Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
соответственно |
равна 13,994 мм и |
13,996 |
мм, |
а рас |
|
стояние |
между |
крайними стенками |
гнезд |
в |
корпусе |
Л 4 = 80,28 |
лш, то Л г —80,28— (13,994+13,996) =52,29 мм. |
Затем показать, как выдержать этот размер. Напрес совав подшипник 2, нужно установить на валике разъ емную втулку, шлифованную по длине до размера 52,29 мм, и до упора в ее торец напрессовать на валик подшипник 3.
В заключение показать метод расчета размерных це пей с определением толщины прокладок, служащих для регулирования положения деталей и сборочных единиц, а также вычисление допусков, зазоров и определение путем вычисления образующихся зазоров.
§16. БОРЬБА ЗА КАЧЕСТВО, НАДЕЖНОСТЬ
ИДОЛГОВЕЧНОСТЬ СОБИРАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ
Работоспособность, надежность и долговечность ма шины в значительной мере зависят от рациональной тех нологии и качества сборки машин. Некачественная сбор ка часто является одной из главных причин плохой ра боты машины, преждевременного ее изнашивания и вы хода из строя, что наносит государственный ущерб.
Улучшение качества продукции—-одна из главных народнохозяйственных задач. Время, когда работа про мышленных предприятий оценивалась в основном по вы полнению плана в количественных показателях, прошло. Теперь деятельность предприятий оценивается главным образом по тому, в какой мере выпускаемая продукция отвечает требованиям качества, надежности и долговеч ности.
В борьбе за повышение качества промышленной про дукции большое значение имеет соблюдение государст венных стандартов (ГОСТ), имеющих силу закона. По этому в процессе обучения учащихся в профессиональнотехнических училищах надо на практике показывать роль и значение государственных стандартов в улучше нии качества, надежности и долговечности собираемых машин, прививать учащимся ответственность за соблю дение ГОСТов в процессе выполнения ими производст венных заданий. Необходимо, чтобы учащиеся строго выполняли требования технологической документации — чертежей, технологических карт и др.
Мастер должен довести до сознания учащихся, что
56
от качества и точности сборки машины в значительной степени зависит ее работоспособность. Неправильно со бранная машина требует повышенного расхода энергии, снижается производительность 'машины, сроки ее служ бы, точность, ухудшается качество выпускаемой продук ции. В силовых машинах неудовлетворительная сборка ведет к уменьшению мощности, нарушению равномерно сти хода, понижению коэффициента полезного действия, в результате не обеспечивается стабильность выпуска продукции.
Перед демонстрацией приемов сборки мастер должен рассказать учащимся о том, что сборка машин и меха низмов сводится к соединению и фиксации деталей; при этом достигаются заданные посадки и относительное расположение отдельных деталей. Требования, предъяв ляемые к сборке узлов и механизмов, в зависимости от назначения последних, могут быть различными. В одних случаях необходимы подвижные посадки и соответству ющие величины зазоров, в других — неподвижные посад ки с определенной прочностью соединения; в отдельных машинах нужно обеспечить плотность и герметичность соединения, заданную определенность движения меха низмов и т. д.
Мастеру необходимо объяснить и показать приемы подбора (сортировки) сопрягающихся деталей по раз мерам (в пределах допуска на изготовление), пользуясь высокоточными мерительными инструментами и прибо рами, или на сортировальных автоматах. Восстановить в памяти учащихся сведения о расчете размерных цепей. При сборке узлов из деталей, предварительно рассорти рованных на размерные группы, сопрягаемые детали выбирают так, чтобы зазор или натяг для каждой дан ной пары находился в более узких пределах, чем этого можно достичь, соединяя произвольно взятые детали.
Следует особо указать учащимся, что во всех случаях правильное относительное расположение и соединение деталей являются одним из важнейших факторов нор мальной работы машины. Отклонения, даже незначи тельные, от заданных условий (непараллельность поверх ностей или осей, всякого рода перекосы, эксцентрич ность, конусность и т. д.), допущенные при изготовлении, иногда делают невозможным соединение этих деталей.
