Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 0
резьбы также очень важно правильно выбрать диаметр нарезаемого стержня. Рекомендуемые диаметры стержней для нарезания основной метрической резьбы плашками приведены в табл. 24.
Т а б л и ц а 24 |
|
|
|
|
|
Диаметры стержней под резьбу |
при нарезании плашками |
||||
(в м м ) |
|
|
|
|
|
Диаметр резьбы |
Диаметр |
Допуск на |
Диаметр |
Диаметр |
Допуск |
стержня |
диаметр |
резьбы |
стержня |
на диаметр |
|
|
|
стержня |
|
|
стержня |
2,0 |
1,94 |
—0,06 |
6,0 |
5,92 |
—0,08 |
2,3 |
2,24 |
—0,06 |
7,0 |
6,90 |
—0,10 |
2 ,6 |
2,54 |
—0,06 |
8,0 |
7,90 |
—0,10 |
3,0 |
2,94 |
—0,06 |
9,0 |
8,90 |
—0,10 |
3,5 |
3,42 |
—0,08 |
10,0 |
9,88 |
—0,12 |
4,0 |
3,92 |
—0,08 |
11,0 |
10,88 |
—0,12 |
5,0 |
4,92 |
—0,08 |
12,0 |
11,88 |
- 0 , 1 2 |
Торец нарезаемого стержня должен быть закруглен или иметь фаску. Нарезку лучше начинать без смазки, а затем применять смазку, ука занную в табл. 2 2 .
4. Шабрение, шлифование, полирование, притирка. Шабрением на зывают операцию по обработке поверхности детали, при которой сос кабливается тонкий слой металла режущим инструментом — шабе ром. Шабрение применяют после обработки резцом, напильником и т. п., когда необходимо получить плоскую поверхность, хорошее при легание сопрягающихся поверхностей, достаточную герметичность со единения деталей. Шабрению подвергают прямолинейные и криволи нейные поверхности.
При ремонте киноаппаратуры шабрение применяется для придания плоскостности базовым поверхностям плато, на которых размещаются детали лентопротяжного механизма (фильмовый канал, каретки роли ков и т. п.). Шабрение производят подгонкой обрабатываемой поверх ности к сопрягаемой детали, по плитам или путем контроля обра батываемой поверхности с помощью поверочных (лекальных) линеек. Плоские шаберы можно изготовить из старых напильников. Торец их затачивают под углом 75—80°, а узкие грани слегка закругляют. Такие шаберы используют для грубого шабрения. Для точного шабрения применяют узкие шаберы, торец которых затачивают под углом 90°. Трехгранные шаберы используют для шабрения внутренних поверх ностей втулок, подшипников. Эти шаберы получают путем заточки трехгранных изношенных напильников с углом заострения 60°, при чем таким образом, чтобы образовать слегка вогнутые грани. После заточки шабер правят на мелкозернистом оселке, смоченном кероси ном, или на ровной чугунной плите, покрытой наждачным порошком, смешанным с машинным маслом. Перед шабрением поверхность об рабатывают одним резцом и т. п. Далее определяют расположение выступов на поверхности детали. Для этого поверочную плиту про
90
мывают керосином, насухо протирают ветошью и покрывают тонким слоем краски (берлинская лазурь, железный сурик, ультрамарин, са жа, разведенная машинным маслом).
Подготовленную для шабрения поверхность детали насухо вытирают тряпкой, накладывают на поверочную плиту и передвигают ее вкру говую на длину не более 200 мм два-три раза с легким нажимом. Затем
деталь закрепляют в тиски и соскабливают шабером окрашенные места. При работе шабер держат правой рукой под углом 30—40° к обрабаты ваемой поверхности, а ладонь левой руки накладывают на середину инструмента, поджимая его книзу. Шабер перемещают вперед и назад в пределах 2 — 1 0 мм, снимая при рабочем движении (вперед) слой ме талла толщиной 0,01—0,02 мм. Съем металла следует производить,
перекрещивая штрихи обработки под углом 45—60°.
В зависимости от требований, предъявляемых к качеству обрабаты ваемой поверхности, шабрение выполняется за один, два и три прохо да. После каждого прохода поверхность детали очищают щеткой и тщательно вытирают сухой тряпкой.
Качество шабрения проверяется на краску подсчетом количества пя тен на контрольной площадке. Для этой цели из листового металла или тонкого картона изготовляют квадратную поверочную рамку раз мером 25 х 25 мм.
Прилегание поверхностей считается плотным, если количество точек на участке 25 х 25 мм будет не менее трех, а для герметических сое
динений — не менее пяти, на поверхностях направляющих станин станков — не менее десяти.
