Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
ß гтркты
6
Рис. 147. |
Принцип |
работы воздухоосушителыіои установки: |
|||
L 9 — адсорберы; |
2 — .магистраль подсушенного |
воздухе; 3—воздушные фильтры; 4 —■ |
|||
влсктромагнитЕіые |
клапаны |
охлаждения; |
5 — воздухоохладитель; |
6 — переключающие |
|
воздушные заслонки; 7 — воздухоподогреватель; |
8, // — вентиляторы; |
10— ось переключа |
ющих заслонок
трюм и отводится наружу осевыми вентиляторами через вентиля-
ционные головки и воздухопровод. Если же влажность воздуха в трюме оказывается слишком высокой для дайной температуры, переключают заслонки и подают воздух в трюм от воздухоосуши-
тельнои установки по магистрали. Трюмные вентиляторы при этом могут быть использованы для циркуляции и перемешивания воз
духа. Влажность и температура воздуха в каждом трюме контро
лируются приборами, выведенными в ходовую рубку.
Для поглощения влаги в воздухоосушительных установках ис
пользуется гранулированный силикагель (двуокись кремния) или
раствор хлористого лития в воде.
Воздухоосушительная установка с применением твердого вла
гопоглотителя— силикагеля — показана на рис. 147. Силикагель помещен в двух барабанах — адсорберах, которые работают по
переменно в фазе влагопоглощения и регенерации (восстановлеления).
В данном случае (показан на схеме) левый адсорбер 1 рабо
тает в фазе поглощения. Наружный воздух подается в него вен тилятором 11 и после осушки направляется через воздухоохлади тель 5 в магистраль сухого воздуха. Одновременно правый адсор
бер 2 работает в фазе регенерации.
Поглотительная способность силикагеля восстанавливается
продувкой через него горячего воздуха. Для этого вентилятор 8
нагнетает воздух в подогреватель 7, откуда нагретый до 150°C
воздух направляется в адсорбер 9. Проходя сквозь слой силика
геля, горячий воздух высушивает его и затем выпускается в ат
мосферу.
160
Переключение адсорберов с одной фазы на другую осущест вляется автоматически. При этом фаза поглощения длится 2 ч, а
фаза регенерации — 1 ч 15 мин. Разница фаз 45 мин используется для охлаждения силикагеля после фазы регенерации путем про качки по змеевикам адсорбера забортной воды. Это необходимо
потому, что нагретый в процессе регенерации силикагель имеет пониженную поглотительную способность.
Подобные установки применяют также на наливных судах для
осушения воздуха в грузовых и балластных танках.
§ 51. СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ
Системы отопления служат для обогревания жилых и служеб ных помещений в холодное время года. На судах применяются си стемы воздушного, парового, водяного и электрического отопле ния.
Система воздушного отопления основана на обогревании поме
щений теплым воздухом. В настоящее время ее обычно совмеща
ют с системой кондиционирования. Однако на судах, плавающих в северных и умеренных широтах, где влажность воздуха не бы
вает чрезмерно высокой, система применяется и как самостоя
тельная.
Эта система строится по групповому принципу. Наружный воз дух засасывается вентилятором, подогревается в калорифере го рячей водой или паром примерно до 40° C и подается по воздуш ным каналам в группу помещений. Температуру в помещениях
регулируют изменением подачи воздуха через каютный воздухо
распределитель. В некоторых системах воздух подогревается в ка лорифере только до 10—15° С, а окончательный подогрев осуще
ствляется в каютах водяными или электрическими грелками.
В летнее время воздух, подаваемый в помещения, может ох
лаждаться на 5—6° C в воздухоохладителе. Если в помещениях не
требуется изменять температуру, система работает как простая
вдувная вентиляция.
Воздушное отопление не применяют в помещениях, где по усло
виям их эксплуатации установлена вытяжная вентиляция (кури
тельная, аккумуляторная, гальюны, душевые, станции углекислот ного тушения и др.).
