Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

довательно устанавливают в местах несовпадения основной и нониусной шкал. Например, если штрих на листе бумаги в процессе наблю­ дения остается между штрихами, имеющими несовпадение 0,03 мм, то неустойчивость изображения менее 0,03 мм.

Наконец, неустойчивость кадра в кадровом окне можно определить без использования нониусных шкал, путем измерения неустойчивости на экране с помощью масштабной линейки. Измеренную величину делят на линейное увеличение объектива и из полученного результата вычи­ тают величину неустойчивости кадра самого контрольного фильма,

которая указана в его паспорте.

 

 

 

 

 

 

3. Квадраты размером 1

х 1 мм по всему полю кадра — для

 

опреде­

 

 

ления коэффициента увеличения при ки­

 

 

нопроекции и для проверки тяги обтюра­

 

 

тора кинопроектора. Коэффициент увели­

 

 

чения при

проекции

определяется

путем

 

 

измерения на экране любого квадрата. По­

 

 

скольку размер его

на

фильме составляет

 

 

1 x 1 мм,

то размер квадрата,

измеренный

 

 

в миллиметрах, на экране равен

коэффи­

 

 

циенту увеличения.

 

 

 

 

 

 

 

Проверка кинопроектора на тягу обтю­

 

 

ратора производится

путем

наблюдения

 

 

за изображением светлых и темных ква­

 

 

дратов, расположенных по полю кадра.

 

 

4.

 

 

 

Углы

(распол

 

 

рис. 98) для проверки размеров и располо­

Рис. 98. Кадр проекционного

жения кадрового окна кинопроектора. Если

контрольного фильма

для

при проецировании

контрольного

 

фильма

проверки размеров и рас­

 

положения кадрового

окна

на экране

видны все четыре

угольника и

кинопроектора

 

поле за ними, то кадровое окно проектора

 

 

слишком велико. Если видны не

все четы­

ре угольника, то окно либо мало, либо расположено неправильно.

5. Концентрические окружности, расположенные по полю кадра,

служат для визуальной оценки искажений изображения.

 

 

Контрольный фильм,

упакованный в полиэтиленовый мешочек и в

коробку, хранят в фильмостате при температуре от + 5

до +25° С и

относительной влажности воздуха 65 ± 5 % .

 

ф о т о ­

П р о в е р к а к а ч е с т в а в о с п р о и з в е д е н и я

г р а ф и ч е с к о й

ф о н о г р а м м ы осуществляется

с

помощью

звукового фотографического контрольного фильма, имеющего услов­ ное обозначение (в соответствии с форматом фильма, номером разра­ ботки и номером государственного стандарта).

Например, условное обозначение контрольного звукового фотографи­ ческого фильма (КФЗФ) на 35-мм пленке второй разработки будет:

контрольный фильм 35-КФЗФ-2 ГОСТ 11080-64.

Контрольные фильмы для проверки качества звуковоспроизведения независимо от формата фильма построены по одному принципу и сос­ тоят из целого фильма или из нескольких раздельных частей. Если киносетью поставляется отдельная часть, то ее условное обозначение

128


будет, например: контрольный фильм 35-КФЗФ-З. Часть 2. ГОСТ 11080-64. Значит, это только вторая часть 35-лш звукового конт­ рольного фильма третьей разработки, выполненного в соответствии с государственным стандартом, утвержденным в 1964 году за № 11080. Общая длина звукового контрольного фильма должна быть не более 300 л*..Части фильма, поставляемые раздельно, выпускаются рулонами по 300 ± 10 м.

Звуковой контрольный фильм содержит фонограммы, обеспечивающие комплексную проверку следующих параметров звуковоспроизводящих систем:

1)положение читающего штриха относительно фонограммы;

2)резкость и освещенность читающего штриха;

3)среднюю скорость движения фонограммы;

4)усиление и частотную характеристику звуковоспроизводящего уст­ ройства;

5)общее качество звучания.

Например, звуковой контрольный фильм для 35-лш фильмов с фото­ графической фонограммой состоит из семи частей (табл. 34), объеди­ ненных в одном рулоне или поставляемых отдельными частями, за исключением 3, 5 и 7 частей.

