ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
кретном случае производительность будет максимальной, а себестоимость перевозок и капнталозатраты — минимальными.
Оптимальная скорость движения весьма существенно зави сит от отношения суммарной протяженности мелководных участ ков судового хода ко всей длине линии. Причем к длине каждо го мелководного участка, проходимого средним, малым и самым малым ходом, следует прибавлять дополнительные расстояния, равные 1,5—2 км, на которых происходит снижение скорости движения до среднего или малого хода и последующий разгон до полной скорости после прохождения мелководного участка. Общая длина дополнительных расстояний (в км)
/.доп = (1,5-г-2,0)«у,
где пу —-количество мелководных участков судового хода, на которых скорость движения снижается.
Определить оптимальную скорость движения на мелковод ных участках пути и соответствующие ей осадку и загрузку суд на можно следующим образом.
Очевидно, что иа мелководных, лимитирующих осадку участ
ках судового хода справедливо неравенство |
|
Т о -г ~ + АТ"шах > А —• АА, |
(176) |
где Т0 — осадка судна порожнем, м; |
|
Qp — полная грузоподъемность судна, т; |
1 м |
q — удельная грузоподъемность, приходящаяся на |
|
осадки, т/м; |
|
ДГшах— максимальная просадка полностью загруженного суд на при скорости движения полным ходом, м;
А — глубина судового хода, м; ДА — запас воды под днищем без учета просадки, м.
Для обеспечения безаварийного прохождения мелководных участков судового хода правая и левая части неравенства долж ны быть приравнены друг другу. Этого можно достичь путем за грузки судна на относительно меньшую осадку и снижения ско рости движения на.мелководье до какой-то величины им.
С учетом сказанного и замены величины ДГ выражением
|
ДГ = 0,52'у2’7 |
- | / | У ( ^ |
) \ |
(177) |
|
получим для секционных составов: |
|
|
|
||
То-т- |
-г 0,52цм7 ] |
/ |
( ^ ) 5 |
= А - ДА, |
(178) |
где <2 э — эксплуатационная грузоподъемность судна; Q3<Qp; Т$ — эксплуатационная осадка судна;
160
Уравнение {178) означает, что состав должен безаварийно проследовать мелководный участок пути с максимально возмож ной при принятой загрузке скоростью движения.
Из этого уравнения получим зависимость скорости движения на мелководном участке от эксплуатационной грузоподъемности
b'K=f(Qz}
А — Л к — Т
(179)
!
Для определения оптимальной загрузки состава, например,
по максимуму производительности толкача напишем уравне ние последней
|
|
|
D 1 |
Q*f |
|
(180) |
|
|
|
|
|
||
и подставим в него время рейса между двумя пунктами |
|
|||||
|
i p |
— |
Т - |
“Г |
/const* |
|
или |
= ___« |
1 —L, |
t f |
|
||
t |
(181) |
|||||
р |
k |
V |
; |
|
T *€OR&t« |
где l Xil — суммарное время движения по мелководным лимити
t x<xt— |
рующим участкам пути; |
|
|
|
|
|
|
||||
время хода по глубоководной части пути; |
|
|
|||||||||
/const — |
время остальной части рейса, не связанной е движе |
||||||||||
|
нием между пунктами; |
|
мелководных участков |
||||||||
1М — суммарная |
протяженность |
||||||||||
|
пути; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дви |
К — коэффициент, учитывающий снижение скорости |
|||||||||||
|
жения |
состава |
из-за |
влияния |
мелководья; |
Ам= |
|||||
|
= ^ 7 (здесь vx |
— скорость |
движения |
состава по |
|||||||
Уравнение |
глубоководному пути).. |
|
|
|
(181) |
представим |
|||||
(180) |
с учетом |
выражения |
|||||||||
в виде |
|
|
|
|
Q, t |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
л, |
|
|
|
|
|
||
|
Р а |
лг„ |
|
|
1—1, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Обозначив |
|
V ± |
W + ' |
|
+ |
const |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
III |
— liu |
|
V — Вм |
И V,, |
|
/(Q .). |
|
|
||
получим: |
l |
k K |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р а = |
А' |
1м |
|
(1 — 1м) |
+ |
^const |
|
(182) |
||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
f ( Q J ± w + v ± w |
|
1 |
|
|
6 - 3 1 2 5 |
161, |
Для определения максимума производительности тяги най дем первую производную функции P'v по эксплуатационной гру зоподъемности состава и приравняем ее нулю:
Л'э |
1М |
|
(1 --/м) |
|
A oilSt |
|
||
/ (Qs)±®' + |
Voo ± |
W |
+ |
1 |
2 |
|||
Р » Ш = |
|
/м |
( 1 --/ м ) |
|
|
^const |
||
|
|
|
|
(183) |
||||
< |
|
/(Qs)±a'+ |
vco ± |
w |
+ |
1 |
||
|
|
Qs |
Ns /м f |
(Qs) |
|
|
|
|
|
|
l/(Qs) ± ш]2 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
N: . / |
|
/ м |
(1 — / м) |
+ |
Q o n s t |
|
||
(Qs)±w |
+ tlco ± W |
I |
|
|
Скорость движения на глубокой воде Ооо при этом считаем постоянной, т. е. не зависящей от эксплуатационной грузоподъ емности, так как последняя изменяется в данном исследовании не более чем на 3—5%.
