Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рованные подшипники-втулки, в) подшипники в виде отверстия в самом корпусе (подшипники без втулок).

С точки зрения стоимости ремонта, следует отдать предпочтение под­ шипникам-втулкам, которые обычно запрессовываются в корпус под­ шипника или узла. Изношенный подшипник-втулку выпрессовывают. Если на поверхности гнезда под втулку образовались задиры, то их зачищают с помощью шабера и запрессовывают новый подшип­ ник-втулку. Чтобы получить достаточный натяг, необходимо на­ ружный диаметр втулки увеличить по сравнению с номиналом на 0,05—

0,1 мм\ внутренний диаметр, в зависимости от износа вала и припуска на развертывание, следует уменьшить на 0,1—0,2 мм.

В случае износа армированного подшипника, например в узле обтю­ ратора кинопроектора типа КПТ (рис. 65), ремонт сводится к расточке залитого в корпус 1 подшипника-втулки 2.

Расточка втулки подшипника (показан штрихпунктирной линией) про­ изводится на шпиндельной оправке 3, хвостовик которой подгоняется

по конусу шпинделя станка. Подшипник вала обтюратора фиксирует­ ся по винту 4 и крепится с помощью разрезной шайбы 5 и болта 6.

Расточку втулки подшипника можно производить и на разжимной шпиндельной оправке (см. рис. 62, г).

Отверстие Б под вторую втулку вала обтюратора в обоих случаях ис­ пользуют за базу при расточке втулки 2 (см. рис. 65). Если устанавли­

вают промежуточную гильзу, то втулку после расточки развертывают до диаметра 14А и в нее запрессовывают гильзу, внутренний диаметр которой должен быть равен 9,7—9,8 мм. Затем подрезают торцы втул­

ки. После этого растачивают втулку, оставив припуск под развертыва­ ние. Затем устанавливают в корпус вторую втулку (на рис. 65 не по­ казана) и одновременно развертывают обе втулки в окончательный размер, чем обеспечивают соосность втулок.

При износе подшипника без втулок (например, подшипники вертикаль­ ного вала кинопроекторов типа КПТ) подшипник.растачивают и уста-

95

навливают подшипник-втулку. Для расточки, развертывания и под­ резки подшипников используют приспособление (рис. 6 6 ), состоящее из планшайбы 1 с конусом, изготовленное по конусу шпинделя исполь­ зуемого токарного станка. К планшайбе крепится с помощью винтов 2 и штифтов угольник 4, ряд отверстий в котором позволяет винтами 5 крепить любой подшипник вертикального вала. Угольник4 крепится

на планшайбе так, чтобы ось обрабатываемого отверстия подшипника совпадала с осью шпинделя станка.

2. Ремонт роликов. Практика ремонта показывает, что приходится в основном заменять ролики, оси, пружины, регулировать узлы и ре­ же — ремонтировать ролики. Ремонт продольно-направляющего ро­ лика кинопроектора типа КН можно рекомендовать только в том слу­ чае, если износ отверстия позволяет дальнейшую эксплуатацию, а ре­ борда и пояски требуют зачистки забоин или шлифовки поверхностей, соприкасающихся с фильмом. При этом ролик устанавливают на цент­ ровую оправку трения, обрабатывают напильником и шлифуют наж­ дачной шкуркой на токарном станке. Для зачистки и шлифовки роли­ ков можно использовать шлифовально-точильное приспособление *.

Если ролики имеют значительный износ только отверстия и на складе отсутствуют запасные ролики, приходится изготовлять оси ремонтного размера к этим роликам. Поэтому целесообразно при ремонте аппара­ туры ролики, которые могут быть использованы с осями ремонтного размера, накапливать и устанавливать в аппарат комплектно одного ремонтного размера.

* Шлифовально-точильное приспособление входит в набор инструментов и приспособлений для киноремонтного пункта (НИП-2), изготовляемых Ленин­ градской киноремонтной базой.

96


Рис. 67. Поперечно-направляющий ро­ лик фильмового канала кинопроектора
типа КН

У поперечно-направляющего ролика, устанавливаемого перед филь­ мовым каналом (рис. 67), износу подвергаются ролики 1, ось 2, центры 3 и кольцо 4. Если имеется износ реборды, подвергаемой закалке по по­ верхности А, то необходимо ролик установить на центровую оправку и произвести одновременно шлифование поверхностей А и Б (рис. 67). Чтобы расстояние между ребордами осталось неизменным (34,4 мм),

после шлифования подрезают торец В одного из роликов.

При уменьшении жесткости пру­ жины 5 последнюю следует заме­

нить новой. Изношенные центры можно шлифовать, для чего центр зажимают в цанговый патрон или через разрезное кольцо — в кула­ чковый патрон токарного станка и с помощью центратора или специ­ ального шлифовального приспосо­

бления шлифуют его, выдержав угол при вершине 60°. Поперечно-направляющий прижимной ролик в современной кинопро­ екционной аппаратуре выпускается двух разновидностей. В стацио­ нарных кинопроекторах, в которых звуковой барабан конструктивно выполнен полым, прижим фильма к гладкому барабану стабилизатора

Рис. 68. Поперечно-направляющий прижимной ролик кинопроектора типа К.ПТ

4—S87

97

скорости осуществляется по перфорационным дорожкам посредством двух резиновых колец 3 (рис. 6 8 ) поперечно-направляющего ролика.

В кинопроекторах типа КН фильм к гладкому барабану прижимается фетровым кольцом.

На рис. 6 8 показан разрез каретки поперечно-направляющего прижим­

ного ролика кинопроекторов типа КПТ в сборе. Наибольшему износу подвержены реборды подвижного и неподвижного роликов 1 и 2, а так­ же резиновые кольца 3. Сравнительно мало изнашиваются ось 4 и ша­ рикоподшипники 5.

В случае появления биения у резиновых колец, превышающего 0,05 мм, и если имеется достаточный перепад диаметров деталей 3 и 6, то рези-

А-А

новые кольца шлифуют на шлифо­

вальном станке или с помощью

 

 

приспособления на токарном стан­

 

ке карборундовым кругом.

 

 

Конструкция поперечно-направля­

 

ющего прижимного ролика позво­

 

ляет производить замену

изношен­

 

ных резиновых колец. Для этого не­

 

обходимо резиновые кольца срезать

 

и с помощью приспособления

(рис.

 

69) и ручного пресса снять с

роли­

 

ков 1 и 2 стальные кольца

6.

При-

 

 

------ ------

 

 

 

 

щ

 

 

ш

 

 

О)

 

------- 0 16------- >■

 

 

 

1+

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

о»

----------

0 2 6 ---------

 

 

Рис. 69. Приспособление для рас-

Рис.

70.

Кольцо резиновое

 

прессовкн кольца поперечно-направ­

поперечно

- направляющего

 

ляющего прижимного ролика

прижимного

ролика

кино­

 

 

 

проектора

типа КПТ

 

способление состоит из основания 1, к которому фигурная планка 2 кре­ пится винтами 3 ,4 и фиксирующими штифтами 5. Взамен изношенных

резиновых колец устанавливают новые запасные кольца или их выре­ зают из листовой резины согласно чертежу (рис. 70). Если при повтор­ ных напрессовках стального кольца 6 не обеспечивается достаточный

натяг, то необходимо на сопрягаемых поверхностях роликов (на длине 4— 6 мм ) произвести прямую накатку. Затем, надев на ролик резино­

вое кольцо, напрессовывают стальное кольцо и шлифуют резину.

У поперечно-направляющих прижимных роликов кинопроекторов типа КПТ изнашиваются реборды роликов, фетр и шарикоподшипники. При ремонте данного узла чаще всего приходится иметь дело с промывкой загрязненного фетра чистым бензином. В случае биения фетра больше чем на 0,05 мм фетр после замены шлифуют шлифовальным кругом или

с помощью наждачной шкурки на токарном станке, при этом полоска

98


шкурки натягивается на деревянный брусок и обработка ведется на

упоре.

Технология ремонта роликов, имеющих следы износа на ребордах, аналогична ремонту поперечно-направляющих роликов, рассмотрен­

ному ранее.

3. Замена венцов зубчатых барабанов кинопроекторов типа ПП-16. В аппаратуре для 16-мм фильма применен сборный барабан, поэтому

представляется возможным переворачивать или заменять изношенный зубчатый венец. При этом приходится распрессовывать реборды зуб­ чатых барабанов. Для этой цели используют несложное приспособле-

 

-

1 0 -*

 

 

1 7

-И 10-*-

1_ м

—<4

 

 

U 1

+ +\

8 _

 

 

о.

•&

5*

1

 

 

 

1

\

 

— г ' ______ L

/ l X 4 6 °

Рис. 71. Приспособление для распрессовкн ребор­ ды н снятия зубчатого венца лентопротяжного барабана кинопроектора типа ПП-16

ние (рис.

71), состоящее из

стального цилиндрического стакана

(рис. 71,

а) и пуансона (рис.

71, б).

Цилиндрический стакан с одной стороны имеет 12 пазов — соответст­ венно количеству зубьев венца барабана. Чтобы распрессовать ребор­ ду и снять зубчатый венец, необходимо барабан вставить в стакан, рас­ положив зубья в прорезях его. С помощью пуансона и ручного пресса производят распрессовку реборды и съем зубчатого венца. Затем де­ тали промывают, поворачивают зубчатый венец (или заменяют новым) и напрессовывают реборду.

При разборке и сборке зубчатых барабанов необходимо помнить, что зубчатые венцы, диаметры рабочих поясов и посадочных поверхностей тянущих и задерживающих барабанов имеют различные размеры и не следует их смешивать.

4. Ремонт мальтийских механизмов кинопроекторов. Надежность ра­ боты мальтийского механизма зависит не только от качества и точности изготовления деталей, входящих в этот узел, но также от правильного взаимного их расположения.

Несмотря на то, что конструкции отечественных кинопроекторов раз­ личны, процесс ремонта их имеет много общего. Поэтому ниже рассмат­ ривается -подробно только ремонт мальтийского механизма наиболее

4*

99



распространенного в киносети страны стационарного кинопроектора типа КПТ. Ремонт же мальтийских механизмов кинопроекторов типов КН и «Ксенон» излагается лишь в виде особенностей, отличающих ремонт этих узлов от ремонта узла кинопроектора типа КПТ.

Р е м о н т м а л ь т и й с к о г о м е х а н и з м а к и н о п р о е к ­ т о р а т и п а К П Т (рис. 72). Конструкция некоторых де­ талей мальтийского механизма, с точки зрения ремонта, не может быть признана рациональной по следующим причинам.

Рнс. 72. Разрез мальтийского механизма кинопроектора типа КПТ

Несмотря на то, что мальтийский крест 1 имеет закаленные головку и

вал, рационально было бы при ремонте прошлифовать вал креста и ус­ тановить новую эксцентричную втулку, выполненную по внутреннему диаметру по ремонтному размеру. Однако сделать это невозможно, по­ тому что вал креста по всей длине имеет одинаковый диаметр и шли­ фовка вала вынуждает применять скачковый барабан, внутренний ди­ аметр которого тоже должен иметь ремонтный размер. Очевидно, ре­ монт не рационален и целесообразнее заменить крест.

Узел кронштейна коробки мальтийского механизма 2 представляет

собой силуминовое литье под давлением с залитой арматурой — за­ каленным стальным пальцем 3 под шестерню. Конструкция данного

узла такова, что она не допускает удаления пальца. Поэтому при ре­ монте механизма узел кронштейна приходится заменять новым.

Все остальные изнашивающиеся детали тадже не восстанавливают, а заменяют.

Из приведенного краткого анализа конструкции узла мальтийского механизма следует, что ремонт узла сводится к замене не только всех изнашивающихся деталей, но и не изнашивающихся (кронштейн).

После разборки все детали промывают, протирают, сушат и подвер­ гают контролю и разбраковке.

В связи с тем, что в узле нет полной взаимозаменяемости деталей, при­ ходится при сборке прибегать к подбору сопрягаемых деталей и их под­

100

гонке. Замерив посадочные отверстия в корпусных деталях, подбирают втулки так, чтобы до установки их в гнезда расчетный натяг получился примерно +0,05 мм для эксцентричной втулки и + 0 ,0 4 мм для

втулок вала эксцентрика.

Для облегчения запрессовки торец охватываемой детали должен иметь фаску, снятую под углом 7■—1 0 °, а торец, охватывающий детали, —

фаску, снятую под углом 30—45°.

Рис. 73. Корпус мальтнйскоРис. 74. Приспособление для сборки мальтийского меха-

го механизма

кинопроектора

низма кинопроектора типа КПТ

типа

КПТ

 

Сборка мальтийского механизма

начинается с запрессовки в корпус

мальтийского механизма и кронштейна ремонтных втулок (см. рис. 60). Запрессовка втулок производится с помощью гладкого пуансона и под­ ставки на ручном прессе.

Большое значение для прессовых соединений имеет покрытие смазкой сопрягаемых поверхностей при запрессовке. Это предохранит поверх­ ности от заедания и обеспечит равномерное распределение сил сцеп­ ления.

При сборке необходимо добиться соосности оси 1 и отверстия, под эк­ сцентричную втулку 2 в корпусе 3 механизма (рис. 73). Использовать

для этого старые фиксирующие штифты (на рис. 72 не показаны) нель­ зя, так как кронштейн 2 заменяется новым. Удалив штифты с помощью

приспособления (рис. 74), добиваются требуемой соосности Для этого

101