Файл: Ваганов, Г. И. Эксплуатация секционных составов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подтвердили относительно высокие эксплуатационные

качества

сибирского секционного состава. Скорость его движения

ока­

залась на

10 — 12% больше, чем у двухбаржевого

киль­

ватерного

состава таких же размеров. Во-вторых,

в процессе

проведения этих испытаний впервые было определено в натур­ ных условиях влияние на скорость движения разности осадок и уступов секций по ширине состава. К сожалению, разность оса­ док секций при испытаниях была не более 9 см. Но и при такой разности осадок скорость оказалась меньше, чем у состава с одинаковой осадкой секции, в особенности при установке секции с меньшей осадкой в качестве головной.

Уступы секций по ширине состава несколько увеличили со­ противление воды его движению. Скорость движения испы­ танного сибирского двухсекционного состава при сдвиге сек­ ций относительно друг друга-на 0,6 м уменьшилась на 2,5—3%, а сопротивление состава возросло на 5—8%. Поскольку при формировании кильватерных секционных составов величина уступов по ширине не бывает больше указанной, то можно сде­ лать заключение, что уступы на скорость движения состава практически не влияют.

В 1964—1966 гг. исследовательская партия ГИИВТа прове­ ла натурные испытания различных составов из секции проекта 1581 Ленинградского ЦТКБ МРФ. Все скоростные испыта­ ния этих составов проходили в основном с толкачом мощностью 1340 л. с. проекта № 749Б. Испытаниям подвергались кильва­

терные составы при формулах счала 1-j-l и 1-)-14-1 + 1

и

двухпыжевые составы 2 + 2 и 2+ 2-f-2-j-2. Последний вели

два

толкача типа «Дунайский». Характеристика испытанных соста­ вов и результаты исследований указаны в табл. 22.

В таблицу

в знаменателе дробей включены

для сравнения

скорости движения

аналогичных

составов,

полученные

ГИИВТом по результатам модельных испытаний.

результатам

Скорости движения

составов, полученные

по

натурных и модельных испытаний, очень близки

друг

другу.

Как правило,

разность

между ними не

более 2—6%, и только

у одного пыжевого состава при формуле счала

2+ 2+Т

она

достигла при осадке порожнем 11%, а при Т = 2,1 м — 7,2%. В целом результаты модельных испытаний, при такой сходи­ мости с данными натурных испытаний, могут считаться досто­ верными.

Таким образом, натурные испытания в основном подтвер­ дили скоростные качества секционных составов, установлен­ ные в результате модельных испытаний. Следовательно, полу­ ченные закономерности изменения сопротивления секционных составов могут быть распространены с известным приближени­ ем на натурные секционные составы.

С введением в эксплуатацию несамоходных судов проектов Р-56 и Р-29 и толкачей мощностью 800 л. с. и 2000 л. с. в си-

ш


Т аб л и ц а 22

 

Характеристика состава

Главные размере­

Осадка

 

 

 

ния состава, м

Число

 

Загрузка,

 

 

секции,

Формула счала

Длина

Ширина

м

секции

т

 

9

1 + 1 + Т

Порожнем

160

14,04

0,57

 

 

 

 

 

