Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Практика работы передовых училищ профтехобразо вания показывает, что одним из путей решения этих задач является совершенствование на научной основе ор ганизации труда мастеров, преподавателей, воспитате лей, учащихся и руководителей учебных заведений.
Вмосковских профессионально-технических учебных заведениях внедрение НОТ осуществляется в двух на правлениях: с одной стороны, отбираются наиболее ре зультативные мероприятия по НОТ на базовых пред приятиях, с другой — используется то, что дает педаго гическая наука.
Вмосковских училищах широко внедряют техниче ские средства обучения, конструируют рациональные образцы мебели.
Руководствуясь положением школьной гигиены, оргэкономики, технической эстетики с учетом анатомиче ских и физиологических данных оборудуют рабочие ме ста учащихся.
На основе исследования учебных работ слесарей разработаны рациональные перечни учебных работ, полностью отвечающие целям обучения. Каждая рабо та, вошедшая в перечень, соответствует учебной про грамме.
В профессионально-технических |
учебных заведениях |
в число задач по научной организации педагогического |
|
труда включают и решают следующие: |
|
совершенствование планирования |
учебного процесса; |
совершенствование технологии выполнения работ и технической документации, применяемой при обучении;
улучшение нормирования ученических работ; создание и широкое применение учебно-наглядных
пособий, новых технических средств, программированно го обучения;
рационализация приемов и методов обучения уча щихся;
организация рабочих мест и создание условий для высокопроизводительного труда учащихся;
обеспечение необходимых внешних условий труда, ра ционализация режима труда и отдыха учащихся;
осуществление мероприятий по выработке сознатель ной дисциплины и самодисциплины.
При разрешении некоторых из указанных задач в одесских училищах уже накоплен определенный поло жительный опыт: обеспечена взаимосвязь между про-
44
изводственным и теоретическим обучением, введен ме тод сетевого планирования учебного материала, обеспе чивающий высокое качество обучения, усовершенствова ны инструкционные карты, развивающие техническое мышление учащихся, приучающие к самостоятельно сти, широко используется передовой опыт новаторов производства, применяются тренажеры и многое другое.
Значительный опыт в применении НОТ накоплен в профессионально-технических учебных заведениях Яро славской области: успешно внедряется перспективное планирование, большое внимание уделяется перечням учебно-производственных работ, подбору заказов в со ответствии с ними, внедрению контроля, письменное ин структирование учащихся на уроках производственного обучения, которое помогает учитывать индивидуальные возможности каждого ученика, способствует развитию навыков самоконтроля, помогает максимально использо вать учебное время.
Влучших учебных мастерских профтехучилищ (№ 10,
г.Днепропетровска, № б, г. Таллина, № 1, г. Свердлов ска, № 22, г. Ленинграда и др.) различные приспособле ния для хранения и экспозиции наглядных пособий объ единяют в общий универсальный методический шкаф, в котором предусматривают секции для тематических планшетов, плакатов, технологических инструкций, ли тературы, чертежных принадлежностей, рабочего и ме рительного инструмента и т. п. Часто такой шкаф вклю чает в себя также классную доску (стеклянную), одно временно служащую и экраном, устройства для демон страции наглядных пособий.
Внекоторых училищах ведется работа по внедрению рациональных режимов труда и отдыха, например, при производственном обучении практикуются музыкальные или физкультурные паузы. Физические упражнения сни мают усталость, улучшают настроение учащихся, спо собствуют профилактике заболеваний.
Очевидно, что работа по внедрению научной органи зации труда не исчерпывается сказанным, это дело творческое, оно постоянно расширяется и совершенству ется.
Положительный опыт работы многих коллективов профессионально-технических учебных заведений сви детельствует, что НОТ все больше становится стилем работы учебных заведений профтехобразования.
45
Материалы по научной организации труда в учебном процессе подробно освещены в следующих книгах:
1. |
В о р о н к о в В. |
Беседы по научной организации труда. М., |
|
«Московский рабочий» |
1967. |
|
|
2. |
Г а с т е в А. К- |
Как надо |
работать. М., «Экономика», 1966. |
3. |
Методические |
материалы |
совещания-семинара работников |
системы профтехобразования по вопросам научной организации тру
да. |
М., Центральный учебно-методический |
кабинет |
профессиональ |
||||
но-технического |
образования, 1967. |
|
|
|
|
|
|
|
4. Журналы |
«Профессионально-техническое |
образование», |
1967, |
|||
№ |
3, стр. 6—7; |
№ 7, стр. 14—15; № |
8, стр. 11; 1968, № 5, стр. 4—5; |
||||
К«. |
10, стр. 15—16; 1970, № 5, стр. |
18—19; |
1971, |
№ |
7, стр. |
4 - 5 . |
§12. ОБУЧЕНИЕ НА ОПЫТЕ НОВАТОРОВ
Всвязи с постоянным внедрением в производство передовой техники и новой технологии к слесарям-сбор щикам предъявляют повышенные требования в отноше нии их технической грамотности и умению работать наи более производительно. За последние годы широко развернулось движение новаторов производства, борю щихся за почетное звание ударников коммунистического труда. Совершенствуя свое мастерство и применяемые технические средства, они в первую очередь стремятся увеличить производительность труда.
