Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По тому же принципу работает стацио­ нарный аппарат химического пенотушения

типа АПХ-1200, устанавливаемый в машинно­ котельных отделениях. Аппарат заряжается 20 зарядами ручного огнетушителя и дает

1200 л пены.

Аппараты воздушно-пенного тушения. Ста­

ционарный воздушно-пенный огнетушитель ти­

па СО-500 (рис. 165) имеет производитель­

ность 500 л пены. Корпус огнетушителя заря­

жен эмульсией, состоящей из 48 л пресной во­

ды и 2 л пенообразователя ПО-1, и снабжен прорезиненным рукавом длиной 10 м.

Рис. 164. Ручной пенный огнетушитель O∏l*-M:

1 — корпус; 2 — пплшідр с кислотным раствором; 3 —предо­ хранитель; √ — спрыск; 5— клапан; 6 — пружина; 7 — шток кла­ пана; 8 — рукоятка клапана с эксцентриком; 9 — ручки

Для пуска огнетушителя надо раскатать рукав, пустить в ре­ зервуар сжатый воздух из баллона и, подняв давление до 5—7 атм,

открыть пусковой клапан. Под давлением воздуха эмульсия вытес­

няется в рукав и одновременно через прорези в сифонной трубке

Рис. 165. Аппараты воздушно-пенного тушения:

а — стационарный огнетушитель CO-500: I—резервуар с эмульсией; 2 — сифонная трубка; 3 — прорези для входа воздуха; 4 — клапан подвода сжатого воздуха из баллона; 5 — пу­ сковой клапан; б —пожарный рукав; 7 — спрыск; б — возимый огнетушитель BOM-250: 1 — резервуар с эмульсией; 2 — рукав; 3 — сифонная трубка; 4 — баллов сжатого воздуха

185

насыщается воздухом. В результате в рукав подается смесь эмуль­

сии и сжатого воздуха. При выходе струи из ствола воздух рас­

ширяется и образуется пена. Время действия огнетушителя около

2 мин.

Применяются и более крупные воздушно-пенные установки,

время действия которых достигает 5 мин.

Из передвижных воздушно-пенных аппаратов наибольшее рас­

пространение

получил возимый огнетушитель типа ВОМ-250

(рис. 165,

б).

Призводительность его 25Ó л пены, время действия

75 с.

 

 

 

Аппараты газотушения применяют главным образом в поме­ щениях с электрическими установками или ценным оборудовани­ ем, которые могут быть испорчены при тушении другими сред­

ствами.

Ручные углекислотные огнетушители типа ОУ-5 (рис. 166) и

ОУ-8 содержат 5 и 8 л жидкой углекислоты под высоким давле­

нием. Для пуска огнетушителя надо взять баллон за ручку, на­

править раструб на очаг пожара и открыть вентиль: выходящая

струя углекислоты испаряется, превращаясь в снегообразную мас­

су, и окутывает горящий предмет тяжелым облаком, изолируя его от воздуха. Действие огнетушителя можно в любой момент пре­

кратить закрытием вентиля.

Передвижные и стационарные углекислотные огнетушители

работают по тому же принципу. Они содержат 16 или 45 кг жид­ кой углекислоты и снабжены шлангом длиной до 10—15 м с рас­

трубом на конце.

Широко применяются на судах также ручные углекислотно-

бромэтиловые огнетушители типа ОУБ-3 и ОУБ-7. Огнетушители

содержат 3 и 7 л смеси бромэтила (97% по весу) с углекислотой

и воздухом. Не отличаясь по принципу действия от углекислот­

ных, такие огнетушители обладают важными достоинствами: ту­ шащее действие смеси примерно в четыре раза выше, чем угле-

Рис. 166. Ручной угле­

кислотный

огнетушитель

 

ОУ-5:

 

 

а — схема

огнетушителя;

б — огнетушитель

в

дейст­

вии: / — баллон;

2—сифон­

ная

трубка;

3 — предохра­

нитель; 4 — вентиль; 5 — ма­

ховик;

6 — раструб;

7 —

ручка

186


кислоты; давление смеси при обычных температурах не превыша­

ет 10 кгс/см2, поэтому баллон делается тонкостенным и более легким.

При обращении с газовыми огнетушителями надо соблюдать

осторожность. Испаряясь, газы сильно. охлаждаются, поэтому нельзя браться рукой за выходной рожок во избежание обморо­

жения. Газы удушающе действуют па организм, поэтому

помещение после тушения пожара надо хорошо провентилиро­

вать. При хранении газовых огнетушителей надо защищать их от

перегрева во избежание повышения давления в баллоне и под­ рыва предохранительной мембраны.

