Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава XIV. ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

§ 55. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА СУДАХ

Пожар на судне представляет исключительную опасность. Раз­

нообразие горючих материалов (топливо, грузы, краска, отделка помещений) и близость их расположения, теснота проходов, не­ возможность получения быстрой помощи со стороны — все это со­ здает особые трудности борьбы с огнем.

Причинами пожаров на судах бывают: неосторожное и небреж­

ное обращение с огнем, попадание топлива на горячие поверхно­

сти механизмов, неисправность электропроводки, выбрасывание искр из дымовой трубы, самовозгорание некоторых грузов (хло­ пок, джут, уголь), несоблюдение правил противопожарной безопас­

ности при судовых работах, курение в запрещенных местах. Надежная защита судов от пожаров обеспечивается комплек­

сом конструктивных и организационных мер, направленных как на предупреждение пожаров, так и на активную борьбу с ними.

К мерам предупреждения и локализации пожаров относятся:

применение для изоляции и отделки судовых помещений по возможности негорючих и огнестойких материалов;

хранение легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ в специальных помещениях, защищенных противопожарной изоля­

цией (фонарные, малярные, крюйт-камеры);

разделение корпуса и надстроек на несколько зон особыми ог­ нестойкими переборками, которые способны определенное время

выдерживать высокие температуры и препятствовать распростра­

нению пожара (на пассажирских судах);

оборудование воздушных труб топливных цистерн огнезащит­ ными сетками, а дымовых труб — искрогасителями и т. п.

Важнейшее условие предупреждения пожаров — строгое соб­

людение правил противопожарной безопасности всеми членами

экипажа.

К средствам активной борьбы с возникшим пожаром относит­

ся разнообразное противопожарное оборудование, которое можно подразделить на следующие группы:

системы пожарной сигнализации — обеспечивают быстрое обнаружение пожара в самой начальной его стадии;

стационарные системы пожаротушения — основ­ ное средство борьбы с огнем; по роду используемого огнегаси­ тельного вещества делятся на системы водо-, паро-, газо- и пено-

гушения; противопожарное снабжение — включает в себя руч­

ные стволы, шланги, а также переносные огнетушители, пожарный

инвентарь (ломы, багры, топоры, ведра) и другие вспомогатель­ ные средства пожаротушения.

Все противопожарное оборудование судна должно содержать­ ся в полной исправности и постоянной готовности к действию.

Предметы противопожарного снабжения хранятся в специаль­

но


иых легкодоступных местах, указанных в судовом расписании, и

должны использоваться только по прямому назначению. Для быстрого нахождения шкафы и щиты для их хранения, а также

весь пожарный инвентарь окрашивают в красный цвет.

Для проверки работы противопожарных средств и отработки экипажем организованных действий в условиях пожара на судах

регулярно проводятся учебные пожарные тревоги. При тревогах каждый член экипажа выполняет свои определенные обязанности,

установленные судовым расписанием. Все неисправности оборудо­ вания, выявленные при очередных осмотрах или тревогах, должны

немедленно устраняться.

§ 56. СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Сигнализация обнаружения пожара извещает о появлении признаков пожара в том или ином месте судна. Такой системой оборудуются помещения, в которых отсутствует постоян­ ное наблюдение со стороны экипажа: грузовые трюмы, различные

кладовые, пассажирские каюты, машинное отделение при отсутст­

вии постоянной вахты и др. Сигнализация обнаружения пожара бывает электрическая и дымовая.

При электрической системе сигнализации внутри контролируе­

мых помещений, обычно на подволоке, устанавливают специаль­

ные приборы-извещатели, реагирующие на повышение температу­ ры, появление дыма или пламени. Извещатели связаны электри­

ческой цепью с мостиком или специальным пожарным постом, где находится сигнальный щит. На щите нанесен боковой вид судна и имеются сигнальные лампочки, указывающие на определенное

помещение. При возникновении пожара в каком-либо помещении извещатель замыкает или, наоборот, размыкает электрическую цепь, в результате чего на щите загорается сигнальная лампочка,

указывающая место пожара, и одновременно включается звуко­

вой сигнал.

