Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ниям; оси шпилек должны быть перпендикулярны к по­ верхности детали, в которую ввертывается шпилька; шпилька должна иметь плотную посадку в корпусе.

При этом рекомендуется остановиться на особенно­ стях посадок шпилек в мягкие металлы. Учащиеся

Рис. 11. Стопорение гаек от самоотвинчивания:

а — обычной контргайкой, б — штампованной

контргайкой,

е—раз­

водным шплинтом, г — разводным шплинтом

корончатой

гайки,

д— стопорной упругой шайбой, е — стопорение проволокой, ж — де­ формируемая шайба, з — отогнутая деформируемая шайба

должны знать, что в этом случае необходимо преду­

преждать возможность

ослабления

шпилек из-за пла­

стичности и мягкости металла. При

ввертывании шпилек

в алюминиевые детали

последние

легко деформируют­

ся. В этой связи мастер должен показать и объяснить

приемы сборки соединений шпильками с

выступом

,(рис. 12,а), являющимся упором, создающим

необхо­

димый натяг при сборке ответственных резьбовых со­ единений. Нужно также показать шпильки без буртика,

69


при использовании которых натяг обеспечивается увели­ чением внутреннего диаметра резьбы (рис. 12,6)

После этого мастер должен продемонстрировать не­ сколько приемов завертывания шпилек:

1. Ввернуть шпильку с помощью двух гаек, навинчен­ ных на шпильку, подчеркнуть, что при этом способе в процессе свинчивания гаек со шпильками ослабляется посадка шпильки в тело детали.

а)

ö)

S)

 

г)

 

 

д)

Рис.

12.

Сборка при

помощи шпилек:

резьбы,

й с выступом, б с

увеличенным

внутренним

диаметром

в — удаление сломанной шпильки зубчатым бором,

г — удаление

сло­

манной шпильки стержнем, д — удаление

сломанной

шпильки

привари­

 

 

ванием

гайки

 

 

 

 

 

2. Навинтить

на

второй конец

шпильки глухую

гайку

с воротком, при помощи которого ввинтить шпильку, объяснив, что в этом случае тоже ослабляется посадка шпильки в тело детали.

3. Навинтить на конец шпильки высокую шестигран­ ную гайку и застопорить ее стопорным винтом меньше­ го диаметра, чем диаметр шпильки. Завинчивание про­ изводится обычным гаечным ключом.

При изучении подтемы «Сборка резьбовых соедине­ ний* мастеру необходимо разобрать возможные виды брака, показать методы определения и способы устране­ ния его. Надо обязательно рассказать о таких видах брака:

70


1. Поломка шпилек. Продемонстрировать' приемы удаления сломанных шпилек при помощи ключей, вы­ сверливанием, с помощью зубчатого бора (рис. 12, в), привариванием старой гайки или пластинки на сломан­ ный конец гайки (рис. 12, д), при помощи которой про­ изводится вывертывание сломанной шпильки, ввинчива­ нием в тело сломанной шпильки конического стержня (рис. 12, г) с нарезанными спиральными канавками.

2.Перекос шпилек относительно детали. В этом слу­ чае вытравлять шпильку не рекомендуется, так как это неизбежно приведет к поломке ее. Показать приемы вы­ сверливания шпильки, а при больших перекосах высвер­ ливания старой резьбы и нарезания новой, более точной.

3.Недостаточно плотная посадка шпильки, вследст­ вие чего она вывертывается. Показать прием замены ста­ рой шпильки новой с полной резьбой.

Рекомендуется отдельно разобрать следующие прие­ мы удаления сломавшихся шпилек из алюминиевых де­ талей: путем травления, для чего сначала высверливают отверстие меньше диаметра шпильки, в него заливают раствор азотной кислоты, которая, растворяя сталь (ма­ териал шпильки), очень мало действует на алюминий (деталь); электроискровым способом. В этом случае электродом должен быть обломок сверла.

Мастер должен объяснить учащимся или показать на базовом предприятии особенности завинчивания болтов, гаек и шпилек больших размеров.

