Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
Глава XIV. ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
§ 55. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА СУДАХ
Пожар на судне представляет исключительную опасность. Раз
нообразие горючих материалов (топливо, грузы, краска, отделка помещений) и близость их расположения, теснота проходов, не возможность получения быстрой помощи со стороны — все это со здает особые трудности борьбы с огнем.
Причинами пожаров на судах бывают: неосторожное и небреж
ное обращение с огнем, попадание топлива на горячие поверхно
сти механизмов, неисправность электропроводки, выбрасывание искр из дымовой трубы, самовозгорание некоторых грузов (хло пок, джут, уголь), несоблюдение правил противопожарной безопас
ности при судовых работах, курение в запрещенных местах. Надежная защита судов от пожаров обеспечивается комплек
сом конструктивных и организационных мер, направленных как на предупреждение пожаров, так и на активную борьбу с ними.
К мерам предупреждения и локализации пожаров относятся:
применение для изоляции и отделки судовых помещений по возможности негорючих и огнестойких материалов;
хранение легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ в специальных помещениях, защищенных противопожарной изоля
цией (фонарные, малярные, крюйт-камеры);
разделение корпуса и надстроек на несколько зон особыми ог нестойкими переборками, которые способны определенное время
выдерживать высокие температуры и препятствовать распростра
нению пожара (на пассажирских судах);
оборудование воздушных труб топливных цистерн огнезащит ными сетками, а дымовых труб — искрогасителями и т. п.
Важнейшее условие предупреждения пожаров — строгое соб
людение правил противопожарной безопасности всеми членами
экипажа.
К средствам активной борьбы с возникшим пожаром относит
ся разнообразное противопожарное оборудование, которое можно подразделить на следующие группы:
системы пожарной сигнализации — обеспечивают быстрое обнаружение пожара в самой начальной его стадии;
стационарные системы пожаротушения — основ ное средство борьбы с огнем; по роду используемого огнегаси тельного вещества делятся на системы водо-, паро-, газо- и пено-
гушения; противопожарное снабжение — включает в себя руч
ные стволы, шланги, а также переносные огнетушители, пожарный
инвентарь (ломы, багры, топоры, ведра) и другие вспомогатель ные средства пожаротушения.
Все противопожарное оборудование судна должно содержать ся в полной исправности и постоянной готовности к действию.
Предметы противопожарного снабжения хранятся в специаль
но
иых легкодоступных местах, указанных в судовом расписании, и
должны использоваться только по прямому назначению. Для быстрого нахождения шкафы и щиты для их хранения, а также
весь пожарный инвентарь окрашивают в красный цвет.
Для проверки работы противопожарных средств и отработки экипажем организованных действий в условиях пожара на судах
регулярно проводятся учебные пожарные тревоги. При тревогах каждый член экипажа выполняет свои определенные обязанности,
установленные судовым расписанием. Все неисправности оборудо вания, выявленные при очередных осмотрах или тревогах, должны
немедленно устраняться.
§ 56. СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
Сигнализация обнаружения пожара извещает о появлении признаков пожара в том или ином месте судна. Такой системой оборудуются помещения, в которых отсутствует постоян ное наблюдение со стороны экипажа: грузовые трюмы, различные
кладовые, пассажирские каюты, машинное отделение при отсутст
вии постоянной вахты и др. Сигнализация обнаружения пожара бывает электрическая и дымовая.
При электрической системе сигнализации внутри контролируе
мых помещений, обычно на подволоке, устанавливают специаль
ные приборы-извещатели, реагирующие на повышение температу ры, появление дыма или пламени. Извещатели связаны электри
ческой цепью с мостиком или специальным пожарным постом, где находится сигнальный щит. На щите нанесен боковой вид судна и имеются сигнальные лампочки, указывающие на определенное
помещение. При возникновении пожара в каком-либо помещении извещатель замыкает или, наоборот, размыкает электрическую цепь, в результате чего на щите загорается сигнальная лампочка,
указывающая место пожара, и одновременно включается звуко
вой сигнал.
