Файл: Ваганов, Г. И. Эксплуатация секционных составов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а 0 л и ц а 19

 

 

Коэффи­

Главные размерен in моде-

 

 

 

 

 

 

лируе> юн секцп г, м

 

 

 

Водо­

=;

Шифр циент пол­

Осадка,

!.

в

о

 

 

 

изме­

О

модели

ноты водо­

 

 

 

м

 

т

щение,

измещения

 

 

Высота

^ В

3*

 

Л-шла

 

V , ма

 

 

8

Ширима

 

 

 

а

 

борта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоченная поверхность, 5, м-

1

БС/0

0,870

57,5

14,01

6,75

3.502

4,11

4,0

2450

1075

2

БС/1

0,873

66,0

13,05

6,75

3,263

5,06

4,0

2450

1157

3

БС'2

0,875

74,2

12,30

6,75

3,075

6,03

4,0

2450

1233

4

БС/3

0,875

61,5

15,00

6,75

3,038

4,11

4,95

2450

1160

5

БС/4

0,872

66,0

16,05

6,75

2,663

4,12

6,03

2450

1270

6

БС, 5

0,951

55,9

13,65

6,75

3,375

4,11

4,05

2450

1082

7

БС' 6

0,755

60,0

14,70

6,75

3,675

4,09

4,0

2450

1050

8

ЭС-1

0,887

115,0

14.01

6,75

3,502

8,22

4,0

5000

2175

9

ЭС-П

0,939

230,0

14,01

6,75

3,502

16,44

4,0

10600

4590

С целью определения влияния главных размерений и коэф­ фициента полноты водоизмещения на сопротивление воды дви­ жению были испытаны дополнительно шесть типов кильватер­ ных двухсекционных составов из секций БС/1, БС/2, БС/3, БС/4, БС/5 и БС/6, имеющих одинаковое с секцией БС/0 водо­ измещение. Влияние на сопротивление составов стыков и меж­ секционных промежутков, получающихся из-за подреза тран­ цев, исследовалось на основе испытаний монолитной секции-

эквивалента ЭС-1, заменяющей состав

1+ 1, и ЭС-П, заменяю­

щей состав 1+ 1+ 1+ 1. Обводы

оконечностей

секций-эквива­

лентов были сделаны одинаковыми

с

обводами состава

из

двух полусекций БС/0.

моделей

секций

приведена

в

Характеристика испытанных

табл. 19.

 

 

 

 

 

Испытания двухсекционных кильватерных составов из мо­

делей секций БС/0, БС/1, ВС/2,

БС/3,

БС/4, БС/5 и БС/6 позво­

лили получить дополнительные данные о влиянии соотношений главных размерений и коэффициента полноты водоизмещения секций на сопротивление воды движению составов.

Модели для испытаний были изготовлены такими, чтобы можно

.

 

 

L

т

было получить по три значения одного из параметров -g-,

-g- или

8 при постоянстве двух остальных.

 

 

Изменение отношений

и -у* секций принималось в пределах

4—6, а изменение коэффициента полноты водоизмещения

о = 0,75 н-

^0,95.

 

 

 

 

Испытания

показали,

что полные сопротивления

составов

из полусекций

БС/0—БС/6

при заданных изменениях -g-

поч­

ти одинаковы, в особенности при практически достижимых ско-

100


ростях движения, равных 14—20 км/ч. И только при очень высо­ ких скоростях движения (свыше 24 км/ч) преимущества соста­ вов из длинных полусекций БС/2 более очевидны. Их сопро­ тивление становится на 30—35% меньше, чем составов из сек­ ции БС/0.

Т

Влияние изменения отношения -g- на сопротивление соста­

ва определялось по результатам испытаний составов из полу-

т

секций БС/0, БС/3 и БС/4. С увеличением отношения -g-

остаточное сопротивление состава росло. Вместе с тем, благода­ ря повышенным значениям осадок, составы из секций с боль-

т

шеи величиной отношения -g- имели относительно меньшую

смоченную поверхность и соответственно меньшее сопротивле­ ние трения. Поэтому полные сопротивления составов из секции

т

БС/0, БС/3 и БС/4, имеющих различные отношения -g- , при

практических скоростях движения отличались несущественно. Увеличение коэффициента полноты б с 0,755 до 0,870 не оказа­ ло практического влияния на остаточное, ни тем более на полное сопротивление воды движению состава. С дальнейшим увеличением б секций до 0,951, полученным в значительной степени за счет уменьшения длины, оконечностей, сопротивление состава резко возросло. У состава из секций БС/5 оно оказалось примерно в 2 раза выше, чем у состава из хорошо обтекаемых секций БС/0.