Завинчивание шпилек диаметром 150—160 мм надо показать на радиально-сверлильном или расточном станке.

Заканчивая вводный инструктаж, мастер должен под­ черкнуть, что для успешного выполнения задания по сборке большое значение имеет правильная организация рабочего места, и показать, -как оно должно быть орга­ низовано. Уместно при этом привести ряд убедительных примеров организации рабочего места передовиками производства и сообщить, каких показателей они доби­ ваются.

В заключение надо рассказать учащимся, что для достижения высокой производительности труда и каче­

ства сборки резьбовых соединений

особенно в

массовом

и крупносерийном производствах

применяют

механизи­

рованный инструмент: электрические гайковерты, отверт­ ки, пневматические резьбонарезатели, трех-, четырех-,

71


восьмишпиндельные гайковерты, пневматические ревер­ сивные отвертки и другие устройства и механизмы. Не­ обходимо показать приемы работы этими инструментами и правила обращения с ними. Особо остановиться на во­ просах техники безопасности.

 

Рис.

13.

Электрический

шпильковерт:

 

 

 

а — схема,

б — общий

вид;

/ — электродвигатель, 2, 3, 9

и

11 — зуб­

 

чатые колеса наружного

зацепления,

4 — кулачковая

муфта, 5 и

 

11— чеки, 6 — пружина, 7—шпиндель,

8 — зубчатое колесо

внутрен­

 

 

него

зацепления, 10 — кулачковая муфта

 

 

 

Обязательно

нужно

продемонстрировать

приемы

за­

винчивания

шпилек

электрошпильковертом

 

(рис.

13).

При этом учащиеся должны усвоить, что при нажиме на инструмент шпиндель вращается в сторону завертывания шпильки; а при оттягивании — в обратную сторону, т. е. в сторону свинчивания ключа со шпильками. Необходимо также показать, как, переключая фазы электродвигате­ ля, можно использовать шпильковерт для постановки шпилек с левой резьбой.

Мастер должен объяснить учащимся, что шпильки можно ввертывать и на сверлильном станке, имеющем специальный патрон, или при помощи универсальных

72


электропневматических инструментов со сменными го­ ловками различных конструкций.

После этого учащиеся приступают к выполнению упражнений по сборке резьбовых соединений.

Упражнения учащихся и текущий инструктаж

Упражнение 1. Подготовка деталей

к сборке:

1. Ознакомиться с чертежами и

технологическими

картами.

 

2.Подобрать крепежные детали (болты, гайки, шпильки).

3.Проверить пригодность деталей в соответствии с техническими требованиями.

4.Подобрать и проверить инструменты и приспособ­ ления, необходимые для сборки.

5.Проверить детали, поданные на сборку.

6.Организовать рабочее место.

- Упражнение 2. Сборка болтовых

соединений:

 

1. Разобрать и собрать болтовые и винтовые

соеди­

нения (завертывание и вывертывание

с помощью отвер­

ток винтов со шлицами).

 

 

2.Разобрать и собрать болтовые соединения с по­ мощью различных гаечных ключей.

3.Разобрать и собрать многоболтовые соединения.

4.Проверить качество сборки и определить дефекты.

Упражнение 3. Сборка соединений на шпильках:

1.Проверить поверхности на краску.

2.Подготовить детали к сборке (снятие заусенцев, притупление острых кромок).

3.Установить и завернуть шпильки с помощью гаек, граненого клина и специального ключа.

4.Удалить сломанные шпильки зубчатым бором (трехгранный клин), экстрактором, навариванием гайки.

б.Тренироваться в управлении пневматическим и электрическим инструментом.

В процессе текущего инструмента мастер должен обращать внимание на наиболее часто встречающиеся ошибки в работе учащихся.

На примерах сборки автомобиля, велосипеда, мото­ цикла и др. следует продемонстрировать, к чему приво­ дит плохое завертывание гаек.

Опыт показывает, что учащиеся не всегда внима­ тельно выбирают нужный для работы инструмент (гаеч-

73