Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практика работы передовых училищ профтехобразо­ вания показывает, что одним из путей решения этих задач является совершенствование на научной основе ор­ ганизации труда мастеров, преподавателей, воспитате­ лей, учащихся и руководителей учебных заведений.

Вмосковских профессионально-технических учебных заведениях внедрение НОТ осуществляется в двух на­ правлениях: с одной стороны, отбираются наиболее ре­ зультативные мероприятия по НОТ на базовых пред­ приятиях, с другой — используется то, что дает педаго­ гическая наука.

Вмосковских училищах широко внедряют техниче­ ские средства обучения, конструируют рациональные образцы мебели.

Руководствуясь положением школьной гигиены, оргэкономики, технической эстетики с учетом анатомиче­ ских и физиологических данных оборудуют рабочие ме­ ста учащихся.

На основе исследования учебных работ слесарей разработаны рациональные перечни учебных работ, полностью отвечающие целям обучения. Каждая рабо­ та, вошедшая в перечень, соответствует учебной про­ грамме.

В профессионально-технических

учебных заведениях

в число задач по научной организации педагогического

труда включают и решают следующие:

совершенствование планирования

учебного процесса;

совершенствование технологии выполнения работ и технической документации, применяемой при обучении;

улучшение нормирования ученических работ; создание и широкое применение учебно-наглядных

пособий, новых технических средств, программированно­ го обучения;

рационализация приемов и методов обучения уча­ щихся;

организация рабочих мест и создание условий для высокопроизводительного труда учащихся;

обеспечение необходимых внешних условий труда, ра­ ционализация режима труда и отдыха учащихся;

осуществление мероприятий по выработке сознатель­ ной дисциплины и самодисциплины.

При разрешении некоторых из указанных задач в одесских училищах уже накоплен определенный поло­ жительный опыт: обеспечена взаимосвязь между про-

44


изводственным и теоретическим обучением, введен ме­ тод сетевого планирования учебного материала, обеспе­ чивающий высокое качество обучения, усовершенствова­ ны инструкционные карты, развивающие техническое мышление учащихся, приучающие к самостоятельно­ сти, широко используется передовой опыт новаторов производства, применяются тренажеры и многое другое.

Значительный опыт в применении НОТ накоплен в профессионально-технических учебных заведениях Яро­ славской области: успешно внедряется перспективное планирование, большое внимание уделяется перечням учебно-производственных работ, подбору заказов в со­ ответствии с ними, внедрению контроля, письменное ин­ структирование учащихся на уроках производственного обучения, которое помогает учитывать индивидуальные возможности каждого ученика, способствует развитию навыков самоконтроля, помогает максимально использо­ вать учебное время.

Влучших учебных мастерских профтехучилищ (№ 10,

г.Днепропетровска, № б, г. Таллина, № 1, г. Свердлов­ ска, № 22, г. Ленинграда и др.) различные приспособле­ ния для хранения и экспозиции наглядных пособий объ­ единяют в общий универсальный методический шкаф, в котором предусматривают секции для тематических планшетов, плакатов, технологических инструкций, ли­ тературы, чертежных принадлежностей, рабочего и ме­ рительного инструмента и т. п. Часто такой шкаф вклю­ чает в себя также классную доску (стеклянную), одно­ временно служащую и экраном, устройства для демон­ страции наглядных пособий.

Внекоторых училищах ведется работа по внедрению рациональных режимов труда и отдыха, например, при производственном обучении практикуются музыкальные или физкультурные паузы. Физические упражнения сни­ мают усталость, улучшают настроение учащихся, спо­ собствуют профилактике заболеваний.

Очевидно, что работа по внедрению научной органи­ зации труда не исчерпывается сказанным, это дело творческое, оно постоянно расширяется и совершенству­ ется.

Положительный опыт работы многих коллективов профессионально-технических учебных заведений сви­ детельствует, что НОТ все больше становится стилем работы учебных заведений профтехобразования.

45

Материалы по научной организации труда в учебном процессе подробно освещены в следующих книгах:

1.

В о р о н к о в В.

Беседы по научной организации труда. М.,

«Московский рабочий»

1967.

 

2.

Г а с т е в А. К-

Как надо

работать. М., «Экономика», 1966.

3.

Методические

материалы

совещания-семинара работников

системы профтехобразования по вопросам научной организации тру­

да.

М., Центральный учебно-методический

кабинет

профессиональ­

но-технического

образования, 1967.

 

 

 

 

 

 

4. Журналы

«Профессионально-техническое

образование»,

1967,

3, стр. 6—7;

№ 7, стр. 14—15; №

8, стр. 11; 1968, № 5, стр. 4—5;

К«.

10, стр. 15—16; 1970, № 5, стр.

18—19;

1971,

7, стр.

4 - 5 .

§12. ОБУЧЕНИЕ НА ОПЫТЕ НОВАТОРОВ

Всвязи с постоянным внедрением в производство передовой техники и новой технологии к слесарям-сбор­ щикам предъявляют повышенные требования в отноше­ нии их технической грамотности и умению работать наи­ более производительно. За последние годы широко развернулось движение новаторов производства, борю­ щихся за почетное звание ударников коммунистического труда. Совершенствуя свое мастерство и применяемые технические средства, они в первую очередь стремятся увеличить производительность труда.

