Файл: Приднепровская железная дорога..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

которые дали нам полное и до конца ясное понимание основных политических задач партии. С приездом вождя большевики на местах словно выросли... пути я цели борьбы стали предельно понятными».

В конце апреля открылся 2-й съезд железнодорожников. На нем были приняты предложения большевиков: об ускорении переговоров о мире, об установлении с 1 мая восьмичасового рабочего дня на железной дороге. Съезд утвердил «Положение о демократизации железнодорожной службы», избрал исполком союза железнодорожников во главе с Власенко С. Н., членом партии с 1913 года. Рабочий Ниж,неднепровских вагонных мас­ терских, он был первым комиссаром дороги.

«В этот период,— пишет С. Н. Власенко,— нашей главной за­ дачей являлось привлечение на сторону большевистской партии широких масс железнодорожников. Подавляющее большинство их шли за большевиками, которые выражали их кровные инте­ ресы»'.

Исполком дороги командировал С. Н. Власенко и Н. П. Лев­ ченко в министерство путей сообщения с ультимативным тре­ бованием повысить заработную плату рабочим и служащим дороги. Опасаясь забастовки, министерство частично удовле­ творило эти требования.

Силы революции крепли. В Смольный прибыл В. И. Ленин, чтобы отсюда, со штаба революции, руководить ходом восста­ ния, подготовленного всем предыдущим развитием событий.

25 октября (7 ноября) 1917 года свершилась Великая Ок­ тябрьская социалистическая революция. В истории человече­ ства началась новая эра.

Рабочий класс и беднейшее крестьянство горячо приветство­ вали победу социалистической революции. Повсеместно про­ ходили многолюдные митинги, усилилась подготовка к созда­ нию отрядов Красной гвардии на дороге. На всех крупных станциях и узлах действовали ее штабы. Начальником Красной гвардии Екатерининской железной дороги был назначен Баг­ лей Г. Н. Председателем Ревкома дороги — Власенко С. Н.

Гавриил Николаевич Баглей принадлежит к стойким и сме­ лым бойцам за дело рабочих. Родился он в 1887 году в семье рабочего, с раннего детства испил горькую чашу лишений. Еще подростком начал свою трудовую деятельность в Нижнедне­

провских вагонных

мастерских (ныне завод имени Кирова).

В 1912 году Баглей

Г. Н. вступает в ряды ленинской партии и

62


как талантливый организатор входит в руководящий состав партийной организации Заднепровья. 13(26) декабря 1917 года Гавриил Николаевич участвовал © работе Чрезвычайного Все­ российского съезда железнодорожных рабочих, на котором слу­ шал речь В. И. Ленина. Затем он занимает ряд ответственных постов на дороге, в том числе пост председателя Военно-рево­ люционного штаба по охране перевозок на железнодорожном транспорте, ведет активную борьбу с австро-немецкими окку­ пантами и контрреволюционными войсками Центральной рады. В 1920 году он был вызван в Москву для нового назначения, в дороге заболел и умер. По решению Екатеринославского губкома КП(б)У в 1923 году станции Запорожье присвоено имя Г. Н. Баглея.

Большевики железнодорожных узлов и станций действовали энергично, смело завоевывали новые позиции. Они укрепили свое влияние в Долшнцевском исполкоме профсоюза железно­ дорожников, Екатеринославских, Нижнеднепровских и Алек­ сандровских мастерских. 24 декабря подавляющим большин­ ством голосов исполком Екатерининской дороги принял реше­ ние взять управление дорогой в свои руки, назначил комиссаров во все службы. 31 декабря 1917 года Власенко С. Н., члены исполкома, вооруженные железнодорожники и красногвардейцы явились в кабинет начальника дороги Кудреватого и заявили, что нынешнее руководство устраняется, а управление дорогой переходит в руки исполкома.

Комиссарами служб дороги были избраны: службы тяги —

.машинист паровозного депо Екатеринослав большевик Дубина, службы движения — Кобивсшй, пути — рабочий большевик Белостоцкий, телеграфа и связи — Воловик, материальной служ­ бы — Большунов, бухгалтерии — Волняиский.

В этот же период из рабочих большевиков были назначены военные коменданты станций Екатериносла.в, Кривой Рог, Долгинцево, Никополь, Александровск.

