Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
Глава III
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СБОРКИ МАШИН
§13. ПОНЯТИЕ ОБ ИЗДЕЛИЯХ
Всоответствии с Единой системой конструкторской
документации |
установлены |
следующие |
виды |
изделий |
|
.(рис.2): |
|
|
|
|
|
|
|
Изделия |
|
|
|
|
Сборочные |
Комплексы |
Комплекты |
||
|
единицы |
||||
|
|
|
|
||
|
|
|
Комплексы |
|
|
|
\_\СПорочные |
Сборочные |
I I |
Сборочные |
|
|
единицы |
еоиницы |
|||
|
|
|
|
|
еоиницы |
|
Детали |
Детали |
|
Детали |
|
|
ЦКомплекты |
Комплекты |
|
Комплекты^ |
|
|
Рис. 2. Виды изделий и их структура |
|
|||
а) |
детали, |
|
|
|
|
б) |
сборочные единицы, |
|
|
|
|
в) |
комплексы, |
|
|
|
|
г) |
комплекты. |
|
|
|
|
Указать, что |
изделием |
называется |
любой |
предмет |
или набор предметов производства, подлежащих изго товлению на предприятии.
50
Затем продемонстрировать д е т а л и , т. е. изделия, изготовленные из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций, напри мер, валик из одного куска металла, литой корпус, ма ховичок из пластмассы, отрезок провода или кабеля. Эти же изделия, подвергнутые покрытиям (защитным или
Рис. 3. Детали |
машин: |
а — картер, б — фланец, в—корпус |
подшипника, г — кронштейн, |
д — вал, е — храповик, ж — втулка, з — зубчатое колесо, и — пружина, к — крестовина
декоративным) независимо от вида, толщины и назначе ния покрытия, изготовленные с применением местной сварки, пайки, склейки и т. п., например, винт, подверг нутый хромированию; трубка, спаянная или сваренная из одного куска листового материала и т. д.
Из имеющихся в наличии показать детали машин, заготовки которых получают путем отливки, прокатки, ковки, штамповки или обработаны на металлорежущих станках (рис. 3).
Демонстрируя детали, следует подчеркнуть, что совре менные машины состоят из большого количества дета-
4* |
51 |
лей — от нескольких сотен до десятков тысяч наимено ваний. Однако, очень многие наименования деталей яв ляются общими для разнообразных машин, например: валы, оси, зубчатые колеса, звездочки, шкивы, болты, винты, гайки, пружины и др.
При этом обратить внимание учащихся, что изготов ленная деталь должна отвечать требованиям рабочего
|
Рис. 4. Примеры сборочных единиц: |
|
а — узел |
крышки |
насоса, б — вал с зубчатым колесом; / — крышка, |
?—втулка, |
3 — вал, |
4 — болт, 5—коническое зубчатое колесо, 6 — гайка |
чертежа (геометрическая форма, размеры отдельных элементов, шероховатость поверхности и качество мате риала). Эти условия обусловливаются также действую щими ГОСТами, что обеспечивает взаимозаменяемость деталей.
|
Затем следует перейти к демонстрации и объяснению |
||||
понятия с б о р о ч н а я |
е д и н и ц а , |
составные части ко |
|||
торой подлежат |
соединению между |
собой |
(свинчивани |
||
ем, |
опрессовкой, |
сочленением, клепкой, сваркой, пайкой |
|||
и |
т. п.), например: |
редуктор, электрооборудование, |
|||
комплект составных частей (рис. 4). |
|
|
|||
|
Объясняя понятие |
к о м п л е к с , |
следует |
указать, что |
STO два или более специфицированных изделий, не сое диненных на предприятии-изготовителе сборочными опе рациями, но предназначенных для выполнения взаимо связанных эксплуатационных функций. Каждое из этих специфицированных изделий, входящее в комплекс, слу жит для выполнения одной или нескольких основных функций, установленных для всего комплекса, напри мер, поточная линия станков.
62
Закончить объяснение и демонстрацию следует рас шифровкой понятий к о м п л е к т ы , отметив, что это два или более изделия, не соединенных на предприятии-изго товителе сборочными операциями и представляющих собой набор изделий, имеющих общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера. Например, комплект запасных частей, комплект инструмента и при
надлежностей, комплект измерительной |
аппаратуры |
и т. п. |
|
Обратить внимание учащихся на то, что к комплек там также относят сборочную единицу или деталь, по ставляемую вместе с набором других сборочных единиц или деталей, предназначенных для выполнения вспомо гательных функций при эксплуатации этой сборочной единицы или детали. При этом продемонстрировать комплект запасных частей, монтажного инструмента, сменные части.
