Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7.Заключительный инструктаж.

8.Уборка рабочих мест.

По окончании учебного дня необходимо сделать сле­ дующее:

а) оформить записи в журнале производственного обучения;

б) составить план на следующий день; в) подготовиться к проведению занятий следующего

дни.

 

 

 

 

Готовясь к занятиям

на следующий

день,

мастеру

надо иметь в виду, что всякие простои

и непроизводи­

тельные затраты учебного времени

на

поиски

инстру­

мента, приспособлений,

материалов

создают у

учащих­

ся нерабочее настроение, нарушают порядок в мастер­ ской.

Накануне дня занятий мастер, согласно составлен­ ному плану материального оснащения, должен подгото­ вить такое количество учебных объектов, инструмента, приспособлений, материалов, учебно-наглядных пособий, ^технологических и инструктивных материалов, чтобы в процессе обучения не было простоев.

Необходимо проверить

подготовленные

инструменты

и приспособления и, если

потребуется, то

исправить их.

§ 18. БОЛТОВЫЕ И ВИНТОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Изучение этой подтемы следует начать с ознакомле­ ния учащихся со сборкой различных конструкций бол­ товых и винтовых соединений, чередуя объяснение с по­ казом. Следует стремиться к тому, чтобы объяснение проходило при активном участии учащихся, для чего рекомендуется в процессе объяснения задавать, напри­ мер, такие вопросы:

1. Какие детали входят в болтовые соединения?

2.Перечислите инструменты, применяющиеся при сборке болтовых и винтовых соединений.

3.Какие встречаются болтовые и винтовые соеди­

нения?

Ознакомив учащихся с конструкциями деталей, вхо­ дящих в болтовые и винтовые соединения (болтами, винтами, гайками), следует напомнить о том, что эти соединения часто применяют в различных машинах. Ре­ комендуется при этом привести примеры. В тракторах такие соединения составляют до 35% от общего числа

62


всех видов соединений, в автомобилях — до 60%, ком* байнах — до 70%, а в двигателях внутреннего сгора­ ния— до 80% и т. д. При этом надо отметить, что такое широкое применение резьбовых соединений в конструк­ циях современных машин и механизмов объясняется простотой и надежностью этого вида крепления, удобст­ вом регулирования затяжки, а также возможностью раз­ борки и повторной сборки соединения без разрушения и замены деталей.

После ознакомления с конструкциями болтовых и винтовых соединений следует изложить и по возможно­ сти продемонстрировать технические требования, предъ­ являемые к собираемым резьбовым соединениям:

1.Головки болтов и гаек должны быть одинаковы по высоте и размерам под ключ с правильно расположен­ ными относительно центра фасками.

2.Грани головок болтов и гаек не должны иметь за­ боин. Длину болта или шпильки следует выбирать с та­ ким расчетом, чтобы она была достаточной для соеди­ нения деталей заданной толщины. После навертывания концы стержня болтов, шпилек и винтов не должны вы­ ступать над торцом гайки больше чем на 2—3 нитки.

3.Наружный диаметр шайб и их толщина должны быть одинаковыми на всех болтах.

4.Не допускается смятие и срыв шлицев у головок винтов.

5.Контргайки должны быть одинаковыми и по раз­

мерам под ключ соответствовать размерам гаек.

6.Скрепляемые детали не должны иметь остро вы­ ступающих кромок. Поверхности прилегания их должны быть обработаны.

7.Плотность скрепленных деталей следует контроли­ ровать путем проверки зазора по разъему с помощью щупа.

Материальное оснащение

Инструменты: чертилки, линейки, циркули, кернеры, бородки, молотки, сверла, отвертки, гаечные ключи, тре­ щоточные ключи, электробуры, шаберы.

Приспособления: дрели ручные, гайковерты, струбци­ ны, шпильковерты, щетки металлические.

Материалы: синька, машинное масло, керосин, купо­ рос, концы.

63

Объекты работы: свертные плитки, задняя бабка то­ карного станка, блок цилиндров, учебные плитки, образ­

цы болтов, образцы

гаек.

Учебно-наглядные

пособия: плакат 3 из серии «Ос­

новы сборки машин» 1970 г., сборочные чертежи, инст­ руктивно-технологические карты, таблицы размеров гаеч­ ных ключей.

Вводный инструктаж

После ознакомления с техническими требованиями мастер переходит к показу приемов сборки и разборки болтовых и винтовых соединений, предупредив при этом, что детали, подлежащие сборке, должны быть чистыми,

так как от этого зависит

во

многом

качество

сборки.

