Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
водится в специальном баке — испарителе, расположенном вблизи
холодильной установки. Испаритель снабжен змеевиками, в кото
рых происходит испарение хладагента. Омывая змеевики, рассол охлаждается до низкой температуры и специальным насосом по
дается в батареи. Проходя по батареям, он отбирает тепло от
воздуха помещений, при этом несколько нагревается и вновь воз
вращается в испаритель.
Рассольная система охлаждения сложнее, чем непосредствен
ная, и имеет большой вес, но она позволяет до минимума сокра
тить длину трубопровода, заполненного хладагентом. Кроме того,
холодный рассол может поддерживать некоторое время низкую
температуру в помещении в тех случаях, когда холодильная уста
новка временно не работает. Рассольные системы применяют в
крупных охлаждаемых помещениях — рефрижераторных трюмах,
больших провизионных камерах.
При воздушной системе охлаждения (рис.. 151, б) переносчиком
холода служит воздух. Воздух забирается из охлаждаемого поме
щения вентилятором, охлаждается в воздухоохладителе и по воз душным каналам снова подается в помещение. Охлаждение воз
духа в воздухоохладителе производится рассолом или непосредст
венно хладагентом.
Воздушная система охлаждения является наиболее сложной и
громоздкой. Однако она позволяет, не изменяя температурного режима, вентилировать помещения, а также регулировать влаж ность воздуха. Это особенно важно при перевозке таких грузов,
как фрукты, которые очень чувствительны к состоянию воздуха.
Иногда на судах применяют смешанную систему охлаждения,
представляющую собой сочетание воздушного охлаждения с рас
сольным. Применение рассольного охлаждения дает возможность
уменьшить размеры холодильного оборудования, а воздушного —
обеспечить вентиляцию помещений.
На современных судах работа рефрижераторных систем авто
матизируется, благодаря чему заданные температуры в помеще
ниях поддерживаются с большой точностью — до 0,5° С. Кроме то
го, охлаждаемые помещения оборудуются автоматической темпе
ратурной сигнализацией, подающей звуковой или световой сигнал
в тот момент, когда температура в помещении отклонилась по ка
кой-либо причине от нормы.
а — рассольного: б — воздушного; 1 — охлаждаемое помещение; 2—испарительные змее вики; 3 — испаритель; 4 •— рассольный насос; 5 — рассольные змеевики; 6 — воздухоохла дитель; 7 — вентилятор
165
§ 53. СИСТЕМЫ БЫТОВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Для бытового водоснабжения морские суда оборудуются тремя
самостоятельными системами: питьевой, пресной мытьевой и за бортной воды.
Запасы пресной воды на судне зависят от района плавания и продолжительности рейсов. Так, на судах неограниченного района плавания минимальный запас определяют из расчета 100 л прес ной воды на человека в сутки, в том числе 40 л питьевой и 60 л
мытьевой. Для обеззараживания воды при длительном ее хране нии применяют бактерицидные установки (хлоратор, бактерицид
ные лампы и др.), сохраняющие воду до 20—30 суток.
Слишком большой запас воды, однако, заметно снижает по
лезную грузоподъемность судна. Поэтому суда дальнего плава
ния оборудуются опреснительными установками, в которых полу
чают пресную воду из забортной путем дистилляции. Опреснен ную воду используют в основном для питания котлов и в системе мытьевой воды, а при необходимости — ив системе питьевой во
ды. В последнем случае опресненную воду дозируют солями и насыщают воздухом для получения естественных вкусовых ка
честв.
Система питьевой воды (рис. 152) служит для подачи питье
вой воды на камбуз, в буфеты, к питьевым фонтанчикам, сатура
торам и каютным умывальникам. Система состоит из цистерн, на
сосов, гидрофора, трубопроводов и водоразборных устройств. Цистерны питьевой воды делаются вкладными и размещаются
выше двойного дна возможно дальше от наружных бортов и ем костей с другими жидкостями. На судне бывает не менее двух
питьевых цистерн, что позволяет их периодически очищать без нарушения работы системы. Внутренняя поверхность цистерн по
крывается цементным раствором или полиэтиленовой пленкой.