При дымовой системе сигнализации воздух из контролируемых
помещений непрерывно отсасывается по отдельным трубкам не большого диаметра в сигнальный шкаф на мостике. Для отсоса воздуха шкаф оборудован специальным вентилятором. Каждая
трубка заканчивается в шкафу раструбом, на котором нанесен
номер или название соответствующего помещения. Появление ды ма в отсасываемом воздухе определяется или простым наблюде
нием, или чаще с помощью фотоэлемента, который при наличии
дыма включает звуковой и световой сигналы.
В дополнение к автоматическим системам применяются ручные извещатели, которые подают сигнал на пожарный пост от нажима
кнопки. Ручные извещатели располагают в коридорах, машинно
котельных отделениях и на открытых палубах.
Сигнализация оповещения о пожаре всего экипажа и пассажиров делается независимой для каждой из этих групп людей. Обычно она совмещается с общесудовой сигнализацией,
t7t
включающей в себя световые и звуковые сигналы, колокола гром
кого боя и радиотрансляцию.
Сигнализацией п р е д у к р е ж д е и и я оборудуют судовые
помещения, где используются системы объемного тушения (газо
йли паротушения), а в нормальных условиях эксплуатации нахо дятся люди. Сигнал такой системы подается автоматически за 1—2 мин до пуска газа или пара в данное помещение, чтобы лю ди успели выйти, а клинкетиые двери, если таковые имеются, были бы закрыты. При этом звуковой сигнал дублируется световым сиг
налом «Газ! Уходи!» или «Пар! Уходи!».
§ S7. СИСТЕМЫ ВОДОТУШЕНИЯ
Водопожарная система (рис. 155). Принцип действия системы
заключается в охлаждении горящей поверхности компактной или
раздробленной струей воды, выбрасываемой из пожарного ствола.
Водопожарной системой оборудуются суда всех типов и назначе
ний.
Водой тушат пожары как в закрытых помещениях, так и на открытых палубах. Нельзя тушить водой работающее электрообо
рудование из-за опасности замыкания, а также карбид кальция,
негашеную известь, калий, натрий и подобные вещества, которые
вступают с водой в химическую реакцию с выделением тепла или взрывоопасных газов. Компактной струей воды нельзя, кроме того,
тушить нефтепродукты (они будут разноситься водой и продол жать гореть) и порошкообразные вещества (пыль — эбонитовая,
сахарная и др.), которые будут подниматься водой в воздух и
могут образовать взрывоопасную смесь.
Эта система состоит из пожарных насосов с кингстонами для
приема забортной воды, магистрального трубопровода с отрост
ками к отдельным участкам и помещениям и пожарных клала-
г
1 |
2 |
|
» <=< |
|
I—-÷-≡ς |
|
|
U=⅛!) |
Рис, |
155. Схема водопожарной системы танкера: |
7 ~ кингстон; 2 — пожарный насос; 3 — водопожарная магистраль; ¿ — пожарные рожки
hob — рожков, к которым присоединяют пожарные рукава с руч-1
пымн стволами.
Пожарные насосы, обычно центробежного типа, размещаются в машинном отделении. Количество их зависит от типа судна и
бывает от одного до трех. В качестве пожарных могут также ис
пользоваться насосы балластные, санитарные и другие, если они не загрязнены нефтепродуктами. Кроме основных пожарных на
сосов, па пассажирских, наливных и крупных сухогрузных судах
имеется аварийный пожарный насос с отдельным источником энергии (электромотором, питаемым от аварийной электростан
ции, или. двигателем внутреннего сгорания). На наливных судах
аварийный пожарный насос устанавливается в носовом насосном
отделении.
Производительность каждого пожарного насоса должна обес печивать питание с полным напором не менее двух струй. Напор воды в самой дальней точке магистрали должен быть не менее
2,3—3,2 кгс/см2. Это условие обеспечивается при давлении у на
соса 5—10 кгс/см2.
Магистраль системы бывает диаметром 50—180 мм и прокла
дывается по верхней палубе по всей длине судна. На небольших
сухогрузных судах магистраль делается в виде линейного трубо
провода, идущего вдоль одного из бортов, а на пассажирских и
крупных грузовых — в виде кольцевого трубопровода, идущего по обоим бортам. Кольцевой трубопровод на больших судах может состоять из двух-трех колец, расположенных на разных палубах и-
соедииенных между собой вертикальными трубами — стояками.