Т а б л и ц а

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Части 35 м звукового

контрольного

фильма

с фотографической

 

фонограммой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание записей

 

 

 

 

 

Длина части,

частей

 

 

 

 

 

1

Фонограмма «Маяк» для проверки

и

установки

10 + 1

 

 

читающего штриха симметрично осевой

линии

фо­

 

 

 

нограммы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Фонограмма для

фокусирования

 

читающего

 

 

 

штриха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Фонограмма для

проверки

перпендикулярности

20 + 2

 

 

читающего штриха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Фонограмма для установки

читающего

штриха

 

 

 

перпендикулярно

к

направлению

 

движения

 

 

5

фильма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фонограмма для проверки

и регулировки равно­

10+1

 

6

мерности освещенности читающего штриха

 

вос­

 

 

Фонограмма для

балансировки

громкости

 

 

 

произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Фонограмма для проверки средней скорости дви­

 

 

 

жения фильма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фонограмма для

проверки

частотной

характе­

Не менее

180

 

ристики звуковоспроизводящего устройства

 

 

 

 

Фонограмма для оценки качества

звучания на

 

 

 

слух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5—887

129



Фонограмма «Маяк» (рис. 99) представляет собой позитив записи пря­ моугольных импульсов частотой 300 Гц со стороны кадра и 1200 Гц

со стороны перфораций. Правильное положение читающего штриха будет в том случае, если штрих не будет воспроизводить ни одну из указанных частот (звука не будет).

Если прослушивается низкий тон (300 Гц), то штрих смещен в сторо­ ну кадра, а при воспроизведении высокой частоты (1200 Гц) — в сто­

рону перфораций. Симметричное расположение читающего штриха относительно оси фонограммы достигается смещением штриха относи­

тельно фонограммы,

или наоборот, в зависимости от конструкции зву­

 

 

 

 

 

 

кочитающей системы.

 

 

—*-]2>2

 

 

В000Г4

 

 

Прослушивание

обоих

тонов

 

 

 

 

 

 

одновременно свидетельству­

 

 

 

 

 

 

ет о том, что длина

штриха

 

 

 

 

 

 

больше нормальной. Перемен­

 

 

 

 

 

 

ное прослушивание одного из

 

 

 

 

 

+3, •

тонов свидетельствует о коле­

 

 

 

 

 

 

баниях фильма в направле­

 

 

 

 

 

 

нии,

перпендикулярном его

 

 

 

 

 

 

движению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фонограмма для фокусирова­

 

 

 

 

 

 

ния читающего штриха

(рис.

Рнс. 99. Конт­

Рнс.

100.

Фонограмм а

100)

является

оригиналом

рольная

фоно­

контрольного

фильм

а

записи

прямоугольных

им­

грамма

«Ма-

для

фокусировки читак

 

 

 

щего штриха

 

пульсов частотой 8000 Гц.

 

 

 

 

 

 

8000

Гц — верхний

предел

 

 

 

 

 

 

воспроизводимых

звуковым

трактом киноустановки для 35- и 70-мм фильмов частот. Если при этой

частоте уровень отдачи (громкость звука) окажется нормальным, то при более низких частотах записанных на фонограмму сигналов уро­ вень отдачи будет тем более достаточным. Для того чтобы убедиться в этом, надо на выход усилителя подключить прибор ИВ-4 или ИВП-3, установить в среднее положение регулятор громкости и пропустить фонограмму.

Если при некотором смещении микрообъектива читающей оптики в том и другом направлении вдоль оптической оси прибор покажет боль­ шее напряжение, то, значит, читающий штрих не был отфокусирован. Нужно добиться, чтобы прибор давал наибольшее отклонение стрелки. Фонограмма для проверки перпендикулярности читающего штриха (рис. 101) является оригиналом записей прямоугольных импульсов частотой 8000 Гц. При воспроизведении ее различные показания при­

бора, подключенного к выходу усилителя, будут указывать на то, что имеется перекос читающего штриха, причем в ту сторону, которой со­ ответствует большее отклонение стрелки.