Система парового отопления. Помещения обогреваются ребрис
тыми грелками, по которым пропускают пар от судовых котлов. На стоянке возможно также питание системы паром с берега,
дока или другого судна. Системы парового отопления бывают
двухпроводные и однопроводные. Двухпроводная система показана на рис. 148, а. Пар от котла подается в систему через редукционный клапан, понижающий его давление до 2—3 кгс/см2,
и сепаратор, отделяющий от пара капельки воды для лучшей теп лоотдачи и снижения шума в грелках. Осушенный пар поступает
в распределительный коллектор, от которого отходят несколько
паровых магистралей — каждая в отдельную группу помещений.
H Устройство морского суава |
161 |
а — двухпроводная; |
Рис. 148. Системы |
парового |
отопления: |
|
|
|||
б — однопроводная; |
|
1 — редукционный |
клапан: |
2 — манометр; |
3 — |
|||
предохранительный клапан; 4 — паровой |
сепаратор; |
5 — распределительный коллектор; |
||||||
6 — паровые грелки; |
7 — клапаны; |
8 — сборный коллектор; |
9 — конденсационный горшок; |
|||||
Проходя по |
10 — теплый |
ящик; |
11 — эжекционные |
патрубки |
пар через |
их |
||
параллельно |
включенным грелкам, |
стенки отдает свое тепло окружающему воздуху и конденсируется.
Образовавшийся конденсат отводится по конденсатной магистра ли в сборный коллектор и далее в теплый ящик. Для экономич
ной работы системы необходима полная конденсация пара в грел
ках. Поэтому перед теплым ящиком установлен конденсационный горшок, который пропускает воду, но задерживает пар. Из тепло
го ящика вода подается насосом снова в котел.
Однопроводная система (рис. 148,6) отличается от
предыдущей тем, что вдоль помещений проходят не две, а только одна магистраль, общая для пара и конденсата. Пар течет по верхней части магистрали, а конденсат, как более тяжелый, по
нижней. Магистраль прокладывается у пола помещений, и грелки подключаются обоими концами к ее верхней части. Для обеспече
ния постоянного протока пара через грелки в магистрали установ лены особые эжекционные патрубки, которые создают в грелках необходимую разность давлений на входе и выходе. Однопровод
ная система на 25—30% легче двухпроводной.
Паровое отопление компактнее и проще воздушного, но оно и
наименее гигиенично: из-за высокой температуры пара |
(около |
120° С) пригорает пыль на грелках, воздух в помещениях |
имеет |
повышенную сухость. Поэтому на современных судах его при меняют главным образом для обогрева хозяйственных и бытовых
помещений, где люди находятся периодически и кратковременно.
Система водяного отопления (рис. 149). Теплоносителем в си стеме служит вода, нагретая до 70—90o C в водогрейном котле
162
или в теплообменнике. Иногда ис пользуют горячую воду из систе
мы охлаждения двигателя. Нагретая вода поступает из
котла в расширительный бак,
расположенный в верхней части
системы, |
отсюда |
направляется к |
|
|
|
|
|
||
грелкам, |
отдает |
им свое |
тепло и |
|
|
|
|
|
|
циркуляционным |
насосом |
снова |
|
|
|
|
|
||
подается в котел. В небольших |
|
|
|
|
|
||||
системах циркуляция воды проис |
|
|
|
|
|
||||
ходит естественным путем за счет |
|
|
|
|
|
||||
разности |
удельных весов горячей |
|
ния; |
|
|
||||
и охлажденной воды. Расшири |
Рис. 149. Системы |
водяного отопле |
|||||||
/ — водогрейный |
котел; |
3 — стояк; |
S — |
||||||
тельный бак служит для компен |
расширительный |
бак; |
4 — водяные |
греб |
|||||
сации изменений объема воды и |
а — двухпроводная: |
б |
— однопроводная; |
||||||
ключающий клапан; |
|
7 — регулирующий |
|||||||
для отделения из нее |
пузырьков |
|
края |
насос: 6 — пере |
|||||
воздуха. |
|
|
|
|
ки; 5 — циркуляционный |
||||
К достоинствам системы отно |
|
|
|
|
|
||||
сятся: гигиеничность |
благодаря |
|
|
|
|
|
умеренной температуре грелок, устойчивость температуры в ота
пливаемом помещении, бесшумность работы, простота устройства.