После преобразований из уравнения (183) получим:
а [ / (g9) ± w] + Ь [ / (Q3) ± a; j2 + lMQ3 N 3 f (Qs) = О, |
(184) |
где
а —ЛЛ, An
Поскольку эксплуатационная грузоподъемность Qa в зависи мости от просадки судна (состава) изменяется в небольших пре делах, то функцию vM=f(Qэ) можно аппроксимировать линейной функцией вида f(Q3) = axQ3+ b x.
Тогда
// (Q3) = a„
ауравнение (184) примет вид
a (ах Q3 + bx ± w) + b (а1Q3 bx+ w f + Ai N 3 Q3 ax = 0.
Сделав некоторые преобразования, будем иметь следующее окон чательное уравнение:
Qs a\b + Qs [aax+2axb(bi ± w) +
4- /„ ЛА ах) + [a(bx ± w ) + b(bx± да)2] - 0. |
(185) |
Обозначив:
А = a\b\
В = аах + 2ах b (bх ± w) + /м ЛА ах;
С = a(bx ± w) + b(bx ± го)2,
162
получим полное квадратное уравнение вида
откуда |
|
AQb 4- BQ3 + |
С = О, |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— В ± у В2 — 4АС |
|
|
|
( 186) |
|||
|
|
Qb |
|
2А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Величины а\ и Ь\ легко определить из системы |
следующих |
||||||||
двух уравнений с двумя неизвестными: |
|
|
|
|
|||||
|
|
= |
«1 <3э, + |
\ |
|
|
|
|
|
|
|
v2 = Qj Q3„ + |
J |
|
|
|
|
||
решение |
которой |
приводит |
к |
получению |
выражений: |
|
|||
|
|
|
уг — Щ |
|
|
|
|
||
|
|
|
PS. — <ЗЭ; |
|
|
|
(187) |
||
|
|
ft., = V , — ■ |
Vo — |
V\ |
Qb, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Фэ.. — О,. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где Q3l и Q3, — эксплуатационные |
грузоподъемности |
баржи, |
|||||||
|
соответствующие скоростям |
движения |
по ли |
||||||
|
митирующим |
участкам |
пути полным |
и ма |
|||||
|
лым ходом; |
|
|
|
|
|
|
|
|
и, и Vo — соответствующие этим грузоподъемностям ско |
|||||||||
|
рости движения по мелководью полным и ма |
||||||||
|
лым ходом. |
(186) позволяет |
определить |
опти |
|||||
Использование |
формулы |
||||||||
мальную |
грузоподъемность секционного состава без выполнения |
||||||||
трудоемких вариантных расчетов. |
|
|
|
|
|
||||
Пример. Определить оптимальную грузоподъемность толкаемого состава, |
|||||||||
сформированного из нефтеналивной баржи грузоподъемностью |
Qp = 8650 т при |
||||||||
регистрационной осадке Гр = 3,23 м и толкача типа |
«Зеленодольск» мощностью |
||||||||
1200 л. с. |
при следующих исходных данных: |
|
|
3,2 м; |
|
||||
1) лимитирующая |
глубина судового хода на перекатах /г = |
|
' 2) протяженность грузовой линии /=2562 км, в том числе по водохранилищу— 1076 км; по свободному участку реки с глубиной судового хода более 6 м—746 км, свободный мелководный участок реки /м = 740 км;