В целях закрепления вышеприведенных понятий це лесообразно дать учащимся задания привести примеры изделий, сборочных единиц, комплексов и комплектов, изготавливаемых на базовом предприятии, где им при
ходится |
проходить производственную практику. |
|
§ 14. ВИДЫ СОЕДИНЕНИЙ ДЕТАЛЕЙ МАШИН |
На |
примерах производственных деталей и изделий |
следует показать учащимся, что в зависимости от назна чения детали и сборочные единицы при сборке машин и
механизмов соединяют друг |
с другом в |
определенной |
|
последовательности, |
образуя |
соединения |
п о д в и ж н ы е |
и н е п о д в и ж н ы е . |
Продемонстрировать, |
что при под |
вижном соединении детали и узлы перемещаются во время работы относительно друг друга, совершая задан ное движение. Детали неподвижных соединений пере мещаться относительно друг друга не могут.
При этом отметить, что количество подвижных со единений в машинах значительно больше количества не подвижных.
Затем на примерах деталей базовой организации или
имеющихся |
в |
училище показать, что |
соединения разли |
|
чают |
еще |
и |
как р а з ъ е м н ы е и |
н е р а з ъ е м н ы е |
(рис. |
5). |
|
|
|
К неразъемным соединениям относятся такие, для разъединения которых необходимо полное или частичное разрушение деталей, входящих в соединение,
53
Н е п о д в и ж н ы е н е р а з ъ е м н ы е с о е д и н е н и я получают сваркой, клепкой, пайкой, развальцовкой, за ливкой деталей металлом, склеиванием, прессованием пластмасс, а также с помощью горячих и прессовых по садок.
Соединение деталей машин
Рис. |
5. Виды соединений деталей машин |
|
П о д в и ж н ы е н е р а з ъ е м н ы е с о е д и н е н и я — |
||
это отдельные |
виды |
подвижных соединений собираемых |
с применением |
развальцовки. |
|
К р а з ъ е м н ы м |
с о е д и н е н и я м от носятся такие, |
|
которые могут |
быть |
разобраны в случае необходимости |
без особых усилий и без повреждения сопряженных и
крепежных |
деталей. |
|
|
|
|
|
|
|
К н е п о д в и ж н ы м |
р а з ъ е м н ы м |
соединениям |
от |
|||||
носятся все |
соединения, |
осуществляемые |
неподвижными |
|||||
посадками |
(Г, Т, |
Н, П), |
а |
также |
получаемые посредст |
|||
вом скрепления деталей |
винтами |
шпильками, |
болтами |
|||||
и гайками, с посадкой на шпонки, на конус и т |
п. В этих |
|||||||
деталях относитеіьное перемещение невозможно. |
|
|||||||
П о д в и ж н ы е |
р а з ъ е м н ы е |
с о е д и н е н и я |
осу |
|||||
ществляются при |
помощи |
подвижных |
посадок |
по |
ци |
линдрическим, коническим, сферическим, винтовым . и плоским поверхностям различными способами.
54
§ 15. РАСЧЕТ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ
На уроках специальной технологии учащиеся полу чили знания о размерных цепях. Им известно, что рас стояния между поверхностями и осями часто слагаются из размеров нескольких деталей или сборочных единиц, следующих цепочкой один за другим. Часто при сборке необходимо определить образующееся расстоя ние (базу), произведя измерения и вычисле ния расстояний от ка кой-либо основной оси или поверхности, от ко торой зависит положе ние других.
Поэтому мастеру следует, используя зна ния учащихся, получен ные на уроках специ альной технологии, по казать им на практике значение и расчет раз мерных цепей при сбор ке машин.
Показ расчета размерных цепей сначала следует на чать с простой сборочной единицы, например, рассчитать положения шарикоподшипника на валике, а затем пе рейти к более сложным сборочным единицам. На валике (рис. 6) установлено коническое зубчатое колесо / и ша рикоподшипник 2 (тугая посадка) с упором в заплечико корпуса 4, а второй шарикоподшипник 3 должен быть напрессован на таком расстоянии Л2 , чтобы не происхо дило осевого перемещения валика и не был бы нарушен гарантированный зазор между зубьями колес. В гнездах корпуса 4 подшипники должны быть посажены с неболь шими зазорами б. Размер Л 2 от этих зазоров не зависит, так как подшипник 2 должен плотно примыкать к стен ке гнезда в плоскости В — В, а подшипник 3 в плоскости
Г — Г. Размерная |
цепь |
состоит |
из |
последовательных |
||
размеров Аі—А2 — Л 3 и |
общего |
Л4 . |
( Л 4 = Л 1 - т - Л 2 + Л з ) . |
|||
Отсюда |
можно |
определить, |
что |
нужный |
размер: |
|
Л 2 = Л 4 — |
(Л,+Лз) . |
|
|
|
|
Лі и Лз |
Например, если ширина шарикоподшипников |
55