Многие элементы трудовой деятельности новаторов производства заложены в основе научной организации труда. Вот почему обучение научной организации тру­ да и новаторским методам представляют собой единый процесс.

Обучение учащихся передовым методам, произво­ дительным приемам работы, ознакомление с новой тех­ никой, прогрессивными приспособлениями и наиболее целесообразной формой организации труда предусмат­ ривается учебными программами теоретического и про­ изводственного обучения.

Методы работы новаторов производства непрерывно совершенствуются, поэтому необходимо планомерно и систематически, а не от случая к случаю, изучать и обобщать опыт работы новаторов производства, прово­ дить сравнительный анализ инструментов, приспособле­ ний, применяемых рабочими данной профессии, спосо­ бов и приемов работы с соответствующими инструмен­ тами, приспособлениями. При этом мастеру следует об­ ращать внимание прежде всего на опыт работы новато-

.46


ров базового предприятия, где учащимся предстоит обу­ чаться в завершающий период, а затем, возможно, и ра­ ботать.

Большую помощь могут оказать мастеру его бывшие ученики, ставшие передовиками производства.

Передовые мастера производственного обучения при отборе лучших методов работы ориентируются по сле­ дующей схеме:

1) о р г а н и з а ц и я р а б о ч и х м е с т :

а) обеспечение рабочих мест всем необходимым до начала работы;

б) наиболее рациональное расположение на рабочем месте инструмента, приспособлений, технической доку­

ментации;

 

в) техническое обслуживание рабочего места;

 

2) о р г а н и з а ц и я т е х н о л о г и ч е с к и х

п р о ­

ц е с с о в :

 

а) применение наивыгоднейших режимов технологи­

ческих процессов;

 

б) применение и использование специальных

инстру­

ментов и приспособлений;

 

в) применение и использование механизации;

 

3) с о з д а н и е р е ж и м о в т р у д а :

 

а) применение рациональных трудовых движений, их

ритмичность;

 

б) чередование труда и отдыха.

 

Понятно, что в первую очередь следует прививать

нашим воспитанникам правильные приемы и способы слесарно-сборочных работ и наиболее типичных мето­ дов сборки.

Можно рекомендовать некоторые методические при­ емы успешного практического овладения учащимися опытом работы новаторов.

1. Проведение экскурсий на завод, техническую вы­ ставку для ознакомления и наблюдения; записи, зари­ совки схем работ новаторов производства.

2. Встречи с новаторами производства на их рабочем месте, в мастерских училища, домах техники.

3. Встречи с новаторами, выпускниками училища.

4. Использование учащимися при выполнении учеб­ но-производственных работ инструментов и приспособ­ лений, применяемых новаторами производства, а также изготовление силами учащихся с помощью мастера про­ стейших прогрессивных приспособлений и инструментов,

47


что

будет способствовать

изучению

этих приспособле­

ний и инструментов при работе.

 

 

 

 

5. Подготовка учащимися докладов для выступления

на

технических

конференциях,

изготовление

экспонатов.

 

6. Задания

учащимся

для

ознакомления

со специ­

альной литературой, освещающей

работу

передовиков

производства, принципами устройства и работы новых инструментов, применяемых в производственной дея­ тельности рабочего.

Перед внедрением нового приема в процесс обучения надо определить соответствие его учебному материалу программы и производственной подготовки учащихся.

Для успешного изучения передовой технологии и приемов труда новаторов производства необходимы сле­ дующие условия:

1) мастер группы и преподаватель специальной тех­ нологии должны сами систематически накапливать и обобщать сведения о достижениях науки и практики в области новой техники, технологии и передового опыта слесарно-сборочных работ новаторов производства для того, чтобы затем передавать их учащимся;

2)мастер обязан уметь выполнять приемы работы слесарей-новаторов, применять приспособления, инстру­ менты и использовать методы организации труда, кото­ рые позволяют добиваться высокой производительности при отличном качестве продукции;

3)мастер должен знать и применять целесообразные

формы и методы передачи опыта новаторов учащимся на занятиях в учебных мастерских и цехах заводов во время производственной практики.

Учащиеся сумеют уверенно работать на производст­ ве, если они не только увидят и услышат, как надо ра­ ботать по-новому, но сами непосредственно изучат на практике приемы работы слесарей-сборщиков.

Для успешного внедрения отобранных новаторских приемов требуется предварительная теоретическая и практическая подготовка вплоть до специальных упраж­

нений мастеров

в выполнении трудовых приемов и от­

бор

лучших

из

них с последующим анализом предстоя­

щей

работы

с

учащимися. Например, быстроты и четко­

сти

в работе

слесари-сборщики добиваются в результа­

те наиболее целесообразных движений и одновременной работы левой руки, с учетом правильной организации рабочего места. Мастер должен сначала сам отработать

48


четкое координирование движений обеих рук, а затем во время инструктажа показать приемы сочетания дей­ ствия рук всем учащимся.

Во время упражнений по операционным темам эти действия следует систематически закреплять, а при вы­ полнении комплексных работ —совершенствовать.

Продуманная работа мастера по ознакомлению уча­ щихся с передовым опытом и практическое овладение этим опытом способствует развитию технологического мышления учащихся, так как в процессе ознакомления и овладения передовым опытом решаются различные тех­ нико-конструктивные и технологические задачи, которые составляют содержание технологического мышления.

4 Макиенко Н. И.