Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
ную с палубы или из помещения
специальным приводом. В штор мовую погоду дефлекторы закры
|
|
вают |
брезентовыми чехлами или |
||||
|
|
снимают с комингсов, а отвер |
|||||
|
|
стия задраивают крышками. Кро |
|||||
|
|
ме |
дефлекторов, |
естественная |
|||
|
|
вентиляция |
осуществляется через |
||||
|
|
иллюминаторы, двери, световые |
|||||
|
|
люки. |
|
|
|
|
|
|
|
Недостатком естественной вен |
|||||
Рис. 144. Вентиляционные головки: |
тиляции является то, что она не |
||||||
онный дефлектор; е — грибовидная го |
всегда |
обеспечивает |
требуемый |
||||
ловка; г — цилиндрическая |
головка |
воздухообмен в помещениях. Кро |
|||||
а — раструбный дефлектор; |
б — эжекци- |
ме того, наличие большого коли |
|||||
|
|
чества |
дефлекторов |
на |
палубе |
||
|
|
затрудняет |
выполнение |
судовых |
работ. Поэтому на современных судах преимущественное приме-
нение получила искусственная вентиляция, более компактная и
эффективная.
Искусственная вентиляция осуществляется при помощи
электрических вентиляторов осевого или центробежного типа. Воздух подается от вентиляторов в помещения или, наоборот, от сасывается из помещений по специальным воздухопроводам. Для удобства монтажа воздухопроводы выполняют обычно прямоуголь
ного сечения из стальных или алюминиевых листов толщиной 1 —
2 мм. Наружные приемные и выходные патрубки системы выхо
дят на верхние палубы и заканчиваются грибовидными или цилин
дрическими головками (' рис. 144,' ’ ’ б, г'). ~Головки часто имеют за-
щитные сетки и могут герметически закрываться.
Судовая вентиляция по назначению подразделяется па следую-
щие основные группы: а) общесудовую, обслуживающую жилые,
служебные и бытовые помещения; б) вентиляцию машинпо-ко-
тельных отделений; в) вентиляцию грузовых трюмов.
Общесудовая вентиля.ция бывает обычно искусствен ной. Ее делают по групповому принципу, когда для нескольких однотипных помещений устанавливают один вентилятор с возду хопроводом, от которого отходят ответвления в каждое помеще
ние. Некоторые помещения оборудуют отдельными вентилятора ми. Вентиляционные отверстия в помещениях располагают всегда
так, чтобы обмен воздуха происходил более равномерно и исклю
чалась возможность сквозняка.
Вентиляция машини о- котельныX отделений вы
полняется всегда независимой, вдувной или комбинированной с
преимущественно вдувной. Свежий воздух подается в нижнюю
часть помещения от двух — четырех вдувных дефлекторов. К ос новным рабочим площадкам (посту управления, электрощиту,
мастерской) предусматривается также искусственная подача воз духа с помощью вентиляторов. Отвод воздуха производится в
156
основном через световые люки и кожух дымовой трубы. Так как в штормовую погоду световые люки задраивают, применяются и вытяжные дефлекторы.
Вентиляция грузовых трюмов делается отдельной
для каждого трюма и может быть естественной и искусственной. При естественной вентиляции каждый трюм имеет два — четыре
дефлектора, расположенных по углам отсека. Одни дефлекторы
трюма, обычно носовые, разворачивают на вдувание воздуха, а
другие — на удаление, что обеспечивает достаточно полную вен
тиляцию всего помещения.
При искусственной вентиляции трюмов вентиляторы размеща
ют в трубах вентиляционных головок или в специальных выгород ках. Часто в качестве воздухопроводов используют пустотелые грузовые колонны и мачты.
Система кондиционирования воздуха служит для создания в
судовых помещениях воздушной среды заданной температуры и влажности независимо от состояния погоды.
При такой системе в отличие от обычной вентиляции вдувае
мый в помещения воздух подвергается обработке в специальном
аппарате — кондиционере: зимой подогревается и увлажняется, летом охлаждается и подсушивается. В результате в помещениях
постоянно поддерживаются наилучшие условия обитаемости (тем
пература 21—24°С, относительная влажность 50—60%).
На судах системой кондиционирования оборудуют жилые, об
щественные и некоторые служебные помещения, где люди нахо
дятся постоянно или длительно. В машинных отделениях, где про
исходит большое выделение тепла и влаги, применяют местное
кондиционирование: обработанный воздух подается только на
основные рабочие площадки (пост управления, мастерская) через систему воздушных душей.