2

1 + 14-Т

3340

160

14,04

3,03

4

2 + 2 + Т

Порожнем

160

28,08

0,57

4

2 + 2 + Т

4875

160

28,08

2,10

4

1 + 1 + 1 + 1 + Т

4875

279

14,04

2,10

4

1 + 1 + 1 + 1 + Т

6000

279

14,04

2,67

4

1 + 1 + 1 + 1 + Т

7379

279

14,04

3,20

4

1+-1 + 1 + 1 + Т

8700

279

14,04

3,65

8

2+-2 + 2 + 2 + Т

Порожнем

279

28,08

0,57

8 2 + 2 + 2 + 2 + Т

14716

279

28,08

3,20

Скорость*дпнженмя па полном ходу

К М / Ч

%

19,1

100,0

18,5

96,8

16,5

100,0

16,8

101,7

17.2100,0

15.389,0

15,4

100,0

14,3

92,8

16,1

100,0

15,8

98,0

15,5

100,0

15,2

98,0

15.3100,0

14.494,2

13,4

100,0

14,0

104,3

16,2

100,0

15,2

93,8

12,0

100,0

12,7

105,9

бирских бассейнах были проведены их натурные испытания. В частности, в 1968 г. исследовательская партия НИИВТа прове­ ла интересные испытания составов из одной и двух секций про­ екта № Р-29 с толкачом мощностью 800 л. с. проекта № 758. Ис­ пытания показали, что скорость движения груженого пыжевого двухсекционного состава равняется 11,2 км/ч, а кильватер­ ного—14,3 км/ч, или на 27% больше. Скорость движения при толкании одиночных секций носом и транцем вперед 14—-15 км/ч, т. е. примерно такая же, как и при толкании кильватер­ ного состава из двух секций. При толкании порожних двухсек­ ционных составов форма счала ощутимого влияния на скорость движения не оказывала.

Проведенные натурные испытания двухниточных составов из четырех секций проекта № Р-29 и из четырех барж проекта № Р-56 с толкачами мощностью 2000 л. с. показали, что с сек­ ционным составом на Енисее этот толкач развивал скорость до 14,5 км/ч, а с баржевым составом на Иртыше-— только до 12 км/ч, или на 17% меньше.

112


В целом натурные испытания секционных составов пол­ ностью подтвердили высокие ходовые качества этих составов благодаря значительному снижению сопротивления воды их движению.

§ 16. Метод расчета сопротивления воды движению секционных составов

Секционные составы в зависимости от типа секций и форм счала можно уподобить или одиночному судну большой длины или баржевому составу. К первому случаю следует отнести составы, все секции которых имеют в местах стыка полностью обрезные транцы или лишь небольшие их подрезы. Промежу­ точные секции такого состава коробчатой формы (ящикообраз­ ной). Прототип такого состава — волжский трехсекционный состав проекта № 465. К этому же случаю можно отнести и двухсекционные составы с некоторым подрезом транцев стыку­ емых оконечностей. При этом сопротивление дополнительных водных пространств, образуемых вследствие подреза транцев, определяется особо.

Ко второму случаю уподобления следует отнести все пы-

жевые секционные и кильватерные составы из

четырех, шести

и восьми секций, у каждой из которых только

одна оконеч­

ность выполнена в виде обрезного транца, другая имеет обыч­ ную обтекаемую форму.

В зависимости от уподобления секционного состава одиноч­ ному судну или баржевому составу рекомендуются различные способы расчета сопротивления воды его движению.

Так, сопротивление кильватерного секционного состава, сек­ ции которого имеют в местах стыка полностью обрезные тран­ цы или незначительные их подрезы, может определяться по одной из методик, применяемых для расчета сопротивления во­ ды движению несамоходного судна таких лее размеров, что и секционный состав.

Для этой цели нужно лишь иметь кривые зависимости коэффи­ циентов остаточного сопротивления от числа Фруда и поправочных

коэффициентов на влияние отношений длины состава к ширине

,

осадки

к ширине т

длины цилиндрической вставки к длине

со­

с т а в а ^

 

и коэффициента общей полноты о на коэффициент оста-

'-С

 

Кроме того, необходимо дополнительно

точного сопротивления.

учесть сопротивление стыков и влияние на остаточное сопротивле­ ние неравномерности осадки секций.

Если секции имеют значительный подрез транцев в местах их стыков, то к полученному сопротивлению следует еще при-

113


бавить дополнительное сопротивление водных пространств, об­ разуемых подрезами транцев.

Во втором случае уподобления секционного состава барже­ вому расчет сопротивления можно выполнять с помощью коэф­ фициентов счала. В этом случае в качестве базового следует принимать кильватерный состав из двух секций, соединенных транцевыми оконечностями, если состав включает в себя пар­ ные секции, и состав из одной нитки секций, если в нитку включаются промежуточные ящикообразные секции.

