Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в)

Рис. 56. Типичные очертания носовой оконечности морских судов:

а — прямой нос транспортного судна старой постройки; б — наклонный форштевень; в — бульбообразный нос танкера; е — нос ледокола; д — нос судна ледового плавания (полуледокольная форма); е — ложкообразный нос рыболовного судна

форштевню в нижней части придается корытообразная форма.

Сварной форштевень для прочности подкрепляют стальным круг­

лым прутком и брештуками — горизонтальными приваренными

ребрами. Форштевни соединяются с палубами, бортовыми стрин­ герами, платформами и другими деталями судового набора свар­

кой.

Ахтерштевень (рис. 57) имеет более сложную форму.

Конструкция его зависит от типа руля, количества винтов и фор­

мы кормы. Наиболее широко сейчас применяется крейсерская корма, так как она лучше защищает руль и винт от повреждения

во льдах и при навалах на причал. На судах старой постройки корма часто имела эллиптическую форму.

Ахтерштевень судна ледового плавания с крейсерской кормой

для защиты руля и винта от ударов о лед на заднем ходу имеет

специальный выступ — льдоотвод.

Для удешевления строительства в последние годы стали делать транцевую корму, которая имеет транец в надводной части.

Рис. 57. Типичные очертания кормы:

а — крейсерская ледокольного судна; б — крейсерская; в — эллиптическая судна старой постройки

£6

На

одновинтовом

судне

с

 

 

 

 

 

обыкновенным

рулем

ахтерште­

 

 

 

 

 

вень (рис. 58) представляет со­

 

 

 

 

 

бой раму. В передней ее части,

 

 

 

 

 

называемой

старнпостом,

гребной

 

 

 

 

 

вал проходит через яблоко старн­

 

 

 

 

 

поста.

На задней

части ахтер­

 

 

 

 

 

штевня,

называемой

рудерпостом,

 

 

 

 

 

имеются

 

петли для

навешивания

 

 

 

 

 

руля. Внутренняя часть ахтер­

 

 

 

 

 

штевня, где вращается винт, на­

Рис.

58. Ахтерштевень одновинтово­

зывается

амбразурой.

 

 

 

на

Конструкция

ахтерштевня

 

 

го судна:

 

двухвинтовом судне

проще,

там

пост;

 

2 — старнпост;

3 — яблоко

старн­

нет старнпоста.

 

 

 

 

 

 

поста;

4 — подпятник;

5 — рулевые

петля

Ахтерштевень

посредством

а — петля; б — подпятник; в: 1 —

рудер­

сварки надежно соединяется с го­

 

 

 

 

 

ризонтальным килем, флорами и

 

Хотя кованые конструкции

другими

 

балками

набора

корпуса.

прочнее литых, ахтерштевни из-за сложности своей формы изго­ тавливают литыми или сварными. Сварные ахтерштевни получи­

ли широкое применение, так как они легче по весу и проще в

изготовлении. Конструкция их состоит из прочной обшивки, под­

крепленной бракетками.

Дейдвудная труба, мортиры и кронштейны гребных валов. В том

месте, где гребной вал одновинтового судна проходит через дейд­

вуд, устанавливается дейдвудная труба, которая представ­ ляет собой прочную трубу, закрепленную одним концом в яблоке старнпоста, а другим — в ахтерпиковой переборке. Через нее вы­

ходит наружу гребной вал. Для уменьшения трения в кормовой

части дейдвудной трубы делается дейдвудный подшипник, а у

ахтерпиковой переборки устанавливается сальник, препятствую­

щий попаданию воды внутрь судна.

У двухвинтовых судов гребные валы выходят из корпуса под

Рис. 59. Мортира:

1 — двухлапный кронштейн гребного винта; 2 — мортира

5*

67


острым углом к обшивке. В этих местах для прочности и обеспе­ чения водонепроницаемости ставится мортира (рис. 59) —

прочная труба, имекццая фланец для крепления ее к обшивке кор­ пуса и сальник на внутреннем конце. Гребной винт нельзя распо­ ложить близко от мортиры — мешает корпус, поэтому гребной вал

вне корпуса имеет значительную длину. Для поддержания конце­ вых валов делают специальные опоры — кронштейны греб­

ных валов. Они бывают однолапые, двухлапые, литые, свар­

ные и имеют прочное соединение с корпусом судна (флорами, пе­

реборками, стрингерами).