Влияние отношений

/

Т

 

и -g- состава на сопротивление воды

его движению удобно установить, сравнивая результаты модель-

Рис. 34. Зависимость удельного сопротивления воды движению секционных составов от отношения длины к ширине состава

101

ных испытаний кильватерных составов,

имеющих

форму

счала

1 +1, 1 +1 +1

-г 1 и 1 +1 +1 +1 + 1 +1,

и пыжевых составов

2 + 2,

2 + 2 + 2+2 и

3 + 3 при одинаковой осадке Г = 3,5

м.

 

По результатам этих испытаний был построен график зави­ симости удельного сопротивления воды движению'секционных

составов от отношения -g- при скоростях движения 4, 5,

6 м/с (рис. 34). Из графика видно, что относительно высокое удельное сопротивление имеют пыжсвые составы 3+3 и 2+2,

у которых отношение -g- = 2,7+4,0, и самое низкое — кильва­

терные.

Для расчета сопротивления воды движению секционных соста­ вов с помощью диаграмм систематических испытаний были пост­

роены графики зависимости поправочных коэффициентов а =

£= /i(-g-),

c = f n { ~ )

и г/= / 3(5) к коэффициенту остаточного со­

противления

прототипного состава.

 

 

 

С помощью

этих

поправочных коэффициентов учитывается

■несоответствие

указанных характеристик

расчетных

составов

и характеристик прототипного состава.

В качестве

прототип­

ного принят кильватерный состав 1+ 1

из

полусекций БС/0.

Один из важных факторов, оказывающих влияние на сопро­ тивление состава, —• неравномерность осадок секций в составе. Поэтому в процессе модельных испытаний этому вопросу быдо уделено большое внимание.

Всего для определения влияния неравномерности осадок сек­ ций на сопротивление воды было испытано 24 различных со­ става. При этом осадка секций изменялась от полной 7Р= 3,5 м до эксплуатационной 7+=2,55 м и Тэ2= 2,1 м. Загрузка сек­ ций соответственно равнялась 3040, 1328 и 980 т. Секции с мень­ шей осадкой устанавливались как в головной, так и в конце­ вой частях составов.

Особенно тщательным испытаниям с целью определения влияния неравномерности осадок секций на сопротивление был подвергнут двухсекционный кильватерный состав, имеющий формулу счала 1 + 1.

Результаты испытаний полного и остаточного сопротивле­ ния этого состава показаны на рис. 35.

Анализируя эти данные, можно отметить, что неравномер­ ность осадок секций в двухсекционном кильватерном составе весьма отрицательно влияет на сопротивление движению. Так, уменьшение осадки одной из секций с 3,5 до 2,55 м или даже

до

2,1 м не

только не

снизило

общего

сопротивления состава,

а

наоборот,

увеличило

его на

2—10%.

Если же сравнить пол-*

* Lu, — длина цилиндрической вставки секции.

102


Рис. 35. Зависимость полного и остаточ­ ного сопротивления двухсекционного кильватерного состава от скорости дви­ жения при различной загрузке секции:

ные сопротивления состава из секций с различной осад­ кой и состава из секций, за­ груженных па одинаковую осадку, равную средней, то в этом случае сопротивление первого состава оказывается больше на 10—15%.

Увеличение общего со­ противления состава вслед­ ствие неравномерности оса­ док секций вызывается по­ вышением остаточного со­ противления. Сопротивление трения изменяется пропор­ ционально изменению смо­ ченной поверхности, т. е. с уменьшением осадки одной из секций оно также снижа­ ется.

Преимущества, которые дает загрузка секций на одинаковую осадку, сохра­ няются при всех скоростях движения, несколько умень­ шаясь с увеличением скоро­ сти.

Поскольку неравномер­ ность осадок секций прежде всего оказывает большое влияние на остаточное со­ противление состава, целе­ сообразно проанализировать влияние этого фактора именно на остаточное сопро­ тивление1, отнесенное к единице водоизмещения нлн

грузоподъемности.

l - T , = T i = 3,5 м;

1 1 - Т , = 3,5 м,

 

1 м;

Ш —Г,==2,1

ы,

 

Т , = 3,5 м;

I V - T , = T ~ 2,8 м;

График

зависимости

 

Г '-Г ,= 7 \= 2 .1

м

 

 

 

 

удельного

остаточного со­

 

 

 

 

 

 

 

 

противления

двухсекцион­

 

всех испытанных

вариан­

ного кильватерного .состава 1+ 1 для

тов загрузки секций приведен на

рис.