По инициативе большевиков 18 января 1918 года состоялся VII делегатский съезд Союза Екатерининской дороги, который утвердил «Положение об управлении Екатерининской дороги». В основе «Положения» был принцип коллегиального руковод­ ства и управления дорогой и всеми ее хозяйственными подраз­ делениями.

Вместе с этим на дороге и в крупных населенных пунктах, примыкающих к ней, разгоралась решительная борьба за власть

63

Советов, в которой активно участвовали железнодорожники. Власенко С. Н. пишет о тех днях: «В ночь на 28 декабря мне сообщили со станции Игрень о прибытии к нам на помощь бро­ непоезда с отрядом вооруженных московских и петроградских рабочих. После проверки этого сообщения бронепоезд был про­ пущен на станцию Екатеринослав. Рано утром 28 декабря команда бронепоезда, заняв боевую позицию, предъявила уль­ тиматум командованию гайдамаков с требованием немедленно сдать оружие... Раздалось несколько выстрелов с бронепоезда, и гайдамаки подняли белые флаги. Полк капитулировал... Воен­ ным комендантом станции Екатеринослав был назначен Васи­ лий Иванов».

По дороге бронепоезд очистил от контрреволюционных отря­ дов станции Илларионово, Игрень, Нижнедиепровск. Но еще не был ликвидирован очаг контрреволюции в Екатеринославе. Вечером 28 декабря отряды Красной гвардии Брянского завода выступили с центра города и Озерного базара. Красногвардей­ цы из москвичей, петроградцев и железнодорожников ворвались во двор почтамта, где засели гайдамаки, с тыла и заставили их сдаться. Утром 29 декабря в Екатеринославе была провозгла­ шена Советская власть. В декабре 1917—январе 1918 годов красное знамя Советской власти было поднято в Павлограде, Синельниково, Новомосковске, Каминском, Верхнеднепровске, Кривом Роге, Александровске.

Большую помощь красногвардейцам Александровска оказал отряд моряков Черноморского флота, который проездом в Крым находился на станции Александровск-Южный. Отвагу и сме­ лость проявили в этом бою с гайдамаками и воинскими частями крымских татар рабочие железнодорожных мастерских красно­ гвардейцы Бондарев И. П., Вассерак И. Я-, Дубовик И. М., Иванов В. Л., Леженко Д. Д., Макаров А. А., Петров И. М., Пересыпко Н. К-, Черный И. П. и много других. С рождением Красной Армии часть красногвардейцев-железнодорожников влилась в ее ряды. Железнодорожники внесли свой вклад в раз­ гром кайзеровских оккупантов.

В Александровские мастерские был доставлен на ремонт красногвардейский бронепоезд «Свобода или смерть». Коман­ довал бронепоездом моряк Черноморского флота Андрей Полу­ панов. Он и комиссар Яков Харитоненко организовали быстрый ремонт бронепоезда. После ремонта Полупанов получил от же­ лезнодорожников много заявлений с просьбой зачислить их в

64


Министр путей сообщения П. П. Мельников, инициатор

строительства железных дорог на Юге России

(1866 г.).

Инокенер путей сообщения В. П. Титов,

начальник работ по строительству железнодорожной

линии Ясиноватая—•

Долинская.

Лом основное орудие труда.

4 .

Н а з е м л я н ы х работ ах .


Уведомление об открытии двиокен ия пассажирских и товарных поездов.

Больница

дороги в 1884 г.

ТІТОТВО

г. /cHVtP/ M Stf/ t f/ss/t'/sty/sf/jy ifé /J

•ММ.ІНКІИЯ. /«*/£<•/>

• hДѲГВГѴ

ІІС В ІІТ Н ІІІІ

.•хуіі'Ь.

«Г,

6 t

 

 

 

WS///6'

<y3//<ZZA//Z/S7Zf

ciâ a /s tf

У/?Агггггг'гг/'гечі'г>гхтг'Аггг7АА<УО -

/у/гУо, Аггггг / f сегг-

9/ m J /m

iYa/ z a z --

,y a ,

г/г/гіу/гггггг- /////гЛ /* ух/ гл с

У /гг -

.У сс/ггг’

-/гаг~г-гге/г-гг//г-л;гг.тА

&

/?/>+--

Угг/гггггЛА /Z fi/yH oS*

гггг / ' у

/Ä W -

д-уѵс

 

 

- 3 >cSzCrA/iO/'Z/'*YZyjrOZZ'

j/C/'. гггоггггг

^о /ггУ гг, zypaz

-агуг. ' 9/7-

У гн'ггг

ЛІуугі'л'б^ УУггугг/ѵуА'с-

-У о с /-

^ n W

<агЛг’/у л № <

ггу'ггуггг

Угг-гАгг

уЯ ггл ггггг^/гг>Усл~А,

a

Уг/ьггг А .ъгггг

/СА

г.