Однако вода несет в себе значительно меньше тепла, чем пар, поэтому по сравнению с паровой система имеет больший вес и
габариты. Водяное отопление применяется как в сочетании с воз душным, так и в качестве основного вида отопления, особенно на
небольших судах.
Система электрического отопления состоит из низкотемпера турных (ниже 100° С) электронагревательных приборов, которые выполняются в виде отдельных грелок или монтируются в стен ных панелях помещений. Приборы питаются током от судовой се
ти напряжением 220 В.
Электрическое отопление гигиенично, компактно, удобно в
эксплуатации, но требует большого расхода электроэнергии. В ос
новном его применяют в помещениях, оборудование которых надо защищать от сырости, например в радиорубке, в штурманской и
ходовой рубках.
§ 52. РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ СИСТЕМЫ
Рефрижераторные системы служат для охлаждения воздуха в
грузовых рефрижераторных трюмах и провизионных камерах.
Работа таких систем обеспечивается специальной холодильной
установкой. В зависимости от того, какое вещество используется
для охлаждения помещений, различают рефрижераторные систе
мы с непосредственным, рассольным и воздушным охлаждением.
Холодильная установка с непосредственной системой охлажде
ния показана на рис. 150. В охлаждаемом помещении расположе
ны батареи, представляющие собой змеевики небольшого диамет-
11* |
163 |
Газ 0,5кг/смг |
$ |
Ь |
|
C |
|
|
:ɔ |
|
1_ |
C |
:ɔ |
l.Λ⅝⅛(‰∙ttu фреон 5кг/см? |
|
7 |
|
|
2 |
Рис. 150. Система непосредственного охлаждения:
;
4
5
/—холодильная камера; 2 — охлаждающая батарея; 3 — компрессор; 4 — конденсатор; 5 — терморегулирующий вентиль
ра. Замкнутым трубопроводом охлаждающие батареи связаны с
компрессором и конденсатором холодильной установки. Весь тру
бопровод системы заполнен хладагентом, в качестве которого обычно применяют фреон, иногда — аммиак.
Получение холода в установке основано на том простом явле нии, что всякая жидкость при своем испарении поглощает тепло
ту из окружающей среды. Важнейшей особенностью фреона и ам
миака является то, что в условиях обычного атмосферного давле
ния они кипят и интенсивно испаряются даже при низких мину
совых температурах.
Система работает следующим образом. Жидкий хладагент под
давлением 5—6 кгс/см2 подается к регулирующему вентилю, уста
новленному перед входом в батареи. При проходе хладагента через
узкое |
сечение |
вентиля давление его резко снижается до |
0,5—1 |
кгс/см2. |
Вследствие уменьшения давления хладагент в бата |
реях кипит и испаряется, отбирая на свое парообразование тепло от окружающего воздуха и охлаждая тем самым помещение. Об разующиеся пары хладагента отсасываются из батарей компрес
сором, сжимаются (при этом температура их повышается) и на гнетаются в конденсатор. Под действием забортной воды, прока
чиваемой через конденсатор, сжатые пары хладагента охлажда
ются и конденсируются. Жидкий хладагент вновь направляется в
батареи, и процесс повторяется.
Непосредственная система охлаждения наиболее простая из рефрижераторных систем. Однако при длинных трубопроводах в
ней требуется большое количество хладагента для заполнения и
повышается возможность его утечки через малейшие неплотности.
Поэтому такие системы применяют только в небольших охлаждае мых помещениях (провизионные камеры, холодильные шкафы)
при близком расположении их от холодильной установки.
Рассольная система охлаждения (рис. 151, а) характерна тем,
что через батареи в охлаждаемых помещениях циркулирует не фреон, а холодный рассол, т. е. вода с высокой концентрацией со
лей для предупреждения замерзания. Охлаждение рассола пропз-
164