Для того чтобы выставить читающий штрих точно (перпендикулярно) к направлению движения фильма, служит фонограмма, приведенная на рис. 102. Она является оригиналом противофазной записи прямо­ угольных импульсов частотой 8000 Гц. Противофазной фонограмма

является потому, что если правый ряд прямоугольных импульсов сов-

130


местить с левым, то между импульсами зазоров не будет и, следова­ тельно, каждый импульс правого ряда смещен на половину длины вол­

ны

относительно

импуль­

 

 

 

 

 

 

 

 

сов

левого

ряда.

Учиты­

 

 

 

 

 

 

 

 

вая, что суммарная длина

 

 

 

 

 

 

 

 

обоих рядов импульсов по­

 

 

 

 

 

 

 

 

чти такая же, как и длина

 

 

 

 

 

 

 

 

импульсов на рис.

100,

чи­

 

 

 

 

 

 

 

90°±3'

тающий

штрих

при

пра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX

вильном его

расположении

 

 

 

 

 

 

CD

по ширине фонограммы не

 

 

 

 

 

 

 

 

будет

выходить за

ее пре­

 

 

 

 

 

 

 

 

делы.

 

 

 

фонограм­

 

 

 

 

 

 

[—5,26^

 

Противофазная

 

 

 

 

 

 

 

ма позволяет

весьма точно

 

 

 

 

 

 

“в’З-ОЧ1

 

 

расположить

 

читающий

 

 

 

 

 

 

 

 

штрих; при отсутствии пе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рекоса читающего

штриха

Рис.

101.

Фонограмма

Рис. 102. Фонограмма для

звук

не воспроизводится,

для

проверки перпенди­

установки

читающего

так как модуляция свето­

кулярности

читающего

штриха

перпендикулярно

штриха

по

направлению

направленного движения

вого

 

потока

такой

фоно­

движения

кинофильма

кинофильма

 

граммой

происходить

не

 

 

 

 

 

•+0,06

 

 

 

будет.Если стрелка прибора покажет наличие

0,4

^ | | 6,8+0,06

сигнала на выходе усилителя, то,

значит,

свето­

 

 

 

 

 

вой поток модулируется

фонограммой, т.

е. чи­

 

 

т

 

 

тающий штрих установлен с перекосом относи­

 

 

 

 

тельно прямоугольных импульсов фонограммы.

 

 

 

 

 

Фонограмма для проверки и регулировки равно­

 

 

 

 

 

мерности освещенности читающего штриха

пред­

 

 

 

 

 

ставляет собой позитив записи частоты 1000 Гц,

 

 

 

 

 

расположенной, как указано на рис. 103.

ИВ-4

 

 

 

 

 

К выходу усилителя

подключают

прибор

 

 

 

 

 

или ИВП-3.

Регулятор

громкости устанавлива­

 

 

 

 

 

ют в положение,

при котором стрелка прибора

 

 

 

 

 

отклоняется примерно до середины шкалы. При

 

 

 

 

 

воспроизведении фонограммы колебания стрелки

 

 

 

 

 

не должны превышать

15—20%

от

первичного

 

 

 

 

 

показания прибора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фонограмма для оценки качества

звучания на

 

 

 

 

 

слух

 

представляет

собой позитив

записи

речи

 

 

 

 

 

(мужского и женского голосов) и отдельных от­

 

 

 

 

 

рывков характерных музыкальных произве­

 

 

 

 

 

дений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Степень

равномерности

движения

фонограммы

 

 

 

 

 

относительно

читающего

штриха

оценивается

 

 

 

 

 

субъективно

при

воспроизведении

длительно

 

 

 

 

 

звучащих нот рояля.

При равномерном движе­

Рис.

103.

Фонограмма

нии фонограммы аккорды воспроизводятся чисто

для проверки и регу­

лировки

равномернос­

и плавно затухают. Колебания

скорости фоно­

ти освещенности чи­

тающего штриха

5*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

131