Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

соответственно

равна 13,994 мм и

13,996

мм,

а рас­

стояние

между

крайними стенками

гнезд

в

корпусе

Л 4 = 80,28

лш, то Л г —80,28— (13,994+13,996) =52,29 мм.

Затем показать, как выдержать этот размер. Напрес­ совав подшипник 2, нужно установить на валике разъ­ емную втулку, шлифованную по длине до размера 52,29 мм, и до упора в ее торец напрессовать на валик подшипник 3.

В заключение показать метод расчета размерных це­ пей с определением толщины прокладок, служащих для регулирования положения деталей и сборочных единиц, а также вычисление допусков, зазоров и определение путем вычисления образующихся зазоров.

§16. БОРЬБА ЗА КАЧЕСТВО, НАДЕЖНОСТЬ

ИДОЛГОВЕЧНОСТЬ СОБИРАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

Работоспособность, надежность и долговечность ма­ шины в значительной мере зависят от рациональной тех­ нологии и качества сборки машин. Некачественная сбор­ ка часто является одной из главных причин плохой ра­ боты машины, преждевременного ее изнашивания и вы­ хода из строя, что наносит государственный ущерб.

Улучшение качества продукции—-одна из главных народнохозяйственных задач. Время, когда работа про­ мышленных предприятий оценивалась в основном по вы­ полнению плана в количественных показателях, прошло. Теперь деятельность предприятий оценивается главным образом по тому, в какой мере выпускаемая продукция отвечает требованиям качества, надежности и долговеч­ ности.

В борьбе за повышение качества промышленной про­ дукции большое значение имеет соблюдение государст­ венных стандартов (ГОСТ), имеющих силу закона. По­ этому в процессе обучения учащихся в профессиональнотехнических училищах надо на практике показывать роль и значение государственных стандартов в улучше­ нии качества, надежности и долговечности собираемых машин, прививать учащимся ответственность за соблю­ дение ГОСТов в процессе выполнения ими производст­ венных заданий. Необходимо, чтобы учащиеся строго выполняли требования технологической документации — чертежей, технологических карт и др.

Мастер должен довести до сознания учащихся, что

56


от качества и точности сборки машины в значительной степени зависит ее работоспособность. Неправильно со­ бранная машина требует повышенного расхода энергии, снижается производительность 'машины, сроки ее служ­ бы, точность, ухудшается качество выпускаемой продук­ ции. В силовых машинах неудовлетворительная сборка ведет к уменьшению мощности, нарушению равномерно­ сти хода, понижению коэффициента полезного действия, в результате не обеспечивается стабильность выпуска продукции.

Перед демонстрацией приемов сборки мастер должен рассказать учащимся о том, что сборка машин и меха­ низмов сводится к соединению и фиксации деталей; при этом достигаются заданные посадки и относительное расположение отдельных деталей. Требования, предъяв­ ляемые к сборке узлов и механизмов, в зависимости от назначения последних, могут быть различными. В одних случаях необходимы подвижные посадки и соответству­ ющие величины зазоров, в других — неподвижные посад­ ки с определенной прочностью соединения; в отдельных машинах нужно обеспечить плотность и герметичность соединения, заданную определенность движения меха­ низмов и т. д.

Мастеру необходимо объяснить и показать приемы подбора (сортировки) сопрягающихся деталей по раз­ мерам (в пределах допуска на изготовление), пользуясь высокоточными мерительными инструментами и прибо­ рами, или на сортировальных автоматах. Восстановить в памяти учащихся сведения о расчете размерных цепей. При сборке узлов из деталей, предварительно рассорти­ рованных на размерные группы, сопрягаемые детали выбирают так, чтобы зазор или натяг для каждой дан­ ной пары находился в более узких пределах, чем этого можно достичь, соединяя произвольно взятые детали.

Следует особо указать учащимся, что во всех случаях правильное относительное расположение и соединение деталей являются одним из важнейших факторов нор­ мальной работы машины. Отклонения, даже незначи­ тельные, от заданных условий (непараллельность поверх­ ностей или осей, всякого рода перекосы, эксцентрич­ ность, конусность и т. д.), допущенные при изготовлении, иногда делают невозможным соединение этих деталей.

Мастеру в этой беседе следует подчеркнуть, что характерная особенность сборки состоит в том, что при

57

поступлении деталей в сборочный цех обнаруживаются все основные недостатки предыдущих технологических процессов и, прежде всего, механической обработки деталей, которой определяется качество и производитель­ ность сборки. Если предыдущие технические процессы механической, термической или другой обработки дета­ лей выполнены со значительными отклонениями от тех­ нических условий, то при сборке приходится произво­ дить дополнительную обработку, пригонку, разного рода доделки, влияющие на трудоемкость и качество сборки и все же не обеспечивающие должного качества, надеж­ ности и долговечности машин.

Затем необходимо объяснить, что использование пе­ редовых приемов работы, производительных инструмен­ тов и приспособлений, механизации и автоматизации сборочных процессов, соблюдение чистоты, систематиче­ ский контроль как в процессе сборки, так и после ее окончания значительно снижают трудоемкость работ и повышают качество сборки.

Следует также сказать, что особое значение при сборке машин имеет чистота рабочего места, тщатель­ ная промывка сопрягаемых поверхностей, очистка и об­ дувка их сжатым воздухом, обтирка деталей чистыми салфетками.

Мастер должен привести примеры некачественной сборки машин: неправильно затянутые болты, установ­ ленная с перекосом деталь, плохая подгонка поршня в

цилиндре, неправильно собранные

зубчатые

передачи

и т. д. — и спросить, к чему это может

привести.

