Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На маховике-эксцентрике 1 (рис. 83) установлена с натягом бронзовая шестерня 2, связанная с маховиком также посредством винта 3. На оси 6 (см. рис. 81) свободно вращается стальная шестерня 7, напрессо­ ванная на бронзовую (Бр. АЖ9-4) втулку 8. Ось 6 крепится в силуминовой крышке 9 коробки мальтийского механизма двумя винтами 10г расположенными под углом 90°. На левом конце оси 6 по скользящей посадке установлена шестерня 11, укрепленная на крышке 9 тремя винтами 12, являющаяся одной из деталей устройства, исключающего

нарушение синфазности работы мальтийского механизма и обтюрато-

Рис. 82. Ось маховика-эксцентрика мальтийского механизма кинопроектора типа «Ксенон»

ра при совмещении кадра с кадровым окном кинопроектора. Палец эк-5

сцентрика изготовляется из быстрорежущей стали Р-9 и крепится в маховике также двумя винтами 14, расположенными под углом 90°. Каждый из этих винтов имеет контрвинт 15, исключающий самопроиз­ вольное вывинчивание винтов 14. Шлиц мальтийского креста имеет раз­

мер 5+0'018, а палец эксцентрика выполняется по размеру «А»

(рис. 84) в четырех вариантах: 0 5 + р>°°5, 0 5 _ о,оо5 > 0 5#;<иоИ 0 5 # ; оо°.

Указанные пальцы используются в условиях завода-изготовителя ки­ нопроекторов. Для поставки детали в виде запасной части размер «А»

выполняется: 0 5+ 0 ’ 0 10 и 05#;ою •

Приведенные особенности конструкции мальтийского механизма ки­ нопроектора типа «Ксенон» позволяют отметить следующие преиму­ щества ее по сравнению с ранее рассмотренными, влияющими на срок, службы и ремонт.

Установка маховика-эксцентрика на оси, имеющей две опоры (без вту­ лок) по бокам маховика, и большая длина сопряженных поверхностей (см. рис. 81) обеспечивают большую надежность работы сопряжения. Этому способствует то, что к трущимся поверхностям подводится обиль­ ная смазка.

В заводском исполнении ось (см. рис. 82) имеет следующие величины Б 0 1 2 # ;$ , 0 1 2 # ; $ и 0 1 2 # $ з .

107

Посадочный на ось размер отверстия маховика равен 0 12+0-019. Таким

образом подбирают пару деталей маховик—ось, зазор между которыми, согласно техническим условиям, не должен превышать 0 , 0 1 мм.

В процессе ремонта мальтийского механизма исключается необходи­ мость ремонтировать опоры под ось 4 (см. рис. 81), что в ранее рассмот­

ренных мальтийских механизмах требовало затраты времени на за­ мену, обработку и достижение соосности втулок, расположенных в разных деталях. Кроме того, в этом механизме при ремонте ненужно удалять штифты, фиксирущие положение крышки 9 относительно кор­ пуса 1 механизма.

Рнс. 83. Маховнк-эксцентрнк

Рнс. 84. Палец эксцентрика кинопроектора

мальтийского механизма кино­

типа «Ксенон»

проектора типа «Ксенон»

 

Применение для деталей бронзы (поз. 2,8 на рис. 81 и поз. 2 на рис. 83)

антифрикционного чугуна (поз. 5

на рис. 81) и быстрорежущей стали

(поз. 13

на рис.

81) с сопряженными закаленными стальными деталя­

ми (поз.

3 и 7

на рис. 81) приводит к увеличению срока службы де­

талей и надежности его работы.

 

Наличие пальцев эксцентрика разного диаметра позволяет как в усло­ виях завода-изготовителя кинопроектора, так и в киноремонтных мас­ терских осуществлять подбор пальца по шлицу креста с минимальным зазором, что также способствует увеличению срока службы меха­ низма и уменьшению шума при работе.

Срок службы деталей в узле маховика (см. рис. 83) неодинаков. Фик­ сирующая шайба 4 изнашивается быстрее шестерни 2. Удалить же ее

сшейки маховика невозможно. Поэтому при ремонте заменяют махо­ вик в сборе, что нельзя признать удачным. Вместе с тем ремонт этого механизма менее трудоемкий, нежели рассмотренные выше. Согласно заводским техническим условиям, собранный мальтийский механизм должен подвергаться обкатке в течение 6 час.

