Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 157. Спринклер:

а — в

закрытом

положе­

нии:

б — в

действии:

І — корпус;

2 — диафрагма:

3 — стеклянный

клапан;

4 — прокладка;

5 — стек­

лянная

колба-капсюль;

5 _ рамка;

 

7 — розетка:

8 — .металлический замок

припоем. При повышении температуры замок распадается, откры­

вая путь воде.

Спринклерная система оборудуется специальными сигнальны­

ми клапанами, которые при открытии любого спринклера переда­

ют соответствующий сигнал на мостик или пожарный пост. Дав­

ление в системе поддерживается с помощью гидрофора и автома­

тически включаемого насоса. Предусматривается также возмож­

ность питания спринклеров от общей водопожариой магистрали.

Если имеется опасность размораживания труб, часть спринклерной

системы заполняют сжатым воздухом, который при срабатывании

любого спринклера выходит наружу, освобождая путь для воды.

Системы водораспыления и мелкораспыленной воды применя­

ются для тушения тяжелых сортов нефтепродуктов (мазут, мо­

торное топливо, смазочные масла). Действие обеих систем состоит

в том, что водяная пыль, выбрасываемая из специальных распыли­

телей, быстро охлаждает горящую поверхность. Испаряясь при

этом, вода создает вокруг очага пожара пароводяную прослойку,

которая изолирует пламя от кислорода воздуха и тем самым еще

более способствует тушению.

Системой водораспыления оборудуются в основном машинно­

котельные отделения. Трубопровод системы проложен под плита­

ми и в верхней части помещения. Водораспылители (рис. 158)

установлены на трубопроводе через каждые .1,2—1,5 м, и при ра­ боте системы их струи перекрывают друг друга. Вода в систему подается от водопожариой магистрали.

Система тушения мелкораспыленной водой применяется в гру­ зовых танках при перевозке нефтепродуктов третьего разряда

(тяжелые сорта), в хранилищах жидкого топлива и смазочных

масел. Особенность системы — распыливание воды с помощью сжатого воздуха давлением 6—8 кгс/см2. Вода распиливается до

тумаиообразного состояния, что повышает эффективность действия

системы и значительно уменьшает расход воды. Питание водой

производится от водопожарной системы.

Системы водяных завес и орошения. Система водяных завес

широко применяется на морских паромах и трейлерных судах для

17S


ограничения распространения пожара в больших длинных помещениях. Она состоит из трубопроводов со щелевыми водораспы­ лителями, которые создают сплошную водя­

ную завесу при подаче в них воды от водо­ пожарной магистрали.

Системы водяного орошения служат для охлаждения распыленной водой отдельных

участков или помещений судна. Орошение

трапов, переходных площадок, шахт приме­ няется для безопасной эвакуации людей при

Водораспы­ пожаре. Орошение водонепроницаемых пе­

литель реборок, дверей ограничивает распростра­ нение огня по судну. При плавании в тро­

пиках на танкерах применяют орошение палубы для охлаждения

с целью противопожарной профилактики и уменьшения испарения

груза (см. § 70).

На ледоколах, китобойных и других судах, где имеются крюйт-

камеры для хранения взрывчатых веществ, применяется система орошения крюйт-камер. Система включается в работу автомати­ чески или вручную при повышении температуры в камере до 30° С.

Если действие орошения не приводит к снижению температуры,

прибегают к затоплению крюйт-камеры от водопожариой магист­

рали, от которой питается водой система орошения.

§ 58. СИСТЕМЫ ПАРОГАЗОВОГО ТУШЕНИЯ

Действие систем этой группы основано на принципе объемного

тушения: горящее помещение заполняют паром или газом, кото­

рый снижает содержание кислорода в воздухе (ниже 15% против обычных 21%) и создает атмосферу, не поддерживающую горение.

В качестве рабочего вещества в системах применяются водяной пар (паротушение), углекислый газ (углекислотное тушение), па­

ры легкоиспаряющихся жидкостей (жидкостное тушение) и про­ дукты сгорания топлива (тушение инертными газами).

