Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
7.Заключительный инструктаж.
8.Уборка рабочих мест.
По окончании учебного дня необходимо сделать сле дующее:
а) оформить записи в журнале производственного обучения;
б) составить план на следующий день; в) подготовиться к проведению занятий следующего
дни. |
|
|
|
|
Готовясь к занятиям |
на следующий |
день, |
мастеру |
|
надо иметь в виду, что всякие простои |
и непроизводи |
|||
тельные затраты учебного времени |
на |
поиски |
инстру |
|
мента, приспособлений, |
материалов |
создают у |
учащих |
ся нерабочее настроение, нарушают порядок в мастер ской.
Накануне дня занятий мастер, согласно составлен ному плану материального оснащения, должен подгото вить такое количество учебных объектов, инструмента, приспособлений, материалов, учебно-наглядных пособий, ^технологических и инструктивных материалов, чтобы в процессе обучения не было простоев.
Необходимо проверить |
подготовленные |
инструменты |
и приспособления и, если |
потребуется, то |
исправить их. |
§ 18. БОЛТОВЫЕ И ВИНТОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Изучение этой подтемы следует начать с ознакомле ния учащихся со сборкой различных конструкций бол товых и винтовых соединений, чередуя объяснение с по казом. Следует стремиться к тому, чтобы объяснение проходило при активном участии учащихся, для чего рекомендуется в процессе объяснения задавать, напри мер, такие вопросы:
1. Какие детали входят в болтовые соединения?
2.Перечислите инструменты, применяющиеся при сборке болтовых и винтовых соединений.
3.Какие встречаются болтовые и винтовые соеди
нения?
Ознакомив учащихся с конструкциями деталей, вхо дящих в болтовые и винтовые соединения (болтами, винтами, гайками), следует напомнить о том, что эти соединения часто применяют в различных машинах. Ре комендуется при этом привести примеры. В тракторах такие соединения составляют до 35% от общего числа
62
всех видов соединений, в автомобилях — до 60%, ком* байнах — до 70%, а в двигателях внутреннего сгора ния— до 80% и т. д. При этом надо отметить, что такое широкое применение резьбовых соединений в конструк циях современных машин и механизмов объясняется простотой и надежностью этого вида крепления, удобст вом регулирования затяжки, а также возможностью раз борки и повторной сборки соединения без разрушения и замены деталей.
После ознакомления с конструкциями болтовых и винтовых соединений следует изложить и по возможно сти продемонстрировать технические требования, предъ являемые к собираемым резьбовым соединениям:
1.Головки болтов и гаек должны быть одинаковы по высоте и размерам под ключ с правильно расположен ными относительно центра фасками.
2.Грани головок болтов и гаек не должны иметь за боин. Длину болта или шпильки следует выбирать с та ким расчетом, чтобы она была достаточной для соеди нения деталей заданной толщины. После навертывания концы стержня болтов, шпилек и винтов не должны вы ступать над торцом гайки больше чем на 2—3 нитки.
3.Наружный диаметр шайб и их толщина должны быть одинаковыми на всех болтах.
4.Не допускается смятие и срыв шлицев у головок винтов.
5.Контргайки должны быть одинаковыми и по раз
мерам под ключ соответствовать размерам гаек.
6.Скрепляемые детали не должны иметь остро вы ступающих кромок. Поверхности прилегания их должны быть обработаны.
7.Плотность скрепленных деталей следует контроли ровать путем проверки зазора по разъему с помощью щупа.
Материальное оснащение
Инструменты: чертилки, линейки, циркули, кернеры, бородки, молотки, сверла, отвертки, гаечные ключи, тре щоточные ключи, электробуры, шаберы.
Приспособления: дрели ручные, гайковерты, струбци ны, шпильковерты, щетки металлические.
Материалы: синька, машинное масло, керосин, купо рос, концы.
63
Объекты работы: свертные плитки, задняя бабка то карного станка, блок цилиндров, учебные плитки, образ
цы болтов, образцы |
гаек. |
Учебно-наглядные |
пособия: плакат 3 из серии «Ос |
новы сборки машин» 1970 г., сборочные чертежи, инст руктивно-технологические карты, таблицы размеров гаеч ных ключей.