Всемерно стремясь показать роль сборщика в борьбе

за качество, надежность и долговечность

собранных

машин, надо воспитывать у учащихся чувство добросо­ вестности и ответственности за качество собираемых из­ делий. Необходимо рассказать о достижениях слесарейсборщиков в борьбе за высокое качество, надежность и долговечность собираемой продукции, назвать фамилии слесарей-сборщиков базового предприятия (лучше из числа выпускников профтехучилищ), работающих на бездефектной сборке машин, сдающих продукцию с пер­ вого предъявления, бесконтрольно (личное клеймо).

Приведенные рекомендации не являются исчерпыва­ ющими, и мастер должен широко использовать много­ сторонний опыт наших предприятий и слесарей-сборщи­ ков в этом важном государственном деле.


Глава IV

СБОРКА НЕРАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ И ТРУБОПРОВОДОВ

§ 17. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема «Сборка неподвижных соединений и трубопро­ водов» включает следующие подтемы:

1.

Сборка болтовых и винтовых соединений.

2.

Сборка заклепочных соединений.

3- Сборка соединений стяжными деталями и тепло­

вым

воздействием.

4.

Сборка соединений сваркой и паянием.

5.

Соединение деталей при помощи склеивания.

6.

Сборка трубных соединений.

Обычно в учебных мастерских училищ в процессе производственного обучения изготовляют станочное обо­ рудование в небольших количествах, а в некоторых учи­ лищах и совсем не изготовляют, поэтому загрузить всех учащихся работой, соответствующей программе произ­ водственного обучения, довольно трудно.

Внекоторых профессионально-технических училищах Москвы, Ленинграда, Харькова, Челябинска и др. изго­ товляют сложную продукцию: задние бабки, суппорты, резцедержатели, машинные тиски и другие, являющиеся объектами работы для производственного обучения уча­ щихся. Можно подобрать для изготовления соответ­ ствующие узлы и механизмы из продукции базовых предприятий. Если же подобрать объекты работ по ука­ занным подтемам не удается, то необходимо использо­ вать для изучения соответствующих приемов специаль­ ные учебные работы, обеспечивающие выполнение учеб­ ной программы. Например, при сборке болтовых и вин­ товых соединений объектами таких работ могут быть учебные плитки (рис. 7).

Вэтом случае учащихся следует разделять на брига-

59


ды, которые и будут изучать приемы сначала на учеб­ ном объекте, а затем уже на производственном. Бригады переводят с одних работ на другие так, чтобы все уча­ щиеся в группе выполнили все виды работ, предусмот­ ренных темой.

\Ш,.30,

^30,,30,,J0,

»

I

I

l3û,,30.^JU,.^3ff^\

 

 

 

 

I яУи

m i x " 1

35

30

30

30

 

30

30 '30 +

30 +

4- + , + , 4 - 4 -

л -

+ Ч

т

+

4

t

+

 

 

 

 

 

 

+

+

4- ^

4

4

4

4-

4

 

 

+ + +++-, , , , .

4 4 4

4т

і 4і

4

4

4- J - - 4 s

4

4

4 4

4

4

4

4

-

І

4

4

,

4

4

4

4

 

4s§

H- + 4 - 4 -4 4 4 - 4

4

4

4

4

4

4

4

4

^

4

4 -

4

4

+

 

4

4

4 -

Рис. 7. Учебная

плитка для изучения

приемов

сборки болто­

 

 

 

вых

соединений

 

 

 

 

Надо при этом иметь в виду, что успех работы бригад будет зависеть от правильного распределения заданий между учащимися. При распределении работ мастер должен учитывать характер работы, ее важность,

60


количество учащихся в бригаде, подготовку каждого учащегося и его индивидуальные особенности, обеспе­ ченность материалами, инструментами и приспособле­ ниями.

Т а б л и ц а 2

1-я бригада

2-я бригада

3-я бригада

4-я бригада

5-я бригада

Болтовые,

Заклепочные

Трубопрово­

Сварные,

Соединения,

винтовые

соединения.

ды. Закле­

паяные

и

образующиеся

соединения

Трубопрово­

почные сое­

склеенные

под воздей­

 

ды (вторая

динения

соединения

ствием

тем­

 

половина

(вторая поло­

 

пературы

 

занятия)

вина занятия)

 

 

 

Рекомендуется более подготовленных учащихся объ­

единять со слабыми, чтобы они

помогали

последним.

Разбивка учащихся по бригадам может быть при­

мерно такой, как указано в табл. 2.

 

 

 

На выполняемые работы рекомендуется составить

технологические карты.

 

 

 

 

Многолетний опыт лучших мастеров профессиональ­

но-технических училищ показывает, что

изучение

темы

«Сборка неподвижных соединений и трубопроводов» ре­ комендуется строить по следующему плану:

1. Проверка учащихся по журналу и распределение их по группам.

2. Вводное занятие по болтовым, заклепочным, свар­ ным, паяным, склеенным соединениям, соединениям, образуемым под температурным воздействием, и по сбор­ ке трубопроводов.

4.Разбивка групп на бригады.

5.Повторный (более подробный) вводный инструк­

таж: для

первой

бригады — по

болтовым

и

винтовым

Соединениям; для

второй

бригады — по заклепочным

со­

единениям

и трубопроводам

(вместе

с третьей

брига­

дой) ; для

третьей

бригады — по

трубопроводам

и

за­

клепочным

соединениям

(вместе

со

второй

бригадой);

для

четвертой

бригады — по

сварным, паяным и склеен­

ным

Соединениям; для пятой бригады — по

соединениям,

образуемым

под

тепловым

воздействием

 

(нагрев,

охлаждение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Самостоятельная работа учащихся. Текущий ин­ структаж.

61