Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сушку деталей производят в сушильных шкафах при температуре 110— 130° С в течение 15—30 мин. Некачественное оксидированное покрытие снимают путем травления деталей в 1 0 %-ном растворе фосфорной или

серной кислоты.

§29 Сборка, обкатка и контроль отремонтированного кинопроектора

При сборке кинопроектора необходимо обеспечить жесткое и правиль­ ное взаимное расположение деталей и узлов приводного и лентопротяж­ ного механизмов.

Впроцессе сборки кинопроектора помимо универсальных сборочных

иизмерительных инструментов применяются специальные шаблоны, приборы и инструменты, обеспечивающие требуемую точность взаимно­ го расположения деталей лентопротяжного и приводного механизмов. Киноремонтные мастерские обязаны выпускать принятую в ремонт аппаратуру и оборудование независимо от технического состояния и причин сдачи в ремонт полностью укомплектованной, отремонтирован­ ной и отрегулированной.

Последний, заключительный этап технологического процесса ремонта аппаратуры — обкатка и контроль работы отдельных узлов и меха­ низмов. После сборки и регулировки кинопроектор ставится на об­ катку, которая продолжается непрерывно в течение 2 —4 час. Обкатка

преследует цель проверки качества ремонта и сборки сопряжений уз­ лов кинопроектора, а также проведение взаимной приработки собран­ ных деталей. Во время приработки особенно легко обнаружить де­ фекты сборки (неправильный выбор зазоров, перекосы, ненадежные крепления, установка деталей низкого качества).

Отдельные неполадки в работе кинопроектора выявляются по ненор­ мальному нагреву трущихся пар, характерным стукам, течи масла и пр. Поэтому обкатка должна сопровождаться проверкой нагревания подшипников и электродвигателя.

Повышенный нагрев подшипников указывает на недостаточную вели­ чину зазора в сопряжениях, а вытекание масла (например, из мальтий­ ского механизма кинопроектора типа КН) — результат увеличенного зазора между валами и втулками. Характерный стук и неплавная рабо­ та зубчатых передач возникают по причине плохой сборки узлов и ус­ тановки деталей пониженного качества.

Контроль отремонтированного кинопроектора целесообразно прово­ дить в следующей последовательности:

а) общий осмотр кинопроектора; б) проверка лентопротяжного и приводного механизмов;

в) проверка качества изображения; г) проверка качества звуковоспроизведения.

П р и о б щ е м в н е ш н е м о с м о т р е к и н о п р о е к т о р а следует убедиться в его комплектности, проверить без приборов сборку ответственных узлов, обратить внимание на состояние лакокрасочных и гальванических покрытий. Особое внимание следует обратить на состояние поверхностей деталей, соприкасающихся с фильмом.

122


Выборочно проверяют надежность крепления деталей винтами (5— б винтов в различных узлах кинопроектора), а также контролируют со­ стояние шлицев винтов, граней гаек, надежность контактов у электро­ проводки. При внешнем осмотре контролируют плавность хода кино­ проектора от руки и легкость вращения деталей лентопротяжного ме­ ханизма, кинематически не связанных с приводным механизмом (ролики, вал стабилизатора скорости, вал фрикциона подающей бобины и др.). При покачивании за скачковый барабан ощутимый зазор между фикси­ руемой выемкой мальтийского креста и фиксирующей шайбой экс­ центрика во всех четырех положениях должен отсутствовать. Кроме того, проверяют работу механизма совмещения кадра с кадровым ок­ ном, механизма фокусировки объектива, наматывателя.

П р о в е р к у л е н т о п р о т я ж н о г о и п р и в о д н о г о м е ­ х а н и з м о в начинают с вращения рукоятки кинопроектора, а затем, включив электродвигатель. Убедившись в исправной работе приводного механизма, приступают к контролю деталей лентопротяж­ ного механизма. Диаметральное биение и осевые зазоры вращающихся элементов лентопротяжного механизма, контролируемые индикатором,

не должны превышать величин, приведенных в табл.

31 (размеры даны

в миллиметрах).

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

31

 

 

 

 

 

 

Предельные величины диаметральных биений и осевых

зазоров

 

вращающихся деталей кинопроекторов

 

 

 

 

 

Стационарные

Кинопроекторы

Кинопроекторы

Наименование

кинопроекторы

типа КН

типа ПП-16

деталей

диаметраль­

осевой

диаметраль­

осевой

диаметраль­

осевой

 

 

 

 

ное биение

зазор

ное биение

зазор

ное биение

зазор

Зубчатые барабаны:

0,02

 

0,02

 

 

 

скачковый

 

0,03

0,03

 

звуковой

 

0,03

0,03

Комбинированный

0,06

0,10

барабан

 

 

 

_

_

 

0,10

Остальные

бараба-

0,05

0,05

0,05

ны

 

