Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 160. Принципиаль­ ная схема системы СЖ-Б (жидкостной бромэтиловой):

1 — баллон

с

огнегаснтель-

ной

жидкостью;

2 — баллон

сжатого

воздуха; <3

— тру­

бопровод

от

системы

сжа­

того

воздуха;

4,

8—запор­

ные

клапаны;

5 — редук­

ционный

клапан;

6 — тру­

бопроводы

подачи

жидкости

в

помещения;

7 — клапан

для продувки системы сжа­ тым воздухом; 9 —мано­ метр; 10 — предохранитель­ ный клапан

ных судов. Огнегасительным веществом в системе служат газы,

вырабатываемые в специальном газогенераторе за счет полного

сгорания обычного дизельного топлива. Полученные негорючие газы, называемые условно инертными, содержат не более 5—8%

кислорода и не поддерживают горения. Газы охлаждаются до

30—4Go C забортной водой, очищаются от следов сажи и направ­

ляются по системе трубопроводов к охраняемым помещениям. Вы­ ходные отверстия в помещениях располагаются как при паротушении: в наливных отсеках — в верхней части помещения, в

остальных — в нижней.

Система удобна тем, что не требует специального запаса огне-

гасительного вещества; генератор позволяет из небольшого коли­ чества топлива получить большие объемы газа. Однако по срав­ нению с углекислотной и жидкостной система действует значи­

тельно медленнее и менее эффективно.

На наливных судах система инертных газов находит примене­

ние в качестве предупредительного противопожарного средства

(см. § 70). В этом случае в ней могут использоваться газы, отби­

раемые непосредственно из дымохода судовых дизелей или котлов.

§ 59. СИСТЕМЫ ПЕНОТУШЕНИЯ

При пепотушении горящая поверхность изолируется от кисло­

рода воздуха слоем специальной пены. Имея малый удельный вес

(0,15—0,005), пена легко удерживается на поверхности любой горю­

чей жидкости, поэтому служит эффективным средством тушения

180


нефтепродуктов. Добавление клеящих веществ позволяет успешно

тушить и вертикальные поверхности. Системой пенотушения обо­

рудуют: машинно-котельные отделения, топливные цистерны, а на

танкерах, кроме того, грузовые танки, коффердамы, насосные от­

деления, грузовую палубу.

По способу получения различают пену химическую и воздуш­

но-механическую; в стационарных системах в основном применяют

воздушно-механическую пену нормальной

и

высокой

кратности

(отношениеХимическаяобъемапена.пены к объему исходных

материалов — воды

и пенообразователя). Пенообразователь в виде порошка храпят в

герметически закрытых банках по 15—20 кг.

 

пеногене­

Для

получения

химической пены

используют

ратор,

состоящий из

водоструйного эжектора и воронки для

засыпки порошка. При подаче воды от водопожарной магистра­ ли эжектор засасывает порошок из воронки и увлекает его в тру­

бопровод. В результате химической реакции между порошком и

водой образуется пена, которую направляют к месту пожара.

Кратность химической пены составляет 8—10, необходимый слои для тушения нефтепродуктов — 100—300 мм. Стандартные пеноге­

нераторы ПГ-50 и ПГ-100 вырабатывают соответственно 50 и 100 л пены в 1 с. Они бывают переносные и стационарные.

Химическая пена состоит из пузырьков, заполненных углекис­

лым газом, и обладает высокими тушащими свойствами. Однако система в целом имеет серьезные недостатки: порошок при дли­ тельном хранении или попадании влаги слипается в комки и теря­

ет пенообразующие свойства; пенопровод должен быть длиной не менее 30—40 м для завершения процесса ценообразования и не

более 60—80 м во избежание разрушения пены; пеногенераторы

трудно оборудовать дистанционным управлением.

Поэтому в настоящее время химическое пенотушение в каче­ стве основного средства имеет ограниченное применение; новые

суда оборудуются системой воздушно-механического пенотуше­

ния, более совершенной и удобной в эксплуатации.

Воздушно-механическая пена. Пену получают путем механиче­

ского перемешивания воды, жидкого пенообразователя и воздуха.

Химической реакции при этом не происходит. Жидкий пенообра­

зователь ПО-1 или ПО-6 хранится в закрытой цистерне, соединен­

ной двумя трубками с магистралью пенотушения (рис. 161). Верх­ няя часть цистерны заполнена водой, которая для предотвраще­

ния перемешивания с пенообразователем отделена от него слоем

поропласта или специальной буферной жидкости. На магистрали

установлен смеситель эжекциониого типа.

Для получения пены подают воду от водопожарной системы в магистраль пенотушения и в верхнюю часть цистерны. За счет

разности давлений, созданной смесителем, пенообразователь вы­ тесняется из цистерны, и в смесителе образуется эмульсия, состоя­

щая из 4% пенообразователя и 96% воды. Полученная эмульсия

поступает по магистрали к стационарным и переносным воздуш-

181


 

Рис. 161. Схема получения воздушно-механической

пены:

 

/ — цистерна с

жидким пенообразователем;

2 — указательное

стекло;

3 — разделительна и

прослойка; 4 — часть

цистерны,

заполненная

водой; 5 — успокоительная решетка; ff — си­

фонная

трубка;

7 — смеситель;

8 — магистраль

пенотушения;

9 — отростки

к стационар­

ным н

переносным

воздушно-пенным стволом;

10 — эжектпрующее

сопло;

Il — корпус

 

 

 

ствола;

12 — патрубок подсоса воздуха

 

 

но-пеішым стволам, в которых смешивается с засасываемым воз­

духом и выходит наружу в виде пены. Кратность обычной воздуш­

но-механической пены около 10, необходимый слой для тушения

нефтепродуктов 200—500 мм.

Конструктивной особенностью воздушно-пенных стволов явля­

ется наличие в них одного или нескольких эжектирующих сопел. Выходя из сопла с большой скоростью, эмульсия создает разре­

жение в корпусе ствола. Это обеспечивает подсос воздуха из атмо­

сферы, перемешивание его с эмульсией и образование пены.

Стационарные воздушно-пенные стволы вырабатывают от

10—20 до 100—150 м3 пены в 1 мин, ручные — до 8 м3.

Высокократная воздушно-механическая пена. Высокократная пена — новое средство пожаротушения на судах. Пену получают

из эмульсии с тем же пенообразователем ПО-1, но повышенной концентрации (6%). Отличие системы заключается в том, что вместо обычных воздушно-пенных стволов применяют специаль­

ные пеногенераторы типа ПГВ, вырабатывающие пену с кратно­ стью 100—120 и выше.

Пеногенератор (рис. 162) состоит из распылителя, диффузора и пакета из двух мелкоячеистых сеток. Эмульсия выбрасывается

из распылителя на сетки в мелкораспыленном виде и покрывает

их тонкой пленкой. Одновременно струя увлекает в диффузор воз­

дух из атмосферы, который выдувает из пленки пенные пузырьки,

вследствие чего и образуется 100—120-кратная пена. Пеногенера­

торы высокократной пены бывают стационарные и переносные,

производительность их от 100 до 2000 л и более пены в 1 с.

132


Рис. 162.

Пеногенератор высокократ­

 

 

 

 

 

 

 

ной

пены

ПГВ-600:

 

 

 

 

 

/ — распылитель;

2 — быстросмыкающая-

 

 

 

 

 

•ся гайка для присоединения пожарного

 

 

 

 

 

рукава;

3.— вихревая

камера

распыли­

 

 

 

 

 

теля; 4 -г' сопло распылителя; «5

— соеди­

 

 

 

 

 

нительные

дуги;

6 — диффузор;

7 — па­

 

 

 

 

 

кет

сеток;

8 — направляющая

насадка

 

 

 

 

 

Высокократная пена применима для тушения пожаров на су­

дах всех

типов и назначений. Наиболее эффективна

при исполь­

 

в помещениях и

где действует

 

средство

­

емного тушения.

 

 

 

на

судах быва­

зованииСистемы воздушно-механическогоотсеках,

пенотушениякак

 

 

объ

ют двух основных типов: с разводкой труб по охраняемым отсекам и с лафетными стволами.

Система пенотушения танкера, выполненная с разводкой труб,

показана на рис. 163. Судно имеет две станции пенотушения: на юте и баке. На каждой станции установлено не менее двух цистерн с пенообразователем, которые подключаются к системе поочеред­

но. Эмульсия от обеих станций подается в общую магистраль пе­

нотушения, проложенную под переходным мостиком. От магистра­ ли в каждый грузовой танк отходит отросток с разобщительным клапаном и стационарным воздушно-пенным стволом.

Образующаяся пена поступает в танки через перфорирован­ ные трубы (диаметр отверстий 30—40 мм при шаге 100—150 мм) или через раструбы пенослива, расположенные сразу под насти­

лом палубы. Чтобы в обычных условиях пары нефтепродуктов не выходили из танка в пенопровод, у каждого ствола установлена

предохранительная мембрана из тонкой фольги или резины. При

пуске пены в отсек она разрушается.

Для присоединения пожарных рукавов с ручными воздушно­ пенными стволами на магистрали и ее отростках установлены не реже 20 м друг от друга сдвоенные пожарные рожки диаметром 70 мм. Для отключения отдельных участков в случае их повреж­

дения на магистрали через каждые 30—40 м имеются отсечные

клапаны. В нормальных условиях они постоянно открыты.

Все основные клапаны системы оборудуются пневматическими приводами, что позволяет управлять ими дистанционно из руле­

вой рубки или центрального пожарного поста. Ручные приводы выведены на переходной мостик и служат резервными.

Многие современные танкеры оборудованы системой пеноту­ шения с лафетными стволами. В этом случае разветвления труб по

отсекам не делают, а эмульсия от станций подается под повышен­ ным давлением (10—20 кгс/см2) к лафетным воздушно-пенным ство­

лам, установленным по бортам на палубе юта, бака и средней надстройки. При больших расстояниях между надстройками до­

полнительные стволы устанавливают на возвышенных платфор­

мах на грузовой палубе. Лафетные стволы выбрасывают на гру­

зовую палубу струи пены длиной не менее 40 м, так что зоны их

183


Рис.

163. Схема системы воздушно-механического пенотушепия па

танкере:

/—кингстон; 2—пожарный насос;

3 — труба к

подопожарной

магистрали;

4,

13 — стан-

цпи пспотушення; 5 — цистерны с

жидким пенообразователем;

6 — смеситель;

7 — маги­

страль

пенотушепия; 8 — стапцііонарный ствол;

9 — разобщительные клапаны;

IO — пре­

дохранительная мембрана; 11 — подвод к пеиослнвным трубам в танках; 12 — сдвоенные пожарные рожки для присоединения ручных стволов; 14 — отсечные клапаны

действия взаимно перекрываются. Каждый ствол может питаться эмульсией от обеих станции. Система имеет важные достоинства: она требует значительно меньше труб и арматуры и отличается большой живучестью, так как в случае взрывов и повреждения

грузовой палубы стволы остаются невредимыми.

Лафетные воздушно-пенные стволы устанавливают также па

пожарных судах, буксирах-спасателях, ледоколах, по здесь они

предназначены для тушения пожаров на других судах.

Общая производительность систем пенотушепия иа танкерах определяется из расчета покрытия пеной в течение 5 мин двух-

трех смежных грузовых отсеков, наибольших по площади. Запас

пенообразователя на судне должен быть 3—6-кратным к расчет­ ному количеству.

§ 60. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Для быстрого тушения очагов начинающегося пожара в снаб­

жение судов входят различные аппараты пожаротушения, дейст­

вующие независимо от общесудовых систем. Они бывают ручные,

передвижные и стационарные.

Аппараты химического пенотушения. Наиболее распространен­

ный из них — ручной пенный огнетушитель типа ОП-М (рис. 164). Он имеет полезную емкость около 10 л, дает 60 л пены. Корпус ог­

нетушителя заполнен щелочным раствором и имеет внутри ци­

линдр с кислотным раствором. Для приведения огнетушителя в

действие надо повернуть рукоятку на 180° (для открытия клапана

кислотного цилиндра) и опрокинуть корпус вверх дном, направив

спрыск на очаг пожара. В результате химической реакции между

кислотой и щелочью происходит бурное образование пены, которая

выбрасывается из спрыска в течение 1 мин; длина струи 6—8 м.

Если через 4—5 с после опрокидывания пена не выходит из ог­

нетушителя, надо его встряхнуть или прочистить спрыск тонкой

проволокой.

184