Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

водится в специальном баке — испарителе, расположенном вблизи

холодильной установки. Испаритель снабжен змеевиками, в кото­

рых происходит испарение хладагента. Омывая змеевики, рассол охлаждается до низкой температуры и специальным насосом по­

дается в батареи. Проходя по батареям, он отбирает тепло от

воздуха помещений, при этом несколько нагревается и вновь воз­

вращается в испаритель.

Рассольная система охлаждения сложнее, чем непосредствен­

ная, и имеет большой вес, но она позволяет до минимума сокра­

тить длину трубопровода, заполненного хладагентом. Кроме того,

холодный рассол может поддерживать некоторое время низкую

температуру в помещении в тех случаях, когда холодильная уста­

новка временно не работает. Рассольные системы применяют в

крупных охлаждаемых помещениях — рефрижераторных трюмах,

больших провизионных камерах.

При воздушной системе охлаждения (рис.. 151, б) переносчиком

холода служит воздух. Воздух забирается из охлаждаемого поме­

щения вентилятором, охлаждается в воздухоохладителе и по воз­ душным каналам снова подается в помещение. Охлаждение воз­

духа в воздухоохладителе производится рассолом или непосредст­

венно хладагентом.

Воздушная система охлаждения является наиболее сложной и

громоздкой. Однако она позволяет, не изменяя температурного режима, вентилировать помещения, а также регулировать влаж­ ность воздуха. Это особенно важно при перевозке таких грузов,

как фрукты, которые очень чувствительны к состоянию воздуха.

Иногда на судах применяют смешанную систему охлаждения,

представляющую собой сочетание воздушного охлаждения с рас­

сольным. Применение рассольного охлаждения дает возможность

уменьшить размеры холодильного оборудования, а воздушного —

обеспечить вентиляцию помещений.

На современных судах работа рефрижераторных систем авто­

матизируется, благодаря чему заданные температуры в помеще­

ниях поддерживаются с большой точностью — до 0,5° С. Кроме то­

го, охлаждаемые помещения оборудуются автоматической темпе­

ратурной сигнализацией, подающей звуковой или световой сигнал

в тот момент, когда температура в помещении отклонилась по ка­

кой-либо причине от нормы.

а — рассольного: б — воздушного; 1 — охлаждаемое помещение; 2—испарительные змее­ вики; 3 — испаритель; 4 •— рассольный насос; 5 — рассольные змеевики; 6 — воздухоохла­ дитель; 7 — вентилятор

165


§ 53. СИСТЕМЫ БЫТОВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Для бытового водоснабжения морские суда оборудуются тремя

самостоятельными системами: питьевой, пресной мытьевой и за­ бортной воды.

Запасы пресной воды на судне зависят от района плавания и продолжительности рейсов. Так, на судах неограниченного района плавания минимальный запас определяют из расчета 100 л прес­ ной воды на человека в сутки, в том числе 40 л питьевой и 60 л

мытьевой. Для обеззараживания воды при длительном ее хране­ нии применяют бактерицидные установки (хлоратор, бактерицид­

ные лампы и др.), сохраняющие воду до 20—30 суток.

Слишком большой запас воды, однако, заметно снижает по­

лезную грузоподъемность судна. Поэтому суда дальнего плава­

ния оборудуются опреснительными установками, в которых полу­

чают пресную воду из забортной путем дистилляции. Опреснен­ ную воду используют в основном для питания котлов и в системе мытьевой воды, а при необходимости — ив системе питьевой во­

ды. В последнем случае опресненную воду дозируют солями и насыщают воздухом для получения естественных вкусовых ка­

честв.

Система питьевой воды (рис. 152) служит для подачи питье­

вой воды на камбуз, в буфеты, к питьевым фонтанчикам, сатура­

торам и каютным умывальникам. Система состоит из цистерн, на­

сосов, гидрофора, трубопроводов и водоразборных устройств. Цистерны питьевой воды делаются вкладными и размещаются

выше двойного дна возможно дальше от наружных бортов и ем­ костей с другими жидкостями. На судне бывает не менее двух

питьевых цистерн, что позволяет их периодически очищать без нарушения работы системы. Внутренняя поверхность цистерн по­

крывается цементным раствором или полиэтиленовой пленкой.

