Файл: Экономическое моделирование автоматизированной техники..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
разработки, внедрения и использования прогрессивной техники. Значительно повысились качество руководства, компетентность в выработке технической политики. Бо лее эффективно, чем раньше, мобилизуются и объединя ются усилия многих производственных и научных кол лективов на решении актуальных проблем ускорения технического прогресса. Предприятия сейчас получили больше прав и крупные финансовые ресурсы для свое временного обновления морально устаревшей техники.
* * *
Перед экономической наукой возникает необходи мость тщательного обоснования моделирования автома тизированной техники. Представляется, что результатив ность этого процесса во многом будет зависеть от учета действия экономических законов в условиях развитого социализма, в частности закона накопления, а также правильного решения в комплексе таких важных, на наш взгляд, проблем, как овладение искусством стратегиче ского планирования и прогнозирования, совершенствова ние проектного дела и сокращение сроков сооружения объектов новой техники, ускорение освоения проектных мощностей, а также стимулирования интенсификации накопления и обновления средств труда на базе автома тизированной техники.
Гл а в а IV |
К ВОПРОСУ |
|
О МОДЕЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ |
|
УПРАВЛЯЮЩЕГО УСТРОЙСТВА |
Вопросы прогнозирования техники нового типа имеют большое значение не только для определения тенденций и закономерностей ее развития, но и для планирования организации этого процесса ;и управления им. Эти вопро сы могут быть рассмотрены в плане эволюции системы машин в целом и изменения ее составных частей, каждо го звена в отдельности.
В экономической литературе придается большое зна чение прогнозированию технического прогресса, техники. Рассматриваются вопросы и количественного роста, и ка чественного совершенствования ЭВМ. Вместе с тем про блемам развития отдельных звеньев и особенно управ
ляющего устройства во взаимосвязи с |
системой машин |
в целом, на наш взгляд, не уделяется |
должного вни |
мания. |
|
При определении тенденций и направлений эволюции отдельного звена необходимо учитывать, что оно высту пает как часть целого, находящегося в диалектической взаимосвязи с другими звеньями. Анализ эволюции управляющего устройства должен, очевидно, сводиться к решению проблем развития системы в целом и иметь в определенной степени вспомогательное значение, вы ступая условием в решении более широкой проблемы со вершенствования автоматизированной системы машин.
При прогнозировании развития управляющего устрой ства необходимо основываться на изучении и практиче ском использовании законов прогресса техники в целом и закономерностей изменения самого управляющего устройства.
Прогнозирование управляющего устройства должно вестись в двух аспектах. Первый аспект — прогнозирова ние его как части системы машин нового типа, базирую щееся на изучении внутренних закономерностей развития техники; второй аспект — самостоятельное экономиче-
74
Ское прогнозирование управляю щ его устройства или си стемы.
1. ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО УСТРОЙСТВА
Развитие научно-технической революции неразрывно связано с изменением средств труда и тех функций, кото рые человек осуществляет в процессе производства. Свои трудовые функции человек постепенно воплощает в тех нике. Процесс постепенной передачи функций человека машинам характеризует диалектику развития системы машин. С развитием машин возрастают возможности пе редачи им отдельных функций человека. Человек как бы моделирует свои функции при помощи более совершен ных машин. Вместе с тем появляются новые функции, которые для своего моделирования требуют более раз витой и совершенной техники.
В период научно-технической революции машина вы ступает активным средством замены не только физиче ского, но и элементов умственного труда. Этот этап свя зан с автоматизацией, возникновением электронно-вы числительных машин. Машины начинают управлять машинами, причем это относится почти ко всем отраслям общественного производства. При автоматизации произ водства происходит передача функции не только инди видуума, частичного работника,но и совокупного работ ника целой системы машин.
Принцип последовательной замены функций совокуп ного работника техническими системами в выполнении все более сложных трудовых и частично умственных операций выражает суть и основное направление техни ческого прогресса. Вместе с тем тот факт, что развитие техники и совокупного работника совершается в их взаи модействии, предполагает и противоречивый характер этого процесса.