5. Сборка узлов с подшипниками качения. Неправильная сборка узлов

сподшипниками качения приводит к повреждению последних и сниже­ нию их эксплуатационных качеств. К наиболее характерным дефек­ там отнести:

а) форсированный износ беговых дорожек и выкрашивание (шелуше­ ние) поверхностей качения; б) появление коррозии, вмятин, рисок на поверхности качения;

108


в) образование трещин в кольцах, шариках, сепараторах и их разру­ шение.

Процесс износа и разрушение подшипника убыстряются при одновре­ менном действии нескольких факторов. Долговечность работы под­ шипников качения зависит от правильного монтажа и соблюдения нор­ мальных условий эксплуатации. При напрессовке подшипника на вал или установке его в отверстие корпуса с натягом кольца шарикопод­ шипника деформируются (внутреннее кольцо в диаметре увеличивает­ ся, а наружное уменьшается).

Вследствие этого действительный зазор между беговыми дорожками и шариками уменьшается. Практикой установлено, что изменение ди­ аметров беговых дорожек колец равняется приблизительно 0,7 фак­ тического натяга для внутренне­

го кольца

и около

0 , 8 фактиче­

 

ского

натяга

для

наружного

 

кольца при запрессовке соответ­

 

ственно на вал и в корпус. При

 

этом фактический натяг прини­

 

мается равным 80% от теоре­

 

тического натяга.

зазор в под­

 

Чрезмерно малый

 

шипниках

качения

приводит к

 

защемлению шариков.

 

Однако установка

шарикопод­

 

шипников

с

большим зазором

 

приводит к уменьшению их дол­

 

говечности, снижению жестко­

 

сти механизма и нарушению по­

Рнс. 85. Монтаж подшипников качения:

ложения его деталей, что ускоря­

а — неправильный; б — правильный

ет износ и разрушение подшип­

 

ников

и

элементов механизма.

 

Перед запрессовкой шарикоподшипники тщательно промывают в чис­ том бензине и продувают сжатым воздухом. Сборка узла со смазанными шарикоподшипниками несколько скрадывает отдельные неполадки и дефекты в подшипниках качения (наличие посторонних частиц на бе­ говых дорожках, перекос колец и т. д.).

Категорически запрещается производить напрессовку подшипника на вал с помощью молотка, нанося удары непосредственно по кольцу (рис. 85, а). При этом происходит неизбежный перекос колец, повреж­ дение деталей подшипника, попадание в подшипник металлических частиц и т. п.

Для запрессовки шарикоподшипников применяют оправки, обеспечи­ вающие равномерную посадку соответствующего кольца подшипника (рис. 85, б). Запрессовку производят молотком из мягкого металла или под прессом. В случае установки подшипника в корпус из мягкого ме­ талла (сплава алюминия и т. п.) целесообразно в отверстие предвари­ тельно запрессовать стальную или латунную втулку, которая будет препятствовать наволакиванию металла на наружное кольцо подшип­ ника качения в процессе его работы.

109



При установке в узле двух и более шарикоподшипников кольца одно­ го из них фиксируют от осевых смещений (на валу и в корпусе), а дру­ гие кольца подшипников фиксируют только по валу или только в кор­ пусе. Это делается для того, чтобы компенсировать неточности сборки и погрешности изготовления деталей, а также для предотвращения заклинивания шариков при температурных деформациях деталей.

Качество напрессовки и запрессовки подшипника проверяется враще­ нием от руки.

Равномерный, без заеданий ход и незначительный однотомный шум свидетельствуют о хорошей сборке узла. После проверки качества сборки узла подшипники необходимо смазать.

6 . Замена и очистка оптических деталей. В результате сильного на­

грева узлов осветительно-проекционных систем кинопроекторов от источников света и резкого их охлаждения может происходить разру­ шение (растрескивание) оптических деталей. Неправильная сборка — плотное закрепление линз, отражателей, теплофильтров — также слу­ жит причиной выхода из строя оптических деталей.

Поврежденные оптические детали в осветительно-проекционных сис­ темах кинопроекторов существенно снижают качество кинопроек­ ции, потому их необходимо заменять.

Перед установкой деталей нужно очистить их оптические поверхности от пыли и грязи мягкой кисточкой, фланелевой салфеткой или обду­ ванием воздухом.

При установке оптических деталей особое внимание следует обращать на их правильное положение и ориентацию относительно источников света, а также крепление в узлах.