Цистерны оборудуются воздушными трубками с фильтрами и во­ доуказательными стеклами или дистанционными уровнемерами.

Замерять уровень футштоком не разрешается.

Рис. 152. Система питье­ вой воды:

1 — запасные цистерны; 2 — переключающий кран; 3 —- трубопровод от опреснитель­

ной

установки;

4 — палуб­

ный

приемник; 5 — воздуш­

ная

трубка; 6 — реле

давле­

ния;

7 — гидрофор

(пнев­

моцистерна):

8 — магистраль

питьевой

воды;

9—невоз­

вратный

клапан;

10 — руч­

ной

насос;

Il — электриче­

ский

насос;

12 — электромо­

тор

насоса;

13 — бактери­

 

цидный

фильтр

 

166


Питьевую воду в цистерны принимают через приемный патру­ бок, выведенный на открытую палубу. Верхний конец патрубка, к которому присоединяют шланг от берегового водопровода, воз­ вышается над палубой на 400 мм и снабжен крышкой, замок кото­

рой открывается только специальным ключом. В состав системы может входить бактерицидный фильтр, который обеззараживает

как принимаемую на судно воду, так и воду, находящуюся в ци­

стернах.

Для автоматического поддержания необходимого напора в си­ стеме служит гидрофор (пневмоцистерна). Он представляет собой закрытый резервуар, заполненный водой и сжатым воздухом. Прч

работе электрического насоса вода поступает в систему и одновре­

менно в гидрофор, сжимая в нем воздух. Когда давление воздуха

достигает верхнего предела — 3,5—4 кгс/см2, электрическое маноре­

ле отключает насос, и вода теперь поступает в систему из гидрофора

за счет сжатого воздуха. По мере расходования воды давление в

гидрофоре

постепенно

снижается до нижнего предела 1,5—•

2 кгс/см2 и

реле снова

включает насос.

На некоторых малых судах применяют более простую систему питьевой воды: вместо гидрофора устанавливают на мостике за­

полненный насосом расходным бак, из которого вода самотеком

поступает к потребителям.

Системы питьевой воды строятся обычно так, что могут пи­

таться на стоянке непосредственно от берегового водопровода че­ рез гибкий шланг. Для получения кипяченой воды системы обору­

дуются автоматически работающими кипятильниками.

Система пресной мытьевой воды (рис. 153) служит для пода­

чи пресной воды в бани, ванные, душевые, прачечные. Система по

своему устройству подобна предыдущей, однако мытьевую воду

разрешается хранить не только во вкладных, но и в корпусных цистернах, например в ахтерпике, танках двойного дна. Эта си­

стема обычно имеет две магистрали — холодной и горячей воды.

Магистраль горячей воды питается от общего гидрофора и снаб­

жена паровым подогревателем, нагревающим воду до 60—70° С.

Работа подогревателя регулируется автоматическим паровым кла­

паном. Чтобы в магистрали поддерживалась одинаковая темпера­ тура, специальный насос обеспечивает циркуляцию горячей воды по замкнутому контуру.

к потребителям

?І I 1I-

Рис.

Ï53.

 

Система

мытьевой

 

/ — насос

 

воды:

 

 

 

мытьевой воды; 2—гидро­

 

фор;

3 — невозвратный клапан;

√ —

 

водоподогреватель; 5 — регулирующий

 

клапан;

6 — сборник

горячей воды;

 

7 —датчик

температуры; 8—магист­

ИЗ

раль

горячей

воды; 9 — магистраль

хо­

лодной воды;

10 — циркуляционный на-

запаспой цистерны

 

сос

горячей

воды

 

167


На некоторых судах с малым расходом пресной воды система мытьевой и питьевой воды бывает единой; такая система должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к хранению питьевой воды.

Система забортной воды предназначена для подачи воды в

гальюны, ванные, на мойку санитарных помещений, охлаждение

кипятильников и другие хозяйственно-бытовые нужды. Система

устроена аналогично системам пресной воды с той лишь разницей,

что в ней отсутствуют запасные цистерны и вода подается насосом

в гидрофор от кингстона. Система имеет самостоятельный насос.

