ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
где |
Зд,- — приведенный коэффициент полноты диаметрального |
|
батокса каждого входящего в состав судна, опре |
|
деляемый по методу Р. Я. Першица. Для толкае |
|
мых составов последним членом формулы Р. Я- |
|
Першица, учитывающим влияние на коэффици |
|
ент полноты сгд начального и ходового дифферен |
|
та, можно пренебречь; |
1л, L2, L3, Li — длины судов, входящих в состав, при этом вели
чиной L 1 обозначается судно, имеющее |
наиболь |
||
шую осадку (рис. 15); |
|
|
|
Ть Т3, Т3, Tt — осадки судов, входящих в состав; |
|
||
п — число судов в составе; |
судами по длине со |
||
I — среднее расстояние |
между |
||
става, необходимое |
для |
размещения |
сцепных |
устройств. |
|
|
|
Коэффициенты гидродинамических сил н моментов /?21, /е22, |
/г2е, |
||||
^27, & зь &32, /г36 и |
к37 в уравнениях |
( 4 ) |
можно |
определить |
из |
двух последних |
уравнений этой |
же |
системы, |
воспользовав |
шись методом точечной аппроксимации п результатами натур ных испытаний речных и озерных толкаемых составов, прове денных Л. М. Рыжовым. На их основе автором книги были по
лучены |
формулы для |
расчета коэффициентов |
гидродинамиче |
|||||||||
ских сил и моментов, |
а по формулам были выполнены расчеты |
|||||||||||
с помощью |
ЭЦВМ |
«Раздан-2» |
в |
вычислительном |
центре |
|||||||
ГИИВТа. |
|
расчетов были построены графики (рис. 16—21), |
||||||||||
По результатам |
||||||||||||
позволяющие |
определить коэффициенты |
Л210, £220, ^эео. |
^270- |
^зю> |
||||||||
к320, |
^збо и k370 в |
зависимости от упомянутых |
выше величин и |
|||||||||
отношений ц! |
т |
при |
— |
|
где |
|
|
|
|
|
||
и -j- |
1К= 0,5, |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
2К(1 +*,) |
|
|
|
(12) |
||
|
|
|
|
|
|
Fd L |
’ |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
7 |
- Ь . |
’ |
|
|
|
(13) |
|
|
|
|
|
|
1к ~ |
L |
|
|
|
|
||
где 1К— расстояние от центра |
тяжести состава до |
оси баллера ру |
||||||||||
Для |
левого органа толкача, м. |
|
|
|
|
ко7, |
||||||
определения нужных |
нам коэффициентов ко\, коп, koQy |
|||||||||||
k31, |
/'32, |
k3R и k37 необходимо |
значения |
коэффициентов |
k-2l0, |
k22Q, |
||||||
£260, |
/с270, km , |
km , km |
и k370 умножить |
на соответствующие |
по |
правочные коэффициенты кц, , кц„, kia , kL„,, kL,{, kta , kL„ и ki„.. Величины поправочных коэффициентов /г/..,, кц ., /гьм и k 1 ,, находятся по графику, приведенному на рис. 2 2 , а коэффициентов
Iil», kLx, kL,c и kLl! — по графику, приведенному на рис. 23. Помимо гидродинамических сил и моментов, на состав,
движущийся по криволинейному судовому ходу, действуют так же следующие силы и моменты.
62
Рис. 16. Зависимость коэффициентов
■ *210= / ( f i l l |
И &220 = / 1 ( и ’ ~ L |
1. |
Силы инерции, |
проекции которых на оси Gx и |
Gy соот |
ветственно равны: |
|
|
|
|
Я ,-,= |
- Р1 /( 1 + ^ ) 5 '. |
<14> |
|
|
dv |
(15) |
|
Piy = - 9 V{\-'rk2) ^ - |
||
2. |
Момент сил инерции относительно вертикальной оси |
|
|
|
Mi = |
— (1+Л3)/* £ , |
(16) |
где k3— коэффициент присоединенного момента инерции, опреде ляемый по графику М. И. Гуревича и II. С. Римана.
/ г — момент инерции массы состава относительно вертикальной оси, проходящей через центр тяжести состава, тем-с2.