Фундаменты под двигатели и котлы. Судовые котлы и двигате­

ли, особенно главные, имеют большой вес, сосредоточенный на ма­ лой площади. Кроме того, двигатели испытывают при работе виб­

рацию, а при качке в них возникают инерционные силы. Поэтому

днищевой набор в районе машинно-котельного отделения делают

усиленным за счет увеличения числа днищевых стрингеров и по­ становки рамных шпангоутов. Котлы, двигатели, машины уста­ навливают на прочные и жесткие фундаменты, которые мало под­ даются деформации. Их назначение — распределить нагрузку на большее число прочных балок судового набора: флор, стрингеров и др. Фундаменты обычно выполняют в виде соединенных между

собой продольных и

поперечных балок, изготовленных из тол­

стой листовой стали и

реже — из прокатанных профилей. Их де­

лают в виде отдельных конструкций, устанавливаемых на второе дно, или формируют одновременно с набором днища, когда уси­

ленные флоры и стрингеры являются одновременно и балками

фундамента.

Плоскости основных продольных и поперечных балок фунда­ ментов должны совпадать с плоскостями днищевых стрингеров и флор. Если не удается это выполнить, то в днищевом наборе уста­ навливают дополнительные балки, называемые полустрингерами и полуфлорами, служащие для рассредоточения нагрузки от фун­ дамента на большее количество стрингеров и флор.

Глава VI. СУДОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

§ 20. НАЗНАЧЕНИЕ И РАСПОЛОЖЕНИЕ СУДОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Назначение судовых помещений. Судовой корпус, надстройки и

рубки разделены на отдельные помещения. Их количество, разме­ ры и расположение выбирают из условия наиболее удобного и без­

опасного использования.

Независимо от типа судна, по назначению все судовые поме­

щения можно разделить на следующие основные группы:

специальные помещения — это помещения, определяемые на­

значением судна, например, на транспортных судах — это поме­

щения для груза, на промысловых—для обработки и хранения

68


улова, на научно-исследователь­

ских — различные лаборатории;

помещения судовых запасов и

 

∕⅜

\

 

балласта —

отсеки основного кор­

 

 

пуса, используемые для хранения

ξ⅞≡

 

 

______ г Г о

 

запасов топлива, масла, пресной

 

ti

1

 

воды и для приема водяного бал­

 

 

о

 

ласта;

 

помещения —

пос­

 

 

 

служебные

 

 

 

 

 

У

ты управления судном, машинно­

 

 

 

 

котельные отделения и прочие по­

Рчс, 60.

Расположение

машинного

мещения, в которых экипаж не­

отделения

 

и

основной

надстройки:

сет вахту или выполняет различ­

а — среднее;

б — промежуточное; о —

ные работы,

связанныеи

с экс­

 

 

 

 

 

плуатацией судна;

пасса­

 

 

 

кормовое

 

помещения

экипажа

 

 

 

 

 

жиров — жилые и другие помеше-

ния, предназначенные для размещения людей и обеспечения для них нормальных условий жизни на судне.

Наиболее крупные судовые помещения — машинное отделение и грузовые трюмы.

Расположение машинного отделения (рис. 60). Машинное от­

деление (МО) и связанная с ним основная жилая надстройка

судна могут иметь среднее, промежуточное или кормовое распо­ ложение. При среднем расположении MO нагрузка на корпус судна как в грузу, так и порожнем более равномерна, упроща­ ется удифферентовка (получение правильной посадки) судна.

Среднее расположение основной надстройки создает хороший об­

зор для судоводителя, наилучшие условия обитаемости.