0,02

 

0,02

0,02

0,02

 

Гладкие барабаны

0,03

0,03

Ролики:

 

 

0,1

 

0,1

 

0,1

придерживающие п

0,05

0,05

0,05

продольно-направля­

 

 

 

 

 

 

ющие

 

0,02

 

0,02

 

0,02

 

упругой петли

0,05

0,05

0,05

поперечно-направля- 0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

ющие (прижимные)

_

_

_

 

0,02

0,02

прижимной

ролик

 

стабилизатора ско­ рости

Торцовое биение зубчатых барабанов и роликов не должно превышать 0,05 мм, а торцовое биение поверхностей поперечно-направляющих

роликов, соприкасающихся с фильмом (у фильмового канала и стаби­

123


лизатора скорости), должно быть не более 0 , 0 2 мм. Расстояние между

рабочими поверхностями зубчатых барабанов и придерживающих ро­ ликов должно равняться 0,25—0,3 мм, при этом ролики должны вра­

щаться равномерно при заряженном в кинопроектор фильме. Зацепление шестерен считается нормальным, если между их зубьями имеется зазор 0,05—0,1 мм. Контроль осевых зазоров зубчатых бара­

банов, роликов, маховиков осуществляется с помощью щупа или изме­ ряется индикатором.

При измерении осевого зазора индикатором стержень последнего упи­ рают в торец контролируемой детали, которую от руки перемещают в осевом направлении. Разность показаний индикатора определяет ве­ личину осевого зазора. Сила прижима поперечно направляющего прижимного ролика к гладкому барабану для стационарных кинопро­ екторов (включая и типа КН) должна быть равна 300—350 г, а узкопленочных — 200—250 г.

С помощью динамометра из инспекторского набора УИН-2 или разно­ веса определяют усилие, прилагаемое к фильму при вытягивании его из фильмового канала, при прохождении звуковоспроизводящей части кинопроектора, при разматывании и наматывании фильма. Эти уси­ лия должны лежать в пределах, указанных в табл. 32.

Проверив расположение деталей лентопротяжного механизма относи­ тельно плоскости фильмового канала с помощью шаблонов, перфори­ рованной стальной ленты или отрезка фильма, приступают к испыта­ нию лентопротяжного механизма на износ фильма. Кольцо фильма I категории со средней усадкой (0,4—0,5%) пропускают 100 раз через лентопротяжный механизм, исключая фрикционы подающей и прини­ мающей бобин. При этом не должно быть повреждения перфорацион­ ных дорожек и поверхностей фильма. Незначительные потертости пер-

Т а б л и ц а 32

Натяжение кинофильма на отдельных участках лентопротяжного тракта кинопроекторов (в г)

 

Усилие вытя­

Усилие

про­

Тип

тягивания

гивания филь­

фильма

через

кинопроектора

ма из фнль-

звуковое-

 

мового канала

производящую

 

 

часть

кино­

проектора

 

Натяжение фильма при

 

разматывании

наматывании

минималь­

максималь­

минималь­

макси­

ное

ное

ное

мальное

КП-15,

 

 

 

 

 

 

КП-30,

 

 

 

 

 

 

КПК-15:

 

 

 

 

 

 

70-мм фильм

500—650

100— 120

300

540

600

400

35-мм фильм

250—300

200—250

200

300

400

260

КПТ-2,

250—300

25—35

125

250

500

250

КПТ-7

300—350

 

80

250

420

140

«Меоптон

200—220

IV-C»

250—350

35—50

180

230

420

 

«Ксенон»

200

КН

140—180

25—35

50

100

250

120

ПП-16

50—80

20—30

50

90

200

150

124


форационных дорожек и появление слабой полосы между фонограммой и изображением на 16-мм фильме в учет не принимаются.

Перед проверкой кинопроектора на качество изображения и звуковос­ произведения необходимо испытать надежность срабатывания автома­ тических световых заслонок, которые должны полностью перекрывать световой поток при уменьшении скорости транспортирования кино­ фильма примерно вдвое.

Рис. 96. Кадр проекционного контрольного фильма НИКФИ старого образца

Работа этих устройств проверяется путем многократного пуска и ос­ тановки кинопроектора. Автоматические заслонки фильмового канала кинопроектора после остановки кинофильма в фильмовом канале долж­ нысрабатывать при увеличении верхней петли не более чем на три-че­ тыре кадра. Испытание данных узлов заключается в пропуске через лентопротяжный тракт куска кинофильма, у которого на длине одногодвух кадров удалены обе перфорационные дорожки.

В заключение проверки кинопроектора контролируют качество изо­ бражения и звуковоспроизведения.

