Файл: Ваганов, Г. И. Эксплуатация секционных составов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сти

участка

предыдущей

 

 

строки

выпадает, так

как

 

 

этот участок при повышен­

 

 

ном

уровне воды делается

 

 

глубоководным.

минималь­

 

 

В

 

качестве

 

 

ного уровня воды У\ прини­

 

 

мается

самый

низкий

за

 

 

последние 15—20 лет. Уро­

 

 

вень Уп берется равным на­

 

 

ивысшему

за

этот

же

пе­

 

 

риод или такому, при кото­

 

 

ром на самом мелком уча­

 

 

стке

пути

влияние

мелко­

 

 

водья

на

скорость

движе­

 

 

ния

не превышает 2%.

при­

 

 

Данные

табл.

28

 

 

ведены для плеса р. Волга

 

 

от Городца до Мариинско­

 

 

го посада.

таблицу

можно

 

 

Такую

Рис. 51. Зависимость

поправочного коэф-

составить также и из одной

первой

строки,

в

которой

фициеита £ * = / 1 / - v

-

указать протяженности уча­

VIqh

стков

равных глубин лишь

 

 

при одном наименьшем уровне воды Уь Тогда для определения протяженностей участков равных глубин при других уровнях воды нужно поступить следующим образом.

Пусть надо составить строку протяженностей участков равных глубин при уровне воды У^+140 см. В этом случае наименьшая глубина судового хода будет /ггар4-140 см. В клетку таблицы, на­ ходящуюся на пересечении графы /zr!,P4-140 и строки У !4-140, надо занести протяженность участков равных глубин при Лгар и У,.

Далее в строке таблицы yj-fM O пишутся

кряду

те же

цифры,

что и на первой строке.

значительно

меньше

места,

но

для

Такая таблица займет

оперативной работы она будет менее удобна.

 

хода

на

Наконец определяется

средняя глубина судового

заданной линии. Для этой цели глубины каждого участка, взя­

того из табл. 28, взвешиваются не только по

их суммарной

протяженности

но и по коэффициенту их влияния ki на иско­

мую величину, т. е.

 

 

 

 

 

 

 

П

A//z kt

 

h\ l\ k\ +

/?2 I2 &2 +

2

h

... + hn ln kji

(И5)

 

l \ k \

l o k-2

. . . + I n &П

 

 

 

i=1

127


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 29

Порты (пристани)

Городец

Балахна

Горький

Работки

Лшсково

Городец . . .

 

4,03

4,43

4,93

5,05

Балахна . . .

4,75

5,20

5,31

Горький . . .

---

5,58

5,62

Работки . . .

5,81

Лысково . . .

Значения коэффициента ki принимаются в зависимости от относительной скорости движения по выражению

kt =

1

10.

(116)

Значения коэффициентов

/г* даны на рис. 51.

значениях

На основе подобных расчетов

при нескольких

уровнен воды между всеми основными портами и пристанями

реки

составляют

шахматные

таблицы средних глубин. Ниже

такая

таблица

приведена

для плеса Городец—Лысково на

р. Волга (табл.

29). Этой таблицей, составленной для одного

уровня воды, можно пользоваться при любых числах Фруда. Не­ которые отклонения в расчетах скорости движения судна или

состава при этом

не будут выходить

за пределы необходимой

точности расчёта

(например,

на логарифмической линейке).

На этом общая обработка

путевых

данных заканчивается.

Далее выполняются простые индивидуальные расчеты для кон­ кретных судов и составов в следующем порядке:

1) обычным путем с помощью диспетчерских справочников по флоту определяется скорость движения заданного судна или

состава

на глубокой воде;

2)

из' шахматной табл. 29, составленной для заданного уров­

ня воды, выписывается средняя глубина судового хода /г;

3)

вычисляется число Фруда по глубине судового хода

т-л

СО V

 

FГл =

—=г ;

 

Уqh

4)по диаграмме (см. рис. 50) находится относительная ско-

рость движения судна (состава) при полученном числе Фруда

= /

УТ Л /

5)определяется скорость движения судна (состава) на за

данной линии с учетом влияния мелководья:

цл =

иге.

(117)

128


Потери времени движения судна (состава) на преодоление влияния мелководья будут равны

<»«>

где I — протяженность линии.