<!?4г//г?г/гггггОг\гггУгу

cc />

'б У гг/ггг/гу',

Л е с го-

 

/у //с г г г , гогуу -

УАСс. ггА

УО/, SJ А’г /гс г //'/

 

 

Згг, /£гг/гггУг//гс/ У/уггггггг УгіоУгг/сгггіг,

 

 

///гУгг/гггггуА сгг. Уг-//гг//ггу‘АК

/ / .

i l l

 

'Л-

З а ЗггУ /гА ггС гггггг/агг УІ'А&ѵггггесгсгтгггг

 

 

<2/гггУіглу/?гу7гггс/г' ZaAcs?,г,гггг, А Згг/ггггс/г }

С у ) г у 'м і *


П а с с а ж и р с к и й п а р о в о з пост рой ки 1873 го д а .

На дороге основным видом тяги являются мощные электровозы ВЛ-8, а в пассажирском движении электровоз ЧС-2.

Вокзал станции Днепропетровск, введенный в эксплуатацию в 1951 году.

Баррикадные бои. в декабре 1905 года на станции Александ­ ровен.

Группа железнодорозкников, приговоренных к смертной казни за участие в декабрьском восстании на Екатерининской желез­ ной дороге в декабре 1905 года.

С. М. Тополин и В. Л. Васильев, приговоренные к на торжным работам после поражения декабрьского воору женного восстания 1905 года.

ІП Г

Отправка екатеринославцев на борьбу с Калединым в 1918 году.

Разгрузка в Екатеринославе оружия, присланного рабочими Тулы в ноябре

1917 года.

Годин Дмитрий Константинович член КПСС с 1908 года,

в 1917— 1918 годах был членом губернского Революционно­ го штаба и председателем Комитета большевиков Екатери­ нинской железной дороги. В последующие годы занимал руководящие посты на железнодорожном транспорте.

П. Е. Моловажный член Коммунистической партии с

1917 года, первый председатель ревтрибунала на Екатери­ нинской железной дороге.

Клочко Н. И .— член Ком­

мунистической партии с 1917 года, первый председа­ тель ревкома на Долгинцевском железнодорожном узле.

Первый Герой Труда на Екатеринин­ ской окелезной дороге Ухин К,- Л.

Грамота о награждении составителя станции Джанкой Ухина К. Л. зва­

нием Героя Труда.

Первый начальник отдела электрификации Екатерининской дороги Колыхаев И. И.

Дежурная по станции

Нижнеднепровск-Узел Кращенко Е. А., участница приема

в1936 году железнодорожников руководителями партии

иправительства

вКремле.

Герой

Социалистического Труда Закорко IT. Т.

Парторг ЦК В КП (б) на станции Нижнеднепровск-Узел

в 1931—1932 годах Коробка Д. Я.

Машинист Парфенов М. А .— один из инициаторов социалистического

соревнования в годы первых пятилеток.

П е р е д о в о й м а ш и н и с т П ар ф ен ов

В Днепропетровск в 1931 г. привели ня буксире паровоз 99-19. Зто была жалкая» раз­ битая машина. Инвалида поставили а тупике и стали разбирать по чаетям.

А сейчас паровоз 99-19 — один из лучших паровозов на транспорте. Он возвращен и жизни машинистом П А Р Ф ЕН О В Ы М .

— У тебя в паровозе все равно что в мяг­ ком вагоне, — говорят машинисты, любуясь ирасавцея-паровозом.

Паровоз Парфенова прекрасно оборудован к зиме. Мягкие скамейки, обитые войлоком стены, законопаченные щели.

Огневые решетки, дымогарные трубы, ин­ жекторы в полном порядке: вычищены и бле­ стят, словно новенькие.

Паровоз Парфенова — отличная машина. Сам Парфенов — отличный машиниет-удар- ник» много раз премированный, награжден­ ный по конкурсу «Правды* званием лучшего машиниста СССР.

Он три года работает на своем 99-19, и все три года 99-19 нс сдает первенства на Екате­ рининской дороге.

Парфенов — настоящий хозяин своей ма­

шины: