Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
Рис. 160. Принципиаль ная схема системы СЖ-Б (жидкостной бромэтиловой):
1 — баллон |
с |
огнегаснтель- |
|||
ной |
жидкостью; |
2 — баллон |
|||
сжатого |
воздуха; <3 |
— тру |
|||
бопровод |
от |
системы |
сжа |
||
того |
воздуха; |
4, |
8—запор |
||
ные |
клапаны; |
5 — редук |
|||
ционный |
клапан; |
6 — тру |
|||
бопроводы |
подачи |
жидкости |
|||
в |
помещения; |
7 — клапан |
для продувки системы сжа тым воздухом; 9 —мано метр; 10 — предохранитель ный клапан
ных судов. Огнегасительным веществом в системе служат газы,
вырабатываемые в специальном газогенераторе за счет полного
сгорания обычного дизельного топлива. Полученные негорючие газы, называемые условно инертными, содержат не более 5—8%
кислорода и не поддерживают горения. Газы охлаждаются до
30—4Go C забортной водой, очищаются от следов сажи и направ
ляются по системе трубопроводов к охраняемым помещениям. Вы ходные отверстия в помещениях располагаются как при паротушении: в наливных отсеках — в верхней части помещения, в
остальных — в нижней.
Система удобна тем, что не требует специального запаса огне-
гасительного вещества; генератор позволяет из небольшого коли чества топлива получить большие объемы газа. Однако по срав нению с углекислотной и жидкостной система действует значи
тельно медленнее и менее эффективно.
На наливных судах система инертных газов находит примене
ние в качестве предупредительного противопожарного средства
(см. § 70). В этом случае в ней могут использоваться газы, отби
раемые непосредственно из дымохода судовых дизелей или котлов.
§ 59. СИСТЕМЫ ПЕНОТУШЕНИЯ
При пепотушении горящая поверхность изолируется от кисло
рода воздуха слоем специальной пены. Имея малый удельный вес
(0,15—0,005), пена легко удерживается на поверхности любой горю
чей жидкости, поэтому служит эффективным средством тушения
180
нефтепродуктов. Добавление клеящих веществ позволяет успешно
тушить и вертикальные поверхности. Системой пенотушения обо
рудуют: машинно-котельные отделения, топливные цистерны, а на
танкерах, кроме того, грузовые танки, коффердамы, насосные от
деления, грузовую палубу.
По способу получения различают пену химическую и воздуш
но-механическую; в стационарных системах в основном применяют
воздушно-механическую пену нормальной |
и |
высокой |
кратности |
||
(отношениеХимическаяобъемапена.пены к объему исходных |
материалов — воды |
||||
и пенообразователя). Пенообразователь в виде порошка храпят в |
|||||
герметически закрытых банках по 15—20 кг. |
|
пеногене |
|||
Для |
получения |
химической пены |
используют |
||
ратор, |
состоящий из |
водоструйного эжектора и воронки для |
засыпки порошка. При подаче воды от водопожарной магистра ли эжектор засасывает порошок из воронки и увлекает его в тру
бопровод. В результате химической реакции между порошком и
водой образуется пена, которую направляют к месту пожара.
Кратность химической пены составляет 8—10, необходимый слои для тушения нефтепродуктов — 100—300 мм. Стандартные пеноге
нераторы ПГ-50 и ПГ-100 вырабатывают соответственно 50 и 100 л пены в 1 с. Они бывают переносные и стационарные.
Химическая пена состоит из пузырьков, заполненных углекис
лым газом, и обладает высокими тушащими свойствами. Однако система в целом имеет серьезные недостатки: порошок при дли тельном хранении или попадании влаги слипается в комки и теря
ет пенообразующие свойства; пенопровод должен быть длиной не менее 30—40 м для завершения процесса ценообразования и не
более 60—80 м во избежание разрушения пены; пеногенераторы
трудно оборудовать дистанционным управлением.
Поэтому в настоящее время химическое пенотушение в каче стве основного средства имеет ограниченное применение; новые
суда оборудуются системой воздушно-механического пенотуше
ния, более совершенной и удобной в эксплуатации.
Воздушно-механическая пена. Пену получают путем механиче
ского перемешивания воды, жидкого пенообразователя и воздуха.