Вводный инструктаж
После ознакомления с техническими требованиями мастер переходит к показу приемов сборки и разборки болтовых и винтовых соединений, предупредив при этом, что детали, подлежащие сборке, должны быть чистыми,
так как от этого зависит |
во |
многом |
качество |
сборки. |
|
||||
|
Б |
|
|
Шерохова |
т о с т ь |
||||
|
|
|
|
поверхностей |
А дол |
||||
|
|
|
|
жна |
соответствовать |
||||
|
|
|
|
требованиям |
черте |
||||
|
|
|
|
жа. При этом следу |
|||||
|
|
|
|
ет указать учащим |
|||||
|
|
|
|
ся, что если на бол |
|||||
|
|
|
|
товое |
|
соединение |
|||
|
|
|
|
действуют |
перемен |
||||
V J ^ |
А |
X* |
ные |
нагрузки, |
мель |
||||
чайшие |
гребешки |
Б |
|||||||
Рис. 8. Деформируемые гребешки |
детали |
(рис. |
8, |
показаны |
в |
||||
|
|
|
|
увеличенном |
виде) |
деформируются. Вследствие смятия гребешков размер H деталей, стянутых болтом, на очень малую величину уменьшится и затяжка болта ослабнет. Следовательно, чем больше таких соприкасающихся поверхностей-стыков в соединении, тем более ощутимо влияет смятие гребеш ков. Поэтому, особенно в многостыковых болтовых со единениях, соприкасающиеся поверхности следует гото вить тщательно.
Далее мастер объясняет и показывает приемы очи щения поверхностей от смазки, промывку, просушку,
снятие заусенцев или небольших |
забоин |
напильником |
или шабером, притупление острых |
кромок |
и углов. |
Показывая приемы очистки поверхностей щеткой и запиливания забоин, необходимо обратить внимание на то, что плоскости, требующие, кроме прочности, еще и герметичности соединения, после припиливания шабрят.
64
Мастеру следует объяснить на примерах',,, что для обеспечения технических условий необходимо соблюдем ние следующих требований:
а) болты, винты и гайки должны иметь чистую, и полную резьбу. Грани болта и гайки должны быть чщ стыми, без забоин и вмятин;
б) при сборке болты и шпильки следует устанавливать, строго перпендикулярно к плоскости разъема свинчи ваемых деталей, а головки болтов и гаек опорными по верхностями должны плотно соприкасаться со скреп ляемыми деталями;
в) все навинчиваемые на болты гайки необходимо равномерно затягивать до отказа и, если требуется, сто порить, чтобы исключить самоотвинчивание;
г) зазор между соединяемыми деталями после за тяжки гаек должен быть одинаковым, величина затяжки соединения влияет на точность работы и долговечность узлов машин.
Мастеру при показе приемов следует подробно остановиться на соединениях, собираемых без предва рительного натяга, и наоборот, с предварительным натягом.
Демонстрируя приемы сборки таких соединений, надо предупредить учащихся, что правильность затяжки во М н о г о м зависит от внимательности и опытности рабо чего, точности изготовления резьбы, состояния торцов болта, винта или гайки, а также правильно выбранного сборочного инструмента. При этом мастер должен по казать разновидности гаечных ключей (универсальные, открытые, накладные, торцовые, радиусные, со сменны ми головками, шарнирные, коловоротные, трещоточные и др.) и, объясняя их назначение, продемонстрировать приемы работы ими. Указать, что для обеспечения нор мальной затяжки и исключения возможности срыва,
резьбы длина |
гаечного ключа должна быть не более |
15 диаметров |
резьбы. |
Необходимо предупредить учащихся о недопустимо? сти удлинения рукояток гаечных ключей трубой, нара
щивания ключа |
другим |
ключом |
и приложения больших |
усилий затяжки, |
что неизбежно |
может привести к сры |
|
ву резьбы или поломке |
болта. |
|
При демонстрации приемов сборки болтовых соеди нений надо показать прием завинчивания гаек до сопри косновения с деталью или шайбой.
5 Макиенко H. И. |
G5 |
Показывая прием навинчивания гаек на болт свобод но от руки, но без качки, мастер говорит о допускаемых учащимися при выполнении этих операций ошибках, ког да они навинчивают гайки только при помощи гаечного ключа, что может привести к срыву резьбы или же не обеспечит достаточно плотного соединения скрепляемых деталей. При этом мастер должен попробовать навин
а — гайки, расположенные в ряд, б — гайки размещены по окружности; 1—16 и 1—8 — по
следовательность затяжки
тить гайку без смазки, а затем со смазкой и, таким об разом показать, что при наличии смазки гайка навин чивается свободнее. Причем тут же объяснить, что если гайка не навинчивается на болт, то это свидетельствует о том, что резьба имеет искаженный диаметр и профиль, неправильный угол или погрешность шага.
Необходимо, чтобы учащиеся также поняли, что если гайка навертывается на болт или шпильку очень свобод но, то это может привести к срыву резьбы при оконча тельной затяжке гайки. Мастеру надо показать приемы прогонки гайки конусным метчиком, смазанным маслом, при чрезмерно тугом навинчивании гайки на болт или шпильку.
