Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
вия стоек, а благодаря меньшему количеству труднодоступных мест значительно облегчают мойку танков. Гофры продольных пере
борок располагают всегда горизонтально, поперечных — верти
кально или горизонтально.
Многие нефтепродукты и их пары обладают большой прони
кающей способностью. Для предупреждения их распространения
по судну и уменьшения пожарной опасности грузовые отсеки от
деляются от остальных помещений вертикальными коффердама
ми — контрольными отсеками длиной около 1 м. Если на судне имеетсясредняя надстройка, то она отделяется от танков горизон
тальным коффердамом высотой до 2 м. Этот коффердам во избе
жание скопления нефтяных газов не имеет закрытий и постоянно проветривается, а пространство его используется для хранения грузовых шлангов.
Для перекачки жидкого груза танкеры оборудуются грузовы
ми и зачистными насосами, которые размещаются в отдельном
грузовом насосном отделении. Оно находится или позади танков,
заменяя собой одновременно кормовой коффердам, или между ними.
В районе грузовых отсеков танкеры во избежание скопления
нефтяных газов, как правило, не имеют двойного дна. Несмотря
па это, непотопляемость танкера обеспечена лучше сухогрузного
судна за счет большого числа переборок и герметичного закрытия танков. Все судовые запасы топлива и воды хранятся на танкере
в отсеках концевых частей корпуса, включая двойное дно в районе машинно-котельного отделения.
В носовой части танкера наряду с помещениями, обычными
для других судов (цепной ящик, кладовые, форпик), расположе ны: балластный и топливный диптанки, установка пенотушения,
сухогрузный трюм, носовое насосное отделение.
Сухогрузный трюм служит для удифферентовки танкера в гру зу: при полной загрузке танкер может получить дифферент на
нос, и легкий трюм в носовой части позволяет сместить центр тя жести судна к корме, обеспечивая нужный дифферент на керму.
Поэтому сухогрузный трюм обычно пустует или используется для
хранения судового имущества. На многих танкерах сухогрузного трюма нет, и удифферентовка обеспечивается помимо него.
Носовое насосное отделение служит для размещения аварий
ного пожарного насоса, а также осушительно-балластного и топ-
ливо-перекачивающего насосов, обслуживающих носовые ем кости.
Танкеры отличаются невысоким надводным бортом в грузу, и
палуба на большей части длины имеет легкое леерное огражде ние для свободного стока воды при шторме. Поэтому для без опасного перехода людей в штормовую погоду между надстройка
ми на высоте около 3 м над палубой находится переходный мос тик, под ним различные трубопроводы и электрические кабели.
Курить на танкере можно только в строго определенных мес
тах, на юте есть специальная курительная комната.
13 Устройство «орского судна |
193 |
В ближайшее время отечественный наливной флот начнет по
полняться танкерами типа «Крым» дедвейтом 150 000 т. Характерная особенность этих крупнейших судов отечест
венного флота — наличие двойного дна не только в районе
машинного отделения, но и по всей длине танковой части. Это
увеличивает продольную прочность корпуса и значительно умепьшает вероятность разлива нефтепродуктов в случае пробоины.
Танковая часть корпуса (рис. 169) разбита по длине на пять
непроницаемых отсеков и по ширине разделена двумя продоль
ными переборками, что образует 12 грузовых танков и один (№ 3) чисто балластный. Последний служит одновременно пассивным
успокоителем качки.
Днища грузовых танков имеют наклон к диаметральной плос
кости, что улучшает условия осушения танков.
Двойное дно разбито по длине поперечными переборками ана
логично танковой части и используется для приема чистого бал
ласта при порожних рейсах. По всей длине двойного дна в районе
диаметральной плоскости проходит коридор трубопроводов, об
служивающих танки и отсеки двойного" дна. ~Расположение трубо
проводов в сухом отсеке облег
чает эксплуатацию танкера,
повышает коррозионную стой
кость труб.
№ |
. мо; |
ʃ |
N•5 |
|
111 llrrττ |
/ |
П |
ГТТТТ |
'-lr-
169.Крупнотоннажный танкер с двойным
|
дном типа |
«Крым» (дедвейт 150 000 |
т): |
||||||
.. |
а — общий |
вид; |
б — вид |
сбоку: |
в — поперечное |
|
сечение: |
||
|
№ 1, 2, 4, |
5 — грузовые |
танки; |
№ 3 — балластный |
танк — |
||||
|
успокоитель |
качки; |
6 — грузовое |
насосное |
отделение; |
||||
|
7 — балластные |
отсеки двойного |
дна; |
8 — туннель |
грузово |
го трубопровода
194
Пожарная безопасность обеспечивается заполнением всех сво
бодных объемов танков и отсеков двойного дна инертными газа ми от специальной установки. В результате этого в отсеках по
стоянно поддерживается атмосфера, исключающая возможность
воспламенения и взрыва нефтяных паров. При этом инертные га зы перед подачей в отсеки осушаются и очищаются от сернистых соединений, что способствует снижению коррозии корпуса.
