Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ß гтркты

6

Рис. 147.

Принцип

работы воздухоосушителыіои установки:

L 9 — адсорберы;

2 — .магистраль подсушенного

воздухе; 3—воздушные фильтры; 4

влсктромагнитЕіые

клапаны

охлаждения;

5 — воздухоохладитель;

6 — переключающие

воздушные заслонки; 7 — воздухоподогреватель;

8, // — вентиляторы;

10— ось переключа­

ющих заслонок

трюм и отводится наружу осевыми вентиляторами через вентиля-

ционные головки и воздухопровод. Если же влажность воздуха в трюме оказывается слишком высокой для дайной температуры, переключают заслонки и подают воздух в трюм от воздухоосуши-

тельнои установки по магистрали. Трюмные вентиляторы при этом могут быть использованы для циркуляции и перемешивания воз­

духа. Влажность и температура воздуха в каждом трюме контро­

лируются приборами, выведенными в ходовую рубку.

Для поглощения влаги в воздухоосушительных установках ис­

пользуется гранулированный силикагель (двуокись кремния) или

раствор хлористого лития в воде.

Воздухоосушительная установка с применением твердого вла­

гопоглотителя— силикагеля — показана на рис. 147. Силикагель помещен в двух барабанах — адсорберах, которые работают по­

переменно в фазе влагопоглощения и регенерации (восстановлеления).

В данном случае (показан на схеме) левый адсорбер 1 рабо­

тает в фазе поглощения. Наружный воздух подается в него вен­ тилятором 11 и после осушки направляется через воздухоохлади­ тель 5 в магистраль сухого воздуха. Одновременно правый адсор­

бер 2 работает в фазе регенерации.

Поглотительная способность силикагеля восстанавливается

продувкой через него горячего воздуха. Для этого вентилятор 8

нагнетает воздух в подогреватель 7, откуда нагретый до 150°C

воздух направляется в адсорбер 9. Проходя сквозь слой силика­

геля, горячий воздух высушивает его и затем выпускается в ат­

мосферу.

160


Переключение адсорберов с одной фазы на другую осущест­ вляется автоматически. При этом фаза поглощения длится 2 ч, а

фаза регенерации — 1 ч 15 мин. Разница фаз 45 мин используется для охлаждения силикагеля после фазы регенерации путем про­ качки по змеевикам адсорбера забортной воды. Это необходимо

потому, что нагретый в процессе регенерации силикагель имеет пониженную поглотительную способность.

Подобные установки применяют также на наливных судах для

осушения воздуха в грузовых и балластных танках.

§ 51. СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ

Системы отопления служат для обогревания жилых и служеб­ ных помещений в холодное время года. На судах применяются си­ стемы воздушного, парового, водяного и электрического отопле­ ния.

Система воздушного отопления основана на обогревании поме­

щений теплым воздухом. В настоящее время ее обычно совмеща­

ют с системой кондиционирования. Однако на судах, плавающих в северных и умеренных широтах, где влажность воздуха не бы­

вает чрезмерно высокой, система применяется и как самостоя­

тельная.

Эта система строится по групповому принципу. Наружный воз­ дух засасывается вентилятором, подогревается в калорифере го­ рячей водой или паром примерно до 40° C и подается по воздуш­ ным каналам в группу помещений. Температуру в помещениях

регулируют изменением подачи воздуха через каютный воздухо­

распределитель. В некоторых системах воздух подогревается в ка­ лорифере только до 10—15° С, а окончательный подогрев осуще­

ствляется в каютах водяными или электрическими грелками.

В летнее время воздух, подаваемый в помещения, может ох­

лаждаться на 5—6° C в воздухоохладителе. Если в помещениях не

требуется изменять температуру, система работает как простая

вдувная вентиляция.

Воздушное отопление не применяют в помещениях, где по усло­

виям их эксплуатации установлена вытяжная вентиляция (кури­

тельная, аккумуляторная, гальюны, душевые, станции углекислот­ ного тушения и др.).

