Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава III

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СБОРКИ МАШИН

§13. ПОНЯТИЕ ОБ ИЗДЕЛИЯХ

Всоответствии с Единой системой конструкторской

документации

установлены

следующие

виды

изделий

.(рис.2):

 

 

 

 

 

 

Изделия

 

 

 

Сборочные

Комплексы

Комплекты

 

единицы

 

 

 

 

 

 

 

Комплексы

 

 

 

\_\СПорочные

Сборочные

I I

Сборочные

 

единицы

еоиницы

 

 

 

 

 

еоиницы

 

Детали

Детали

 

Детали

 

ЦКомплекты

Комплекты

 

Комплекты^

 

Рис. 2. Виды изделий и их структура

 

а)

детали,

 

 

 

 

б)

сборочные единицы,

 

 

 

в)

комплексы,

 

 

 

г)

комплекты.

 

 

 

Указать, что

изделием

называется

любой

предмет

или набор предметов производства, подлежащих изго­ товлению на предприятии.

50


Затем продемонстрировать д е т а л и , т. е. изделия, изготовленные из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций, напри­ мер, валик из одного куска металла, литой корпус, ма­ ховичок из пластмассы, отрезок провода или кабеля. Эти же изделия, подвергнутые покрытиям (защитным или

Рис. 3. Детали

машин:

а — картер, б — фланец, в—корпус

подшипника, г — кронштейн,

д — вал, е — храповик, ж — втулка, з зубчатое колесо, и — пружина, к — крестовина

декоративным) независимо от вида, толщины и назначе­ ния покрытия, изготовленные с применением местной сварки, пайки, склейки и т. п., например, винт, подверг­ нутый хромированию; трубка, спаянная или сваренная из одного куска листового материала и т. д.

Из имеющихся в наличии показать детали машин, заготовки которых получают путем отливки, прокатки, ковки, штамповки или обработаны на металлорежущих станках (рис. 3).

Демонстрируя детали, следует подчеркнуть, что совре­ менные машины состоят из большого количества дета-

4*

51

лей — от нескольких сотен до десятков тысяч наимено­ ваний. Однако, очень многие наименования деталей яв­ ляются общими для разнообразных машин, например: валы, оси, зубчатые колеса, звездочки, шкивы, болты, винты, гайки, пружины и др.

При этом обратить внимание учащихся, что изготов­ ленная деталь должна отвечать требованиям рабочего

 

Рис. 4. Примеры сборочных единиц:

а — узел

крышки

насоса, б вал с зубчатым колесом; / — крышка,

?—втулка,

3 — вал,

4 — болт, 5—коническое зубчатое колесо, 6 — гайка

чертежа (геометрическая форма, размеры отдельных элементов, шероховатость поверхности и качество мате­ риала). Эти условия обусловливаются также действую­ щими ГОСТами, что обеспечивает взаимозаменяемость деталей.

 

Затем следует перейти к демонстрации и объяснению

понятия с б о р о ч н а я

е д и н и ц а ,

составные части ко­

торой подлежат

соединению между

собой

(свинчивани­

ем,

опрессовкой,

сочленением, клепкой, сваркой, пайкой

и

т. п.), например:

редуктор, электрооборудование,

комплект составных частей (рис. 4).

 

 

 

Объясняя понятие

к о м п л е к с ,

следует

указать, что

STO два или более специфицированных изделий, не сое­ диненных на предприятии-изготовителе сборочными опе­ рациями, но предназначенных для выполнения взаимо­ связанных эксплуатационных функций. Каждое из этих специфицированных изделий, входящее в комплекс, слу­ жит для выполнения одной или нескольких основных функций, установленных для всего комплекса, напри­ мер, поточная линия станков.

62


Закончить объяснение и демонстрацию следует рас­ шифровкой понятий к о м п л е к т ы , отметив, что это два или более изделия, не соединенных на предприятии-изго­ товителе сборочными операциями и представляющих собой набор изделий, имеющих общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера. Например, комплект запасных частей, комплект инструмента и при­

надлежностей, комплект измерительной

аппаратуры

и т. п.

 

Обратить внимание учащихся на то, что к комплек­ там также относят сборочную единицу или деталь, по­ ставляемую вместе с набором других сборочных единиц или деталей, предназначенных для выполнения вспомо­ гательных функций при эксплуатации этой сборочной единицы или детали. При этом продемонстрировать комплект запасных частей, монтажного инструмента, сменные части.

В целях закрепления вышеприведенных понятий це­ лесообразно дать учащимся задания привести примеры изделий, сборочных единиц, комплексов и комплектов, изготавливаемых на базовом предприятии, где им при­

ходится

проходить производственную практику.