Ручное шлифование как вид слесарной обработки применяется с целью придания поверхности надлежащей чистоты или красивого внешнего вида. Поверхности перед шлифованием обрабатывают личными и бар хатными напильниками поперечным, Продольным или круговым штри хом. При этом очень важно не допускать на поверхности отдельных выделяющихся рисок, которые очень трудно выводить на окончатель ной операции.
Ручное шлифование производят абразивными брусками или шлифо вальными шкурками. Обычно шкуркой обертывают деревянный бру сок или наклеивают ее на него. Обрабатываемую деталь закрепляют в тисках или в приспособлении. Шлифование производят вначале бо лее грубой, а затем мелкими шкурками.
Очень часто шлифуют шкуркой, навернутой на напильник. Шлифо вать шкуркой можно всухую или с маслом. Обработка всухую обеспе чивает получение блестящей поверхности металла, а с маслом — полуматовой.
При шлифовании изделий из меди и алюминия на окончательной опе рации рекомендуется шкурку натереть стеарином, что способствует получению гладкой и чистой поверхности.
Из абразивных материалов для шлифования, полирования притирки используются естественные и искусственные твердые порошки наж дака, корунда, карборунда, электрокорунда, карбидкремния.
Основные свойства абразивного материала — твердость, строение и форма поверхности зерна. Абразивные материалы классифицируются
91
по величине зерна и в зависимости |
от размера его имеют соответству |
||||
ющий номер |
зернистости. |
|
|
|
|
В табл. 25 приведены данные об абразивных материалах. |
|
||||
Т а б л и ц а 25 |
|
|
|
|
|
Абразивные материалы |
|
|
|
|
|
Группа зернистости |
Номер |
Размер, |
Группа зернистости |
Номер |
Размер |
зернис |
зерен, |
зернис |
зерен, |
||
|
тости |
мкм |
|
тости |
мкм |
Шлифовальное |
12 |
2000— 1700 |
Шлифовальные |
180 |
85—75 |
зерно |
16 |
1400— 1200 |
порошки |
220 |
75—63 |
|
24 |
850—700 |
|
240 |
63—53 |
|
36 |
600—500 |
Мнкропорошок |
280 |
53—42 |
|
46 |
420—355 |
320 |
42—28 |
|
|
60 |
300—250 |
|
М28 |
28—20 |
Шлифовальные |
80 |
210—180 |
|
т о |
2 0 -1 4 |
100 |
150— 125 |
|
М14 |
14— 10 |
|
порошки |
120 |
125—105 |
|
М10 |
10 |
|
150 |
105—85 |
|
М7 |
7— 5 |
|
|
|
|
М5 |
5— 3,5 |
Шлифовальное зерно применяется для очистки литья, для предвари тельного грубого шлифования.
Шлифовальные порошки применяются для шлифования и доводки деталей, имеющих сравнительно большие припуски на шлифовку; эти порошки дают крупный глубокий штрих, поэтому для окончатель ной доводки изделия применяют микропорошки (прежнее название — «минутники»).
Шлифовальные шкурки и область их применения в соответствии с номе рами зернистости абразивных материалов приведены в табл. 26.
Т а б л и ц а 26
Шлифовальные шкурки и их применение
Номера |
000 000 |
000 00 |
00 00 |
000 |
00 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
И |
шкурок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номера |
320 |
280 |
240 |
220 |
180 150 120 100 90 |
80 |
70 |
60 |
54 |
46 |
36 |
30 |
24 |
||||
зернис |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Об |
Тонкие отделочные |
|
Чистое |
шли |
|
Полумато- |
|
Грубое |
|
||||||||
ласть |
работы и шлифование |
фование |
|
|
вое |
шлифо |
шлифование |
||||||||||
примене |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вание |
|
|
|
|
|
||
ния |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для получения гладкой блестящей поверхности изделия применяют полирование, которое осуществляется абразивными порошками, на
92
несенными в виде пасты на войлочные, кожаные, фетровые или тря почные круги.
Сравнительно часто предварительное полирование производят бар хатными напильниками, натертыми мелом.
Окончательную обработку производят мягкими доводочными материа
лами, которые представляют собой порошки и пасты, |
изготовленные |
из веществ, обладающих полирующей способностью. |
Широкое при |
менение получили пасты ГОИ (разработаны в Государственном опти ческом институте). Эти пасты выпускаются трех сортов: грубая (чер ного цвета), средняя (темно-зеленая) и тонкая (светло-зеленая). Гру бая паста придает поверхности матовый вид, а тонкая — зеркальный. Поверхности изделий, обработанных пастой ГОИ, значительно более устойчивы против коррозии, чем поверхности, обработанные другими абразивными материалами.
Если надо получить плотное или герметическое соединение деталей, а также сопряжение деталей с минимальным зазором, применяют при тирку. Например, притирке подвергают краны, клапаны и кольца дви гателей внутреннего сгорания и т. п. Притирка обеспечивает точность обработки в пределах 0,001—0,002 мм.
