Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ную с палубы или из помещения

специальным приводом. В штор­ мовую погоду дефлекторы закры­

 

 

вают

брезентовыми чехлами или

 

 

снимают с комингсов, а отвер­

 

 

стия задраивают крышками. Кро­

 

 

ме

дефлекторов,

естественная

 

 

вентиляция

осуществляется через

 

 

иллюминаторы, двери, световые

 

 

люки.

 

 

 

 

 

 

 

Недостатком естественной вен­

Рис. 144. Вентиляционные головки:

тиляции является то, что она не

онный дефлектор; е — грибовидная го­

всегда

обеспечивает

требуемый

ловка; г — цилиндрическая

головка

воздухообмен в помещениях. Кро­

а — раструбный дефлектор;

б — эжекци-

ме того, наличие большого коли­

 

 

чества

дефлекторов

на

палубе

 

 

затрудняет

выполнение

судовых

работ. Поэтому на современных судах преимущественное приме-

нение получила искусственная вентиляция, более компактная и

эффективная.

Искусственная вентиляция осуществляется при помощи

электрических вентиляторов осевого или центробежного типа. Воздух подается от вентиляторов в помещения или, наоборот, от­ сасывается из помещений по специальным воздухопроводам. Для удобства монтажа воздухопроводы выполняют обычно прямоуголь­

ного сечения из стальных или алюминиевых листов толщиной 1 —

2 мм. Наружные приемные и выходные патрубки системы выхо­

дят на верхние палубы и заканчиваются грибовидными или цилин­

дрическими головками (' рис. 144,' ’ ’ б, г'). ~Головки часто имеют за-

щитные сетки и могут герметически закрываться.

Судовая вентиляция по назначению подразделяется па следую-

щие основные группы: а) общесудовую, обслуживающую жилые,

служебные и бытовые помещения; б) вентиляцию машинпо-ко-

тельных отделений; в) вентиляцию грузовых трюмов.

Общесудовая вентиля.ция бывает обычно искусствен­ ной. Ее делают по групповому принципу, когда для нескольких однотипных помещений устанавливают один вентилятор с возду­ хопроводом, от которого отходят ответвления в каждое помеще­

ние. Некоторые помещения оборудуют отдельными вентилятора­ ми. Вентиляционные отверстия в помещениях располагают всегда

так, чтобы обмен воздуха происходил более равномерно и исклю­

чалась возможность сквозняка.

Вентиляция машини о- котельныX отделений вы­

полняется всегда независимой, вдувной или комбинированной с

преимущественно вдувной. Свежий воздух подается в нижнюю

часть помещения от двух — четырех вдувных дефлекторов. К ос­ новным рабочим площадкам (посту управления, электрощиту,

мастерской) предусматривается также искусственная подача воз­ духа с помощью вентиляторов. Отвод воздуха производится в

156


основном через световые люки и кожух дымовой трубы. Так как в штормовую погоду световые люки задраивают, применяются и вытяжные дефлекторы.

Вентиляция грузовых трюмов делается отдельной

для каждого трюма и может быть естественной и искусственной. При естественной вентиляции каждый трюм имеет два — четыре

дефлектора, расположенных по углам отсека. Одни дефлекторы

трюма, обычно носовые, разворачивают на вдувание воздуха, а

другие — на удаление, что обеспечивает достаточно полную вен­

тиляцию всего помещения.

При искусственной вентиляции трюмов вентиляторы размеща­

ют в трубах вентиляционных головок или в специальных выгород­ ках. Часто в качестве воздухопроводов используют пустотелые грузовые колонны и мачты.

Система кондиционирования воздуха служит для создания в

судовых помещениях воздушной среды заданной температуры и влажности независимо от состояния погоды.

При такой системе в отличие от обычной вентиляции вдувае­

мый в помещения воздух подвергается обработке в специальном

аппарате — кондиционере: зимой подогревается и увлажняется, летом охлаждается и подсушивается. В результате в помещениях

постоянно поддерживаются наилучшие условия обитаемости (тем­

пература 21—24°С, относительная влажность 50—60%).

На судах системой кондиционирования оборудуют жилые, об­

щественные и некоторые служебные помещения, где люди нахо­

дятся постоянно или длительно. В машинных отделениях, где про­

исходит большое выделение тепла и влаги, применяют местное

кондиционирование: обработанный воздух подается только на

основные рабочие площадки (пост управления, мастерская) через систему воздушных душей.