Кроме мелководья, на скорость движения судов и составов влияют также потери и приращения скорости w, которые в основном также зависят от уровня воды. С учетом влияния по­

терь и приращений скорость движения судов (составов)

на мел­

ководье будет равняться

 

T'/i = V/i ± w,

(119)

а потери времени движения на преодоление влияния мелко­ водья с учетом потерь (приращений) скорости движения-со­ ставят:

а) при ходе вверх

В- ^

б) при ходе вниз

■^ВН = I

1

1

1

IS 1 8

V n — w

ь

1

1

V U + W

Uoo + ®

(120)

( 121)

Среднее значение потерь и приращений скорости движения на заданной линии находится как средневзвешенная величина по протяженности участков судового хода, по которым прохо­ дит линия, т. е.

П

П

( 122)

V

/.

1 = 1

Li

 

В целом влияние мелководья с учетом потерь и приращений скорости движения может быть весьма значительным. Это убе­ дительно подтверждают результаты расчета, выполненного для

случая движения груженого

волжского

секционного

состава

грузоподъемностью 7500 т

(проекта №

1787)

на

участке

р. Волга от Городца до Лыскова. В расчет введены следующие исходные данные:

уровень воды по показаниям Балахнинского водпоста: срезочный уровень по карте издания 1963 г.;

скорость течения при указанном уровне воды: Ci= 3,23 км/ч на участке плеса Городец—Горький и с2=2,38 км/ч—Горький— Лысково; толкач мощностью 1340 л. с. (проекта № 749); осад­ ка состава Г=3,5 м.

5— 3125

129.



 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 30

 

 

 

Вверх

 

 

Пункт

Городец

Балахна

Горький

Работки

Лыскооо

Вниз

Городец

 

 

 

2 ч 36 ммн

6 ч 27 мин

12 ч 12 ммн

15 ч 02 мин

 

 

 

1 ч 42 МММ

4 ч 25 мим

9

ч 13 ММН

11

ч 32 мин

 

 

 

 

Балахиа

1 ч 25

МММ

 

 

3 ч 43 мим

9 ч 38 мим

12 ч 26 мин

1

ч 06

мин

 

 

2 ч 43 мим

7

ч 31 мим

9 ч 50 мин

 

 

 

Горький

3

ч 33

MINI

2 ч 07 МММ

 

 

6 ч 06 мим

8 ч 35

мин

 

2

ч 51

МММ

1 ч 45 мим

 

 

4 ч 48 мин

7

ч 07

мин

Работки

7 ч 37 МММ

6

ч 13 мин

3 ч 59

мим

 

 

2

ч 50 мин

 

6

ч 20

МММ

5

ч 14 мим

3 ч 29

МММ

 

 

2

ч 19

мин

Лысково

9 ч 33 МММ

8

ч 09 мим

6 ч 00

мим

1

ч 56 мим

 

 

 

8

ч 01

МММ

6 ч 55 мим

5 ч 10

МММ

1

ч 41 мим

 

 

 

Значения средних глубин судового хода при заданном уров­ не воды на различных участках плеса Городец—Лысково приня­ ты по табл.29.

Результаты расчета времени движения секционного состава вверх и вниз по течению между различными пунктами указан­ ного плеса с учетом влияния мелководья приведены в шахмат­ ной табл. 30.

В этой же таблице в знаменателе даны значения времени дви­ жения состава без учета влияния мелководья.

Из этих данных видно, что влияние

мелководья на скорость

и время движения очень велико.

этих участках р. Волга

При ходе вверх время движения на

с учетом влияния мелководья оказывается на 20—53% больше, чем на глубокой воде, и при ходе вниз — на 14—29%. В част­ ности, время движения секционного состава вверх от Городца до Лыскова оказалось с учетом влияния мелководья на 3,5 ч больше, чем по глубоководному пути.

На участке реки большей протяженности от Городца до Мариинского Посада потери времени движения этого же сос­ тава из-за мелководья оказались равными при движении вверх 7 ч 45 мин, а при движении вниз 3 ч 36 мин.

С повышением уровня воды против принятого в расчете по­ тери времени движения судов и составов на преодоление влия­ ния мелководья уменьшаются, а с понижением уровня, наобо­ рот, увеличиваются.

Применение изложенной выше методики расчета времени движения судов и составов с учетом влияния мелководья при различных уровнях воды позволит существенно уточнить плано­ вые показатели оборота, и тем самым улучшить систему плани­ рования и нормирования работы флота.

130