Показывая приемы навинчивания гаек, мастер дол жен обратить внимание учащихся на необходимость со блюдения строгой перпендикулярности торцов гайки к оси резьбы и объяснить, что перекос гаек в резьбовых соединениях, особенно тяжело нагруженных, опасен, так
66
как резьба работает только одной стороной, а это часто приводит к срыву резьбы и искривлению стержня-. До 90% обрывов болтов вызваны этой причиной. Кроме того, нужно научить учащихся приемам установки под торцы гайки плоских шайб, способствующих более рав номерному распределению давления; при этом следует предупредить учащихся, что неровности (изогнутость), риски, заусенцы, задиры на плоскостях шайб не позво ляют завернуть гайку до конца.
Мастеру, рекомендуется особо остановиться на прие мах сборки многоболтовых соединений в крышке блока цилиндров и порядке установки прокладок, обеспечива ющих плотность и герметичность соединения. Перед де монстрацией приемов сборки нужно обратить внимание учащихся на то, что высокое качество соединения обес печивается правильной затяжкой болтов и гаек.
Затем следует показать приемы разметки крышек блоков, соединения крышки с корпусом при помощи струбцин, сверления и развертывания отверстий, послс чего перейти к постановке болтов в отверстия.
Далее, демонстрируя приемы затяжки гаек, следует обращать внимание учащихся на последовательность их выполнения в целях предупреждения перекоса и короб ления деталей. При этом надо показать, как затягивают гайки в три приема: а) до соприкосновения гайки с де талью или шайбой; б) подтяжка гайки с небольшим
усилием; в) окончательная затяжка. |
|
|
||
При разборке гайки .отвинчивают в обратном |
поряд |
|||
ке: сначала поочередно слегка отпускают все гайки, |
а |
|||
затем отвертывают их полностью. |
|
|
|
|
Показать приемы завертывания гаек в многоболто |
||||
вых |
соединениях в определенном |
порядке — от |
середи |
|
ны |
к концам (рис. 9,а), а гайки, |
расположенные |
по |
ок |
ружности, затягивают крест-накрест (рис. 9,6), |
что |
ис |
||
ключает перекосы. |
|
|
|
Особое внимание - учащихся следует обратить на обеспечение требуемой затяжки резьбовых соединений, что указывается в технических условиях на сборку. При
этом показать |
приемы |
работы предельными и динамо |
|
метрическими |
(рис. 10) |
ключами. |
|
При демонстрации |
этого приема надо |
подчеркнуть, |
|
что недовернутая гайка перегружается и |
вызывает до |
полнительные напряжения в соседних с ней болтах, что
может привести к разрыву их во время работы, |
тонкие |
5* |
67 |
же детали в этом случае могут покоробиться, а в дета лях из хрупких металлов возможно появление трещин.
Одновременно следует указать и на другие недостат ки, встречающиеся при сборке резьбовых соединений: срыв, заедание и смятие резьбы из-за неправильной на резки ее, очень тугого резьбового соединения или же наличия в резьбовых соединениях грязи, стружки или абразивной пыли.
Рис. 10. |
Затяжка динамометрическим ключом: |
1 — рукоятка, |
2 — стержень, 3—головка, 4 — стрелка, 5 — |
|
шкала |
В заключение необходимо показать приемы стопорения гаек от самоотвинчивания при переменных нагруз
ках (толчках, вибрациях) при помощи |
контргаек: обыч |
|||||||
ной (рис. 11,а), штампованной (рис. 11,6), а также |
раз |
|||||||
водным шплинтом обычной гайки (рис. 11, в), |
разводным |
|||||||
шплинтом корончатой |
гайки |
(рис. 11, г),. стопорной уп |
||||||
ругой шайбой |
(рис. l l , ö ) , проволокой |
(рис. |
11,е). |
|
||||
Особо следует остановиться на приемах стопорения |
||||||||
деформируемыми |
шайбами |
из |
мягкой |
лиетовой |
стали |
|||
толщиной 0,8—1,0 |
мм |
с одним |
или |
двумя |
наружны |
|||
ми и выступами |
(рис. 11,ж). Затянув гайку, выступы от |
|||||||
гибают: один — на |
грань, второй — по |
кромке корпуса |
||||||
(рис. 11,3). |
|
|
|
|
|
|
|
|
При демонстрации приемов стопорения гаек следует указать случаи их применения, а также достоинства и недостатки каждого приема.
После того, как учащиеся приобретут навыки в сбор ке резьбовых соединений, им следует сообщить, что для соединения двух или нескольких деталей вместо болтов иногда применяют шпильки. Демонстрируя шпильки и соединения на шпильках нужно объяснить, какие техни ческие требования предъявляют к такого рода соедине-
68