Файл: Ваганов, Г. И. Эксплуатация секционных составов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где

Зд,- — приведенный коэффициент полноты диаметрального

 

батокса каждого входящего в состав судна, опре­

 

деляемый по методу Р. Я. Першица. Для толкае­

 

мых составов последним членом формулы Р. Я-

 

Першица, учитывающим влияние на коэффици­

 

ент полноты сгд начального и ходового дифферен­

 

та, можно пренебречь;

1л, L2, L3, Li — длины судов, входящих в состав, при этом вели­

чиной L 1 обозначается судно, имеющее

наиболь­

шую осадку (рис. 15);

 

 

Ть Т3, Т3, Tt — осадки судов, входящих в состав;

 

п — число судов в составе;

судами по длине со­

I — среднее расстояние

между

става, необходимое

для

размещения

сцепных

устройств.

 

 

 

Коэффициенты гидродинамических сил н моментов /?21, /е22,

/г2е,

^27, & зь &32, /г36 и

к37 в уравнениях

( 4 )

можно

определить

из

двух последних

уравнений этой

же

системы,

воспользовав­

шись методом точечной аппроксимации п результатами натур­ ных испытаний речных и озерных толкаемых составов, прове­ денных Л. М. Рыжовым. На их основе автором книги были по­

лучены

формулы для

расчета коэффициентов

гидродинамиче­

ских сил и моментов,

а по формулам были выполнены расчеты

с помощью

ЭЦВМ

«Раздан-2»

в

вычислительном

центре

ГИИВТа.

 

расчетов были построены графики (рис. 16—21),

По результатам

позволяющие

определить коэффициенты

Л210, £220, ^эео.

^270-

^зю>

к320,

^збо и k370 в

зависимости от упомянутых

выше величин и

отношений ц!

т

при

 

где

 

 

 

 

 

и -j-

1К= 0,5,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2К(1 +*,)

 

 

 

(12)

 

 

 

 

 

 

Fd L

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

- Ь .

 

 

 

(13)

 

 

 

 

 

1к ~

L

 

 

 

 

где — расстояние от центра

тяжести состава до

оси баллера ру­

Для

левого органа толкача, м.

 

 

 

 

ко7,

определения нужных

нам коэффициентов ко\, коп, koQy

k31,

/'32,

k3R и k37 необходимо

значения

коэффициентов

k-2l0,

k22Q,

£260,

/с270, km ,

km , km

и k370 умножить

на соответствующие

по­

правочные коэффициенты кц, , кц„, kia , kL„,, kL,{, kta , kL„ и ki„.. Величины поправочных коэффициентов /г/..,, кц ., /гьм и k 1 ,, находятся по графику, приведенному на рис. 2 2 , а коэффициентов

Iil», kLx, kL,c и kLl! — по графику, приведенному на рис. 23. Помимо гидродинамических сил и моментов, на состав,

движущийся по криволинейному судовому ходу, действуют так­ же следующие силы и моменты.

62


Рис. 16. Зависимость коэффициентов

■ *210= / ( f i l l

И &220 = / 1 ( и ’ ~ L

1.

Силы инерции,

проекции которых на оси Gx и

Gy соот

ветственно равны:

 

 

 

Я ,-,=

- Р1 /( 1 + ^ ) 5 '.

<14>

 

 

dv

(15)

 

Piy = - 9 V{\-'rk2) ^ -

2.

Момент сил инерции относительно вертикальной оси

 

 

Mi =

— (1+Л3)/* £ ,

(16)

где k3— коэффициент присоединенного момента инерции, опреде­ ляемый по графику М. И. Гуревича и II. С. Римана.

/ г — момент инерции массы состава относительно вертикальной оси, проходящей через центр тяжести состава, тем-с2.

Момент инерции может быть определен по формуле Н. Ф. Сторожева

 

 

TV

1( “вл12

,

В=

(17)

 

 

g

1 14,6

'

12

 

 

 

где а — средний

коэффициент полноты действующей

ватер­

линии судов состава.