3) |
необходимый запас воды под днищем при движении полным ходом Д/ц = |
|
= 0,32 |
м, малым ходом ДЛ2 = 0,21 м; |
|
4) |
максимально допустимая осадка баржи при движении по лимитирующему |
|
мелководью: |
|
|
а) |
полным ходом |
|
|
r 9j = |
Л — Д/ц = 3 ,2 — 0,32 = 2,88 м; |
б) |
малым ходом |
|
|
= |
7z— ДЛ2 = 3,2 — 0,21 = 2 ,9 9 м; |
5) допускаемая эксплуатационная грузоподъемность баржи, соответствующ скорости движения по лимитирующему мелководью:
6* |
163 |
Т а б л и ц а 35
|
|
Скорость движения, |
м /с, при работе на |
||
Участок пути |
П О ЛН ЕЛ И |
Х О Д |
малый ход |
||
относи |
техниче |
относи |
|
||
|
|
техниче |
|||
|
|
тельно |
ская |
тельно |
ская |
|
|
воды |
|
вод ЕЛ |
|
Водохранилище 6 ^ .1 5 |
м ................... |
3,57 |
3,57 |
2,40 |
2,40 |
Свободный / ! ^ 6 м ........................... |
|
3,32 |
2,64 |
2,30 |
1,62 |
Свободный /г < 6 м ........................... |
м |
3,16 |
2,47 |
9 ,9 7 |
1,60 |
Лимитирующий /г ^ 3,5 |
2,93 |
2,25 |
1,97 |
1,44 |
а) полным ходом
<?э, = QP- -? (Л р — Т'э, ) = 8650— 30,38-35 = 7590 т;
б) малым ходом
Q3i = <?р — q ( T p — 7'э. ) = 8650-30,38-24 = 7920 т;
6) скорости движения состава па водохранилище и свободных участках реки
на полном и малом ходу приведены в табл. 35. |
|
0,68 м/с; |
|||||
7) |
средние потери скорости движения на речных участках ш = |
||||||
8) время стоянок /ст =5,25 |
сут. |
|
|
|
|||
Решение; |
|
|
|
|
|
|
|
1) определяем среднюю скорость движения состава на глубоководном участке |
|||||||
линии: |
|
|
|
|
|
|
|
|
_ |
3,57-1076 + 3,32-746 |
м/с; |
|
|
||
|
v = ------- тттс—— --------- = 3 ,4 7 |
|
|
||||
|
|
1076+ 746 |
|
|
|
||
2) |
находим коэффициенты |
|
|
|
|
|
|
|
740 |
„ „ |
, |
„„„ / 1—0,29 |
5,25-24-3600^ |
= |
455, |
|
а = 1200- |
= 346, |
6 = |
1200-|— |
___ |
||
|
2562 |
|
|
3,47 |
2562-1000 |
|
|
а\ |
1,44—2,25 |
—2,45-Ю-3 , |
bi = 1,44 + 2,45 • 10_3 • 7920 = |
20,88. |
|||
= |
|||||||
|
7920—7590 |
|
|
|
|
|
|
А = (—0.00245)2-455 =0,00274,
В = 346 (1 — 2,45-10_3 ) + 2 (—2,45-Ю-3 >455(20,88 — 0,68) +
+ 0,29-1200 (—2.45-10-3 ) = —46,97.
С = 346 (20,88 — 0,68) + 455 (20,88 — 0,68)2 = 198100;
3) по формуле (186) вычисляем оптимальную грузоподъемность состава:
_ |
46,97 — V46.972 — 4 • 0,00274 • 198100 |
= 7650 т. |
< ? Э |
2 ■0,00274 |
|
|
|
Расчеты показывают, что себестоимость перевозок при опти мальном Варианте загрузки оказывается на 3—6% ниже, а про изводительность труда на 5—9% выше, чем при неоптимальных вариантах загрузки. Причем для получения указанной эффектив-
164