Файл: Ваганов, Г. И. Эксплуатация секционных составов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отличаются от действительной длины на 8—10%, что объясняет­ ся в основном неточностью определения в процессе натурных испытаний и их обработки таких величин, как диаметр циркуля­ ции, угол дрейфа составов и занятая составами ширина судово­

го хода.

,

 

§ 11. Практические способы определения

 

допустимых габаритов составов

 

для каналов и водохранилищ

Решение систем уравнений (45) и (55) позволяет перейти к определению соотношений габаритов судового хода и толкаемых составов. Зная величину угла дрейфа (5 состава, нетрудно найти предельную длину состава при заданных параметрах судового хода, пользуясь формулами (58) и (59).

Подобное определение максимально допускаемых габари­ тов толкаемых составов при наличии современной счетно-вы­ числительной техники является вполне реальным. Однако оно требует значительных затрат времени инженера, даже опытно­ го, в вычислениях. Поэтому в ряде случаев целесообразнее дру­ гое, более простое решение, основанное на использовании при­ ближенного уравнения для определения угла дрейфа толкаемого состава, полученного Л. М. Рыжовым в результате обработки проведенных им обширных испытаний управляемости толкае­ мых составов.

Это уравнение имеет вид

рк= + со

Ru.

(64)

)’9 (т

^ )2+ 1’6 -Т -~ +

1.4

 

L

 

Найдя угол дрейфа (3 по центру тяжести состава из выра­ жения, предложенного также Л. М. Рыжовым,

Э+ м

(1 0,878 /к) _

и подставив в него значение

величины |3+w/,; из уравнения

(64), получим:

 

? = (1 -0,878/к)

Дц + 9 9

(65)

 

+ 1,6 - ^ + 1,4

Теперь, пользуясь формулой (65), можно получить уравне­ ния для решения судовой и путевой задачи, т. е. для предель­ ной длины толкаемого состава при заданных габаритах судо-

80


вого хода и для определения потребных габаритов судового хода при заданных размерах толкаемых составов и судов.

Так, для расчета максимально допустимой длины толкаемых составов, движущихся по закруглению судового хода с углом дрейфа р < р 0, получим следующее полное кубичное уравнение:

где

aL3 + bL2+cL-\-d = О,

(66)

а = 1,4;

 

Ь=

1,6R - 2 , 8 / (2R + B W - B ) + 2,2(2R + B - b')(l ~

0,878 Гк);

c = 0,9R2- 3 ,2 R V ( 2 R + B)(b'-B) + R(2R + B - b ' W -

0,878ТК);

 

d = - 1 ,8R2 V(2R + B W ~ В).

(67)

Решить его можно с помощью номограммы аналогично ре­ шению уравнения (48), а также и другими способами в зави­ симости от величины дискриминанта этого уравнения

D = q*+ p \

(68)

Если дискриминант положителен, т. е. D > 0, то

уравне­

ние (66) удобно решать по формуле Кардана.

 

Если же £><С0, то корни кубичного уравнения удобно опре­ делять другим способом — через вспомогательные комплексные

величины. В частности, при р<.0 и <?2+ Р 3^ 0 такими

вспомо­

гательными величинами будут

 

 

г =

± V I Р i

и cos с? = -pj-.

(69)

При отрицательном

значении q

действительный корень

 

 

z x = — 2r cos -g- .

(70)

Остальные корни будут иметь отрицательные значения. Зная г, по формуле (49) находим искомую длину состава.

Пример 1. Определить допускаемую длину состава в канале при следующих

исходных данных: R = 450 м; Ь’= 50 м; /к = - ^ - = 0,5; £ = 16 м.

Решение этого примера с помощью вспомогательных комплексных величин приводит к получению следующих результатов: /•= — 240; cos а =0,73;

с = 15°40'; г =475; 1=168 м.

Максимальную длину состава, движущегося с углом дрейфа Р>|Зо, рассчитывают по аналогичному уравнению

 

aiL3+&iL2+cjL-|-di==0,

(74)

где щ =2,2 {2R—Ь'+В)

(1—0,87840;

 

bl= R (2R —b'+B)

(1—0,8784;)—1,4 (b'—В)

(2R+B );

d = —l,6R

(Ь'—В) (2R +B ); d ,= —0,9R* (Ь'—В)

(2R+B).

Уравнение

(71) относительно длины состава L решается так

же, как и уравнение (66).

 

8 Г


Пример 2. Найти допускаемую длину состава при тех же исходных даниы'- что и в примере 1, но при В = 26 м.

В результате решения этого примера по второму методу получаем- а 1=Ю 80_ /л = 187,9-10з; с i= 16-10°; rfi=4,0410э; D=978-109; «i=131; v,=64- г = 195

и длина состава 1 = 137 м.