 

 

инерционных сил,

обуслов­

3.

Момент

гидродинамических

ленных удлиненной формой корпусов состава,

 

 

 

Л1;к = — pV (/г2 — ^i) vx vy,

(18)

64


Рис. 22. Зависимость поправочных коэффициентов

, k , k/,1С и /г;.., от

относительного расстояния /к, характеризующего положение центра тяжести состава

3—3125

Рис. 23. Зависимость поправочных коэффициентов /гь,,, k i r ,

и кц, от

относительного расстояния /к, характеризующего положение центра тяжести состава

где vx и v y — проекции скорости v движения состава

на оси Gx и

Gy, равные

 

 

 

Vx = ‘H CO sP,

)

 

(19)

vy = v sin |3.

J

 

 

 

4. Центробежные силы инерции, проекции которых

на

оси Gx

и соответственно равняются:

 

 

 

Рпх = - (1 + k.2) pVvy со,

 

(20)

Pny = - ( l + k 1) p W x m.

 

(21)

5. Дополнительный присоединенный статический

момент

воды 7,26. вызванный несимметричностью состава относительно плоскости, проходящей по центру тяжести состава.

Учет изменения сил, возникающих на движительно-рулевом комплексе при движении по криволинейному фарватеру, может быть произведен по методике, предложенной А. В. Васильевым и основанной на исследованиях В. И. Небеснова и Н. Ф. Со-

ларева.

Согласно этой

методике

упор,

развиваемый гребным

винтом

при его работе на разных режимах, можно представить

в виде следующего полинома второй степени:

 

 

 

 

Т =

= a n ti- + b n n v + c n v - ,

 

(22)

где

Т0 — упор винта при номинальном

числе его

оборотов

и

 

соответствующей скорости движения состава

перед­

 

ним ходом;

 

 

 

 

 

 

п — относительное число

оборотов винта толкача;

 

 

 

 

п =

п

 

 

(23а)

 

 

 

по

 

 

 

 

 

v — относительная скорость движения состава;

 

 

 

 

 

V

 

 

(236)

 

 

 

 

 

 

ои, Ьп,

сп — коэффициенты, определяемые методом

точечной

ап­

 

проксимации по графическим характеристикам

рабо­

 

ты гребного винта на разных режимах.

 

 

 

Боковая составляющая сил давления воды на руль или пово­ ротную насадку в относительном виде определяется уравнением

Ру = - ^ - ( P u r f + pnv п+ Pizn2)v. — (p-2lv2+p22vn)(?j+ ш/к),

(24)

Уо

 

здесь Ру, — боковая составляющая сил давления воды на руль при номинальном числе оборотов винта п0 и скорости дви­

жения

v0, т. е.

 

 

Ру. = / (г>= 1; «=

1);

Ру — то же,

при режиме работы

винта, отличающемся от

номинального; а — угол перекладки руля, рад;

3* 67


pn, pv>, рхз, рп

и р-юбезразмерные коэффициенты,

определяемые

по формулам,

рекомендуемым А. В. Васильевым1.

определить

Формула

(24) ценна тем, что она позволяет

боковую составляющую Ру у судов, оборудованных различными типами движительно-рулевых комплексов, в том числе рулями, расположенными за открытыми гребными винтами, за винта­ ми в неподвижных направляющих насадках и винтами, нахо­ дящимися в комплексе с поворотной направляющей насадкой.

§ 9. Уравнения криволинейного движения состава

Толкаемый состав, движущийся по закруглению судового хода, подвергается воздействию целого ряДа взаимодействующих друг с другом сил и моментов, указанных в § 8.

Суммируя проекции всех сил на оси Gx и Gy (рис. 24) и мо­ менты сил относительно вертикальной оси Gz, получим следую­

щие дифференциальные уравнения криволинейного

состава,

несимметричного относительно плоскости мидель-шпангоута:

dv

 

Qx,

 

(1 +^i) —У1---- (1 т ko) pVVy 0) -f- /.2gco~ =

 

dt

 

 

 

dv.

dt«

 

■ (25)

(1 +£o)

+ 0 +£i) ?VVx w—^'26 -pp — Qy,

did

dt

 

 

(k*kx)p v Vx Vy -|-A'fiV -"jT

^26 'VW = A/IZ.

