Файл: Ваганов, Г. И. Эксплуатация секционных составов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а

(32)

(33)

Кроме того, отметим, что натурные испытания толкаемых составов, проведенные ГИПВТом, показали сравнительно не­ большую величину угла дрейфа |3 по центру тяжести составов при осуществлении циркуляционного движения с прямого хода. Поэтому значения тригонометрических функций cos р и sin (3, разлагая в ряды, можно представить следующими выражения-' ми:

COS 3 £ £

1 ,

(34)

sin Р =

р.

(35)

Кривизну судового хода будем характеризовать средним радиу­

сом кривизны /?«, а движение состава по закруглению

судового

хода примем как циркуляционное. Характер изменения перекладки

рулей толкача при циркуляционном движении будем считать

под­

чиняющимся линейному закону,

когда за

какое-то время ^11ах

ру­

левой орган перекладывается

на

максимальный угол а = ашах, а за­

тем остается на борту.

выше система дифференциальных

С учетом

сказанного

уравнений (25)

и (26), описывающих

движение . состава

па

закруглении судового хода,

не

имеющим течения, может быть

написана в следующем виде:

 

 

 

+ Coo 0) + С 26

Со7 р2 ш)

 

(36)

( 1 - Г ^ з ) / ^ 4* ^‘26

— j (C31 Р + С32 0) -гСзе Р3 + Сз7 |32ш) -г

70


В

системе уравнений

(36) принято:

 

 

 

 

 

 

 

См| —^21 '

Р‘2\ р22

 

Уг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

Соо = &22“ЪО

 

 

«

.

/?

\

2Р//0 /к

 

I

 

 

- г

( /?21 +

#22 —

' )

р

P^rf

2

г’о

 

 

 

 

 

 

 

г>

У

 

 

 

 

 

с26~' ^2G>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со? —^07,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«

(

,

И \

2Р ,/о /к

 

 

 

 

 

^31 —

«31

P l \ T

Р Ч ! > ~

)

X

2

 

 

 

 

 

 

 

\

 

г.

/

 

 

 

 

 

 

-

и

(

L.

п

\

2 Р г/.7 к

 

 

 

 

 

С32 —^32

Л] -h/?22 —

)

р

2~

 

 

 

 

 

 

 

V

 

W

Р ^ О

 

 

 

 

 

 

С36= ^36;

 

Сзт= Ьз7-

 

 

 

 

 

(37)

(38)

(39)

(40)

(41)

(42)

(43)

Компонент гидродинамического момента инерционных сил, об­

условленных удлиненной формой корпуса судна—р1/(й2 — /fei)Uv"Су- в третье уравнение системы дифференциальных уравнений (36) не включен, так как он учтен уже при определении коэффициентов k3l и /г36. Не включен в это же уравнение и компонент 726гно, так как влияние несимметричности толкаемого состава относительно

плоскости мидель-шпангоута во втором и третьем

уравнениях

си­

стемы учтено поправочными коэффициентами iiLlt,

kL„ ,

ks_.b,

Pl.,,

i P-L-zi Plmj P-Lzz •

 

(36)

поз­

Решение системы дифференциальных уравнений

воляет исследовать характер циркуляционного движения тол­ каемого состава практически на любом закруглении судового хода. При этом в общем виде решается не только задача по определению величины угла дрейфа состава на данном поворо­ те судового хода, но и задачи по определению угловой ско­ рости вращения состава и необходимого для движения радиуса кривизны судового хода. Наличие четвертого уравнения в ука­ занных системах уравнений позволяет решать эти задачи с уче­ том изменения режима движения состава в процессе циркуля­ ционного движения.

Однако точное решение полученной системы дифференци­ альных уравнений в аналитической форме является весьма сложным из-за их нелинейности. Поэтому введем в них упро­ щающие допущения.

