Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
По тому же принципу работает стацио нарный аппарат химического пенотушения
типа АПХ-1200, устанавливаемый в машинно котельных отделениях. Аппарат заряжается 20 зарядами ручного огнетушителя и дает
1200 л пены.
Аппараты воздушно-пенного тушения. Ста
ционарный воздушно-пенный огнетушитель ти
па СО-500 (рис. 165) имеет производитель
ность 500 л пены. Корпус огнетушителя заря
жен эмульсией, состоящей из 48 л пресной во
ды и 2 л пенообразователя ПО-1, и снабжен прорезиненным рукавом длиной 10 м.
Рис. 164. Ручной пенный огнетушитель O∏l*-M:
1 — корпус; 2 — пплшідр с кислотным раствором; 3 —предо хранитель; √ — спрыск; 5— клапан; 6 — пружина; 7 — шток кла пана; 8 — рукоятка клапана с эксцентриком; 9 — ручки
Для пуска огнетушителя надо раскатать рукав, пустить в ре зервуар сжатый воздух из баллона и, подняв давление до 5—7 атм,
открыть пусковой клапан. Под давлением воздуха эмульсия вытес
няется в рукав и одновременно через прорези в сифонной трубке
Рис. 165. Аппараты воздушно-пенного тушения:
а — стационарный огнетушитель CO-500: I—резервуар с эмульсией; 2 — сифонная трубка; 3 — прорези для входа воздуха; 4 — клапан подвода сжатого воздуха из баллона; 5 — пу сковой клапан; б —пожарный рукав; 7 — спрыск; б — возимый огнетушитель BOM-250: 1 — резервуар с эмульсией; 2 — рукав; 3 — сифонная трубка; 4 — баллов сжатого воздуха
185
насыщается воздухом. В результате в рукав подается смесь эмуль
сии и сжатого воздуха. При выходе струи из ствола воздух рас
ширяется и образуется пена. Время действия огнетушителя около
2 мин.
Применяются и более крупные воздушно-пенные установки,
время действия которых достигает 5 мин.
Из передвижных воздушно-пенных аппаратов наибольшее рас
пространение |
получил возимый огнетушитель типа ВОМ-250 |
|
(рис. 165, |
б). |
Призводительность его 25Ó л пены, время действия |
75 с. |
|
|
|
|
Аппараты газотушения применяют главным образом в поме щениях с электрическими установками или ценным оборудовани ем, которые могут быть испорчены при тушении другими сред
ствами.
Ручные углекислотные огнетушители типа ОУ-5 (рис. 166) и
ОУ-8 содержат 5 и 8 л жидкой углекислоты под высоким давле
нием. Для пуска огнетушителя надо взять баллон за ручку, на
править раструб на очаг пожара и открыть вентиль: выходящая
струя углекислоты испаряется, превращаясь в снегообразную мас
су, и окутывает горящий предмет тяжелым облаком, изолируя его от воздуха. Действие огнетушителя можно в любой момент пре
кратить закрытием вентиля.
Передвижные и стационарные углекислотные огнетушители
работают по тому же принципу. Они содержат 16 или 45 кг жид кой углекислоты и снабжены шлангом длиной до 10—15 м с рас
трубом на конце.
Широко применяются на судах также ручные углекислотно-
бромэтиловые огнетушители типа ОУБ-3 и ОУБ-7. Огнетушители
содержат 3 и 7 л смеси бромэтила (97% по весу) с углекислотой
и воздухом. Не отличаясь по принципу действия от углекислот
ных, такие огнетушители обладают важными достоинствами: ту шащее действие смеси примерно в четыре раза выше, чем угле-
Рис. 166. Ручной угле
кислотный |
огнетушитель |
|||
|
ОУ-5: |
|
|
|
а — схема |
огнетушителя; |
|||
б — огнетушитель |
в |
дейст |
||
вии: / — баллон; |
2—сифон |
|||
ная |
трубка; |
3 — предохра |
||
нитель; 4 — вентиль; 5 — ма |
||||
ховик; |
6 — раструб; |
7 — |
ручка
186
кислоты; давление смеси при обычных температурах не превыша
ет 10 кгс/см2, поэтому баллон делается тонкостенным и более легким.
При обращении с газовыми огнетушителями надо соблюдать
осторожность. Испаряясь, газы сильно. охлаждаются, поэтому нельзя браться рукой за выходной рожок во избежание обморо
жения. Газы удушающе действуют па организм, поэтому
помещение после тушения пожара надо хорошо провентилиро
вать. При хранении газовых огнетушителей надо защищать их от
перегрева во избежание повышения давления в баллоне и под рыва предохранительной мембраны.