Танкер оборудован высокоэкономичной паротурбинной уста
новкой мощностью 30 000 л. с., обеспечивающей скорость 17 узлов
в грузу и 18 узлов в балласте.
На танкере применены подруливающие устройства в носу и
корме, винт регулируемого шага, дистанционное управление энер
гетической установкой и грузовыми операциями и целый ряд других
современных достижений судовой техники.
§ 63. ГРУЗОВЫЕ И БАЛЛАСТНЫЕ ТАНКИ
Устройство танков. Количество танков на танкере бывает са
мым различным и зависит от размеров судна и самих отсеков. Так, на танкерах еще сравнительно недавней постройки расстоя
ние между переборками в танке обычно не превышало 12 м. В на
стоящее время все чаще строятся суда с более крупными танка-
Рис. J70. Общий вид грузовых танков:
J — горловины танков; 2 — смотровые глазки; 3 — лючки для моечных машинок
13* |
195 |
|
ми, у которых расстояние между перебор |
||||
|
ками достигает 15—20 |
м и более, |
а для |
||
|
уменьшения перетекания груза в танках |
||||
|
устанавливают отбойные переборки и под |
||||
|
палубные листы. Применение больших отсе |
||||
|
ков при меньшем их |
числе позволяет сокра |
|||
|
тить трубопроводы, упрощает эксплуатацию |
||||
|
и, в частности, мойкуL |
танков. Правилами РеВ. |
|||
|
гистра СССР размеры танков допускаются |
||||
|
по длине до 0,2 |
и по |
ширине — до 0,6 |
||
|
Каждый танк (рис. |
170) имеет |
на гру |
||
|
зовой палубе круглую или овальную горло |
||||
винтовой привод крышки |
вину размером около |
1 |
м2. Через нее спус |
||
|
каются люди для |
осмотра и выполнения |
различных работ по ремонту пли очистке танка. От горловины до днища проходит ме
таллический трап; па больших танкерах он состоит из нескольких
секций с переходными площадками между ними.
Горловина (рис. 171) ограждена приваренным комингсом вы
сотой 0,8 м и закрывается сверху массивной литой крышкой, ко торая задраивается откидными болтами или прижимной скобой.
Для обеспечения полной непроницаемости крышка имеет по пери
метру паз с запрессованным в него мягким уплотнением. Для от
крытия и закрытия крышки горловина обычно оборудуется спе
циальным винтовым или гидравлическим приводом.
В каждой крышке горловины имеется лючок диаметром
25—30 см, называемый смотровым глазком. Через этот глазок
наблюдают за изменением уровня груза при грузовых операциях,
отбирают пробы груза, замеряют температуру нефтепродуктов с
помощью переносного термометра. Глазок снабжается медной
огнепредохранительной сеткой и закрывается отдельной крышкой на задрайках.
В палубном перекрытии каждого танка сделаны два—четыре лючка диаметром 40 см, огражденные небольшими комингсами.
Они предназначены для опускания в танк моечных машинок во
время механизированной мойки.
У кормовой переборки танков расположены измерительные
трубки для определения уровня груза стальной рулеткой или метроштоком. Трубки плотно закрываются бронзовыми пробка ми с резьбой при помощи торцевого ключа.
Измерительная трубка проходит в танке без изломов почти до днища. Во избежание повреждения обшивки днища от частых ударов грузика рулетки при замерах под трубкой приварена бу ферная планка. В верхней части трубки сделаны отверстия для
выхода воздуха при заполнении ее грузом. Все палубные пробки из
мерительных трубок снабжены соответствующими надписями.
На современных судах грузовые танки оборудуются также
дистанционными измерителями уровня, позволяющими замерять
уровень во всех танках из одного центрального поста.
1.96
Специальные системы. Для приема и откачки груза танки обо
рудованы грузовой системой. Магистральный трубопровод систе
мы проходит от грузового насосного отделения по днищевому на
бору всех танков и имеет в каждом танке приемные отростки с
клинкетами (рис. 172). Для свободного прохода жидкости прием
ные отростки не доводятся до днища примерно на 50—100 мм, по
этому после выгрузки в танке остается некоторое количество груза.