При дымовой системе сигнализации воздух из контролируемых

помещений непрерывно отсасывается по отдельным трубкам не­ большого диаметра в сигнальный шкаф на мостике. Для отсоса воздуха шкаф оборудован специальным вентилятором. Каждая

трубка заканчивается в шкафу раструбом, на котором нанесен

номер или название соответствующего помещения. Появление ды­ ма в отсасываемом воздухе определяется или простым наблюде­

нием, или чаще с помощью фотоэлемента, который при наличии

дыма включает звуковой и световой сигналы.

В дополнение к автоматическим системам применяются ручные извещатели, которые подают сигнал на пожарный пост от нажима

кнопки. Ручные извещатели располагают в коридорах, машинно­

котельных отделениях и на открытых палубах.

Сигнализация оповещения о пожаре всего экипажа и пассажиров делается независимой для каждой из этих групп людей. Обычно она совмещается с общесудовой сигнализацией,

t7t


включающей в себя световые и звуковые сигналы, колокола гром­

кого боя и радиотрансляцию.

Сигнализацией п р е д у к р е ж д е и и я оборудуют судовые

помещения, где используются системы объемного тушения (газо­

йли паротушения), а в нормальных условиях эксплуатации нахо­ дятся люди. Сигнал такой системы подается автоматически за 1—2 мин до пуска газа или пара в данное помещение, чтобы лю­ ди успели выйти, а клинкетиые двери, если таковые имеются, были бы закрыты. При этом звуковой сигнал дублируется световым сиг­

налом «Газ! Уходи!» или «Пар! Уходи!».

§ S7. СИСТЕМЫ ВОДОТУШЕНИЯ

Водопожарная система (рис. 155). Принцип действия системы

заключается в охлаждении горящей поверхности компактной или

раздробленной струей воды, выбрасываемой из пожарного ствола.

Водопожарной системой оборудуются суда всех типов и назначе­

ний.

Водой тушат пожары как в закрытых помещениях, так и на открытых палубах. Нельзя тушить водой работающее электрообо­

рудование из-за опасности замыкания, а также карбид кальция,

негашеную известь, калий, натрий и подобные вещества, которые

вступают с водой в химическую реакцию с выделением тепла или взрывоопасных газов. Компактной струей воды нельзя, кроме того,

тушить нефтепродукты (они будут разноситься водой и продол­ жать гореть) и порошкообразные вещества (пыль — эбонитовая,

сахарная и др.), которые будут подниматься водой в воздух и

могут образовать взрывоопасную смесь.

Эта система состоит из пожарных насосов с кингстонами для

приема забортной воды, магистрального трубопровода с отрост­

ками к отдельным участкам и помещениям и пожарных клала-

г

1

2

 

» <=<

 

I—-÷-≡ς

 

 

U=⅛!)

Рис,

155. Схема водопожарной системы танкера:

7 ~ кингстон; 2 — пожарный насос; 3 — водопожарная магистраль; ¿ — пожарные рожки


hob — рожков, к которым присоединяют пожарные рукава с руч-1

пымн стволами.

Пожарные насосы, обычно центробежного типа, размещаются в машинном отделении. Количество их зависит от типа судна и

бывает от одного до трех. В качестве пожарных могут также ис­

пользоваться насосы балластные, санитарные и другие, если они не загрязнены нефтепродуктами. Кроме основных пожарных на­

сосов, па пассажирских, наливных и крупных сухогрузных судах

имеется аварийный пожарный насос с отдельным источником энергии (электромотором, питаемым от аварийной электростан­

ции, или. двигателем внутреннего сгорания). На наливных судах

аварийный пожарный насос устанавливается в носовом насосном

отделении.

Производительность каждого пожарного насоса должна обес­ печивать питание с полным напором не менее двух струй. Напор воды в самой дальней точке магистрали должен быть не менее

2,3—3,2 кгс/см2. Это условие обеспечивается при давлении у на­

соса 5—10 кгс/см2.

Магистраль системы бывает диаметром 50—180 мм и прокла­

дывается по верхней палубе по всей длине судна. На небольших

сухогрузных судах магистраль делается в виде линейного трубо­

провода, идущего вдоль одного из бортов, а на пассажирских и

крупных грузовых — в виде кольцевого трубопровода, идущего по обоим бортам. Кольцевой трубопровод на больших судах может состоять из двух-трех колец, расположенных на разных палубах и-

соедииенных между собой вертикальными трубами — стояками.