Другие предметы противопожарного снабжения. Для подачи воды к месту пожара независимо от судовой системы служат пе
реносные пожарные мотопомпы, состоящие из центробежного са
мовсасывающего насоса и карбюраторного двигателя с топлив
ным баком, смонтированных на общей раме. В комплект помпы входят всасывающий и один-два напорных шланга со стволами.
Мотопомпы хранятся в комплекте на верхней палубе под чехла
ми в постоянной готовности к действию.
Для тушения небольших площадей горящей жидкости приме
няют песок, кошму (покрывало, пропитанное огнестойким соста
вом). Металлические ящики с песком и совком для его разбра
сывания, а также кошма в футляре хранятся вблизи мест вероят
ного использования.
Для вскрытия палуб, переборок и других работ при пожаре
служит пожарный инвентарь — ломы, багры, топоры, ведра со
штертом. Они хранятся на специальных щитах в легкодоступных местах судна.
Для защиты людей, ведущих борьбу с огнем, используются
противогазы изолирующего и шлангового типа; брезентовые и
асбестовые рукавицы; специальные термостойкие костюмы. В про тивопожарное снабжение судна входят также переносные акку муляторные фонари, запасные части к трубопроводам и огнету
шителям и различный инструмент для работы с системами.
Раздел пятый
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА ТАНКЕРА
Глава XV. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТАНКЕРА
§ 61. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФТЯНЫХ ГРУЗОВ
Общая классификация. Нефть и ее производные состоят из угле
водородов с примесью других химических соединений. Плотность большинства нефтепродуктов бывает в пределах 0,73—1,02. По плотности нефтепродукты условно делятся на легкие — с плотно
стью ниже 0,9 (бензины, керосины и т. п.) и тяжелые — около 0,9
и выше (моторное топливо, мазуты и т. п.).
Все нефтепродукты делятся также на светлые (бензины, керо
сины, дизельное топливо) и темные (сырая нефть, моторное топ
ливо, мазуты). Отдельную группу составляют масла.
Перевозка нефтепродуктов каждой группы имеет свои особен
ности. Например, темные нефтепродукты обладают повышенной вязкостью, и для возможности откачки их требуется предваритель
но подогревать. Очистка танков от остатков таких грузов отлича ется наибольшей трудоемкостью.
При перевозке светлых нефтепродуктов предъявляются повы шенные требования к чистоте танков, чтобы не испортить груз
остатками предыдущего груза. Особые условия, исключающие
возможность смешения, загрязнения или обводнения груза, не
обходимы при перевозке масел.
Температурное расширение. Все жидкие грузы, включая неф тепродукты, при изменении температуры значительно изменяют
объем. Поэтому в танках необходимо оставлять достаточное сво
бодное пространство.
Однако жидкий груз, имеющий свободный уровень, способен
перетекать при крене на один борт, уменьшая остойчивость суд
на. Кроме того, перемещение жидкости при качке создает до
полнительные ударные нагрузки на борта и переборки. В связи с
этим грузовые отсеки на танкерах меньше по длине и ширине, чем на сухогрузных судах.
Испаряемость. Многие нефтепродукты отличаются большой ис
паряемостью (летучестью). При этом из нефтепродукта выделя
ются наиболее ценные легкие фракции, в результате происходит не только значительная потеря груза, но и снижение его качест
ва. Интенсивность испарения зависит от сорта груза (наибольшая
испаряемость у бензинов, керосинов, сырой нефти), его темпера
188
туры п давления в тапках. Для уменьшения испарения принимают
ряд мер,-важнейшая из которых — герметизация танков.
Огнеопасность. Все нефтепродукты огнеопасны. Степень огне
опасности зависит от испаряемости нефтепродукта. Она характе
ризуется температурой вспышки — наименьшей температурой,
при которой пары нефтепродукта образуют с воздухом смесь,
способную вспыхнуть при поднесении открытого огня. Правилами
Регистра СССР все нефтепродукты по степени огнеопасности де
лятся на |
три разряда в |
зависимости от температуры |
вспышки |
||||
(табл. |
Температура |
|
|
|
|
|
|
Разряд4). |
|
|
|
|
Таблица 4 |
||
|
|
|
|
|
|||
нефтепродукта |
вспышки паров |
|
Наименование |
нефтепродуктов |
|
|
|
1 |
Ниже +280 C |
Сырая нефть, бензин, лигроин, бензол, толу |
|||||
От +28 до |
керосин тракторный и др. |
|
|
|
|||
олУайт, |
-спирит, керосин осветительный, топливо |
||||||
2 |
+610C |
для реактивных двигателей, легкое дизельное |
|||||
топливо и др. |
|
пиронафт, |
' ■ |
||||
3 |
Выше +610 C |
Моторное топливо, |
мазуты, |
сма |
|||
зочные масла и др. |
|
|
Наиболее огнеопасными являются нефтепродукты первого раз
ряда, а также любой нефтепродукт, если его температура ниже
температуры вспышки менее чем на 5oC. При перевозке таких грузов танкер должен удовлетворять наиболее высоким противо
пожарным требованиям.