Сопротивление базовой единицы (базового судна) опреде­ ляется так же, как и в первом случае уподобления секционного состава.

Рассмотрим сначала первый метод расчета сопротивления воды движению кильватерных секционных составов, секции которых не имеют подрезов транцев в стыкуемых оконеч­ ностях.

Общий вид формулы для расчета полного сопротивления воды движению такого состава

 

/? с .с — /?тр .с + £ г о R o c t .c + /? с т ,

 

 

 

( 9 5 )

где

/?Тр.с — сопротивление трения секционного состава;

 

 

 

кго — коэффициент,

учитывающий

влияние неравномерности

 

осадок секций на остаточное сопротивление состава;

 

R oot— остаточное сопротивление секционного состава;

 

/?„ ~ сопротивление

стыков

состава

в

местах

соединения

 

секций транцевыми оконечностями.

 

 

 

 

 

Сопротивление трения кильватерного секционного состава

находят по известной

формуле

квадратичного

закона

сопро­

тивления воды движению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/? тр — (£ к р ?тр + ? ш )

~ 2~ S

v ' ,

 

 

 

(96)

где

ккр — коэффициент,

учитывающий

влияние

кривизны

корпуса

 

состава; £кр=1,04

при

-^-=6;

1,03

при 8;

1,02

при 10

 

и 1,01 при 12;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

?тр — безразмерный коэффициент сопротивления трения техни­

 

чески гладкой пластины, определяемый по формуле, ре­

 

комендованной

Восьмой международной

конференцией

 

опытовых бассейнов в 1957

г.

 

 

 

 

 

 

 

 

,

_

0,0725

 

 

 

 

 

 

(97)

 

 

' ТР _

(1§ Re — 2) =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или по формуле Прандтля-Шлихтиига

 

 

 

 

 

 

 

 

 

’ 0,455

 

 

 

 

 

 

(98)

 

 

•ТР “

(lg

Re)2-5»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

здесь Re — безразмерное число Рейнольдса;

114


сш— безразмерный коэффициент шероховатости смоченной поверхности секции или полусекции состава: для реч­ ных металлических судов и секций, имеющих вол­ нистую поверхность корпуса и выступающие за­ клепки, стыки и швы в зависимости от степени об­ работки = 0,7-Ю -зч-1,Ы (Н;

'

р — массовая плотность воды в кг-с2/м'1;

 

5 — смоченная поверхность секционного состава, м2.

Число Рейнольдса определяется по формуле

 

 

Re= v- ± ,

(99)

где v — скорость движения состава, м/с;

 

Lc — длина состава, м;

м2/с, прини­

 

v — коэффициент кинематической вязкости воды,

 

мается по графику (рис. 42).

 

Для более точного определения смоченной поверхности сек­ ций и оценки существующих методов ее выяснения был выпол­ нен сравнительный расчет смоченной поверхности испытанных в ГИИВТе секций по наиболее распространенным формулам. Результаты расчета сравнивались с данными модельных испы­ таний.

Расчет смоченной поверхности двухсекционных кильватер­ ных составов по различным формулам и сравнение расчетных данных с фактической величиной смоченной поверхности соста­ вов показали, что наибольшую точность обеспечивает примене­

ние формулы ЦНИИРФа, имеющей вид

 

S = L(aT+bbB),

(100)

где а и b — числовые коэффициенты, учитывающие тип судна; для несамоходных судов а=1,45; 6=1,13. Результаты расчета по этой формуле отличаются от фактической смоченной поверх­ ности не более чем на 2%.

Остаточное сопротивле­ ние секционного состава це­ лесообразно рассчитывать по известной формуле

/? о ст .с = ?ост.С^ - 1 4 с ' 3 -а2, ( 1 0 1 )

где ^ОСТ.С— безразмерный ко­ эффициент оста­ точного сопротив­ ления состава;

Vc — водоизмещение со­ става, м3.

Рис. 42. Зависимость коэффициента ки­ нематической вязкости воды от темпе­ ратуры

115