На наливных судах пожарная магистраль обычно имеет комби­

нированную схему: в районе юта она кольцевая, а на остальной

части — линейная, проложенная под переходным мостиком. Для повышения живучести системы на магистральном трубо­

проводе через каждые 30—40 м устанавливают разобщительные

клапаны, которые позволяют отключать поврежденные участки от

системы. В нормальных условиях эти клапаны должны быть от­

крыты. Для спуска воды и предотвращения ее замерзания в наи­

более низких точках трубопровода имеются спускные краны и

пробки.

Пожарные клапаны-рожки представляют собой запорные кла­

паны с быстросмыкающимися гайками для присоединения пожар­ ных рукавов. Их устанавливают в коридорах и больших помеще­ ниях на расстоянии не более 20 м друг от друга, а на открытых

участках палубы — не более 40 м. Пожарные рукава имеют дли­

ну соответственно 10 и 20 м, что позволяет подать в любую точку

судна не менее двух струй воды. Их снабжают ручными стволами,

имеющими диаметр спрыска 12—20 мм. Широкое применение на­

ходят ручные комбинированные стволы, которые могут давать как

компактную, так и распыленную струю.

Хранятся пожарные рукава вместе со стволами непосредствен­

но вблизи рожков в металлических корзинах или на выошках, а

на открытых палубах — в шкафах с красной надписью «ПР». Все

173


пожарные рожки на судне нумеруются от носа к корме и для быстрого нахож­ дения окрашены в красный цвет.

Кроме ручных пожарных стволов, на судах некоторых типов (пожарные су­

да, буксиры, ледоколы) на верхней па­ лубе устанавливают лафетные стволы,

предназначенные для тушения пожа­

Рис. 156. Переходное соеди

ров на других судах. Вода к стволам

непие

международного

образ

подается под

давлением

до

15—

на

 

20 кгс/см2 по отдельному

трубопро­

 

 

 

 

воду. Длина

выбрасываемой

струи

 

 

 

 

достигает 80—100 м, тогда как у руч­

В условиях

 

 

ных стволов 20—25 м.

снабжать­

стоянки водопожарные системы могут

ся водой с берега, дока или другого судна. Для этого в снабже­

ние системы входит переходное соединение международного образ­ ца. Соединение представляет собой патрубок с внутренним диамет­

ром 64 мм, имеющий с одной стороны быстросмыкающуюся гай­

ку для присоединения к судовой системе, а с другой — фланец

стандартного размера (рис. 156) для присоединения к посторонне­ му источнику. Переходное соединение в комплекте с прокладкой,

четырьмя болтами (диаметром 16 мм, длиной 50 мм) и восемью

шайбами должно храниться вместе с другим противопожарным

снабжением в легкодоступном месте.

Водопожарная система, кроме прямого назначения, использу­ ется для питания водой пенных установок, а также для скатыва­

ния и мойки палубы, мойки якорной цепи при подъеме якоря и

для других судовых нужд.

Спринклерная система служит для автоматического тушения

пожара раздробленной струей воды, которая подается в охраняе­ мое помещение при повышении температуры в нем до определен­

ного предела. Наиболее широко система применяется на пасса­ жирских и наливных судах.

Такой системой оборудуются жилые и общественные помеще­ ния, коридоры и кладовые, не хранящие горючие жидкости. Ма­ гистраль системы проходит вдоль обслуживаемых помещений и постоянно находится под давлением не менее 1,5 кгс/см2. Отростки

магистрали проведены в каждое помещение и заканчиваются на

подволоке особой спринклерной головкой (рис. 157). В нормаль­

ных условиях выходное отверстие спринклера закрыто стеклянным

клапаном, который удерживается стеклянной колбой-капсюлем,

заполненной легкоиспаряющейся жидкостью. При повышении

температуры выше установленной нормы (60—80oC) колба от по­

вышения давления лопается, клапан открывается и выходящая струя воды, ударяясь в розетку, разбрызгивается в радиусе до

3—4 м.

Вместо колбы в некоторых спринклерах применяется замок,

состоящий из металлических пластинок, спаянных легкоплавким

174