25).
Если бы состав двигался на повороте реки с углом дрей фа р= 0°, то его длина равнялась бы MC=L. Фактически та кого положения быть не может, так как закругление судового хода состав проходит обязательно с наличием угла дрейфа. С его появлением длина состава делается меньше L. Увеличение угла дрейфа до (31 рг и т. д. уменьшает длину состава до зпаче-
Рис. 25. Возможные положения толкаемого состава на закруглении судового хода
76
пий L\, L2 и затем до L0, составляющей половину L. Дальнейшее увеличение угла дрейфа вызывает также уменьшение длины сос тава, но закономерность ее изменения становится уже другой. Так, при угле р3> ро Длина состава может быть, например, рав ной L3.
Следовательно, всякое судно или толкаемый состав при пол ном использовании судового хода может занять два разных положения. Принципиально эти положения отличаются друг от друга местами расположения центров поворота состава при установившейся циркуляции. Последний у судов или составов
может |
определяться величиной угла дрейфа в точке, находя |
щейся в геометрическом центре судна или состава. |
|
Первое положение А "СДЕ" характеризуется тем, что угол |
|
дрейфа |
толкаемого состава не превышает некоторого угла Ро. |
В этом |
случае толкаемый состав своим бортом, обращенным |
к центру кривизны, касается внутренней кромки судового хода, а центр поворота состава при установившейся циркуляции на ходится на некотором расстоянии от форштевня по направле нию к корме.
Чем больше угол дрейфа, тем точка касания ближе к носу судна, и при угле дрейфа Р = Ро центр поворота будет на фор штевне состава.
При втором положении А'" С'Д'Е толкаемый состав движет ся по закруглению судового хода с углом дрейфа р > р 0. В этом случае центр поворота состава располагается перед форштевнем.
В решении приняты следующие допущения: состав движет ся по закруглению судового хода циркуляционно; проходит за кругление при установившемся периоде циркуляции и имеет прямоугольные очертания.
Указанные допущения ведут к некоторому увеличению фак тического запаса ширины судового хода по бортам состава.
Если толкаемый состав движется под углом дрейфа рь рав ным или меньшим р0, то его допустимую длину можно рассчи тать по формуле
L = 2V(2R + B ) ( b ' - B ) - ( 2 R - b ' + B)tg% |
(58) |
|||
где R — радиус кривизны судового хода, |
м; |
|
||
В — ширина судового хода, |
м; |
|
|
|
Ь' — ширина судового хода, |
занятая составом, м; |
|
||
b’ = b — 2Lb |
|
|
||
(здесь Sb — запас ширины судового |
хода |
с каждого борта, м). |
||
При движении состава с углом |
дрейфа |
3>р0 его |
допустимая |
|
длина |
|
|
|
|
L ^ {b’ — B){2R + B)
(59)
(2R — Ь'+В) tgp
77
Длину состава, движущегося с углом дрейфа Р = Ро. можно определить по обеим формулам (58) и (59) или по следующе му более простому уравнению:
L = | X2R + B W - B ) . |
(60) |
Граничное значение угла дрейфа
30= a r c t g |
V (2R+B)(b' — В) |
(61) |
|
2R — b’ +B |
|||
|
|
Ширина судового хода, занятая составом при его различ ных положениях, может быть определена непосредственно из уравнений (58) и (59). Так, для состава, идущего с углом дрей фа р<Ро, она равняется
Ь'
где A = tg2P;
D ± VD2 — 4АС
(62)
2А
D = 2 [ / . t g ? + ( 2 / ? + 5 X 2 + tg 2?)l;
С = L4-(2R + B)(2L tg?+4fl) + tgs?(2/? + fi)=.
Для случая движения состава с углом дрейфа р>Ро
ь, ^ (2/?+Д)(А tg р+Д)
(63)
2R + B+L tg Р
Пользуясь формулами (62) и (63), можно приближенно вы яснить и возможность расхождения встречных судов или соста вов на закруглении судового хода в каналах и водохранили щах. Для этого следует лишь рассчитать по указанным фор мулам ширину судового хода, занятую каждым встречным составом (с учетом необходимых запасов с каждого борта), и сравнить суммарное ее значение с существующей шириной судо вого хода на данном криволинейном участке пути.
Правильность формул (58) и (59) убедительно подтвержда ют результаты проведенных ГИИВТом натурных испытаний циркуляционного движения ряда толкаемых составов на волж ских водохранилищах (т. е. при отсутствии течения). Результа ты испытаний опытных составов приведены в табл. 14. В ней же даны и результаты расчета длины толкаемых составов по формулам и их отклонения от действительной длины. При этом для расчета использовались данные циркуляционного дви жения, полученные в результате проведения натурных испыта ний.