Другие предметы противопожарного снабжения. Для подачи воды к месту пожара независимо от судовой системы служат пе­

реносные пожарные мотопомпы, состоящие из центробежного са­

мовсасывающего насоса и карбюраторного двигателя с топлив­

ным баком, смонтированных на общей раме. В комплект помпы входят всасывающий и один-два напорных шланга со стволами.

Мотопомпы хранятся в комплекте на верхней палубе под чехла­

ми в постоянной готовности к действию.

Для тушения небольших площадей горящей жидкости приме­

няют песок, кошму (покрывало, пропитанное огнестойким соста­

вом). Металлические ящики с песком и совком для его разбра­

сывания, а также кошма в футляре хранятся вблизи мест вероят­

ного использования.

Для вскрытия палуб, переборок и других работ при пожаре

служит пожарный инвентарь — ломы, багры, топоры, ведра со

штертом. Они хранятся на специальных щитах в легкодоступных местах судна.

Для защиты людей, ведущих борьбу с огнем, используются

противогазы изолирующего и шлангового типа; брезентовые и

асбестовые рукавицы; специальные термостойкие костюмы. В про­ тивопожарное снабжение судна входят также переносные акку­ муляторные фонари, запасные части к трубопроводам и огнету­

шителям и различный инструмент для работы с системами.

Раздел пятый

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА ТАНКЕРА

Глава XV. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТАНКЕРА

§ 61. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФТЯНЫХ ГРУЗОВ

Общая классификация. Нефть и ее производные состоят из угле­

водородов с примесью других химических соединений. Плотность большинства нефтепродуктов бывает в пределах 0,73—1,02. По плотности нефтепродукты условно делятся на легкие — с плотно­

стью ниже 0,9 (бензины, керосины и т. п.) и тяжелые — около 0,9

и выше (моторное топливо, мазуты и т. п.).

Все нефтепродукты делятся также на светлые (бензины, керо­

сины, дизельное топливо) и темные (сырая нефть, моторное топ­

ливо, мазуты). Отдельную группу составляют масла.

Перевозка нефтепродуктов каждой группы имеет свои особен­

ности. Например, темные нефтепродукты обладают повышенной вязкостью, и для возможности откачки их требуется предваритель­

но подогревать. Очистка танков от остатков таких грузов отлича­ ется наибольшей трудоемкостью.

При перевозке светлых нефтепродуктов предъявляются повы­ шенные требования к чистоте танков, чтобы не испортить груз

остатками предыдущего груза. Особые условия, исключающие

возможность смешения, загрязнения или обводнения груза, не­

обходимы при перевозке масел.

Температурное расширение. Все жидкие грузы, включая неф­ тепродукты, при изменении температуры значительно изменяют

объем. Поэтому в танках необходимо оставлять достаточное сво­

бодное пространство.

Однако жидкий груз, имеющий свободный уровень, способен

перетекать при крене на один борт, уменьшая остойчивость суд­

на. Кроме того, перемещение жидкости при качке создает до­

полнительные ударные нагрузки на борта и переборки. В связи с

этим грузовые отсеки на танкерах меньше по длине и ширине, чем на сухогрузных судах.

Испаряемость. Многие нефтепродукты отличаются большой ис­

паряемостью (летучестью). При этом из нефтепродукта выделя­

ются наиболее ценные легкие фракции, в результате происходит не только значительная потеря груза, но и снижение его качест­

ва. Интенсивность испарения зависит от сорта груза (наибольшая

испаряемость у бензинов, керосинов, сырой нефти), его темпера­

188


туры п давления в тапках. Для уменьшения испарения принимают

ряд мер,-важнейшая из которых — герметизация танков.

Огнеопасность. Все нефтепродукты огнеопасны. Степень огне­

опасности зависит от испаряемости нефтепродукта. Она характе­

ризуется температурой вспышки — наименьшей температурой,

при которой пары нефтепродукта образуют с воздухом смесь,

способную вспыхнуть при поднесении открытого огня. Правилами

Регистра СССР все нефтепродукты по степени огнеопасности де­

лятся на

три разряда в

зависимости от температуры

вспышки

(табл.

Температура

 

 

 

 

 

 

Разряд4).

 

 

 

 

Таблица 4

 

 

 

 

 

нефтепродукта

вспышки паров

 

Наименование

нефтепродуктов

 

 

1

Ниже +280 C

Сырая нефть, бензин, лигроин, бензол, толу­

От +28 до

керосин тракторный и др.

 

 

 

олУайт,

-спирит, керосин осветительный, топливо

2

+610C

для реактивных двигателей, легкое дизельное

топливо и др.