Взрывоопасность паров. Если смесь нефтяных паров с возду
хом находится в замкнутом объеме, то при определенной концент
рации при поднесении открытого огня смесь взрывается. Наимень шая концентрация паров в воздухе, при которой возможен взрыв,
называется нижним пределом взрываемости. Наибольшая концент
рация, выше которой смесь не взрывается, называется верхним пределом взрываемости. Интервал между нижним и верхним пре
делами составляет зону взрываемости паров нефтепродукта.
Разные нефтепродукты имеют разные пределы взрываемости паров. Они указываются в таблицах свойств нефтепродуктов и могут быть выражены в концентрации паров в воздухе в процентах по объему, в миллиграммах на литр, а для насыщенных паров,
заполняющих пустоты в груженых танках,— также и в градусах
Цельсия (при этом нижний предел взрываемости обычно соответ
ствует температуре вспышки).
Знание пределов взрываемости паров перевозимых нефтепро
дуктов и контроль концентрации паров в емкостях позволяют свое
временно принимать необходимые меры предосторожности.
Способность электризоваться. При движении по трубам нефти, керосина, бензина и некоторых других нефтепродуктов вследст вие трения слоев жидкости о стенки труб и друг об друга возника
ют заряды статического электричества. Накопленные заряды, если
их не отвести, могут оказаться настолько значительными, что спо
собны вызвать искровой разряд и воспламенение паров нефте
18?
продукта. Для отвода статического электричества на танкерах
устраивают специальную систему заземления.
Коррозионность. Многие нефтепродукты, особенно бензины и
сырая нефть, а также забортная вода, принимаемая в качестве
балласта, вызывают сильную коррозию танков. Для защиты от коррозии танки покрывают антикоррозионными составами.
Ядовитость. Пары нефтепродуктов вредны для здоровья лю дей. Наиболее опасны в отношении отравления этилированные нефтепродукты, содержащие ядовитые присадки тетраэтилсвинца.
Ядовитость нефтепродуктов, наряду с их высокой огнеопас ностью, требует от экипажей танкеров строгого соблюдения спе
циальных правил производственной и противопожарной безопас
ности, установленных для данного типа судов.
§ 62. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТАНКЕРА
Большинство танкеров, построенных до 70-х годов, представ ляют собой суда трехостровиого типа: с баком, удлиненным ютом
и легкой средней надстройкой, где расположена рулевая рубка.
В настоящее время почти все танкеры строят без средней над
стройки и все посты управления и жилые помещения размещают на юте, который делается увеличенной высоты (рис. 167, 168). Та
кое расположение улучшает бытовые условия экипажа и позволя
ет несколько упростить оборудование.
Корпус танкера обычно набирается по продольной системе, а
в оконечностях — по поперечной. Машинное отделение всегда
расположено в корме, что обусловлено противопожарными тре
бованиями.
Грузовые помещения занимают среднюю часть судна, до 60— 70% его длины. Для уменьшения перетекания груза при качке
корпус в этом районе разделен одной-двумя (иногда тремя) про дольными и несколькими поперечными нефтенепроницаемыми пе
реборками на отдельные отсеки — грузовые танки. C той же целью в крупных танках делают дополнительные отбойные (проницае
мые) переборки и подпалубные листы, у некоторых малых танке
ров (типа «Певек», «Аксай») палуба имеет тронк.
Большое распространение в последние годы получили танкеры
с двумя широко разнесенными продольными переборками, рас
стояние между которыми может превышать половину ширины судна. Набор продольных переборок вынесен в узкие бортовые
танки, которые при этом часто делаются двойной длины. При та
кой конструкции тяжелые вязкие нефтепродукты перевозят пре имущественно в широких средних танках, мойка которых значи тельно проще за счет гладких поверхностей переборок, а узкие
бортовые танки используют для перевозки легких сортов нефте
продуктов или для приема балласта при порожних рейсах.
На современных танкерах в районе грузовых танков часто
применяют гофрированные переборки. По сравнению с плоскими
они при равной прочности имеют меньшую массу за счет отсутст-
190