Химической реакции при этом не происходит. Жидкий пенообра
зователь ПО-1 или ПО-6 хранится в закрытой цистерне, соединен
ной двумя трубками с магистралью пенотушения (рис. 161). Верх няя часть цистерны заполнена водой, которая для предотвраще
ния перемешивания с пенообразователем отделена от него слоем
поропласта или специальной буферной жидкости. На магистрали
установлен смеситель эжекциониого типа.
Для получения пены подают воду от водопожарной системы в магистраль пенотушения и в верхнюю часть цистерны. За счет
разности давлений, созданной смесителем, пенообразователь вы тесняется из цистерны, и в смесителе образуется эмульсия, состоя
щая из 4% пенообразователя и 96% воды. Полученная эмульсия
поступает по магистрали к стационарным и переносным воздуш-
181
|
Рис. 161. Схема получения воздушно-механической |
пены: |
|
||||||
/ — цистерна с |
жидким пенообразователем; |
2 — указательное |
стекло; |
3 — разделительна и |
|||||
прослойка; 4 — часть |
цистерны, |
заполненная |
водой; 5 — успокоительная решетка; ff — си |
||||||
фонная |
трубка; |
7 — смеситель; |
8 — магистраль |
пенотушения; |
9 — отростки |
к стационар |
|||
ным н |
переносным |
воздушно-пенным стволом; |
10 — эжектпрующее |
сопло; |
Il — корпус |
||||
|
|
|
ствола; |
12 — патрубок подсоса воздуха |
|
|
но-пеішым стволам, в которых смешивается с засасываемым воз
духом и выходит наружу в виде пены. Кратность обычной воздуш
но-механической пены около 10, необходимый слой для тушения
нефтепродуктов 200—500 мм.
Конструктивной особенностью воздушно-пенных стволов явля
ется наличие в них одного или нескольких эжектирующих сопел. Выходя из сопла с большой скоростью, эмульсия создает разре
жение в корпусе ствола. Это обеспечивает подсос воздуха из атмо
сферы, перемешивание его с эмульсией и образование пены.
Стационарные воздушно-пенные стволы вырабатывают от
10—20 до 100—150 м3 пены в 1 мин, ручные — до 8 м3.
Высокократная воздушно-механическая пена. Высокократная пена — новое средство пожаротушения на судах. Пену получают
из эмульсии с тем же пенообразователем ПО-1, но повышенной концентрации (6%). Отличие системы заключается в том, что вместо обычных воздушно-пенных стволов применяют специаль
ные пеногенераторы типа ПГВ, вырабатывающие пену с кратно стью 100—120 и выше.
Пеногенератор (рис. 162) состоит из распылителя, диффузора и пакета из двух мелкоячеистых сеток. Эмульсия выбрасывается
из распылителя на сетки в мелкораспыленном виде и покрывает
их тонкой пленкой. Одновременно струя увлекает в диффузор воз
дух из атмосферы, который выдувает из пленки пенные пузырьки,
вследствие чего и образуется 100—120-кратная пена. Пеногенера
торы высокократной пены бывают стационарные и переносные,
производительность их от 100 до 2000 л и более пены в 1 с.
132
Рис. 162. |
Пеногенератор высокократ |
|
|
|
|
|
||||
|
|
ной |
пены |
ПГВ-600: |
|
|
|
|
|
|
/ — распылитель; |
2 — быстросмыкающая- |
|
|
|
|
|
||||
•ся гайка для присоединения пожарного |
|
|
|
|
|
|||||
рукава; |
3.— вихревая |
камера |
распыли |
|
|
|
|
|
||
теля; 4 -г' сопло распылителя; «5 |
— соеди |
|
|
|
|
|
||||
нительные |
дуги; |
6 — диффузор; |
7 — па |
|
|
|
|
|
||
кет |
сеток; |
8 — направляющая |
насадка |
|
|
|
|
|
||
Высокократная пена применима для тушения пожаров на су |
||||||||||
дах всех |
типов и назначений. Наиболее эффективна |
при исполь |
||||||||
|
в помещениях и |
где действует |
|
средство |
|
|||||
емного тушения. |
|
|
|
на |
судах быва |
|||||
зованииСистемы воздушно-механическогоотсеках, |
пенотушениякак |
|
|
объ |
ют двух основных типов: с разводкой труб по охраняемым отсекам и с лафетными стволами.