 

пиронафт,

' ■

3

Выше +610 C

Моторное топливо,

мазуты,

сма­

зочные масла и др.

 

 

Наиболее огнеопасными являются нефтепродукты первого раз­

ряда, а также любой нефтепродукт, если его температура ниже

температуры вспышки менее чем на 5oC. При перевозке таких грузов танкер должен удовлетворять наиболее высоким противо­

пожарным требованиям.

Взрывоопасность паров. Если смесь нефтяных паров с возду­

хом находится в замкнутом объеме, то при определенной концент­

рации при поднесении открытого огня смесь взрывается. Наимень­ шая концентрация паров в воздухе, при которой возможен взрыв,

называется нижним пределом взрываемости. Наибольшая концент­

рация, выше которой смесь не взрывается, называется верхним пределом взрываемости. Интервал между нижним и верхним пре­

делами составляет зону взрываемости паров нефтепродукта.

Разные нефтепродукты имеют разные пределы взрываемости паров. Они указываются в таблицах свойств нефтепродуктов и могут быть выражены в концентрации паров в воздухе в процентах по объему, в миллиграммах на литр, а для насыщенных паров,

заполняющих пустоты в груженых танках,— также и в градусах

Цельсия (при этом нижний предел взрываемости обычно соответ­

ствует температуре вспышки).

Знание пределов взрываемости паров перевозимых нефтепро­

дуктов и контроль концентрации паров в емкостях позволяют свое­

временно принимать необходимые меры предосторожности.

Способность электризоваться. При движении по трубам нефти, керосина, бензина и некоторых других нефтепродуктов вследст­ вие трения слоев жидкости о стенки труб и друг об друга возника­

ют заряды статического электричества. Накопленные заряды, если

их не отвести, могут оказаться настолько значительными, что спо­

собны вызвать искровой разряд и воспламенение паров нефте­

18?



продукта. Для отвода статического электричества на танкерах

устраивают специальную систему заземления.

Коррозионность. Многие нефтепродукты, особенно бензины и

сырая нефть, а также забортная вода, принимаемая в качестве

балласта, вызывают сильную коррозию танков. Для защиты от коррозии танки покрывают антикоррозионными составами.

Ядовитость. Пары нефтепродуктов вредны для здоровья лю­ дей. Наиболее опасны в отношении отравления этилированные нефтепродукты, содержащие ядовитые присадки тетраэтилсвинца.

Ядовитость нефтепродуктов, наряду с их высокой огнеопас­ ностью, требует от экипажей танкеров строгого соблюдения спе­

циальных правил производственной и противопожарной безопас­

ности, установленных для данного типа судов.

§ 62. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТАНКЕРА

Большинство танкеров, построенных до 70-х годов, представ­ ляют собой суда трехостровиого типа: с баком, удлиненным ютом

и легкой средней надстройкой, где расположена рулевая рубка.

В настоящее время почти все танкеры строят без средней над­

стройки и все посты управления и жилые помещения размещают на юте, который делается увеличенной высоты (рис. 167, 168). Та­

кое расположение улучшает бытовые условия экипажа и позволя­

ет несколько упростить оборудование.

Корпус танкера обычно набирается по продольной системе, а

в оконечностях — по поперечной. Машинное отделение всегда

расположено в корме, что обусловлено противопожарными тре­

бованиями.

Грузовые помещения занимают среднюю часть судна, до 60— 70% его длины. Для уменьшения перетекания груза при качке

корпус в этом районе разделен одной-двумя (иногда тремя) про­ дольными и несколькими поперечными нефтенепроницаемыми пе­

реборками на отдельные отсеки — грузовые танки. C той же целью в крупных танках делают дополнительные отбойные (проницае­

мые) переборки и подпалубные листы, у некоторых малых танке­

ров (типа «Певек», «Аксай») палуба имеет тронк.

Большое распространение в последние годы получили танкеры

с двумя широко разнесенными продольными переборками, рас­

стояние между которыми может превышать половину ширины судна. Набор продольных переборок вынесен в узкие бортовые

танки, которые при этом часто делаются двойной длины. При та­

кой конструкции тяжелые вязкие нефтепродукты перевозят пре­ имущественно в широких средних танках, мойка которых значи­ тельно проще за счет гладких поверхностей переборок, а узкие

бортовые танки используют для перевозки легких сортов нефте­

продуктов или для приема балласта при порожних рейсах.

На современных танкерах в районе грузовых танков часто

применяют гофрированные переборки. По сравнению с плоскими

они при равной прочности имеют меньшую массу за счет отсутст-

190