На наливных судах пожарная магистраль обычно имеет комби
нированную схему: в районе юта она кольцевая, а на остальной
части — линейная, проложенная под переходным мостиком. Для повышения живучести системы на магистральном трубо
проводе через каждые 30—40 м устанавливают разобщительные
клапаны, которые позволяют отключать поврежденные участки от
системы. В нормальных условиях эти клапаны должны быть от
крыты. Для спуска воды и предотвращения ее замерзания в наи
более низких точках трубопровода имеются спускные краны и
пробки.
Пожарные клапаны-рожки представляют собой запорные кла
паны с быстросмыкающимися гайками для присоединения пожар ных рукавов. Их устанавливают в коридорах и больших помеще ниях на расстоянии не более 20 м друг от друга, а на открытых
участках палубы — не более 40 м. Пожарные рукава имеют дли
ну соответственно 10 и 20 м, что позволяет подать в любую точку
судна не менее двух струй воды. Их снабжают ручными стволами,
имеющими диаметр спрыска 12—20 мм. Широкое применение на
ходят ручные комбинированные стволы, которые могут давать как
компактную, так и распыленную струю.
Хранятся пожарные рукава вместе со стволами непосредствен
но вблизи рожков в металлических корзинах или на выошках, а
на открытых палубах — в шкафах с красной надписью «ПР». Все
173
пожарные рожки на судне нумеруются от носа к корме и для быстрого нахож дения окрашены в красный цвет.
Кроме ручных пожарных стволов, на судах некоторых типов (пожарные су
да, буксиры, ледоколы) на верхней па лубе устанавливают лафетные стволы,
предназначенные для тушения пожа
Рис. 156. Переходное соеди |
ров на других судах. Вода к стволам |
||||||
непие |
международного |
образ |
подается под |
давлением |
до |
15— |
|
на |
|
20 кгс/см2 по отдельному |
трубопро |
||||
|
|
|
|
воду. Длина |
выбрасываемой |
струи |
|
|
|
|
|
достигает 80—100 м, тогда как у руч |
|||
В условиях |
|
|
ных стволов 20—25 м. |
снабжать |
|||
стоянки водопожарные системы могут |
ся водой с берега, дока или другого судна. Для этого в снабже
ние системы входит переходное соединение международного образ ца. Соединение представляет собой патрубок с внутренним диамет
ром 64 мм, имеющий с одной стороны быстросмыкающуюся гай
ку для присоединения к судовой системе, а с другой — фланец
стандартного размера (рис. 156) для присоединения к посторонне му источнику. Переходное соединение в комплекте с прокладкой,
четырьмя болтами (диаметром 16 мм, длиной 50 мм) и восемью
шайбами должно храниться вместе с другим противопожарным
снабжением в легкодоступном месте.
Водопожарная система, кроме прямого назначения, использу ется для питания водой пенных установок, а также для скатыва
ния и мойки палубы, мойки якорной цепи при подъеме якоря и
для других судовых нужд.
Спринклерная система служит для автоматического тушения
пожара раздробленной струей воды, которая подается в охраняе мое помещение при повышении температуры в нем до определен
ного предела. Наиболее широко система применяется на пасса жирских и наливных судах.
Такой системой оборудуются жилые и общественные помеще ния, коридоры и кладовые, не хранящие горючие жидкости. Ма гистраль системы проходит вдоль обслуживаемых помещений и постоянно находится под давлением не менее 1,5 кгс/см2. Отростки
магистрали проведены в каждое помещение и заканчиваются на
подволоке особой спринклерной головкой (рис. 157). В нормаль
ных условиях выходное отверстие спринклера закрыто стеклянным
клапаном, который удерживается стеклянной колбой-капсюлем,
заполненной легкоиспаряющейся жидкостью. При повышении
температуры выше установленной нормы (60—80oC) колба от по
вышения давления лопается, клапан открывается и выходящая струя воды, ударяясь в розетку, разбрызгивается в радиусе до
3—4 м.
Вместо колбы в некоторых спринклерах применяется замок,
состоящий из металлических пластинок, спаянных легкоплавким
174