Цистерны оборудуются воздушными трубками с фильтрами и во доуказательными стеклами или дистанционными уровнемерами.
Замерять уровень футштоком не разрешается.
Рис. 152. Система питье вой воды:
1 — запасные цистерны; 2 — переключающий кран; 3 —- трубопровод от опреснитель
ной |
установки; |
4 — палуб |
|||
ный |
приемник; 5 — воздуш |
||||
ная |
трубка; 6 — реле |
давле |
|||
ния; |
7 — гидрофор |
(пнев |
|||
моцистерна): |
8 — магистраль |
||||
питьевой |
воды; |
9—невоз |
|||
вратный |
клапан; |
10 — руч |
|||
ной |
насос; |
Il — электриче |
|||
ский |
насос; |
12 — электромо |
|||
тор |
насоса; |
13 — бактери |
|||
|
цидный |
фильтр |
|
166
Питьевую воду в цистерны принимают через приемный патру бок, выведенный на открытую палубу. Верхний конец патрубка, к которому присоединяют шланг от берегового водопровода, воз вышается над палубой на 400 мм и снабжен крышкой, замок кото
рой открывается только специальным ключом. В состав системы может входить бактерицидный фильтр, который обеззараживает
как принимаемую на судно воду, так и воду, находящуюся в ци
стернах.
Для автоматического поддержания необходимого напора в си стеме служит гидрофор (пневмоцистерна). Он представляет собой закрытый резервуар, заполненный водой и сжатым воздухом. Прч
работе электрического насоса вода поступает в систему и одновре
менно в гидрофор, сжимая в нем воздух. Когда давление воздуха
достигает верхнего предела — 3,5—4 кгс/см2, электрическое маноре
ле отключает насос, и вода теперь поступает в систему из гидрофора
за счет сжатого воздуха. По мере расходования воды давление в
гидрофоре |
постепенно |
снижается до нижнего предела 1,5—• |
2 кгс/см2 и |
реле снова |
включает насос. |
На некоторых малых судах применяют более простую систему питьевой воды: вместо гидрофора устанавливают на мостике за
полненный насосом расходным бак, из которого вода самотеком
поступает к потребителям.
Системы питьевой воды строятся обычно так, что могут пи
таться на стоянке непосредственно от берегового водопровода че рез гибкий шланг. Для получения кипяченой воды системы обору
дуются автоматически работающими кипятильниками.
Система пресной мытьевой воды (рис. 153) служит для пода
чи пресной воды в бани, ванные, душевые, прачечные. Система по
своему устройству подобна предыдущей, однако мытьевую воду
разрешается хранить не только во вкладных, но и в корпусных цистернах, например в ахтерпике, танках двойного дна. Эта си
стема обычно имеет две магистрали — холодной и горячей воды.
Магистраль горячей воды питается от общего гидрофора и снаб
жена паровым подогревателем, нагревающим воду до 60—70° С.
Работа подогревателя регулируется автоматическим паровым кла
паном. Чтобы в магистрали поддерживалась одинаковая темпера тура, специальный насос обеспечивает циркуляцию горячей воды по замкнутому контуру.
к потребителям
?І I 1I-
Рис. |
Ï53. |
|
Система |
мытьевой |
|
|
/ — насос |
|
воды: |
|
|
|
|
мытьевой воды; 2—гидро |
|
|||||
фор; |
3 — невозвратный клапан; |
√ — |
|
|||
водоподогреватель; 5 — регулирующий |
|
|||||
клапан; |
6 — сборник |
горячей воды; |
|
|||
7 —датчик |
температуры; 8—магист |
ИЗ |
||||
раль |
горячей |
воды; 9 — магистраль |
хо |
|||
лодной воды; |
10 — циркуляционный на- |
запаспой цистерны |
||||
|
сос |
горячей |
воды |
|
167
На некоторых судах с малым расходом пресной воды система мытьевой и питьевой воды бывает единой; такая система должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к хранению питьевой воды.