Момент инерции 1г может быть определен по формуле Н. Ф. Сторожева
|
|
TV |
1( “вл12 |
, |
В= |
(17) |
|
|
g |
1 14,6 |
' |
12 |
|
|
|
|
||||
где а — средний |
коэффициент полноты действующей |
ватер |
||||
линии судов состава. |
|
|
инерционных сил, |
обуслов |
||
3. |
Момент |
гидродинамических |
||||
ленных удлиненной формой корпусов состава, |
|
|||||
|
|
Л1;к = — pV (/г2 — ^i) vx vy, |
(18) |
64
Рис. 22. Зависимость поправочных коэффициентов |
, k , k/,1С и /г;.., от |
относительного расстояния /к, характеризующего положение центра тяжести состава
3—3125
Рис. 23. Зависимость поправочных коэффициентов /гь,,, k i r , |
и кц, от |
относительного расстояния /к, характеризующего положение центра тяжести состава
где vx и v y — проекции скорости v движения состава |
на оси Gx и |
||
Gy, равные |
|
|
|
Vx = ‘H CO sP, |
) |
|
(19) |
vy = — v sin |3. |
J |
|
|
|
|
||
4. Центробежные силы инерции, проекции которых |
на |
оси Gx |
|
и Gу соответственно равняются: |
|
|
|
Рпх = - (1 + k.2) pVvy со, |
|
(20) |
|
Pny = - ( l + k 1) p W x m. |
|
(21) |
|
5. Дополнительный присоединенный статический |
момент |
воды 7,26. вызванный несимметричностью состава относительно плоскости, проходящей по центру тяжести состава.
Учет изменения сил, возникающих на движительно-рулевом комплексе при движении по криволинейному фарватеру, может быть произведен по методике, предложенной А. В. Васильевым и основанной на исследованиях В. И. Небеснова и Н. Ф. Со-
ларева. |
Согласно этой |
методике |
упор, |
развиваемый гребным |
|||
винтом |
при его работе на разных режимах, можно представить |
||||||
в виде следующего полинома второй степени: |
|
|
|
||||
|
Т = |
= a n ti- + b n n v + c n v - , |
|
(22) |
|||
где |
Т0 — упор винта при номинальном |
числе его |
оборотов |
и |
|||
|
соответствующей скорости движения состава |
перед |
|||||
|
ним ходом; |
|
|
|
|
|
|
|
п — относительное число |
оборотов винта толкача; |
|
|
|||
|
|
п = |
п |
|
|
(23а) |
|
|
|
|
по |
|
|
|
|
|
v — относительная скорость движения состава; |
|
|
||||
|
|
|
V |
|
|
(236) |
|
|
|
|
|
|
|
||
ои, Ьп, |
сп — коэффициенты, определяемые методом |
точечной |
ап |
||||
|
проксимации по графическим характеристикам |
рабо |
|||||
|
ты гребного винта на разных режимах. |
|
|
|
Боковая составляющая сил давления воды на руль или пово ротную насадку в относительном виде определяется уравнением
Ру = - ^ - ( P u r f + pnv п+ Pizn2)v. — (p-2lv2+p22vn)(?j+ ш/к), |
(24) |
Уо |
|
здесь Ру, — боковая составляющая сил давления воды на руль при номинальном числе оборотов винта п0 и скорости дви
жения |
v0, т. е. |
|
|
Ру. = / (г>= 1; «= |
1); |
Ру — то же, |
при режиме работы |
винта, отличающемся от |
номинального; а — угол перекладки руля, рад;
3* 67
pn, pv>, рхз, рп |
и р-ю — безразмерные коэффициенты, |
определяемые |
по формулам, |
рекомендуемым А. В. Васильевым1. |
определить |
Формула |
(24) ценна тем, что она позволяет |
боковую составляющую Ру у судов, оборудованных различными типами движительно-рулевых комплексов, в том числе рулями, расположенными за открытыми гребными винтами, за винта ми в неподвижных направляющих насадках и винтами, нахо дящимися в комплексе с поворотной направляющей насадкой.
§ 9. Уравнения криволинейного движения состава
Толкаемый состав, движущийся по закруглению судового хода, подвергается воздействию целого ряДа взаимодействующих друг с другом сил и моментов, указанных в § 8.