 

 

Б

 

 

Шерохова

т о с т ь

 

 

 

 

поверхностей

А дол­

 

 

 

 

жна

соответствовать

 

 

 

 

требованиям

черте­

 

 

 

 

жа. При этом следу­

 

 

 

 

ет указать учащим­

 

 

 

 

ся, что если на бол­

 

 

 

 

товое

 

соединение

 

 

 

 

действуют

перемен­

V J ^

А

X*

ные

нагрузки,

мель­

чайшие

гребешки

Б

Рис. 8. Деформируемые гребешки

детали

(рис.

8,

показаны

в

 

 

 

 

увеличенном

виде)

деформируются. Вследствие смятия гребешков размер H деталей, стянутых болтом, на очень малую величину уменьшится и затяжка болта ослабнет. Следовательно, чем больше таких соприкасающихся поверхностей-стыков в соединении, тем более ощутимо влияет смятие гребеш­ ков. Поэтому, особенно в многостыковых болтовых со­ единениях, соприкасающиеся поверхности следует гото­ вить тщательно.

Далее мастер объясняет и показывает приемы очи­ щения поверхностей от смазки, промывку, просушку,

снятие заусенцев или небольших

забоин

напильником

или шабером, притупление острых

кромок

и углов.

Показывая приемы очистки поверхностей щеткой и запиливания забоин, необходимо обратить внимание на то, что плоскости, требующие, кроме прочности, еще и герметичности соединения, после припиливания шабрят.

64


Мастеру следует объяснить на примерах',,, что для обеспечения технических условий необходимо соблюдем ние следующих требований:

а) болты, винты и гайки должны иметь чистую, и полную резьбу. Грани болта и гайки должны быть чщ стыми, без забоин и вмятин;

б) при сборке болты и шпильки следует устанавливать, строго перпендикулярно к плоскости разъема свинчи­ ваемых деталей, а головки болтов и гаек опорными по­ верхностями должны плотно соприкасаться со скреп­ ляемыми деталями;

в) все навинчиваемые на болты гайки необходимо равномерно затягивать до отказа и, если требуется, сто­ порить, чтобы исключить самоотвинчивание;

г) зазор между соединяемыми деталями после за­ тяжки гаек должен быть одинаковым, величина затяжки соединения влияет на точность работы и долговечность узлов машин.

Мастеру при показе приемов следует подробно остановиться на соединениях, собираемых без предва­ рительного натяга, и наоборот, с предварительным натягом.

Демонстрируя приемы сборки таких соединений, надо предупредить учащихся, что правильность затяжки во М н о г о м зависит от внимательности и опытности рабо­ чего, точности изготовления резьбы, состояния торцов болта, винта или гайки, а также правильно выбранного сборочного инструмента. При этом мастер должен по­ казать разновидности гаечных ключей (универсальные, открытые, накладные, торцовые, радиусные, со сменны­ ми головками, шарнирные, коловоротные, трещоточные и др.) и, объясняя их назначение, продемонстрировать приемы работы ими. Указать, что для обеспечения нор­ мальной затяжки и исключения возможности срыва,

резьбы длина

гаечного ключа должна быть не более

15 диаметров

резьбы.

Необходимо предупредить учащихся о недопустимо? сти удлинения рукояток гаечных ключей трубой, нара­

щивания ключа

другим

ключом

и приложения больших

усилий затяжки,

что неизбежно

может привести к сры­

ву резьбы или поломке

болта.

 

При демонстрации приемов сборки болтовых соеди­ нений надо показать прием завинчивания гаек до сопри­ косновения с деталью или шайбой.

5 Макиенко H. И.

G5


Показывая прием навинчивания гаек на болт свобод­ но от руки, но без качки, мастер говорит о допускаемых учащимися при выполнении этих операций ошибках, ког­ да они навинчивают гайки только при помощи гаечного ключа, что может привести к срыву резьбы или же не обеспечит достаточно плотного соединения скрепляемых деталей. При этом мастер должен попробовать навин­

а — гайки, расположенные в ряд, б — гайки размещены по окружности; 1—16 и 1—8 — по­

следовательность затяжки

тить гайку без смазки, а затем со смазкой и, таким об­ разом показать, что при наличии смазки гайка навин­ чивается свободнее. Причем тут же объяснить, что если гайка не навинчивается на болт, то это свидетельствует о том, что резьба имеет искаженный диаметр и профиль, неправильный угол или погрешность шага.

Необходимо, чтобы учащиеся также поняли, что если гайка навертывается на болт или шпильку очень свобод­ но, то это может привести к срыву резьбы при оконча­ тельной затяжке гайки. Мастеру надо показать приемы прогонки гайки конусным метчиком, смазанным маслом, при чрезмерно тугом навинчивании гайки на болт или шпильку.