Однако такое расположение не позволяет наиболее рациональ­ но использовать объем корпуса для размещения грузов, так как самые крупные и удобные отсеки заняты машиной. Кроме того,

требуется большой длины валопровод и специальный туннель для него, который уменьшает объем кормовых трюмов и создает не­

удобства при выполнении грузовых работ.

При кормовом расположении MO эти недостатки устраняются,

что позволяет заметно повысить полезную грузоподъемность и грузовместимость судна. Но при этом усложняется удифферентов­ ка: при порожних трюмах судно имеет большой дифферент на корму, поэтому для обеспечения необходимых мореходных ка­

честв и правильной нагрузки на корпус вынуждено в порожних рейсах принимать значительное количество балласта в носовые и средние отсеки. Кроме того, при кормовом расположении основ­

ной надстройки увеличивается «мертвая зона» видимости для су­

доводителя.

Поэтому расположение MO и основной надстройки выбирают

в зависимости от назначения и конкретных условий эксплуатации

судна. Среднее расположение МО, характерное для большинства

судов ранней постройки, сейчас встречается в основном на негру­

69



зовых и некоторых специализированных судах, например на ле­

докольно-транспортных, рефрижераторных.

Кормовое расположение MO имеют танкеры, суда для пере­

возки навалочных грузов, контейнеровозы, а также небольшие и

средние сухогрузные суда общего назначения. Крупные сухогруз­

ные суда строятся, как правило, с промежуточным расположени­

ем МО, при котором оно смещено в корму так, что за ним остает­

ся только один кормовой трюм.

Палубы и междупалубные пространства (рис. 61). Расположение

судовых помещений по высоте обозначают наименованиями палуб.

Палубы основного корпуса имеют следующие названия (сверху

вниз): верхняя, вторая, третья и т. д. (последнюю палубу называ­

ют также нижней палубой), второе дно. На многих судах бывают

палубы, которые идут не по всей длине или ширине судна — они

называются платформами.

Пространство между наружным днищем и вторым дном назы­

вается двойным дном или междудонным пространством, между вторым дном и ближайшей палубой — трюмом, остальные меж­

дупалубные пространства — твиндеками.

Палуба основного корпуса, до которой доводят все водонепро­ ницаемые переборки, называется палубой переборок (обычно — верхняя, реже — вторая).

Надстройки и рубки делятся палубами па ярусы, которые ну­

меруются снизу вверх. Соответственно различают палубу I яруса

надстройки (палуба бака, средней надстройки, юта), палубу

Il яруса рубки, палубу III яруса рубки и т. д. Часто эти палубы

называют также по их назначению, например: прогулочная, шлю­ почная, спортивная, нижний (ходовой) мостик, верхний (навига­ ционный) мостик.

Положение помещения по длине судна обозначают номерами шпангоутов (па судах отечественной постройки нумеруются от

JJ

Я)

Vярус

сз

UTярус

9

g'

Шярус

g ?|

IΓapyc~

*⅛

 

яs .lapyc

д' ТВинЗек it Тбиндек

¡ТВшіёрк

Трюм г TBuhSsX

і

двойное дно (между-' донное пространство)

носа к корме), а по ширине судна — наиме­

нованием борта (левый борт, правый борт).

Общее расположение судовых помещений

рассмотрим на примере сухогрузного судна

(рис. 62).

Основной корпус разделен поперечными водонепроницаемыми переборками на ряд

отсеков. Двойное дно также разделено на

Рис. 61.

Наименования

палуб и

междупалубных

! — второе

 

 

 

пространств:

 

 

 

 

дно;

2 — II

платформа;

3-І

платформа;

4 — третья

(нижняя) палуба; 5—вторая палуба;

6 — верх­

няя палуба;

7 — палуба

надстройки 1 яруса

(палуба бака,

средней надстройки, юта); 8—палуба рубки II яруса (про­

гулочная палуба);

9— палуба

рубки III

яруса (шлюпочная

палуба);

IO — палуба

рубки

IV

яруса

(нижний,

ходовой

мостик);

11

палуба

рубки

V

яруса

(верхний,

навига-

ционный мостик)

70