Все системы парового и газового тушения применяются толь­ ко в нежилых закрытых помещениях. Системы пригодны для ту­

шения большинства горючих веществ, включая нефтепродукты.

Однако при разгерметизации помещения и притоке воздуха их действие окажется не эффективным. В этом общий недостаток

этих систем.

Система паротушения. Паротушением оборудуются грузовые трюмы, топливные цистерны, кладовые легковоспламеняющихся

веществ, котельные отделения, дымоходы (для тушения загорев­

шейся сажи), а на танкерах — грузовые танки, коффердамы и насосные отделения.

Пар в систему подается от судовых котлов по отдельной ма­

гистрали, снабженной редукционным клапаном для понижения

давления до 6—8 атм. Магистраль подведена к распределитель­

176


ному коллектору станции паротушения, от которого в каждое

охраняемое помещение отходят от одного до трех отростков с за­

порными клапанами. На танкерах часто с целью сокращения тру­ бопроводов магистраль прокладывается по всей длине судна, под переходным мостиком, а отростки с запорными клапанами в каж­

дый отсек отходят непосредственно от нее. Для повышения живу­ чести на магистрали через 30—40 м устанавливают разобщитель­

ные клапаны, которые нормально держатся открытыми.

Диаметры отростков паротушения бывают не менее 25 мм для крупных помещений (грузовые трюмы) и 15 мм — для небольших

(фонарные, малярные). Это позволяет подать требуемое для ту­

шения количество пара (примерно 30% объема помещения) не

более чем за 15 мин. Поскольку пар легче воздуха, выходные от­

ростки во всех помещениях, кроме наливных, располагают внизу, на высоте 0,8—1 м от настила. При высоте помещения более 5 м

дополнительный отвод от нижнего отростка делают в верхнюю

часть помещения. В грузовых танках И топливных цистернах пар

подводят всегда в верхнюю часть отсека, поверх уровня жидкости.

В наливных отсеках трубопроводы паротушения используют так­

же для пропаривания этих емкостей при мойке.

Основное достоинство системы паротушения — простота уст­

ройства и эксплуатации, недостаток — при тушении пожара пар может испортить груз и оборудование.

Система углекислотного тушения (рис. 159). Углекислотным тушением оборудуются сухогрузные трюмы, машинно-котельные

отделения, помещения аварийных генераторов и насосов, кладо­

вые легковоспламеняющихся материалов, глушители двигателей и

дымоходы котлов.

На судах в системе углекислотного тушения применяют обез­

воженную жидкую углекислоту, которая, лопав в атмосферные

условия, расширяется и переходит в газообразное состояние, уве­

личиваясь в объеме в 450 раз. При испарении углекислота потреб­ ляет много тепла из окружающей среды, что также способствует тушению. Для эффективного тушения пожара необходимо ввести углекислый газ в объеме, равном 30% охраняемого помещения.

Углекислота хранится в стальных баллонах под высоким дав­

лением (при 19° C— 50 кгс/см2). Эти баллоны находятся на станции углекислотного тушения. Общий запас углекислоты на судне при­ нимают из расчета заполнения газом 30—40% объема наиболь­ шего охраняемого отсека. Если запас углекислоты превышает 1400 кг, на судне оборудуются две станции в разных концах суд­ на, причем на каждой из них должно храниться не менее 2/з рас­

четного количества углекислоты. Станции находятся в отдельных

помещениях на верхней палубе и должны быть удалены от жилых кают. Помещения станций оборудуются вытяжной вентиляцией и имеют независимый выход на открытую палубу. Температура в помещении станции должна поддерживаться не выше 40° С, иначе резко возрастает давление в баллонах (при 40° C — 130 атм) и

возможны утечки углекислоты.