При совершенствовании техники постепенно происхо дит превращение машины в систему машин путем разре шения присущих этому процессу противоречий, прояв ляющихся в различных формах и влияющих на содержа ние, а также на направление совершенствования системы и отдельных ее звеньев. Прогресс машины привел к обра зованию трехзвенного машинного комплекса (машиныдвигателя, передаточного механизма, машины-орудия,
75
или рабочей машины), при котором человек выполнял функцию мыслящей и активной силы, управляющей про цессом в машинном комплексе.
Однако уже в трехзвенной системе машин появляют ся зачатки управляющего устройства, заложены элемен ты автоматизма. Эти элементы накапливаются постепен но, в принципе их можно увидеть почти в любой машине.
В условиях крупного машинного производства трех звенный комплекс изменяется качественно и превращает ся в четырехзвенный, в котором появляется новое, отно сительно самостоятельное звено — управляющее устрой ство.
Четырехзвенный комплекс возникает на определенном этапе прогресса производительных сил, который харак теризуется высоким уровнем механизации производства. Это единый комплекс существенно различных частей. Каждая из них связана с другими и с системой в делом. Работа каждого звена, его свойства определяются не только его собственным содержанием, но и общими ре зультатами воздействия других звеньев. Сама же система обладает свойствами, отличными от свойств отдельных звеньев, из которых она состоит. Ее отличают также соб ственные закономерности работы, не выводимые из осо бенностей составных звеньев. Поэтому четырехзвенная система машин отличается не только количественно, но и качественно от трехзвенной.
Изменение и усовершенствование одного звена необ ходимо требует усовершенствования других. С появлени ем управляющего устройства (четвертого звена) проис ходит процесс совершенствования, качественное измене ние рабочей машины, изменяются формы ее воздействия на предмет труда.
Получая и перерабатывая информацию, управляющее звено создает условия для оптимального управления всей машинной системой, позволяет использовать в производ стве не только механические, но и другие формы дви жения (электронно-эрозионную, электрохимическую, уль тразвуковую, электронно-лучевую, световую обработку деталей и т. п.), которые, с одной стороны, непосредст венно не подконтрольны органам чувств человека, но, с другой стороны, дают возможность значительно сокра тить цикл производства, повысить качество изделий, точ ность их обработки, прочность, коренным образом улуч шить условия труда.
76
Прогресс четырехзвенной системы машин в делом не исключает, а предполагает дальнейшее развитие каждого звена. Возникнув в недрах т.рехзвенного комплекса и сформировавшись в отдельное устройство, управляющее звено получает дальнейшее относительно самостоятель ное развитие, постепенно обособляясь, усложняясь, входя составной частью в комплексы системы машин высшего порядка.
Созданные на производстве автоматические машины и целые автоматизированные комплексы характеризуют ся большим количеством взаимосвязанных машин и ме ханизмов. Человеку труднее становится следить за про цессом производства. Появляется необходимость автома тизировать сложные процессы, разрабатывая для этого совершенные управляющие устройства.
С развитием научно-технической революции возни кают управляющие устройства, которые позволяют авто матизировать управление станками, автоматическими линиями, группами предприятий и даже отраслями. В на стоящее время создана вычислительная техника для автоматизации процессов, многие из которых казались раньше специфичными лишь для интеллектуального тру да. Она позволяет несравненно более детально учитывать факторы, влияющие на производственные процессы, на работу предприятий, отраслей. Это открывает возмож ности значительного повышения уровня управления. В сочетании со средствами связи, передающими инфор мацию, электронно-вычислительные машины способству ют значительному улучшению оперативного руководства промышленностью, строительством, работой транспорта и т. д. При этом необходимо учитывать, что действие управляющего звена в конечном итоге ограничено воз можностями рабочих машин. Управляющее звено, преоб разуя информацию, обеспечивает работу системы машин различных уровней на грани потенциальных возможно стей, повышая степень их организованности, изыскивая и рассчитывая оптимальные пути работы систем с целью наиболее эффективного развития общественного произ
водства.