Системы кондиционирования строят по групповому принципу, когда группу помещений обслуживает один центральный конди­ ционер (климатическая станция). Последний состоит из воздуш­

ного фильтра, паровых калориферов (первичного и вторичного),

охладителя-осушителя воздуха, увлажнителя и каплеотделителя.

Воздух в кондиционер поступает из атмосферы через грибовид­

ную головку. Кроме того, частично может использоваться воздух

обслуживаемых помещений (рециркуляционный воздух). Это поз­ воляет снизить расход энергии на работу кондиционера.

Рассмотрим наиболее распространенные схемы систем конди­

ционирования воздуха.

низконапорной

системе

В

одноканальной

(рис.

145, а) наружный воздух

засасывается вдувным

вентилято­

ром в кондиционер и после обработки подается при температуре 20—250 C в магистральный трубопровод, идущий вдоль обслужи­ ваемых помещений. В помещения воздух поступает через пото­

лочные воздухораспределители (пункалувры). Для удаления ис­ пользованного воздуха в нижней части помещений устраиваются вентиляционные решетки. Через них воздух отсасывается вытяж-

157


ai

г

?

j

 

 

 

 

—-

∑ ..r

 

 

 

 

 

7'

 

 

Л

А

 

I

 

 

кают-компания

 

 

 

 

 

5

6 7 ¡ 8

9

10 И 12 Ii !lt

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J.

 

д)

в)

Рис. 145. Системы кондиционирования воздуха:

а — одноканальная

низконапорная;

б — одноканальная

высоконапорная;

в — двухканаль­

ная;

I — вытяжной

вентилятор;

2,

8 — воздушные

заслонки;

3 — вытяжной канал;

4 —

канал

рециркуляционного

воздуха;

5 — канал приема

«вежего воздуха;

б — воздушный

фильтр;

7 — первичный калорифер;

9 — охладитель

воздуха;

/0 — увлажнитель; 11— кап-

леотделитель; /2 — вторичный калорифер: 13 — вдувной

вентилятор;

14 — вдувной

магист­

ральный

воздухопровод;

15 —

потолочные

воздухораспределители;

¡8 — каютный

конди­

ционер;

17 — магистраль

холодного

воздуха;

18 — магистраль

подогретого

воздуха;

19 —

каютный смеситель


ным вентилятором, причем часть

воздуха (около 30%) может на­

правляться на рециркуляцию.

*-

Водноканальной высоконапорной системе

(рис. 145, б) воздух после обработки в центральном кондиционе­ ре подается в магистраль под повышенным напором (300—500 мм

вод. ст.), причем температура его составляет 10—15°С. Вторичный

подогрев воздуха до 20—250 C производится в каютном кондицио­ нере, оборудованном водяным или электрическим калорифером.

Воздух из магистрали входит в каютный кондиционер с повышен­

ной скоростью, подсасывая воздух из помещения, который при этом подогревается в калорифере. В результате в помещение выходит

воздушная смесь необходимой температуры. Одновременно осу­ ществляется местная рециркуляция воздуха (возможна и общая

рециркуляция, как в предыдущем случае). Эта система лучше пре­ дыдущей, так как позволяет регулировать температуру индиви­

дуально в каждой каюте.

При двухканальной системе (рис. 145, в) кондицио­

нирования от центрального кондиционера к помещениям отходят

две параллельные магистрали: подогретого и холодного воздуха.

В помещения воздух выходит через вентиляционные шкафчики, позволяющие его смешивать в разных пропорциях для получения

желаемой температуры.

Все системы кондиционирования воздуха оборудуются прибо­

рами, обеспечивающими их автоматическую работу.

Система подсушки воздуха в трюмах (техническое кондицио­ нирование). При обычной вентиляции грузовых трюмов возможно выпадение из воздуха росы, которая вызывает порчу груза и кор­ розию корпуса. Для защиты груза и корпуса от воздействия вла­ ги на современных судах применяют системы подсушки воздуха

в трюмах.

На рис. 146 показаны два варианта вентиляции грузового трю­ ма. При обычной вентиляции атмосферный воздух подается в

Рис.

146. Схема циркуляции воздуха

в

грузовом трюме:

а — при обычной вентиляции; б — при

подсушке

воздуха; / — вентиляционные головки;

2 — воздушные

заслонки; 3 — трюмные

вентиляторы;

4 — вентиляционный воздухопровод;

5—магистраль подсушенного воздуха

159