 

§ 14. ВИДЫ СОЕДИНЕНИЙ ДЕТАЛЕЙ МАШИН

На

примерах производственных деталей и изделий

следует показать учащимся, что в зависимости от назна­ чения детали и сборочные единицы при сборке машин и

механизмов соединяют друг

с другом в

определенной

последовательности,

образуя

соединения

п о д в и ж н ы е

и н е п о д в и ж н ы е .

Продемонстрировать,

что при под­

вижном соединении детали и узлы перемещаются во время работы относительно друг друга, совершая задан­ ное движение. Детали неподвижных соединений пере­ мещаться относительно друг друга не могут.

При этом отметить, что количество подвижных со­ единений в машинах значительно больше количества не­ подвижных.

Затем на примерах деталей базовой организации или

имеющихся

в

училище показать, что

соединения разли­

чают

еще

и

как р а з ъ е м н ы е и

н е р а з ъ е м н ы е

(рис.

5).

 

 

 

К неразъемным соединениям относятся такие, для разъединения которых необходимо полное или частичное разрушение деталей, входящих в соединение,

53


Н е п о д в и ж н ы е н е р а з ъ е м н ы е с о е д и н е н и я получают сваркой, клепкой, пайкой, развальцовкой, за­ ливкой деталей металлом, склеиванием, прессованием пластмасс, а также с помощью горячих и прессовых по­ садок.

Соединение деталей машин

Рис.

5. Виды соединений деталей машин

П о д в и ж н ы е н е р а з ъ е м н ы е с о е д и н е н и я —

это отдельные

виды

подвижных соединений собираемых

с применением

развальцовки.

К р а з ъ е м н ы м

с о е д и н е н и я м от носятся такие,

которые могут

быть

разобраны в случае необходимости

без особых усилий и без повреждения сопряженных и

крепежных

деталей.

 

 

 

 

 

 

К н е п о д в и ж н ы м

р а з ъ е м н ы м

соединениям

от­

носятся все

соединения,

осуществляемые

неподвижными

посадками

(Г, Т,

Н, П),

а

также

получаемые посредст­

вом скрепления деталей

винтами

шпильками,

болтами

и гайками, с посадкой на шпонки, на конус и т

п. В этих

деталях относитеіьное перемещение невозможно.

 

П о д в и ж н ы е

р а з ъ е м н ы е

с о е д и н е н и я

осу­

ществляются при

помощи

подвижных

посадок

по

ци­

линдрическим, коническим, сферическим, винтовым . и плоским поверхностям различными способами.

54


Рис. 6. Размерная цепь для опреде­ ления положения шарикоподшипника на валике

§ 15. РАСЧЕТ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ

На уроках специальной технологии учащиеся полу­ чили знания о размерных цепях. Им известно, что рас­ стояния между поверхностями и осями часто слагаются из размеров нескольких деталей или сборочных единиц, следующих цепочкой один за другим. Часто при сборке необходимо определить образующееся расстоя­ ние (базу), произведя измерения и вычисле­ ния расстояний от ка­ кой-либо основной оси или поверхности, от ко­ торой зависит положе­ ние других.

Поэтому мастеру следует, используя зна­ ния учащихся, получен­ ные на уроках специ­ альной технологии, по­ казать им на практике значение и расчет раз­ мерных цепей при сбор­ ке машин.

Показ расчета размерных цепей сначала следует на­ чать с простой сборочной единицы, например, рассчитать положения шарикоподшипника на валике, а затем пе­ рейти к более сложным сборочным единицам. На валике (рис. 6) установлено коническое зубчатое колесо / и ша­ рикоподшипник 2 (тугая посадка) с упором в заплечико корпуса 4, а второй шарикоподшипник 3 должен быть напрессован на таком расстоянии Л2 , чтобы не происхо­ дило осевого перемещения валика и не был бы нарушен гарантированный зазор между зубьями колес. В гнездах корпуса 4 подшипники должны быть посажены с неболь­ шими зазорами б. Размер Л 2 от этих зазоров не зависит, так как подшипник 2 должен плотно примыкать к стен­ ке гнезда в плоскости В — В, а подшипник 3 в плоскости

Г — Г. Размерная

цепь

состоит

из

последовательных

размеров Аі—А2 — Л 3 и

общего

Л4 .

( Л 4 = Л 1 - т - Л 2 + Л з ) .

Отсюда

можно

определить,

что

нужный

размер:

Л 2 = Л 4

(Л,+Лз) .

 

 

 

 

Лі и Лз

Например, если ширина шарикоподшипников

55