(1+ £3)/ —гг +

dt

dt

 

 

В этих уравнениях в проекции главного вектора всех внешних сил,

действующих

на судно, включены и гидродинамические силы

Х к

и Г к, а в главный момент—суммарный момент этих

сил относи­

тельно оси Gz.

сил Qx и Qy входят:

Без учета

ветра и течения в состав

гидродинамические силы, обусловленные

вязкостью

воды;

си­

лы упора движителей; силы давления воды на рулевой орган судна или состава. Уравнения (25) не учитывают изменения ре­ жима движения состава и упора винта толкача в процессе цир­ куляции.

Между тем известно, что в процессе циркуляционного движе­ ния состава его поступательная скорость существенно уменьша­ ется, число оборотов винта также падает.

Изменение числа оборотов винта в процессе эволюционного периода циркуляции зависит не только от нагрузки гребного

винта, но и от режима

работы двигателя.

Поскольку

измене­

ние режима работы

системы гребной винт — двигатель носит

1 А. В. В а с и л ь е в ,

В.

И. Б е л о г л а з о в .

Управляемость

винтового

судна. М., «Транспорт», 1966,

168 с.

 

 

6 8


динамический характер, то

 

 

 

 

к системе

уравнений

(25)

 

 

 

 

для

исследования особенно­

 

 

 

 

стей

 

криволинейного

не-

 

 

 

 

установившегося

циркуля­

 

 

 

 

ционного

движения

со­

 

 

 

 

става

нужно

добавить

 

 

 

 

еще одно дифференциальное

 

 

 

 

уравнение

системы

греб­

 

 

 

 

ной винт •— двигатель. Сле­

 

 

 

 

дуя

рекомендациям

проф.

 

 

 

 

В. И. Небеснова и полагая,

 

 

 

 

что относительный

момент

 

 

 

 

.Мд на валу гребного винта

 

 

 

 

при

любом

режиме работы

 

 

 

 

равен

относительному

упо­

 

 

 

 

ру Т,

можно записать это

 

 

 

 

дифференциальное

уравне­

Рис. 24. К определению гидродинамиче­

ние в

следующем

виде:

ских

сил, действующих

на состав на

2"/„ по dn

= /Ид — (anti2-

криволинейном фарватере при отсутст­

Mr

dt

вии течения

 

 

+

bn n v + cuv2),

 

(26)

 

 

масс,

вра­

где /„ — момент инерции относительно оси винта всех

 

 

щающихся непосредственно на передаче двигатель—винт;

М0— номинальный момент винта (при номинальном числе

обо-

_

 

. ротов «о);

 

 

 

 

 

 

/Ид — относительный момент двигателя (с учетом потерь на тре­

 

 

ние в редукторе и опорах гребного валопровода).

 

Проекции всех внешних сил, действующих на состав, вклю­

чая и гидродинамические, могут быть теперь выражены как

 

 

 

 

 

Qx = Т Rz Рх,

 

(27)

 

 

 

 

 

■Qy = Y k

Ру,

 

(28)

где

 

 

 

 

Niz — -44k-YPy Ik,

 

(29)

 

Рх — продольная составляющая сил давления воды на руле­

 

 

 

вой орган;

 

 

 

 

 

и М к — поперечная составляющая главного вектора гидродина­ мических сил, действующих на состав, и момент этих сил, определяемые по выражениям (2) и (4).

Продольной составляющей сил давления воды Рх на руле­ вой орган можно пренебречь, так как она по сравнению с со­

противлением воды Rc движению состава очень мала.

Кроме

того, полагаем

 

Rc = kw^ - F dv \

(30)

Теперь учтем, что

Vx = vcos р,

(31)

Vy = — ysinp,

69