Системы кондиционирования строят по групповому принципу, когда группу помещений обслуживает один центральный конди ционер (климатическая станция). Последний состоит из воздуш
ного фильтра, паровых калориферов (первичного и вторичного),
охладителя-осушителя воздуха, увлажнителя и каплеотделителя.
Воздух в кондиционер поступает из атмосферы через грибовид
ную головку. Кроме того, частично может использоваться воздух
обслуживаемых помещений (рециркуляционный воздух). Это поз воляет снизить расход энергии на работу кондиционера.
Рассмотрим наиболее распространенные схемы систем конди
ционирования воздуха. |
низконапорной |
системе |
|
В |
одноканальной |
||
(рис. |
145, а) наружный воздух |
засасывается вдувным |
вентилято |
ром в кондиционер и после обработки подается при температуре 20—250 C в магистральный трубопровод, идущий вдоль обслужи ваемых помещений. В помещения воздух поступает через пото
лочные воздухораспределители (пункалувры). Для удаления ис пользованного воздуха в нижней части помещений устраиваются вентиляционные решетки. Через них воздух отсасывается вытяж-
157
ai |
г |
? |
j |
|
|
|
|
—- |
∑ ..r |
⅜ |
|
|
|
|
|
||
|
7' |
|
|
Л |
А |
|
I |
|
|
кают-компания |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
6 7 ¡ 8 |
9 |
10 И 12 Ii !lt |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
J. |
|
д)
в)
Рис. 145. Системы кондиционирования воздуха:
а — одноканальная |
низконапорная; |
б — одноканальная |
высоконапорная; |
в — двухканаль |
||||||||||
ная; |
I — вытяжной |
вентилятор; |
2, |
8 — воздушные |
заслонки; |
3 — вытяжной канал; |
4 — |
|||||||
канал |
рециркуляционного |
воздуха; |
5 — канал приема |
«вежего воздуха; |
б — воздушный |
|||||||||
фильтр; |
7 — первичный калорифер; |
9 — охладитель |
воздуха; |
/0 — увлажнитель; 11— кап- |
||||||||||
леотделитель; /2 — вторичный калорифер: 13 — вдувной |
вентилятор; |
14 — вдувной |
магист |
|||||||||||
ральный |
воздухопровод; |
15 — |
потолочные |
воздухораспределители; |
¡8 — каютный |
конди |
||||||||
ционер; |
17 — магистраль |
холодного |
воздуха; |
18 — магистраль |
подогретого |
воздуха; |
19 — |
каютный смеситель
ным вентилятором, причем часть |
воздуха (около 30%) может на |
правляться на рециркуляцию. |
*- |
Водноканальной высоконапорной системе
(рис. 145, б) воздух после обработки в центральном кондиционе ре подается в магистраль под повышенным напором (300—500 мм
вод. ст.), причем температура его составляет 10—15°С. Вторичный
подогрев воздуха до 20—250 C производится в каютном кондицио нере, оборудованном водяным или электрическим калорифером.
Воздух из магистрали входит в каютный кондиционер с повышен
ной скоростью, подсасывая воздух из помещения, который при этом подогревается в калорифере. В результате в помещение выходит
воздушная смесь необходимой температуры. Одновременно осу ществляется местная рециркуляция воздуха (возможна и общая
рециркуляция, как в предыдущем случае). Эта система лучше пре дыдущей, так как позволяет регулировать температуру индиви
дуально в каждой каюте.
При двухканальной системе (рис. 145, в) кондицио
нирования от центрального кондиционера к помещениям отходят
две параллельные магистрали: подогретого и холодного воздуха.
В помещения воздух выходит через вентиляционные шкафчики, позволяющие его смешивать в разных пропорциях для получения
желаемой температуры.
Все системы кондиционирования воздуха оборудуются прибо
рами, обеспечивающими их автоматическую работу.
Система подсушки воздуха в трюмах (техническое кондицио нирование). При обычной вентиляции грузовых трюмов возможно выпадение из воздуха росы, которая вызывает порчу груза и кор розию корпуса. Для защиты груза и корпуса от воздействия вла ги на современных судах применяют системы подсушки воздуха
в трюмах.
На рис. 146 показаны два варианта вентиляции грузового трю ма. При обычной вентиляции атмосферный воздух подается в
Рис. |
146. Схема циркуляции воздуха |
в |
грузовом трюме: |
|
а — при обычной вентиляции; б — при |
подсушке |
воздуха; / — вентиляционные головки; |
||
2 — воздушные |
заслонки; 3 — трюмные |
вентиляторы; |
4 — вентиляционный воздухопровод; |
5—магистраль подсушенного воздуха
159