Система забортной воды предназначена для подачи воды в
гальюны, ванные, на мойку санитарных помещений, охлаждение
кипятильников и другие хозяйственно-бытовые нужды. Система
устроена аналогично системам пресной воды с той лишь разницей,
что в ней отсутствуют запасные цистерны и вода подается насосом
в гидрофор от кингстона. Система имеет самостоятельный насос.
В качестве резервного средства возможно питание системы от по жарного насоса через редукционный клапан, понижающий давле ние воды до 2—4 кгс/см2.
§ 54. СТОЧНО-ФАНОВЫЕ СИСТЕМЫ
Фановая система служит для удаления фекальных вод из галь юнов. На современных судах, кроме самых малых, система дела ется закрытого типа; фекальная вода из галыонов поступает са мотеком по трубопроводу в закрытую фекальную цистерну, откуда
периодически откачивается в море. Если судно находится в порту
или прибрежном районе, опорожнение цистерн во избежание за
грязнения водоемов разрешается только в береговые или плаву
чие емкости.
Санитарные приборы галыонов (унитазы, писсуары) оборудо
ваны смывным устройством, к которому поступает вода от систе мы забортной воды через клапан с педальным приводом. Чтобы
предотвратить проникновение запахов из фанового трубопровода
впомещение, санитарные приборы снабжены сифонами, в которых
создается водяной затвор, не пропускающий газы.
Фановый трубопровод прокладывается к цистернам кратчай шим путем, без резких изгибов и горизонтальных участков. Диа метр трубопровода не менее 100 мм.
Фекальные цистерны размещают в машинно-котельных отде
лениях или других подобных помещениях трюмной части судна.
Воздушные трубы цистерн выводятся в кожух дымовой трубы или
впустотелую мачту. Цистерны опорожняются насосами, эжекто
рами, иногда сжатым воздухом. Пуск и остановка фекальных на
сосов осуществляется с помощью приборов автоматики, которые на время стоянки отключают. Для периодической очистки цис
терны оборудованы трубопроводами химической промывки и про
паривания, а во избежание переполнения — сигнализацией о за
полнении цистерны на 80%.
Отливной трубопровод фановой системы выводится за борт в районе ватерлинии и заканчивается невозвратной захлопкой. Вы
ходные отверстия размещают возможно дальше от приемных кинг
стонов, мест спуска шлюпок, парадных трапов. На многих судах
фановые и другие отливные трубопроводы выведены на один борт,
168
обычно левый («грязный» борт), а приемники забортной воды всех
других систем установлены по другому борту.
Фановые трубопроводы снабжены горловинами и пробками для прочистки, патрубками для промывши забортной водой от пожар ной магистрали, паровыми патрубками для продувки выходных
отверстий в зимнее время.
Сточная система служит для удаления сточной воды из умы
вальников, ванн, душевых, прачечных, камбуза. Система устроена подобно фановой: грязная вода от раковин и от шпигатов, уста
новленных в полу помещений, отводится по сточному трубопрово
ду в сборную цистерну, откуда откачивается за борт в открытом море. Диаметр сточного трубопровода 50—60 мм. Во избежание засорения трубопровода отводящие патрубки снабжены решетка
ми и отстойниками грязи. Чтобы в помещения не проникали за
пахи из системы, в патрубках и шпигатах делаются гидравличе ские затворы (рис. 154, б). Сточные цистерны бывают отдельные
или совмещенные с фекальными.
Система шпигатов открытых палуб служит для удаления во
ды, попадающей на палубы при дожде, мойке и т. п. Система со
стоит из шпигатов, установленных вдоль бортов в ватервейсах и
присоединенных к ним спускных трубок. Через шпигаты и трубки
вода последовательно стекает с одной палубы на другую и с ниж
ней уходит за борт или в льяла. Палубные шпигаты снабжены решетками для предупреждения засорения (рис. 154, а), а если
вода удаляется через них в льяла, то имеют также гидравличе
ский затвор и запорное устройство.
Большие массы воды удаляются с открытых палуб через штор
мовые портики — специальные |
вырезы в фальшборте, огражден |
ные решетками. |
61 |
а) |
|
Рис. 154. Шпигаты:
о —с водяным затвором и запорным уст ройством; б — простой
169