Для откачки остатков груза служит зачистная система. Она
устроена подобно грузовой, но трубопроводы имеют меньший диа метр, а приемники не доводятся до днища всего на 15—20 мм, что
позволяет откачивать практически весь груз.
Грузовые и зачистные приемники размещаются в наиболее глу бокой части танка, у кормовой переборки, поскольку танкеры
обычно имеют дифферент на корму. Клинкеты грузовых и зачист
ных трубопроводов снабжены валиковыми приводами, которые выводятся на грузовую палубу и заканчиваются там маховиками.
На многих современных танкерах вместо валиковых применяют
дистанционные гидравлические приводы, с помощью которых
управляют клинкетами с центрального поста.
В оборудование танков входит также ряд других специальных
систем. Система подогрева груза служит для подогрева вязких
нефтепродуктов, чтобы обеспечить их всасывание при выгрузке.
Для поддержания в танках нормального давления, уменьшения испарения груза и обеспечения пожарной безопасности служат
газоотводная система, системы орошения грузовой палубы и
инертных газов.
Рис. 172. Расположение грузовых и зачистных трубопроводов в танках:
/ — грузовые |
магистрали; |
2—грузовые приемники; |
3 — грузовые |
клинкеты; 4 — зачист |
|
ные магистрали; 5 —зачистные приемники; |
б — зачистные клинкеты; |
7 — валиковые приво |
|||
ды |
клпнкетов; |
8 — клпнкетные |
колонки; |
9—маховики |
кл пикетов |
T9Ï
Для промывки и дегазации танков и трубопроводов служат
системы механизированной мойкп, пропаривания и вентиляции
танков. Для уменьшения коррозии внутренних поверхностей тан ков применяется система осушения воздуха в танках или система
осушенных инертных газов, обеспечивающая одновременно и по
жарную безопасность.
Все грузовые танки оборудованы мощными противопожарны
ми средствами, обычно системами пеиотушения и паротушения.
При перевозке грузов третьего разряда допускается применение в
танках системы тонкораспыленной воды.
Магистрали перечисленных систем проложены по наружной
палубе судна под переходным мостиком и имеют ответвления к каждому танку.
Балластные танки. Танкеры, как правило, бывают загружены только в одном направлении, и при обратном порожнем рейсе для сохранения мореходных качеств и нормальных условий прочности корпуса вынуждены принимать водяной балласт. Количество не обходимого балласта составляет 20—30% от дедвейта в обычную погоду п до 70% при шторме.
Большинство танкеров до настоящего времени принимают
основной балласт в грузовые танки после их выгрузки. По прибы
тии в порт погрузки балласт откачивают или в береговые емко
сти, если вода загрязнена нефтяными примесями, или за борт,
если за время рейса успели промыть танки и заменить балласт
чистым. Тем самым выполняются требования по борьбе с загряз нением моря нефтью.
Однако оба варианта имеют серьезные недостатки: первый
требует больших емкостей в портах, второй — частой мойки тан
ков, которая трудоемка, вызывает усиленную коррозию танкеров
и не в каждом рейсе возможна. В обоих случаях откачка балласта из грузовых танков вызывает задержку погрузки этих танков,
т. е. растягивает время грузовых операций.
В связи с этим на танкерах новой постройки, особенно круп нотоннажных, в районе грузовых отсеков устраивают чисто бал ластные танки. При прямых рейсах их не загружают пли иногда
используют для перевозки легких нефтепродуктов, а при обратных
рейсах в них принимают чистый балласт. Танки обслуживаются
отдельным насосом и трубопроводом, что исключает их загрязне
ние темными нефтепродуктами. Наличие таких танков позволяет
судну совмещать грузовые и балластные операции, производя од
новременно прием груза и слив балласта, и наоборот.
Следует отметить, что грузоподъемность танкера с чисто бал ластными танками используется полностью: вместимость танкера
рассчитывается по плотности легких нефтепродуктов, и при перевозке тяжелых сортов и полной загрузке судна остается из быток объема; этот избыток и составляют балластные танки.
По такому принципу спроектированы, например, танкеры типа
«София» |
дедвейтом более 45 000 т |
(рис. 173) |
. Бортовые танки |
№ 3 и 4 |
служат для приема 11 000 |
т чистого |
балласта. Если по |
193