Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 0
На маховике-эксцентрике 1 (рис. 83) установлена с натягом бронзовая шестерня 2, связанная с маховиком также посредством винта 3. На оси 6 (см. рис. 81) свободно вращается стальная шестерня 7, напрессо ванная на бронзовую (Бр. АЖ9-4) втулку 8. Ось 6 крепится в силуминовой крышке 9 коробки мальтийского механизма двумя винтами 10г расположенными под углом 90°. На левом конце оси 6 по скользящей посадке установлена шестерня 11, укрепленная на крышке 9 тремя винтами 12, являющаяся одной из деталей устройства, исключающего
нарушение синфазности работы мальтийского механизма и обтюрато-
Рис. 82. Ось маховика-эксцентрика мальтийского механизма кинопроектора типа «Ксенон»
ра при совмещении кадра с кадровым окном кинопроектора. Палец эк-5
сцентрика изготовляется из быстрорежущей стали Р-9 и крепится в маховике также двумя винтами 14, расположенными под углом 90°. Каждый из этих винтов имеет контрвинт 15, исключающий самопроиз вольное вывинчивание винтов 14. Шлиц мальтийского креста имеет раз
мер 5+0'018, а палец эксцентрика выполняется по размеру «А»
(рис. 84) в четырех вариантах: 0 5 + р>°°5, 0 5 _ о,оо5 > 0 5#;<иоИ 0 5 # ; оо°.
Указанные пальцы используются в условиях завода-изготовителя ки нопроекторов. Для поставки детали в виде запасной части размер «А»
выполняется: 0 5+ 0 ’ 0 10 и 05#;ою •
Приведенные особенности конструкции мальтийского механизма ки нопроектора типа «Ксенон» позволяют отметить следующие преиму щества ее по сравнению с ранее рассмотренными, влияющими на срок, службы и ремонт.
Установка маховика-эксцентрика на оси, имеющей две опоры (без вту лок) по бокам маховика, и большая длина сопряженных поверхностей (см. рис. 81) обеспечивают большую надежность работы сопряжения. Этому способствует то, что к трущимся поверхностям подводится обиль ная смазка.
В заводском исполнении ось (см. рис. 82) имеет следующие величины Б 0 1 2 # ;$ , 0 1 2 # ; $ и 0 1 2 # $ з .
107
Посадочный на ось размер отверстия маховика равен 0 12+0-019. Таким
образом подбирают пару деталей маховик—ось, зазор между которыми, согласно техническим условиям, не должен превышать 0 , 0 1 мм.
В процессе ремонта мальтийского механизма исключается необходи мость ремонтировать опоры под ось 4 (см. рис. 81), что в ранее рассмот
ренных мальтийских механизмах требовало затраты времени на за мену, обработку и достижение соосности втулок, расположенных в разных деталях. Кроме того, в этом механизме при ремонте ненужно удалять штифты, фиксирущие положение крышки 9 относительно кор пуса 1 механизма.
Рнс. 83. Маховнк-эксцентрнк |
Рнс. 84. Палец эксцентрика кинопроектора |
||
мальтийского механизма кино |
типа «Ксенон» |
||
проектора типа «Ксенон» |
|
||
Применение для деталей бронзы (поз. 2,8 на рис. 81 и поз. 2 на рис. 83) |
|||
антифрикционного чугуна (поз. 5 |
на рис. 81) и быстрорежущей стали |
||
(поз. 13 |
на рис. |
81) с сопряженными закаленными стальными деталя |
|
ми (поз. |
3 и 7 |
на рис. 81) приводит к увеличению срока службы де |
|
талей и надежности его работы. |
|
Наличие пальцев эксцентрика разного диаметра позволяет как в усло виях завода-изготовителя кинопроектора, так и в киноремонтных мас терских осуществлять подбор пальца по шлицу креста с минимальным зазором, что также способствует увеличению срока службы меха низма и уменьшению шума при работе.
Срок службы деталей в узле маховика (см. рис. 83) неодинаков. Фик сирующая шайба 4 изнашивается быстрее шестерни 2. Удалить же ее
сшейки маховика невозможно. Поэтому при ремонте заменяют махо вик в сборе, что нельзя признать удачным. Вместе с тем ремонт этого механизма менее трудоемкий, нежели рассмотренные выше. Согласно заводским техническим условиям, собранный мальтийский механизм должен подвергаться обкатке в течение 6 час.