Известно, что большегрузные толкаемые составы довольно быстро входят в режим установившейся циркуляции — практи­ чески при повороте на 40—100°. Если движение состава по су­ довому ходу на его повороте уподобить циркуляционному при

71


установившемся периоде, то уравнения значительно упрощают­ ся и становятся алгебраическими. В этом случае имеем

d v

rfw

_ d n

(44)

d t ~

d t ~ d t

~~ d t

 

Тогда система уравнений (36) перепишется в следующем виде:

 

 

 

 

о

 

 

-

« ii^ + ^ ii^ r + O i ) — ^ г Ч г - к ю

^ i -З Р 2 —

v-

v

 

/

Р^ d vo

 

 

 

 

2Х2о

2(1+ й2)Г 0- = 0,

 

 

Р ^ 2

 

 

 

 

 

.,2 \

 

 

 

 

 

 

 

С21 Р + С 2 2 Ш ”Г С26 Р 3 + с 27 Р 2 си — ( A l T - P l O ^ - 4 - /? 1 3 - = - ) X

 

 

 

 

\

 

V

V 1 /

 

X

 

2Р„

 

 

 

(45)

 

 

Т~

a m a x —

О ,

 

 

 

 

Р Fd v~o

 

 

 

 

( c 3i ? + с ш+Сз Р - с р ш) + (Рп

+ Р12

•=- + А з ~ ) X

32

6 34

 

37 3

V

 

4t2 /

 

X

2Ру, 1к

a max =

о,

 

 

 

 

РFd а 'о

 

 

 

 

Мл (аи n2jrbn nv + cnu3)= 0.

Систему уравнений (45) предпочтительно решать методом последовательных приближений, для чего прежде всего из чет­

вертого

уравнения системы

надо

определить отношение

~ ,

задаваясь относительной скоростью движения состава и.

V

быть

Для

этой цели четвертое

уравнение

системы может

представлено в следующем виде:

 

 

 

 

 

Л2

1 Л

п

 

 

 

 

 

11 ~=У

 

■—

 

V 2

 

 

 

V -

 

V

 

 

Откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

± 1. / . Ь\л4(i\\

Мл

 

 

11

- b n

сп — -=г

 

 

 

 

 

 

v■

(46)

 

V

 

 

2а

i

 

 

 

 

 

 

Момент Мд при этом полагаем постоянным.

Определив величину отношения 4L-, можно по формулам (37)—

(43) найти значения коэффициентов с21, с22, с31 и с32, а затем из второго и третьего уравнений системы (45) легко определить нуж­ ный нам угол дрейфа.

72


Так, из второго уравнения системы (45) находим:

 

п

п2

2Р,

f2>Р— Р3

 

Pn+P]3~ZT +Р13 "ZT

Р

' °1 a max

со

V

V 2

?Fdv0

(47)

 

С224“ ^27

 

 

 

 

 

Подставляя равенство

(47)

в

третье

уравнение системы

(45), получим следующее кубическое уравнение для определения

угла дрейфа

 

 

 

 

 

где

czp3-f £р2+ср + с? = О,

(48)

 

 

 

 

 

а = с 36^22"Г ^27 С31 —

С 31 ^21

^ 3 2 с 2б'

6 = (С3 7 Cvj lK) Ро,

С = с31

С32— С32 ^21,^ d — (Со2I'K+ С30) Pq,

(

п

I

и2 \

2Р,„

атах-

Л)— Рп+Л г — "г Аз

— ) —— о

V

W

 

7/2 /

U„

 

При этом член (с21с36 — c3J с26) З5

ввиду его

малости из урав­

нения исключен.

 

 

 

 

 

Если теперь обозначить

 

 

 

 

 

z =? + t

4

 

(49)

и подставить в уравнение (48) значение (3, найденное из выра­ жения (49), то получим следующее уравнение третьего порядка относительно неизвестной величины z:

Обозначив через

получим следующее кубичное уравнение в приведенной форме:

z3jr3pz + 2q — 0.

(50)

Решение такого уравнения удобно выполнять с помощью соответствующей номограммы.

• Определив z по номограмме, легко найти угол дрейфа соста­ ва р из выражения (49).

После определения угла дрейфа р из уравнения (47) можно

найти относительную угловую скорость со, а затем и относитель­ ный радиус циркуляции:

7?ц = ^

= 4 - = — jci ± 3 iZ — .

(51)

L

Ш /?о — С21 з — с 2G Р3

 

73