Мастеру в этой беседе следует подчеркнуть, что характерная особенность сборки состоит в том, что при
57
поступлении деталей в сборочный цех обнаруживаются все основные недостатки предыдущих технологических процессов и, прежде всего, механической обработки деталей, которой определяется качество и производитель ность сборки. Если предыдущие технические процессы механической, термической или другой обработки дета лей выполнены со значительными отклонениями от тех нических условий, то при сборке приходится произво дить дополнительную обработку, пригонку, разного рода доделки, влияющие на трудоемкость и качество сборки и все же не обеспечивающие должного качества, надеж ности и долговечности машин.
Затем необходимо объяснить, что использование пе редовых приемов работы, производительных инструмен тов и приспособлений, механизации и автоматизации сборочных процессов, соблюдение чистоты, систематиче ский контроль как в процессе сборки, так и после ее окончания значительно снижают трудоемкость работ и повышают качество сборки.
Следует также сказать, что особое значение при сборке машин имеет чистота рабочего места, тщатель ная промывка сопрягаемых поверхностей, очистка и об дувка их сжатым воздухом, обтирка деталей чистыми салфетками.
Мастер должен привести примеры некачественной сборки машин: неправильно затянутые болты, установ ленная с перекосом деталь, плохая подгонка поршня в
цилиндре, неправильно собранные |
зубчатые |
передачи |
и т. д. — и спросить, к чему это может |
привести. |
|
Всемерно стремясь показать роль сборщика в борьбе |
||
за качество, надежность и долговечность |
собранных |
машин, надо воспитывать у учащихся чувство добросо вестности и ответственности за качество собираемых из делий. Необходимо рассказать о достижениях слесарейсборщиков в борьбе за высокое качество, надежность и долговечность собираемой продукции, назвать фамилии слесарей-сборщиков базового предприятия (лучше из числа выпускников профтехучилищ), работающих на бездефектной сборке машин, сдающих продукцию с пер вого предъявления, бесконтрольно (личное клеймо).
Приведенные рекомендации не являются исчерпыва ющими, и мастер должен широко использовать много сторонний опыт наших предприятий и слесарей-сборщи ков в этом важном государственном деле.
Глава IV
СБОРКА НЕРАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ И ТРУБОПРОВОДОВ
§ 17. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема «Сборка неподвижных соединений и трубопро водов» включает следующие подтемы:
1. |
Сборка болтовых и винтовых соединений. |
2. |
Сборка заклепочных соединений. |
3- Сборка соединений стяжными деталями и тепло |
|
вым |
воздействием. |
4. |
Сборка соединений сваркой и паянием. |
5. |
Соединение деталей при помощи склеивания. |
6. |
Сборка трубных соединений. |
Обычно в учебных мастерских училищ в процессе производственного обучения изготовляют станочное обо рудование в небольших количествах, а в некоторых учи лищах и совсем не изготовляют, поэтому загрузить всех учащихся работой, соответствующей программе произ водственного обучения, довольно трудно.
Внекоторых профессионально-технических училищах Москвы, Ленинграда, Харькова, Челябинска и др. изго товляют сложную продукцию: задние бабки, суппорты, резцедержатели, машинные тиски и другие, являющиеся объектами работы для производственного обучения уча щихся. Можно подобрать для изготовления соответ ствующие узлы и механизмы из продукции базовых предприятий. Если же подобрать объекты работ по ука занным подтемам не удается, то необходимо использо вать для изучения соответствующих приемов специаль ные учебные работы, обеспечивающие выполнение учеб ной программы. Например, при сборке болтовых и вин товых соединений объектами таких работ могут быть учебные плитки (рис. 7).