К о н т р о л ь к а ч е с т в а и з о б р а ж е н и я . Одним из основ­ ных показателей качества кинопроекции является степень устойчивости изображения кадра на экране. Для проверки качества изобра­ жения опытным производством Всесоюзного научно-исследовательско­ го кинофотоинститута (НИКФИ) выпускаются проекционные контроль­ ные фильмы,- часто называемые тест-фильмами. Различают тест-фильмы старого (рис. 96) и нового (рис. 97) образцов.

125

Кадр проекционного контрольного фильма старого образца содержит различные светлые фигуры и ряды цифр. Горизонтальные и верти­ кальные линии на кадре позволяют определить величину вертикаль-

Рнс. 97. Кадр проекционного контрольного фильма НИКФИ нового образца

ной и горизонтальной неустойчивости, которые не должны превышать величин, указанных в табл. 33.

Т а б л и ц а 33

 

 

 

Допустимая

величина вертикальной

 

и горизонтальной неустойчивости кадра

в кадровом окне кинопроектора

 

 

 

Неустойчивость кадра

 

 

в кадровом окне, мм

Тип кинопроектора

 

 

 

 

вертикальная

горизонтальная

Стационарные

кинопроек-

0,025

0,030

торы

кинопроек-

0,040

0,040

Передвижные

торы

 

 

 

Для проверки тяги обтюратора используют ромбики и светлые прямо­ угольники, а ряды цифр— для определения резкости изображения по полю экрана.

Контрольный фильм нового образца выпускается для проверки (и ре­ гулировки) кинопроекторов, демонстрирующих кинофильмы 35-мм

обычного формата (ГОСТ 11079-64), 35-лш широкоэкранные

(ГОСТ 11959-68), 16-лш (ГОСТ 11668-65) и 70-лш (ВТУ 0715).

Проекционные контрольные фильмы, независимо от формата кинофиль­ ма, построены по одному принципу и позволяют контролировать, а при

126


необходимости и регулировать следующие параметры кинопроектора

(киноустановки):

1

) разрешающую способность по полю кадра;

2

) стабильность резкости изображения на экране;

3

) устойчивость изображения по вертикали и горизонтали;

4

) синфазность работы скачкового механизма и обтюратора;

5 ) масштаб увеличения при кинопроекции; 6 ) размеры и расположение кадровых окон кинопроекторов киноуста­

новки; 7 ) размеры полезной поверхности экрана и расположение проецируе­

мого изображения относительно экрана.

Проекционный контрольный фильм имеет условное обозначение, на­ пример: 35ш- КФИП-2 ГОСТ 11959-68. Оно расшифровывается таким образом: контрольный фильм проекционный для 35-лш широко­ экранного фильма, разработка № 2, ГОСТ № 11959, утвержденный в 1968 году.

Проекционные контрольные фильмы имеют длину ПО—150 л. Изготов­ ляются они на пожаробезопасной малоусадочной кинопленке и по всей длине имеют одно и то же изображение.

Кадр проекционного контрольного фильма 35-КФИП-2 ГОСТ 11079-64 (см. рис. 97) содержит:

1. Пять штриховых мир НИКФИ № 3 (изготовления 1964 г.) для оп­ ределения разрешающей способности проекционной системы в центре кадра и по его краям.'Последние пронумерованы. Разрешенными счи­ таются поля, в которых можно различить все четыре направления штрихов (горизонтальные, вертикальные и направленные в ту и дру­ гую сторону под углом 45°). Путем фокусировки кинопроекционного объектива на лучшую резкость в центральной мире или в мирах, рас­ положенных по углам кадра, можно визуально определить потери раз­ решающей способности вследствие тех или иных причин: неперпендикулярности поверхности кадра к оптической оси объектива, коробления фильма, кривизны экрана, превышения допустимых углов проекции и пр.

2. Две группы шкал — горизонтальную и вертикальную — для опре­ деления устойчивости кадра в кадровом окне кинопроектора соответ­ ственно по горизонтали и вертикали.

Измерение неустойчивости кадра в кадровом окне кинопроектора с помощью нониусных шкал можно производить путем переноса левой (при измерении вертикальной неустойчивости) или нижней (при изме­ рении горизонтальной неустойчивости) шкалы на белый лист бумаги. Этот лист прикладывается к правой (или верхней) шкале по возмож­ ности так, чтобы нулевые штрихи четко совпадали. Количество деле­ ний шкалы (цена деления 0 , 0 1 мм), определяющих величину неустой­

чивости, отсчитывают против совпадающих штрихов сверху и снизу от нулевой линии. Например, если в процессе наблюдения совпали штрихи с обозначением «+0,03» и «—0,04», то максимальная неустой­ чивость изображения в вертикальном направлении будет 0,07 мм.

Можно использовать нониусные шкалы и без переноса основной шкалы. При этом на белый лист бумаги наносят один штрих, который после-

127