J2 Устройство морского судва

<77


Рис. 159. Принципиальная схема системы углекислотного тушения:

/—батарея баллонов с жидкой углекислотой; 2, 9 — пусковые запорные клапаны:

Л—соеднпителыіый трубопровод; 4 — помещение углекислотной cτatmun: 5 —манометр: разобщительные невозвратно-запорные клапаны; 7 — сборный коллектор; 8 — распре­

делительный коллектор; 10 — трубопроводы

подвода углекислоты в обслуживаемые по­

мещения; // — обслуживаемое помещение;

12 — кольцевой трубопровод;

/3— распыли­

тельная насадка (сопло)

 

Стандартные баллоны емкостью 40 л содержат по 25 кг жид­

кой углекислоты. PIx устанавливают па станции в вертикальном

положении и для удобства управления объединяют в батареи по

3—12 штук. Для выпуска углекислоты в систему на баллонах име­

ются запорные клапаны, а на случай чрезмерного повышения дав­

ления установлены предохранительные мембраны. При подъеме дав­ ления до 180 атм мембрана разрушается и углекислота стравли­

вается по предохранительному трубопроводу в атмосферу. Нали­

чие углекислоты в баллонах проверяют не реже раза в год путем

взвешивания баллонов или определения уровня специальным при­

бором. При утечках более 10% баллоны подлежат перезарядке.

Из баллонов в систему углекислота направляется через распре­

делительный коллектор, от которого в охраняемые отсеки отходят

отдельные трубопроводы с запорными клапанами. Если на судне две станции, подвод углекислоты в каждый охраняемый отсек предусмотрен от обеих станции.

Трубопроводы системы делают такого сечения, чтобы обеспе­ чивалась подача необходимого для тушения количества углекис­

лоты в течение не более 2 мин для машинных помещений и 15 мин для сухогрузных трюмов и других помещений, не содержащих

173

жидкого топлива. Все трубопроводы конструируют так, чтобы

углекислота испарялась только в самих помещениях, это предот­ вращает образование в трубах снеговых пробок.

Углекислота выпускается в помещениях через сопла малого

диаметра. Поскольку углекислый газ тяжелее воздуха, сопла рас­

полагают в верхней части помещений; в машинных отделениях

дополнительные ярусы сопел могут быть установлены в средней

части и под плитами. Все клапаны углекислотной системы обору­

дуют пневматическими приводами для дистанционного управления

из рулевой рубки или пожарного поста. Местный ручной привод

является резервным.

Обращение с углекислотной системой требует осторожности, так как жидкая углекислота, попадая на тело, вызывает обморо­

жение, а газ действует удушающе. Входить в помещение после

тушения пожара можно только после его тщательной вентиляции и продувки системы сжатым воздухом.

Углекислотное тушение отличается быстротой и эффективно­

стью действия, не портит груз и оборудование, пригодно для туше­

ния электроустановок. Основной недостаток системы — высокое

давление углекислоты, вследствие чего большая масса системы,

высокая ее стоимость и опасность утечки газа, которую невоз­ можно восполнить во время рейса.

Система жидкостного тушения. Жидкостной системой оборуду­

ют машинно-котельные отделения, фонарные, малярные и другие

помещения, содержащие легковоспламеняющиеся вещества. В ка­

честве огнегасительного агента в системе применяются специаль­

ные жидкости, которые при выпуске в помещение легко испаря­

ются, превращаясь в тяжелый негорючий газ.

Наибольшее распространение на судах получила жидкостная

система СЖ-Б (рис. 160), в которой используется смесь бромэти-

ла (73% по массе) и тетрафтордибромэтана (27%). Запас огнега­ сительной жидкости хранится в баллонах под небольшим давле­

нием, не превышающим при обычных температурах 1—2 кгс/см2, что практически исключает опасность утечки. Баллоны размещают

на станции жидкостного тушения.

От баллонов в каждое охраняемое помещение проводится тру­

бопровод, который заканчивается в верхней части помещений рас­ пылительными головками. При высоте помещения более 5 м уста­

навливают два яруса распылителей. Подача жидкости производится

с помощью сжатого воздуха давлением 5—10 кгс/см2. После окон­

чания работы системы трубопроводы должны быть продуты сжа­

тым воздухом от остатков жидкости, а помещение хорошо провен­

тилировано.

Жидкостная система пригодна для тушения пожаров любых горючих веществ, а также электроустановок, находящихся под

током, причем гасящее действие жидкости даже выше, чем угле­ кислоты.

Система тушения инертными газами. Как основное средство

пожаротушения система применяется только в трюмах сухогруз-

12*

179