Анализируя данные испытаний и аналитических расчетов по различным формулам, можно отметить, что расчет длины по формулам (58) и (59) в подавляющем большинстве случаев позволяет получить ответ с точностью до 4%. И только в от дельных случаях результаты расчета по этим формулам
78
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц |
а 14 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчетная длина толкае |
|||||
|
|
|
|
|
Угол пере |
Диаметр |
цир |
Угол |
р, |
Отношение |
Ширина судо |
мых составов по формулам |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Толкаемый состав |
кладки |
куляции, |
опи |
дрейфа' |
диаметра цир |
вого хода, |
(58) |
I (59) |
( 6 6 ) |
и (71) |
|||||||
|
руля (на |
сываемой |
град, |
и |
куляции к дли |
|
Режим движения |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
садки), |
центром сос |
занятая соста |
|
Откло |
|
Откло |
|||||||
|
|
|
|
|
град |
тава D, |
м |
М||». |
|
не состава |
вом, |
м |
м |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нения, |
М |
нения , |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
|
|
% |
|
Теплоход |
«Зелено- |
7,5 |
620 |
|
11 °00' |
4,87 |
36,7 |
Полный ход |
122 — 3,9 |
118 — 7,1 |
|||||||
дольск» |
с |
|
баржей |
17,0 |
398 |
|
16 00 |
|
3,13 |
45,4 |
То же |
122 — 3,9 |
119 — 6,0 |
|||||
№ 517. Длина состава |
25,0 |
278 |
|
21 18 |
|
2,19 |
53,5 |
» |
121 |
— 4,7 |
131 |
+ |
3,0 |
|||||
L = 127 м |
|
|
зз.о |
196 |
|
28 06 |
|
1,54 |
61,8 |
120 — 5,5 |
135 |
+ |
6,0 |
|||||
|
|
|
|
|
8,0 |
466 |
|
12 24 |
|
3,67 |
43,0 |
» |
137 |
+ |
7,9 |
123 — 3,1 |
||
|
|
|
|
|
17,5 |
352 |
|
1918 |
|
2,77 |
54,0 |
» |
131 |
+ |
3,1 |
125 — 1,6 |
||
|
|
|
|
|
26,0 |
250 |
|
24 30 |
|
1,97 |
60,9 |
» |
126 |
— 0,8 |
139 -I- 9,5 |
|||
|
|
|
|
|
32,5 |
230 |
|
35 42 |
|
1,81 |
85,6 |
» |
125 |
— 1,6 |
134 |
+ |
5,4 |
|
|
|
|
|
|
32,5 |
190 |
|
27 30 |
|
1,50 |
64,1 |
Средний ход |
148 |
+ 16,5 |
144 |
+ 13,0 |
||
|
Теплоход |
«Зелено- |
32,5 |
■214 |
|
30 32 |
|
1,68 |
69,9 |
Малый ход |
127 |
|
0 |
133 |
+ |
4,7 |
||
|
32,0 |
408 |
|
1918 |
|
1,9? |
84,0 |
Самый малый ход |
195 |
— 8,4 |
187 |
—12,0 |
||||||
дольск» |
с |
баржами |
32,0 |
362 |
|
37 36 |
|
1,81 |
129,4 |
Средний ход |
215 |
+ |
0,9 |
230 |
+ |
7,7 |
||
№ 515 и 516, учален- |
32,0 |
434 |
|
27 18 |
|
2,04 |
102,8 |
Полный ход |
216 |
+ |
1,4 |
225 |
■Ь |
5)6 |
||||
ными |
в кильватер. |
32,0 |
436 |
|
22 00 |
|
2,04 |
87,0 |
То же |
219 |
+ |
2,8 |
198 — 7,0 |
|||||
Длина |
состава L = |
25,0 |
598 |
|
1930 |
|
2,77 |
84,7 |
» |
189 |
-1 1 ,3 |
206 — 3,3 |
||||||
= |
213 м |
|
|
20,0 |
684 |
|
2012 |
|
3,20 |
84,5 |
» |
215 |
+ |
0,9 |
221 |
+ |
3,8 |
|
|
|
|
|
|
15,5 |
838 |
|
13 54 |
|
3,94 |
64,1 |
» |
215 |
+ |
0,9 |
202 |
— 5,1 |
|
|
Пароход «Академик |
38,0 |
516 |
|
15 00 |
|
3,97 |
46,0 |
» |
129 -- |
0,8 |
122 — 6,1 |
||||||
Чаплыгин» |
с |
баржей |
36,0 |
612 |
|
12 12 |
|
4,70 |
46,2 |
» |
142 |
+ |
9,2 |
120 — 7,7 |
||||
№ 1111, длина соста- |
34,0 |
812 |
|
8 24 |
|
6,26 |
33,3 |
» |
132 |
+ |
1,5 |
121 |
--- 7,0 |
|||||
В |
11 |
СО о |
|
|
39,0 |
628 |
|
1418 |
|
4,76 |
46,5 |
Средний ход |
133 |
+ |
2,3 |
140 |
+ |
7,7 |
|
|
|
|
|
46,0 |
588 |
|
9 42 |
|
4,52 |
33,0 |
Малый ход |
132 |
+ |
1,5 |
111 |
—14,0 |
|
с |
Пароход |
«Ольхой» |
37,0 |
466 |
|
19 42 |
|
3,61 |
56,6 |
Полный ход |
132 |
+ |
2,3 |
142 |
+ 10,0 |
|||
баржей |
№ |
1089, |
26,0 |
538 |
|
16 54 |
|
4,17 |
50,9 |
То же |
131 |
+ |
1,5 |
134 |
+ |
3,8 |
||
длина |
состава |
L = |
16,0 |
678 |
|
11 42 |
|
5,26 |
40,2 |
» |
131 |
+ |
1,5 |
134 |
+ |
3,8 |
||
= |
129 м |
|
|
35,0 |
452 |
|
17 48 |
|
3,50 |
51,8 |
Средний ход |
129 |
|
0 |
133 |
+ |
3,1 |