В слесарно-сборочном деле находят применение два способа притирки: притирка деталей друг к другу и притирка поверхностей изделия с по мощью специального инструмента — притира.
Чтобы притереть деталь по детали, на одну из притираемых деталей наносят слой разведенного в смазывающей жидкости абразивного по рошка или пасты и с легким нажимом перемещают одну деталь по дру гой. Притирку цилиндрических поверхностей (вал—втулка) целесооб разно производить на специальном приспособлении или на токарном станке. Одну деталь зажимают в патроне и придают ей небольшое число оборотов, а другую вручную перемещают возвратно-поступательно. Не следует вести притирку на больших оборотах, так как возникаю щее от трения тепло может привести к закаливанию деталей. Обработ ка поверхностей изделий абразивными материалами, наносимыми на поверхность притира, находит весьма широкое применение в точном машино- и приборостроении. Для прямолинейных поверхностей при тирами служат плиты, для цилиндрических отверстий — валики, для наружных цилиндрических поверхностей— цилиндрические кольца (или жимки), для фасонных— форма притира должна соответствовать форме притираемой поверхности.
Притиры изготовляют из чугуна, мягкой стали, красной меди, латуни, дерева. Чтобы в поверхность притира могли вкрапливаться абразив ные зерна, необходимо материал притира выбирать мягче материала притираемой детали. В зависимости от материала притира выбирают смазочные вещества. Например, для чугунных притиров применяют керосин или бензин, для стальных, чугунных и медных притиров — машинное масло.
В качестве абразивного материала для притирки стальных деталей применяют шлифпорошки и микропорошкн корунда, наждака, а для чугунных, бронзовых — наждачный порошок и толченое стекло. Ши роко применяются также пасты ГОИ.
93
Перед притиркой притираемую поверхность и притир обмывают керо сином и насухо вытирают ветошью. Абразивный порошок, тщательно размешанный в смазке до густоты пасты, или пасту ГОИ наносят тон ким слоем на притир. Изделие с легким прижимом перемещают круго выми движениями по всему притиру. Через 8—15 движений в одну сторону снимают ветошью абразивную пасту, наносят новый слой и продолжают притирку.
Притирка будет закончена, когда обрабатываемая поверхность приоб ретет надлежащий вид и когда будут выдержаны требуемые размеры.
§ 27 Ремонт и сборка узлов кинооборудования
Большое разнообразие типов аппаратов вызывает необходимость раз работки общей методики и приемов устранения дефектов, встречающих ся в сопряжениях и у деталей кинооборудования.
|
Известно, что при износе |
сопряжен |
||||||
|
ных деталей |
изменяется посадка. |
В |
|||||
|
процессе ремонта |
|
восстанавливается |
|||||
|
первоначальная |
посадка |
одним |
из |
||||
|
способов, описанных ранее. |
|
||||||
|
Рассмотрим устранение типовых де |
|||||||
|
фектов |
деталей и |
узлов |
кинопроек |
||||
|
торов и двигателей |
внутреннего сго |
||||||
|
рания. |
|
|
|
|
|
Рем |
|
|
1. |
|
|
|
|
|
||
|
тость валов и |
осей в кинопроекторах |
||||||
|
и двигателях внутреннего сгорания— |
|||||||
Рнс. 64. Схема холодной правки вала |
дефект сравнительно редкий. |
|
||||||
Холодную правку (рихтовку) валов и |
||||||||
|
||||||||
|
осей производят с помощью приспосо |
|||||||
бления (рис. 64), состоящего из двух |
призм |
/, |
винтового пресса 2 |
и прокладки 3. Погнутый вал 4 помещают на призмы, индикатором 5
определяют стрелу прогиба, а' затем нагружают вал до полного вып рямления. Точность правки — 0,02—0,03 мм. Правку валов и осей
можно производить также в центрах на токарном станке. В результате холодной правки в металле возникают внутренние напряжения, кото рые устраняют путем низкого отпуска (при 180—200° С в течение 2 — 3 час), затем производят шлифовку-под нужный размер.
При большом износе валов, если прочность их допускает дальнейшую работу, производят ремонт путем постановки дополнительной детали (втулки, кольца) либо наращивают вал тем или иным способом. К та кому ремонту прибегают в редких случаях, когда иных возможностей восстановления сопряжения деталей нет.
При ремонте кинопроекционной аппаратуры наибольшее распростра нение получил способ замены в сопряжении одной изношенной детали, наиболее простой в изготовлении. К таким деталям относятся подшипни ки скольжения, которые по конструктивным признакам можно разде лить на три группы: а) неразъемные подшипники-втулки, б) арми
94