Появление качественно новой (четырехзвенной) си стемы машин можно считать исходным пунктом научнотехнической революции, новым этапом развития системы машин, начальным периодом автоматизации произволстства и управления.
77
Автоматизация — этот длительный процесс дальней шего развития техники — одно из основных, главных на правлений научно-технической революции.
Совершенствование четырехзвенной системы машин как единого целого, изменение каждого эвена с учетом изменений других звеньев создает возможность поднять автоматизацию на качественно новый этап, применять прогрессивные методы автоматизации производства и управления, наиболее эффективно развивать все общест
венное производство.
Роль и значение управляющего устройства неизмери мо возрастают, изменяются его содержание и функции. Рассматривая содержание четвертого органа системы машин, необходимо иметь в виду, что электронно-вычис лительная машина и управляющее звано — понятия не равнозначные. При развитии управляющее звено в даль нейшем превращается в управляющую систему, в кото
рую ЭВМ входит составной частью.
В общем виде модель развития управляющего устрой ства в системе машин схематично можно представить следующим образом. Процесс постепенной передачи функций человека управляющим устройствам привел к созданию трехзвенной системы машин, состоящей из трех составных частей — А, В, С (машины-двигателя, пе редаточного устройства, рабочей машины). В каждом звене происходит количественное накопление элементов автоматизма, совершенствование которых постепенно приводит к качественным изменениям в системе, к необ ходимости и возможности создания устройства, управ ляющего в совокупности всей системой. Трехзвенная си стема превращается в четырехзвенную. Четырехзвенная система — это уже единый комплекс четырех частей А, В, С, D, каждая из которых развивается в зависимости от других и в то же время согласно своим закономерно
стям (см. рис. 1).
В четырехзвенном комплексе происходит как бы обо собление управляющего устройства (D), которому чело век постепенно передает функции управления системой машин. Качественный скачок в развитии системы машин, превращение ее в автоматическую означает и коренное
изменение всех ее составных частей. |
|
D |
|
В свою очередь комплекс |
четырех частей А, В, С, |
||
состоит из конечных составляющих элементов а*, |
Ь{, |
с* |
|
и di, которые сами являются |
системой. Однако |
этими |
78
элементами легче оперировать и конструировать их, чем целым.
Автоматическая система получает дальнейшее разви тие как единое целое. Вместе с тем отдельные части мо гут функционировать обособленно, превращаясь в свою очередь в совокупность машин, образуя автоматизиро ванные комплексы высшего порядка. Эти комплексы уже
! А |
В |
С |
Л |
— четырехзвенная система машин |
|
|
с |
Z L . |
|
m |
|
Л |
— части системы машин |
|
|
|
|
|
|
- F |
— |
-4 - |
~4~ “ |
— элементы частей |
|
|
|
ЕЕ: |
|
\ |
zcL |
Edi |
|
Рис. 1.
развиваются относительно самостоятельно в единой си стеме народного хозяйства. Они объединяются в обще
государственный |
автоматизированный комплекс |
(см. |
рис. 2). |
управляющее устройство имеет |
не |
Таким образом, |
сколько направлений развития: а) как составная часть автоматической системы машин; б) как составная часть автоматизированных технологических- и производствен ных систем; в) как автоматизированная система управ ления. Несмотря на различия, все эти системы имеют общий, основной объединяющий их элемент'— устройст во переработки информации — электронно-вычислитель ную машину.
В настоящее время существуют два основных класса ЭВМ — аналоговые и цифровые. Аналоговые машины ис пользуются в основном в научной работе и промышлен ности для решения дифференциальных уравнений, выра жающих физические процессы, протекающие в опреде ленный промежуток времени. Им присущи высокая быстрота действия, простота программирования, но срав нительно низкая точность вычислений. Гораздо более широкое применение находят цифровые вычислительные машины, которые используются в тех областях, где необ ходимо производить арифметические операции, хранить
79