Система пенотушения танкера, выполненная с разводкой труб,
показана на рис. 163. Судно имеет две станции пенотушения: на юте и баке. На каждой станции установлено не менее двух цистерн с пенообразователем, которые подключаются к системе поочеред
но. Эмульсия от обеих станций подается в общую магистраль пе
нотушения, проложенную под переходным мостиком. От магистра ли в каждый грузовой танк отходит отросток с разобщительным клапаном и стационарным воздушно-пенным стволом.
Образующаяся пена поступает в танки через перфорирован ные трубы (диаметр отверстий 30—40 мм при шаге 100—150 мм) или через раструбы пенослива, расположенные сразу под насти
лом палубы. Чтобы в обычных условиях пары нефтепродуктов не выходили из танка в пенопровод, у каждого ствола установлена
предохранительная мембрана из тонкой фольги или резины. При
пуске пены в отсек она разрушается.
Для присоединения пожарных рукавов с ручными воздушно пенными стволами на магистрали и ее отростках установлены не реже 20 м друг от друга сдвоенные пожарные рожки диаметром 70 мм. Для отключения отдельных участков в случае их повреж
дения на магистрали через каждые 30—40 м имеются отсечные
клапаны. В нормальных условиях они постоянно открыты.
Все основные клапаны системы оборудуются пневматическими приводами, что позволяет управлять ими дистанционно из руле
вой рубки или центрального пожарного поста. Ручные приводы выведены на переходной мостик и служат резервными.
Многие современные танкеры оборудованы системой пеноту шения с лафетными стволами. В этом случае разветвления труб по
отсекам не делают, а эмульсия от станций подается под повышен ным давлением (10—20 кгс/см2) к лафетным воздушно-пенным ство
лам, установленным по бортам на палубе юта, бака и средней надстройки. При больших расстояниях между надстройками до
полнительные стволы устанавливают на возвышенных платфор
мах на грузовой палубе. Лафетные стволы выбрасывают на гру
зовую палубу струи пены длиной не менее 40 м, так что зоны их
183
Рис. |
163. Схема системы воздушно-механического пенотушепия па |
танкере: |
||||
/—кингстон; 2—пожарный насос; |
3 — труба к |
подопожарной |
магистрали; |
4, |
13 — стан- |
|
цпи пспотушення; 5 — цистерны с |
жидким пенообразователем; |
6 — смеситель; |
7 — маги |
|||
страль |
пенотушепия; 8 — стапцііонарный ствол; |
9 — разобщительные клапаны; |
IO — пре |
дохранительная мембрана; 11 — подвод к пеиослнвным трубам в танках; 12 — сдвоенные пожарные рожки для присоединения ручных стволов; 14 — отсечные клапаны
действия взаимно перекрываются. Каждый ствол может питаться эмульсией от обеих станции. Система имеет важные достоинства: она требует значительно меньше труб и арматуры и отличается большой живучестью, так как в случае взрывов и повреждения
грузовой палубы стволы остаются невредимыми.
Лафетные воздушно-пенные стволы устанавливают также па
пожарных судах, буксирах-спасателях, ледоколах, по здесь они
предназначены для тушения пожаров на других судах.
Общая производительность систем пенотушепия иа танкерах определяется из расчета покрытия пеной в течение 5 мин двух-
трех смежных грузовых отсеков, наибольших по площади. Запас
пенообразователя на судне должен быть 3—6-кратным к расчет ному количеству.
§ 60. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ
Для быстрого тушения очагов начинающегося пожара в снаб
жение судов входят различные аппараты пожаротушения, дейст
вующие независимо от общесудовых систем. Они бывают ручные,
передвижные и стационарные.
Аппараты химического пенотушения. Наиболее распространен
ный из них — ручной пенный огнетушитель типа ОП-М (рис. 164). Он имеет полезную емкость около 10 л, дает 60 л пены. Корпус ог
нетушителя заполнен щелочным раствором и имеет внутри ци
линдр с кислотным раствором. Для приведения огнетушителя в
действие надо повернуть рукоятку на 180° (для открытия клапана
кислотного цилиндра) и опрокинуть корпус вверх дном, направив
спрыск на очаг пожара. В результате химической реакции между
кислотой и щелочью происходит бурное образование пены, которая
выбрасывается из спрыска в течение 1 мин; длина струи 6—8 м.
Если через 4—5 с после опрокидывания пена не выходит из ог
нетушителя, надо его встряхнуть или прочистить спрыск тонкой
проволокой.
184