36.

Самое

низкое

удельное сопротивление имеют составы

 

из

секций,

загружен­

ных на

равную осадку (7'i=7’n=3,5

и

2,55 м).

Удельное

1 В остаточное сопротивление включаются

волновое

и вихревое сопро­

тивления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

103


остаточное сопротивление состава, имеющего осадку

первой

секции 7’i= 3,5 м, а второй Т2= 2,1 м, оказалось при

скорости

15 км/ч в 2 раза больше, чем состава, осадка обеих секций ко­ торого одинакова: Т1— Т2=3,5 м, а при скорости 20 км/ч — почти в 1,5 раза.

С уменьшением разности осадок секций удельное сопротивле­ ние состава также снижается, приближаясь к удельному сопро­ тивлению состава из секций с равными осадками. Интересно отметить, что при установке секции с меньшей осадкой в каче­ стве головной удельное остаточное сопротивление секционного состава возрастает. Так, испытания кильватерного состава из

секций с осадками

Тi=

2,l м и Т2 — 3,5

 

м

показали,

что его

удельное остаточное

сопротивление при

о = 15

км/ч в 2,3 раза

и при и= 20 км/ч в

1,7

раза

больше,

чем

у

состава

при

Ti= T2=3,5 м. Когда же секции поменяли местами,

т. е. в ка­

честве головной поставили секцию

с

большей

осадкой,

то

удельное остаточное

сопротивление

состава

при

v = 15 км/ч

уменьшилось на 10%, а при и =20 км/ч — на 9%.

 

четы­

Влияние неравномерности

осадок

на

 

сопротивление

рехсекционного кильватерного состава

1 +

1 +1 +

1 оказалось не­

сколько меньше, чем на сопротивление

состава

1 +

1, но и оно

также велико. Полное сопротивление

такого

состава

при за­

грузке двух из четырех

секций на осадку

2,55,

а остальных —-

Рис. 36. Зависимость удельного остаточного сопротивления воды движению двухсекционного кильватерного состава от скорости движения при различной загрузке секций

104


тшзленшо двухсекционного кильватерного состава от неравномерности осадок и скорости движения

3,5 м оказалось лишь на 1,5—5% меньше, чем при загрузке всех секций на осадку 3,5 м.

Почти таким же осталось и сопротивление состава, у кото­ рого осадка двух секций была уменьшена с 2,55 м до 2,1 м.

Особенно высокое удельное остаточное сопротивление име­

ет состав с таким распределением осадок: Ti = 3,5 м;

Г2=2,1 м;

7’з=3,5 м; 7\} = 2,1

м.

При скоростях

движения

16

и 20 км/ч

оно соответственно

на

180 и 70% превысило удельное остаточ­

ное сопротивление этого же состава, груженного

 

на

полную

осадку Гр= 3,5 м. Следовательно, при загрузке такого

состава

надо стремиться загружать

смежные

секции,

соединенные

транцевыми оконечностями на

одинаковую осадку.

Разность

осадок при необходимости следует допускать лишь у смежных секций, заканчивающихся хорошо обтекаемыми оконечностями.

Влияние неравномерности осадок секций на остаточное сопротивление воды движению секционных составов прибли­ женно можно оценить с помощью графика зависимости коэф­

фициента

kra=f(AT/T). При пользовании этим графиком

(рис. 37)

следует иметь в виду, что он разработан применитель­

но к двухсекционному кильватерному составу. При этом под величиной АТ понимается разность _осадок головной и концевой

секций в местах их стыка, а буквой Т обозначена средняя осадка всего состава, т. е. Т = Т'+С)Т2 . Если же секционный состав

включает несколько таких двухсекционных кильватерных сос­ тавов, то должна осредняться не только осадка состава, но и средняя'разность осадок секций в стыкуемых транцевых око­ нечностях.

Модельные испытания позволили определить значения ко­ эффициентов счала секционных составов. Сопротивление двух­ секционного кильватерного состава 1 + 1 при этом принима­ лось за единицу. Численные значения коэффициентов счала ока­

105