Многие элементы трудовой деятельности новаторов производства заложены в основе научной организации труда. Вот почему обучение научной организации тру да и новаторским методам представляют собой единый процесс.
Обучение учащихся передовым методам, произво дительным приемам работы, ознакомление с новой тех никой, прогрессивными приспособлениями и наиболее целесообразной формой организации труда предусмат ривается учебными программами теоретического и про изводственного обучения.
Методы работы новаторов производства непрерывно совершенствуются, поэтому необходимо планомерно и систематически, а не от случая к случаю, изучать и обобщать опыт работы новаторов производства, прово дить сравнительный анализ инструментов, приспособле ний, применяемых рабочими данной профессии, спосо бов и приемов работы с соответствующими инструмен тами, приспособлениями. При этом мастеру следует об ращать внимание прежде всего на опыт работы новато-
.46
ров базового предприятия, где учащимся предстоит обу чаться в завершающий период, а затем, возможно, и ра ботать.
Большую помощь могут оказать мастеру его бывшие ученики, ставшие передовиками производства.
Передовые мастера производственного обучения при отборе лучших методов работы ориентируются по сле дующей схеме:
1) о р г а н и з а ц и я р а б о ч и х м е с т :
а) обеспечение рабочих мест всем необходимым до начала работы;
б) наиболее рациональное расположение на рабочем месте инструмента, приспособлений, технической доку
ментации; |
|
в) техническое обслуживание рабочего места; |
|
2) о р г а н и з а ц и я т е х н о л о г и ч е с к и х |
п р о |
ц е с с о в : |
|
а) применение наивыгоднейших режимов технологи |
|
ческих процессов; |
|
б) применение и использование специальных |
инстру |
ментов и приспособлений; |
|
в) применение и использование механизации; |
|
3) с о з д а н и е р е ж и м о в т р у д а : |
|
а) применение рациональных трудовых движений, их |
|
ритмичность; |
|
б) чередование труда и отдыха. |
|
Понятно, что в первую очередь следует прививать |
нашим воспитанникам правильные приемы и способы слесарно-сборочных работ и наиболее типичных мето дов сборки.
Можно рекомендовать некоторые методические при емы успешного практического овладения учащимися опытом работы новаторов.
1. Проведение экскурсий на завод, техническую вы ставку для ознакомления и наблюдения; записи, зари совки схем работ новаторов производства.
2. Встречи с новаторами производства на их рабочем месте, в мастерских училища, домах техники.
3. Встречи с новаторами, выпускниками училища.
4. Использование учащимися при выполнении учеб но-производственных работ инструментов и приспособ лений, применяемых новаторами производства, а также изготовление силами учащихся с помощью мастера про стейших прогрессивных приспособлений и инструментов,
47
что |
будет способствовать |
изучению |
этих приспособле |
|||
ний и инструментов при работе. |
|
|
|
|||
|
5. Подготовка учащимися докладов для выступления |
|||||
на |
технических |
конференциях, |
изготовление |
экспонатов. |
||
|
6. Задания |
учащимся |
для |
ознакомления |
со специ |
|
альной литературой, освещающей |
работу |
передовиков |
производства, принципами устройства и работы новых инструментов, применяемых в производственной дея тельности рабочего.
Перед внедрением нового приема в процесс обучения надо определить соответствие его учебному материалу программы и производственной подготовки учащихся.
Для успешного изучения передовой технологии и приемов труда новаторов производства необходимы сле дующие условия:
1) мастер группы и преподаватель специальной тех нологии должны сами систематически накапливать и обобщать сведения о достижениях науки и практики в области новой техники, технологии и передового опыта слесарно-сборочных работ новаторов производства для того, чтобы затем передавать их учащимся;
2)мастер обязан уметь выполнять приемы работы слесарей-новаторов, применять приспособления, инстру менты и использовать методы организации труда, кото рые позволяют добиваться высокой производительности при отличном качестве продукции;
3)мастер должен знать и применять целесообразные
формы и методы передачи опыта новаторов учащимся на занятиях в учебных мастерских и цехах заводов во время производственной практики.
Учащиеся сумеют уверенно работать на производст ве, если они не только увидят и услышат, как надо ра ботать по-новому, но сами непосредственно изучат на практике приемы работы слесарей-сборщиков.
Для успешного внедрения отобранных новаторских приемов требуется предварительная теоретическая и практическая подготовка вплоть до специальных упраж
нений мастеров |
в выполнении трудовых приемов и от |
||
бор |
лучших |
из |
них с последующим анализом предстоя |
щей |
работы |
с |
учащимися. Например, быстроты и четко |
сти |
в работе |
слесари-сборщики добиваются в результа |
те наиболее целесообразных движений и одновременной работы левой руки, с учетом правильной организации рабочего места. Мастер должен сначала сам отработать
48
четкое координирование движений обеих рук, а затем во время инструктажа показать приемы сочетания дей ствия рук всем учащимся.
Во время упражнений по операционным темам эти действия следует систематически закреплять, а при вы полнении комплексных работ —совершенствовать.
Продуманная работа мастера по ознакомлению уча щихся с передовым опытом и практическое овладение этим опытом способствует развитию технологического мышления учащихся, так как в процессе ознакомления и овладения передовым опытом решаются различные тех нико-конструктивные и технологические задачи, которые составляют содержание технологического мышления.
4 Макиенко Н. И.