Система парового отопления. Помещения обогреваются ребрис­

тыми грелками, по которым пропускают пар от судовых котлов. На стоянке возможно также питание системы паром с берега,

дока или другого судна. Системы парового отопления бывают

двухпроводные и однопроводные. Двухпроводная система показана на рис. 148, а. Пар от котла подается в систему через редукционный клапан, понижающий его давление до 2—3 кгс/см2,

и сепаратор, отделяющий от пара капельки воды для лучшей теп­ лоотдачи и снижения шума в грелках. Осушенный пар поступает

в распределительный коллектор, от которого отходят несколько

паровых магистралей — каждая в отдельную группу помещений.

H Устройство морского суава

161


а — двухпроводная;

Рис. 148. Системы

парового

отопления:

 

 

б — однопроводная;

 

1 — редукционный

клапан:

2 — манометр;

3 —

предохранительный клапан; 4 — паровой

сепаратор;

5 — распределительный коллектор;

6 — паровые грелки;

7 — клапаны;

8 — сборный коллектор;

9 — конденсационный горшок;

Проходя по

10 — теплый

ящик;

11 — эжекционные

патрубки

пар через

их

параллельно

включенным грелкам,

стенки отдает свое тепло окружающему воздуху и конденсируется.

Образовавшийся конденсат отводится по конденсатной магистра­ ли в сборный коллектор и далее в теплый ящик. Для экономич­

ной работы системы необходима полная конденсация пара в грел­

ках. Поэтому перед теплым ящиком установлен конденсационный горшок, который пропускает воду, но задерживает пар. Из тепло­

го ящика вода подается насосом снова в котел.

Однопроводная система (рис. 148,6) отличается от

предыдущей тем, что вдоль помещений проходят не две, а только одна магистраль, общая для пара и конденсата. Пар течет по верхней части магистрали, а конденсат, как более тяжелый, по

нижней. Магистраль прокладывается у пола помещений, и грелки подключаются обоими концами к ее верхней части. Для обеспече­

ния постоянного протока пара через грелки в магистрали установ­ лены особые эжекционные патрубки, которые создают в грелках необходимую разность давлений на входе и выходе. Однопровод­

ная система на 25—30% легче двухпроводной.

Паровое отопление компактнее и проще воздушного, но оно и

наименее гигиенично: из-за высокой температуры пара

(около

120° С) пригорает пыль на грелках, воздух в помещениях

имеет

повышенную сухость. Поэтому на современных судах его при­ меняют главным образом для обогрева хозяйственных и бытовых

помещений, где люди находятся периодически и кратковременно.

Система водяного отопления (рис. 149). Теплоносителем в си­ стеме служит вода, нагретая до 70—90o C в водогрейном котле

162


или в теплообменнике. Иногда ис­ пользуют горячую воду из систе­

мы охлаждения двигателя. Нагретая вода поступает из

котла в расширительный бак,

расположенный в верхней части

системы,

отсюда

направляется к

 

 

 

 

 

грелкам,

отдает

им свое

тепло и

 

 

 

 

 

циркуляционным

насосом

снова

 

 

 

 

 

подается в котел. В небольших

 

 

 

 

 

системах циркуляция воды проис­

 

 

 

 

 

ходит естественным путем за счет

 

 

 

 

 

разности

удельных весов горячей

 

ния;

 

 

и охлажденной воды. Расшири­

Рис. 149. Системы

водяного отопле­

/ — водогрейный

котел;

3 — стояк;

S —

тельный бак служит для компен­

расширительный

бак;

4 — водяные

греб­

сации изменений объема воды и

а — двухпроводная:

б

— однопроводная;

ключающий клапан;

 

7 — регулирующий

для отделения из нее

пузырьков

 

края

насос: 6 — пере­

воздуха.