Ширину судового хода на закруглении, потребную для про­ хождения заданного состава, можно получить при ’ совместном решении относительно Ь' уравнении (58) и (59) с уравнением (65). В результате решения уравнений (58) и (65) получим следующее выражение;

aT-b’t — b’ l4(2/? + В) + 2aL + 4л2/? + 2а-В\ + [4£ (2R +В) +

4- L- + 2aL(2R + В) + a-4R- + cR4RB + я -5=] = 0,

(72)

(1 0 ,8787k) (-х 11 + 2 ,2)

 

где а —

R

 

0,9 Z.2 +

1,6 — + 1,4

 

Обозначив

2[(2Я + В)(2+я5)+ аВ]

 

 

 

 

Р

 

Ч=

2(2R + B)(2B+aL) + a°-(2R + By~+ L2

 

 

 

получим приведенное квадратное уравнение

(73)

 

b"14- pb' + q = 0,

один нужный нам корень которого будет определяться по фор­ муле

 

Ь’

 

 

 

(74)

Пример 3. Определить потребную ширину судового хода для прохождения

состава по каналу при исходных данных, указанных в примере

1. Длина соста­

ва 168 м.

 

 

 

*'=50 м,

т. е. величину,

В результате решения этого примера получаем

заданную в примере 1.

 

 

 

 

Совместное

решение

уравнений

(59)

и (65)

относительно

Ь', приводит к

получению следующей формулы:

 

 

ft _

(27?+В) (B+ aL)

 

(75)

 

 

aL + (2R + B)

'

 

^

Решим с помощью этой формулы задачу, обратную приве­

денной в примере 2.

 

 

 

 

Пример 4. Найти потребную ширину судового хода для

прохождения со­

става в канале при исходных данных, указанных в примере 2 .

и в этом приме­

В результате решения получаем; а —0 , 186;

*'=50 м, т. е.

ре мы вновь получаем заданную в примере 2 величину.

Таким образом, судовая и путевая задачи при отсутствии те­ чения могут быть точно решены при помощи системы уравне-

82


Рис. 26. График для определения

потребных габаритов пути и допустимых габаритов толкаемых составов, движущихся

на повороте судового хода с углом

дрейфа Р<?о

 

 

 

ний (45) или (55).

Большое пре­

 

 

 

имущество

этого

решения —

 

 

 

возможность учесть влияние ре­

 

 

 

жима

движения

судна

при

его

 

 

 

работе винтами «враздрай»

или

 

 

 

при работе двух винтов

на

раз­

 

 

 

ных режимах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Несколько менее точно, но

 

 

 

зато более

просто

решаются те

 

 

 

же задачи

по

формулам

(66),

 

 

 

(71), полученным при использо­

 

 

 

вании

эмпирической

формулы

Рис. 27. График

зависимости

по­

(64) Л.-М. Рыжова.

 

методов

 

Точность

различных

правочного коэффициента kr.

от

расчета предельно

допускаемой

относительного расстояния /к, ха­

длины

составов

видна

из

табл.

рактеризующего

положение цент­

ра тяжести состава

 

14,

в

которой результаты расче­

 

 

 

та

по

разным

формулам

срав­

ниваются с данными натурных испытаний толкаемых составов, проведенных ГИИВТом на волжских водохранилищах. При этом для расчета использовались данные о радиусе циркуля­ ции и занятой составами ширине судового хода, полученные в результате испытаний.

Анализируя табличные данные (см. табл. 14), можно сде­ лать вывод о том, что практический метод расчета по формулам (66) и (71) позволяет получить достаточно точные результаты (в основном с точностью до 2—7%).

С целью упрощения выполнения расчетов по определению допустимых габаритов составов решение основных уравнений представлено в книге в виде номограмм, освобождающих испол­ нителя от трудоемких вычислений [12].

Уравнения (66) (71), (72) и (75) можно решить с помощью графиков, приведенных на рис. 26—28, которые дают возмож­ ность решать как судовую, так и путевую задачи.

Графическое решение уравнений (66) и (72), соответствуюющих случаю движения состава с углом дрейфа |3<Ро, приве­ дено на рис. 26. Этот график построен при одном постоянном

значении /к= 0,5.

В левой части графика нанесены четыре семейства кривых постоянных значений радиусов кривизны судового хода, каж­ дое из которых соответствует одной из ширни толкаемого со­ става.

В частности, начальная точка каждого пучка кривых на левой шкале абсцисс показывает ширину состава, для которой данный пучок построен.

При других значениях следует воспользоваться вспомога­ тельным графиком, приведенным на рис. 27. Допускаемая длина

8-1