В качестве резервного средства возможно питание системы от по­ жарного насоса через редукционный клапан, понижающий давле­ ние воды до 2—4 кгс/см2.

§ 54. СТОЧНО-ФАНОВЫЕ СИСТЕМЫ

Фановая система служит для удаления фекальных вод из галь­ юнов. На современных судах, кроме самых малых, система дела­ ется закрытого типа; фекальная вода из галыонов поступает са­ мотеком по трубопроводу в закрытую фекальную цистерну, откуда

периодически откачивается в море. Если судно находится в порту

или прибрежном районе, опорожнение цистерн во избежание за­

грязнения водоемов разрешается только в береговые или плаву­

чие емкости.

Санитарные приборы галыонов (унитазы, писсуары) оборудо­

ваны смывным устройством, к которому поступает вода от систе­ мы забортной воды через клапан с педальным приводом. Чтобы

предотвратить проникновение запахов из фанового трубопровода

впомещение, санитарные приборы снабжены сифонами, в которых

создается водяной затвор, не пропускающий газы.

Фановый трубопровод прокладывается к цистернам кратчай­ шим путем, без резких изгибов и горизонтальных участков. Диа­ метр трубопровода не менее 100 мм.

Фекальные цистерны размещают в машинно-котельных отде­

лениях или других подобных помещениях трюмной части судна.

Воздушные трубы цистерн выводятся в кожух дымовой трубы или

впустотелую мачту. Цистерны опорожняются насосами, эжекто­

рами, иногда сжатым воздухом. Пуск и остановка фекальных на­

сосов осуществляется с помощью приборов автоматики, которые на время стоянки отключают. Для периодической очистки цис­

терны оборудованы трубопроводами химической промывки и про­

паривания, а во избежание переполнения — сигнализацией о за­

полнении цистерны на 80%.

Отливной трубопровод фановой системы выводится за борт в районе ватерлинии и заканчивается невозвратной захлопкой. Вы­

ходные отверстия размещают возможно дальше от приемных кинг­

стонов, мест спуска шлюпок, парадных трапов. На многих судах

фановые и другие отливные трубопроводы выведены на один борт,

168


обычно левый («грязный» борт), а приемники забортной воды всех

других систем установлены по другому борту.

Фановые трубопроводы снабжены горловинами и пробками для прочистки, патрубками для промывши забортной водой от пожар­ ной магистрали, паровыми патрубками для продувки выходных

отверстий в зимнее время.

Сточная система служит для удаления сточной воды из умы­

вальников, ванн, душевых, прачечных, камбуза. Система устроена подобно фановой: грязная вода от раковин и от шпигатов, уста­

новленных в полу помещений, отводится по сточному трубопрово­

ду в сборную цистерну, откуда откачивается за борт в открытом море. Диаметр сточного трубопровода 50—60 мм. Во избежание засорения трубопровода отводящие патрубки снабжены решетка­

ми и отстойниками грязи. Чтобы в помещения не проникали за­

пахи из системы, в патрубках и шпигатах делаются гидравличе­ ские затворы (рис. 154, б). Сточные цистерны бывают отдельные

или совмещенные с фекальными.

Система шпигатов открытых палуб служит для удаления во­

ды, попадающей на палубы при дожде, мойке и т. п. Система со­

стоит из шпигатов, установленных вдоль бортов в ватервейсах и

присоединенных к ним спускных трубок. Через шпигаты и трубки

вода последовательно стекает с одной палубы на другую и с ниж­

ней уходит за борт или в льяла. Палубные шпигаты снабжены решетками для предупреждения засорения (рис. 154, а), а если

вода удаляется через них в льяла, то имеют также гидравличе­

ский затвор и запорное устройство.

Большие массы воды удаляются с открытых палуб через штор­

мовые портики — специальные

вырезы в фальшборте, огражден­

ные решетками.

61

а)

 

Рис. 154. Шпигаты:

о —с водяным затвором и запорным уст­ ройством; б — простой

169