Оптические детали звукочитающих систем, как правило, не разруша­ ются, однако в процессе эксплуатации кинопроекторов они запыляются, а иногда в них попадает масло. Чистка оптических поверхностей линз конденсатора, микрообъектива, тубуса цилиндрической оптики звукочитающих систем, а также проекционных объективов от пыли и грязи производится с помощью беличьей кисточки или обдуванием воздухом из спринцовки.

Если поверхности линз окажутся замаслянными или засаленными (со следами пальцев), то чистку следует производить беличьей кисточкой или салфеткой, слегка смоченной в эфире или в чистом спирте. Чистку оптических устройств следует поручить мастерам, имеющим навыки по оптико-механическим работам.

7. Ремонт и сборка грейферного механизма кинопроектора типа ПП-16. При ремонте грейферного механизма чаще всего заменяют грейфер­ ную рамку и пространственный кулачок. Плоский кулачок и цилинд­ рические направляющие заменяются реже. Если овальность цилиндри­ ческих направляющих не превышает 0,01—0,015 мм, то они могут

быть использованы до очередного ремонта. Плоский кулачок контро­ лируют с помощью микрометра (рис. 8 6 ): проверяют сумму радиусов

в нескольких положениях, поворачивают кулачок на некоторый угол, обходя таким образом всю поверхность кулачка. Колебания величины суммы радиусов кулачка, т. е. разность между наибольшим и наимень­ шим показаниями микрометра, не должна превышать 0,02 мм. Кроме

110


того, необходимо осмотреть рабочую поверхность кулачка и проверить нет ли на ней заметных царапин и задиров, вызванных длительной ра­ ботой без смазки.

Перед установкой новой грейферной рамки следует убедиться в том, что кулачок входит в пространство между полками (направляющими) грейферной рамки с некоторым натягом (0,01—0,03 лш), а также убе­ диться в соосности втулок грейферной рамки и установить, находится ли зазор между цилиндрическими направляющи­ ми и втулками рамки в допустимых пределах (до 0,04 мм).

Номинальный диаметр втулок рамки со­ ставляет всего 4 мм. Если нет объектив­

ных методов измерения (индикаторного

нутромера), то определить величину за­

Рис. 86. Контроль плоского ку­

зора между цилиндрической направляю­

лачка грейферного механизма

щей и втулкой можно следующим обра­

с помощью микрометра

зом: направляющую 1 помещают запод­

и, покачивая скалку, опре­

лицо с одним из торцов втулки 2 (рис. 87)

деляют с помощью индикатора амплитуду качания ее конца. Для дан­

ной длины направляющей

и

втулки (кинопроектор типа

ПП-16) ве­

личина зазора между

ними

 

 

 

о

к

определяется как

1 / 6

ампли­

 

 

 

 

 

туды (а) качания

конца

 

 

 

 

 

скалки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

определения

соосности

 

 

 

 

 

втулок в них

вставляют

ци­

 

 

 

 

 

линдрические

направляющие

 

 

 

 

 

и доводят до соприкоснове­

 

 

 

 

 

ния,

как показано на рис.

8 8 .

 

 

 

 

 

Если

несоосность

окажется

 

 

 

 

 

значительной (рис.

8 8 , а), то,

 

 

 

 

 

осторожно нажимая на на­

 

 

 

 

 

правляющую, подгибают рам­

 

 

 

 

 

ку до тех пор,

пока концы на­

Рис. 87. Схема конт­

Рис. 88.

Контроль со­

правляющих

полностью

не

роля зазора

между

осности

втулок грей­

цилиндрической

на­

ферной рамки

совпадут (рис.

8 8 ,

б).

В слу­

правляющей

н

втул­

 

 

чае

посадки

направляющих

кой грейферной рамки

 

 

 

 

 

 

 

в отверстия втулок

с некото­

 

 

 

 

 

рым (допустимым) зазором можно судить о соосности по симметричному отклонению концов направляющих во все стороны.

После того как достигнута соосность втулок, производят сборку грей­ ферного механизма. На цилиндрические направляющие надевают фет­ ровый фитиль, предварительно промытый в бензине и пропитанный маслом. При закреплении направляющих с надетой на них грейферной рамкой необходимо убедиться в том, что концы направляющих нахо­ дятся на расстоянии 2 2 мм друг от друга и на расстоянии 18 мм от

концов, приливов призменных канавок на корпусе грейферного меха­ низма.

ш