 

 

 

 

ки; 5 — циркуляционный

К достоинствам системы отно­

 

 

 

 

 

сятся: гигиеничность

благодаря

 

 

 

 

 

умеренной температуре грелок, устойчивость температуры в ота­

пливаемом помещении, бесшумность работы, простота устройства.

Однако вода несет в себе значительно меньше тепла, чем пар, поэтому по сравнению с паровой система имеет больший вес и

габариты. Водяное отопление применяется как в сочетании с воз­ душным, так и в качестве основного вида отопления, особенно на

небольших судах.

Система электрического отопления состоит из низкотемпера­ турных (ниже 100° С) электронагревательных приборов, которые выполняются в виде отдельных грелок или монтируются в стен­ ных панелях помещений. Приборы питаются током от судовой се­

ти напряжением 220 В.

Электрическое отопление гигиенично, компактно, удобно в

эксплуатации, но требует большого расхода электроэнергии. В ос­

новном его применяют в помещениях, оборудование которых надо защищать от сырости, например в радиорубке, в штурманской и

ходовой рубках.

§ 52. РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ СИСТЕМЫ

Рефрижераторные системы служат для охлаждения воздуха в

грузовых рефрижераторных трюмах и провизионных камерах.

Работа таких систем обеспечивается специальной холодильной

установкой. В зависимости от того, какое вещество используется

для охлаждения помещений, различают рефрижераторные систе­

мы с непосредственным, рассольным и воздушным охлаждением.

Холодильная установка с непосредственной системой охлажде­

ния показана на рис. 150. В охлаждаемом помещении расположе­

ны батареи, представляющие собой змеевики небольшого диамет-

11*

163


Газ 0,5кг/смг

$

Ь

 

C

 

1_

C

l.Λ⅝⅛(‰∙ttu фреон 5кг/см?

 

7

 

 

2

Рис. 150. Система непосредственного охлаждения:

;

4

5

/—холодильная камера; 2 — охлаждающая батарея; 3 — компрессор; 4 — конденсатор; 5 — терморегулирующий вентиль

ра. Замкнутым трубопроводом охлаждающие батареи связаны с

компрессором и конденсатором холодильной установки. Весь тру­

бопровод системы заполнен хладагентом, в качестве которого обычно применяют фреон, иногда — аммиак.

Получение холода в установке основано на том простом явле­ нии, что всякая жидкость при своем испарении поглощает тепло­

ту из окружающей среды. Важнейшей особенностью фреона и ам­

миака является то, что в условиях обычного атмосферного давле­

ния они кипят и интенсивно испаряются даже при низких мину­

совых температурах.

Система работает следующим образом. Жидкий хладагент под

давлением 5—6 кгс/см2 подается к регулирующему вентилю, уста­

новленному перед входом в батареи. При проходе хладагента через

узкое

сечение

вентиля давление его резко снижается до

0,5—1

кгс/см2.

Вследствие уменьшения давления хладагент в бата­

реях кипит и испаряется, отбирая на свое парообразование тепло от окружающего воздуха и охлаждая тем самым помещение. Об­ разующиеся пары хладагента отсасываются из батарей компрес­

сором, сжимаются (при этом температура их повышается) и на­ гнетаются в конденсатор. Под действием забортной воды, прока­

чиваемой через конденсатор, сжатые пары хладагента охлажда­

ются и конденсируются. Жидкий хладагент вновь направляется в

батареи, и процесс повторяется.

Непосредственная система охлаждения наиболее простая из рефрижераторных систем. Однако при длинных трубопроводах в

ней требуется большое количество хладагента для заполнения и

повышается возможность его утечки через малейшие неплотности.

Поэтому такие системы применяют только в небольших охлаждае­ мых помещениях (провизионные камеры, холодильные шкафы)

при близком расположении их от холодильной установки.

Рассольная система охлаждения (рис. 151, а) характерна тем,

что через батареи в охлаждаемых помещениях циркулирует не фреон, а холодный рассол, т. е. вода с высокой концентрацией со­

лей для предупреждения замерзания. Охлаждение рассола пропз-

164