Вэтом случае учащихся следует разделять на брига-
59
ды, которые и будут изучать приемы сначала на учеб ном объекте, а затем уже на производственном. Бригады переводят с одних работ на другие так, чтобы все уча щиеся в группе выполнили все виды работ, предусмот ренных темой.
\Ш,.30, |
^30,,30,,J0, |
» |
I |
I |
l3û,,30.^JU,.^3ff^\ |
||
|
|
|
|
I яУи |
m i x " 1 |
||
35 |
30 |
30 |
30 |
|
30 |
30 '30 + |
30 + |
4- + , + , 4 - 4 - |
л - |
+ Ч |
||||
т |
+ |
4 |
t |
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
4- ^ |
4 |
4 |
4 |
4- |
4 |
|
|
+ + +"Ф+-Ф+-, , , , . |
|||||||||
4 4 4 |
4т |
і 4і |
4 |
4 |
4- J - - 4 s |
||||
4 |
4 |
4 4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
- |
І |
|
4 |
4 |
, |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
4s§ |
|
H- + 4 - 4 -4 4 4 - 4 |
|||||||||
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
^ |
|
4 |
4 - |
4 |
4 |
+ |
|
4 |
4 |
4 - |
|
Рис. 7. Учебная |
плитка для изучения |
приемов |
сборки болто |
||||||
|
|
|
вых |
соединений |
|
|
|
|
Надо при этом иметь в виду, что успех работы бригад будет зависеть от правильного распределения заданий между учащимися. При распределении работ мастер должен учитывать характер работы, ее важность,
60
количество учащихся в бригаде, подготовку каждого учащегося и его индивидуальные особенности, обеспе ченность материалами, инструментами и приспособле ниями.
Т а б л и ц а 2
1-я бригада |
2-я бригада |
3-я бригада |
4-я бригада |
5-я бригада |
||
Болтовые, |
Заклепочные |
Трубопрово |
Сварные, |
Соединения, |
||
винтовые |
соединения. |
ды. Закле |
паяные |
и |
образующиеся |
|
соединения |
Трубопрово |
почные сое |
склеенные |
под воздей |
||
|
ды (вторая |
динения |
соединения |
ствием |
тем |
|
|
половина |
(вторая поло |
|
пературы |
||
|
занятия) |
вина занятия) |
|
|
|
|
Рекомендуется более подготовленных учащихся объ |
||||||
единять со слабыми, чтобы они |
помогали |
последним. |
||||
Разбивка учащихся по бригадам может быть при |
||||||
мерно такой, как указано в табл. 2. |
|
|
|
|||
На выполняемые работы рекомендуется составить |
||||||
технологические карты. |
|
|
|
|
||
Многолетний опыт лучших мастеров профессиональ |
||||||
но-технических училищ показывает, что |
изучение |
темы |
«Сборка неподвижных соединений и трубопроводов» ре комендуется строить по следующему плану:
1. Проверка учащихся по журналу и распределение их по группам.
2. Вводное занятие по болтовым, заклепочным, свар ным, паяным, склеенным соединениям, соединениям, образуемым под температурным воздействием, и по сбор ке трубопроводов.
4.Разбивка групп на бригады.
5.Повторный (более подробный) вводный инструк
таж: для |
первой |
бригады — по |
болтовым |
и |
винтовым |
|||||||
Соединениям; для |
второй |
бригады — по заклепочным |
со |
|||||||||
единениям |
и трубопроводам |
(вместе |
с третьей |
брига |
||||||||
дой) ; для |
третьей |
бригады — по |
трубопроводам |
и |
за |
|||||||
клепочным |
соединениям |
(вместе |
со |
второй |
бригадой); |
|||||||
для |
четвертой |
бригады — по |
сварным, паяным и склеен |
|||||||||
ным |
Соединениям; для пятой бригады — по |
соединениям, |
||||||||||
образуемым |
под |
тепловым |
воздействием |
|
(нагрев, |
|||||||
охлаждение). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Самостоятельная работа учащихся. Текущий ин структаж.
61