5. Сборка узлов с подшипниками качения. Неправильная сборка узлов
сподшипниками качения приводит к повреждению последних и сниже нию их эксплуатационных качеств. К наиболее характерным дефек там отнести:
а) форсированный износ беговых дорожек и выкрашивание (шелуше ние) поверхностей качения; б) появление коррозии, вмятин, рисок на поверхности качения;
108
в) образование трещин в кольцах, шариках, сепараторах и их разру шение.
Процесс износа и разрушение подшипника убыстряются при одновре менном действии нескольких факторов. Долговечность работы под шипников качения зависит от правильного монтажа и соблюдения нор мальных условий эксплуатации. При напрессовке подшипника на вал или установке его в отверстие корпуса с натягом кольца шарикопод шипника деформируются (внутреннее кольцо в диаметре увеличивает ся, а наружное уменьшается).
Вследствие этого действительный зазор между беговыми дорожками и шариками уменьшается. Практикой установлено, что изменение ди аметров беговых дорожек колец равняется приблизительно 0,7 фак тического натяга для внутренне
го кольца |
и около |
0 , 8 фактиче |
|
||
ского |
натяга |
для |
наружного |
|
|
кольца при запрессовке соответ |
|
||||
ственно на вал и в корпус. При |
|
||||
этом фактический натяг прини |
|
||||
мается равным 80% от теоре |
|
||||
тического натяга. |
зазор в под |
|
|||
Чрезмерно малый |
|
||||
шипниках |
качения |
приводит к |
|
||
защемлению шариков. |
|
||||
Однако установка |
шарикопод |
|
|||
шипников |
с |
большим зазором |
|
||
приводит к уменьшению их дол |
|
||||
говечности, снижению жестко |
|
||||
сти механизма и нарушению по |
Рнс. 85. Монтаж подшипников качения: |
||||
ложения его деталей, что ускоря |
а — неправильный; б — правильный |
||||
ет износ и разрушение подшип |
|
||||
ников |
и |
элементов механизма. |
|
Перед запрессовкой шарикоподшипники тщательно промывают в чис том бензине и продувают сжатым воздухом. Сборка узла со смазанными шарикоподшипниками несколько скрадывает отдельные неполадки и дефекты в подшипниках качения (наличие посторонних частиц на бе говых дорожках, перекос колец и т. д.).
Категорически запрещается производить напрессовку подшипника на вал с помощью молотка, нанося удары непосредственно по кольцу (рис. 85, а). При этом происходит неизбежный перекос колец, повреж дение деталей подшипника, попадание в подшипник металлических частиц и т. п.
Для запрессовки шарикоподшипников применяют оправки, обеспечи вающие равномерную посадку соответствующего кольца подшипника (рис. 85, б). Запрессовку производят молотком из мягкого металла или под прессом. В случае установки подшипника в корпус из мягкого ме талла (сплава алюминия и т. п.) целесообразно в отверстие предвари тельно запрессовать стальную или латунную втулку, которая будет препятствовать наволакиванию металла на наружное кольцо подшип ника качения в процессе его работы.
109
При установке в узле двух и более шарикоподшипников кольца одно го из них фиксируют от осевых смещений (на валу и в корпусе), а дру гие кольца подшипников фиксируют только по валу или только в кор пусе. Это делается для того, чтобы компенсировать неточности сборки и погрешности изготовления деталей, а также для предотвращения заклинивания шариков при температурных деформациях деталей.
Качество напрессовки и запрессовки подшипника проверяется враще нием от руки.
Равномерный, без заеданий ход и незначительный однотомный шум свидетельствуют о хорошей сборке узла. После проверки качества сборки узла подшипники необходимо смазать.
6 . Замена и очистка оптических деталей. В результате сильного на
грева узлов осветительно-проекционных систем кинопроекторов от источников света и резкого их охлаждения может происходить разру шение (растрескивание) оптических деталей. Неправильная сборка — плотное закрепление линз, отражателей, теплофильтров — также слу жит причиной выхода из строя оптических деталей.
Поврежденные оптические детали в осветительно-проекционных сис темах кинопроекторов существенно снижают качество кинопроек ции, потому их необходимо заменять.
Перед установкой деталей нужно очистить их оптические поверхности от пыли и грязи мягкой кисточкой, фланелевой салфеткой или обду ванием воздухом.
При установке оптических деталей особое внимание следует обращать на их правильное положение и ориентацию относительно источников света, а также крепление в узлах.
Оптические детали звукочитающих систем, как правило, не разруша ются, однако в процессе эксплуатации кинопроекторов они запыляются, а иногда в них попадает масло. Чистка оптических поверхностей линз конденсатора, микрообъектива, тубуса цилиндрической оптики звукочитающих систем, а также проекционных объективов от пыли и грязи производится с помощью беличьей кисточки или обдуванием воздухом из спринцовки.
Если поверхности линз окажутся замаслянными или засаленными (со следами пальцев), то чистку следует производить беличьей кисточкой или салфеткой, слегка смоченной в эфире или в чистом спирте. Чистку оптических устройств следует поручить мастерам, имеющим навыки по оптико-механическим работам.
7. Ремонт и сборка грейферного механизма кинопроектора типа ПП-16. При ремонте грейферного механизма чаще всего заменяют грейфер ную рамку и пространственный кулачок. Плоский кулачок и цилинд рические направляющие заменяются реже. Если овальность цилиндри ческих направляющих не превышает 0,01—0,015 мм, то они могут
быть использованы до очередного ремонта. Плоский кулачок контро лируют с помощью микрометра (рис. 8 6 ): проверяют сумму радиусов
в нескольких положениях, поворачивают кулачок на некоторый угол, обходя таким образом всю поверхность кулачка. Колебания величины суммы радиусов кулачка, т. е. разность между наибольшим и наимень шим показаниями микрометра, не должна превышать 0,02 мм. Кроме
110
того, необходимо осмотреть рабочую поверхность кулачка и проверить нет ли на ней заметных царапин и задиров, вызванных длительной ра ботой без смазки.
Перед установкой новой грейферной рамки следует убедиться в том, что кулачок входит в пространство между полками (направляющими) грейферной рамки с некоторым натягом (0,01—0,03 лш), а также убе диться в соосности втулок грейферной рамки и установить, находится ли зазор между цилиндрическими направляющи ми и втулками рамки в допустимых пределах (до 0,04 мм).
Номинальный диаметр втулок рамки со ставляет всего 4 мм. Если нет объектив
ных методов измерения (индикаторного
нутромера), то определить величину за |
Рис. 86. Контроль плоского ку |
зора между цилиндрической направляю |
лачка грейферного механизма |
щей и втулкой можно следующим обра |
с помощью микрометра |
зом: направляющую 1 помещают запод |
и, покачивая скалку, опре |
лицо с одним из торцов втулки 2 (рис. 87) |
деляют с помощью индикатора амплитуду качания ее конца. Для дан
ной длины направляющей |
и |
втулки (кинопроектор типа |
ПП-16) ве |
|||||||
личина зазора между |
ними |
|
|
|
о |
к |
||||
определяется как |
1 / 6 |
ампли |
|
|
|
|
|
|||
туды (а) качания |
конца |
|
|
|
|
|
||||
скалки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для |
определения |
соосности |
|
|
|
|
|
|||
втулок в них |
вставляют |
ци |
|
|
|
|
|
|||
линдрические |
направляющие |
|
|
|
|
|
||||
и доводят до соприкоснове |
|
|
|
|
|
|||||
ния, |
как показано на рис. |
8 8 . |
|
|
|
|
|
|||
Если |
несоосность |
окажется |
|
|
|
|
|
|||
значительной (рис. |
8 8 , а), то, |
|
|
|
|
|
||||
осторожно нажимая на на |
|
|
|
|
|
|||||
правляющую, подгибают рам |
|
|
|
|
|
|||||
ку до тех пор, |
пока концы на |
Рис. 87. Схема конт |
Рис. 88. |
Контроль со |
||||||
правляющих |
полностью |
не |
роля зазора |
между |
осности |
втулок грей |
||||
цилиндрической |
на |
ферной рамки |
||||||||
совпадут (рис. |
8 8 , |
б). |
В слу |
правляющей |
н |
втул |
|
|
||
чае |
посадки |
направляющих |
кой грейферной рамки |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
||||||
в отверстия втулок |
с некото |
|
|
|
|
|
рым (допустимым) зазором можно судить о соосности по симметричному отклонению концов направляющих во все стороны.
После того как достигнута соосность втулок, производят сборку грей ферного механизма. На цилиндрические направляющие надевают фет ровый фитиль, предварительно промытый в бензине и пропитанный маслом. При закреплении направляющих с надетой на них грейферной рамкой необходимо убедиться в том, что концы направляющих нахо дятся на расстоянии 2 2 мм друг от друга и на расстоянии 18 мм от
концов, приливов призменных канавок на корпусе грейферного меха низма.
ш