Суммируя проекции всех сил на оси Gx и Gy (рис. 24) и мо менты сил относительно вертикальной оси Gz, получим следую
щие дифференциальные уравнения криволинейного |
состава, |
|||
несимметричного относительно плоскости мидель-шпангоута: |
||||
dv |
|
Qx, |
|
|
(1 +^i) ?У —У1---- (1 т ko) pVVy 0) -f- /.2gco~ = |
|
|||
dt |
|
|
|
|
dv. |
dt« |
|
■ (25) |
|
(1 +£o) |
+ 0 +£i) ?VVx w—^'26 -pp — Qy, |
|||
did |
dt |
|
|
|
(k*— kx)p v Vx Vy -|-A'fiV -"jT — |
^26 'VW = A/IZ. |
|||
(1+ £3)/ —гг + |
||||
dt |
dt |
|
|
В этих уравнениях в проекции главного вектора всех внешних сил,
действующих |
на судно, включены и гидродинамические силы |
Х к |
||
и Г к, а в главный момент—суммарный момент этих |
сил относи |
|||
тельно оси Gz. |
сил Qx и Qy входят: |
|||
Без учета |
ветра и течения в состав |
|||
гидродинамические силы, обусловленные |
вязкостью |
воды; |
си |
лы упора движителей; силы давления воды на рулевой орган судна или состава. Уравнения (25) не учитывают изменения ре жима движения состава и упора винта толкача в процессе цир куляции.
Между тем известно, что в процессе циркуляционного движе ния состава его поступательная скорость существенно уменьша ется, число оборотов винта также падает.
Изменение числа оборотов винта в процессе эволюционного периода циркуляции зависит не только от нагрузки гребного
винта, но и от режима |
работы двигателя. |
Поскольку |
измене |
|
ние режима работы |
системы гребной винт — двигатель носит |
|||
1 А. В. В а с и л ь е в , |
В. |
И. Б е л о г л а з о в . |
Управляемость |
винтового |
судна. М., «Транспорт», 1966, |
168 с. |
|
|
6 8
динамический характер, то |
|
|
|
|
|||||
к системе |
уравнений |
(25) |
|
|
|
|
|||
для |
исследования особенно |
|
|
|
|
||||
стей |
|
криволинейного |
не- |
|
|
|
|
||
установившегося |
циркуля |
|
|
|
|
||||
ционного |
движения |
со |
|
|
|
|
|||
става |
нужно |
добавить |
|
|
|
|
|||
еще одно дифференциальное |
|
|
|
|
|||||
уравнение |
системы |
греб |
|
|
|
|
|||
ной винт •— двигатель. Сле |
|
|
|
|
|||||
дуя |
рекомендациям |
проф. |
|
|
|
|
|||
В. И. Небеснова и полагая, |
|
|
|
|
|||||
что относительный |
момент |
|
|
|
|
||||
.Мд на валу гребного винта |
|
|
|
|
|||||
при |
любом |
режиме работы |
|
|
|
|
|||
равен |
относительному |
упо |
|
|
|
|
|||
ру Т, |
можно записать это |
|
|
|
|
||||
дифференциальное |
уравне |
Рис. 24. К определению гидродинамиче |
|||||||
ние в |
следующем |
виде: |
ских |
сил, действующих |
на состав на |
||||
2"/„ по dn |
= /Ид — (anti2- |
криволинейном фарватере при отсутст |
|||||||
Mr |
dt |
вии течения |
|
|
|||||
+ |
bn n v + cuv2), |
|
(26) |
|
|
масс, |
вра |
||
где /„ — момент инерции относительно оси винта всех |
|||||||||
|
|
щающихся непосредственно на передаче двигатель—винт; |
|||||||
М0— номинальный момент винта (при номинальном числе |
обо- |
||||||||
_ |
|
. ротов «о); |
|
|
|
|
|
|
|
/Ид — относительный момент двигателя (с учетом потерь на тре |
|||||||||
|
|
ние в редукторе и опорах гребного валопровода). |
|
||||||
Проекции всех внешних сил, действующих на состав, вклю |
|||||||||
чая и гидродинамические, могут быть теперь выражены как |
|||||||||
|
|
|
|
|
Qx = Т — Rz — Рх, |
|
(27) |
||
|
|
|
|
|
■Qy = Y k |
Ру, |
|
(28) |
|
где |
|
|
|
|
Niz — -44k-YPy Ik, |
|
(29) |
||
|
Рх — продольная составляющая сил давления воды на руле |
||||||||
|
|
|
вой орган; |
|
|
|
|
|
Vк и М к — поперечная составляющая главного вектора гидродина мических сил, действующих на состав, и момент этих сил, определяемые по выражениям (2) и (4).
Продольной составляющей сил давления воды Рх на руле вой орган можно пренебречь, так как она по сравнению с со
противлением воды Rc движению состава очень мала. |
Кроме |
того, полагаем |
|
Rc = kw^ - F dv \ |
(30) |
Теперь учтем, что
Vx = vcos р,
(31)
Vy = — ysinp,
69