Показывая приемы навинчивания гаек, мастер дол­ жен обратить внимание учащихся на необходимость со­ блюдения строгой перпендикулярности торцов гайки к оси резьбы и объяснить, что перекос гаек в резьбовых соединениях, особенно тяжело нагруженных, опасен, так

66

как резьба работает только одной стороной, а это часто приводит к срыву резьбы и искривлению стержня-. До 90% обрывов болтов вызваны этой причиной. Кроме того, нужно научить учащихся приемам установки под торцы гайки плоских шайб, способствующих более рав­ номерному распределению давления; при этом следует предупредить учащихся, что неровности (изогнутость), риски, заусенцы, задиры на плоскостях шайб не позво­ ляют завернуть гайку до конца.

Мастеру, рекомендуется особо остановиться на прие­ мах сборки многоболтовых соединений в крышке блока цилиндров и порядке установки прокладок, обеспечива­ ющих плотность и герметичность соединения. Перед де­ монстрацией приемов сборки нужно обратить внимание учащихся на то, что высокое качество соединения обес­ печивается правильной затяжкой болтов и гаек.

Затем следует показать приемы разметки крышек блоков, соединения крышки с корпусом при помощи струбцин, сверления и развертывания отверстий, послс чего перейти к постановке болтов в отверстия.

Далее, демонстрируя приемы затяжки гаек, следует обращать внимание учащихся на последовательность их выполнения в целях предупреждения перекоса и короб­ ления деталей. При этом надо показать, как затягивают гайки в три приема: а) до соприкосновения гайки с де­ талью или шайбой; б) подтяжка гайки с небольшим

усилием; в) окончательная затяжка.

 

 

При разборке гайки .отвинчивают в обратном

поряд­

ке: сначала поочередно слегка отпускают все гайки,

а

затем отвертывают их полностью.

 

 

 

Показать приемы завертывания гаек в многоболто­

вых

соединениях в определенном

порядке — от

середи­

ны

к концам (рис. 9,а), а гайки,

расположенные

по

ок­

ружности, затягивают крест-накрест (рис. 9,6),

что

ис­

ключает перекосы.

 

 

 

Особое внимание - учащихся следует обратить на обеспечение требуемой затяжки резьбовых соединений, что указывается в технических условиях на сборку. При

этом показать

приемы

работы предельными и динамо­

метрическими

(рис. 10)

ключами.

 

При демонстрации

этого приема надо

подчеркнуть,

что недовернутая гайка перегружается и

вызывает до­

полнительные напряжения в соседних с ней болтах, что

может привести к разрыву их во время работы,

тонкие

5*

67


же детали в этом случае могут покоробиться, а в дета­ лях из хрупких металлов возможно появление трещин.

Одновременно следует указать и на другие недостат­ ки, встречающиеся при сборке резьбовых соединений: срыв, заедание и смятие резьбы из-за неправильной на­ резки ее, очень тугого резьбового соединения или же наличия в резьбовых соединениях грязи, стружки или абразивной пыли.

Рис. 10.

Затяжка динамометрическим ключом:

1 рукоятка,

2 — стержень, 3—головка, 4 — стрелка, 5 —

 

шкала

В заключение необходимо показать приемы стопорения гаек от самоотвинчивания при переменных нагруз­

ках (толчках, вибрациях) при помощи

контргаек: обыч­

ной (рис. 11,а), штампованной (рис. 11,6), а также

раз­

водным шплинтом обычной гайки (рис. 11, в),

разводным

шплинтом корончатой

гайки

(рис. 11, г),. стопорной уп­

ругой шайбой

(рис. l l , ö ) , проволокой

(рис.

11,е).

 

Особо следует остановиться на приемах стопорения

деформируемыми

шайбами

из

мягкой

лиетовой

стали

толщиной 0,8—1,0

мм

с одним

или

двумя

наружны­

ми и выступами

(рис. 11,ж). Затянув гайку, выступы от­

гибают: один — на

грань, второй — по

кромке корпуса

(рис. 11,3).

 

 

 

 

 

 

 

 

При демонстрации приемов стопорения гаек следует указать случаи их применения, а также достоинства и недостатки каждого приема.

После того, как учащиеся приобретут навыки в сбор­ ке резьбовых соединений, им следует сообщить, что для соединения двух или нескольких деталей вместо болтов иногда применяют шпильки. Демонстрируя шпильки и соединения на шпильках нужно объяснить, какие техни­ ческие требования предъявляют к такого рода соедине-

68