Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
ниям; оси шпилек должны быть перпендикулярны к по верхности детали, в которую ввертывается шпилька; шпилька должна иметь плотную посадку в корпусе.
При этом рекомендуется остановиться на особенно стях посадок шпилек в мягкие металлы. Учащиеся
Рис. 11. Стопорение гаек от самоотвинчивания:
а — обычной контргайкой, б — штампованной |
контргайкой, |
е—раз |
водным шплинтом, г — разводным шплинтом |
корончатой |
гайки, |
д— стопорной упругой шайбой, е — стопорение проволокой, ж — де формируемая шайба, з — отогнутая деформируемая шайба
должны знать, что в этом случае необходимо преду
преждать возможность |
ослабления |
шпилек из-за пла |
стичности и мягкости металла. При |
ввертывании шпилек |
|
в алюминиевые детали |
последние |
легко деформируют |
ся. В этой связи мастер должен показать и объяснить
приемы сборки соединений шпильками с |
выступом |
,(рис. 12,а), являющимся упором, создающим |
необхо |
димый натяг при сборке ответственных резьбовых со единений. Нужно также показать шпильки без буртика,
69
при использовании которых натяг обеспечивается увели чением внутреннего диаметра резьбы (рис. 12,6)
После этого мастер должен продемонстрировать не сколько приемов завертывания шпилек:
1. Ввернуть шпильку с помощью двух гаек, навинчен ных на шпильку, подчеркнуть, что при этом способе в процессе свинчивания гаек со шпильками ослабляется посадка шпильки в тело детали.
а) |
ö) |
S) |
|
• |
г) |
|
|
д) |
Рис. |
12. |
Сборка при |
помощи шпилек: |
резьбы, |
||||
й —с выступом, б — с |
увеличенным |
внутренним |
диаметром |
|||||
в — удаление сломанной шпильки зубчатым бором, |
г — удаление |
сло |
||||||
манной шпильки стержнем, д — удаление |
сломанной |
шпильки |
привари |
|||||
|
|
ванием |
гайки |
|
|
|
|
|
2. Навинтить |
на |
второй конец |
шпильки глухую |
гайку |
с воротком, при помощи которого ввинтить шпильку, объяснив, что в этом случае тоже ослабляется посадка шпильки в тело детали.
3. Навинтить на конец шпильки высокую шестигран ную гайку и застопорить ее стопорным винтом меньше го диаметра, чем диаметр шпильки. Завинчивание про изводится обычным гаечным ключом.
При изучении подтемы «Сборка резьбовых соедине ний* мастеру необходимо разобрать возможные виды брака, показать методы определения и способы устране ния его. Надо обязательно рассказать о таких видах брака:
70
1. Поломка шпилек. Продемонстрировать' приемы удаления сломанных шпилек при помощи ключей, вы сверливанием, с помощью зубчатого бора (рис. 12, в), привариванием старой гайки или пластинки на сломан ный конец гайки (рис. 12, д), при помощи которой про изводится вывертывание сломанной шпильки, ввинчива нием в тело сломанной шпильки конического стержня (рис. 12, г) с нарезанными спиральными канавками.
2.Перекос шпилек относительно детали. В этом слу чае вытравлять шпильку не рекомендуется, так как это неизбежно приведет к поломке ее. Показать приемы вы сверливания шпильки, а при больших перекосах высвер ливания старой резьбы и нарезания новой, более точной.
3.Недостаточно плотная посадка шпильки, вследст вие чего она вывертывается. Показать прием замены ста рой шпильки новой с полной резьбой.
Рекомендуется отдельно разобрать следующие прие мы удаления сломавшихся шпилек из алюминиевых де талей: путем травления, для чего сначала высверливают отверстие меньше диаметра шпильки, в него заливают раствор азотной кислоты, которая, растворяя сталь (ма териал шпильки), очень мало действует на алюминий (деталь); электроискровым способом. В этом случае электродом должен быть обломок сверла.
Мастер должен объяснить учащимся или показать на базовом предприятии особенности завинчивания болтов, гаек и шпилек больших размеров.
Завинчивание шпилек диаметром 150—160 мм надо показать на радиально-сверлильном или расточном станке.
Заканчивая вводный инструктаж, мастер должен под черкнуть, что для успешного выполнения задания по сборке большое значение имеет правильная организация рабочего места, и показать, -как оно должно быть орга низовано. Уместно при этом привести ряд убедительных примеров организации рабочего места передовиками производства и сообщить, каких показателей они доби ваются.
В заключение надо рассказать учащимся, что для достижения высокой производительности труда и каче
ства сборки резьбовых соединений |
особенно в |
массовом |
и крупносерийном производствах |
применяют |
механизи |
рованный инструмент: электрические гайковерты, отверт ки, пневматические резьбонарезатели, трех-, четырех-,
71
восьмишпиндельные гайковерты, пневматические ревер сивные отвертки и другие устройства и механизмы. Не обходимо показать приемы работы этими инструментами и правила обращения с ними. Особо остановиться на во просах техники безопасности.
|
Рис. |
13. |
Электрический |
шпильковерт: |
|
|
|
|
а — схема, |
б — общий |
вид; |
/ — электродвигатель, 2, 3, 9 |
и |
11 — зуб |
|
||
чатые колеса наружного |
зацепления, |
4 — кулачковая |
муфта, 5 и |
|
||||
11— чеки, 6 — пружина, 7—шпиндель, |
8 — зубчатое колесо |
внутрен |
|
|||||
|
него |
зацепления, 10 — кулачковая муфта |
|
|
|
|||
Обязательно |
нужно |
продемонстрировать |
приемы |
за |
||||
винчивания |
шпилек |
электрошпильковертом |
|
(рис. |
13). |
При этом учащиеся должны усвоить, что при нажиме на инструмент шпиндель вращается в сторону завертывания шпильки; а при оттягивании — в обратную сторону, т. е. в сторону свинчивания ключа со шпильками. Необходимо также показать, как, переключая фазы электродвигате ля, можно использовать шпильковерт для постановки шпилек с левой резьбой.
Мастер должен объяснить учащимся, что шпильки можно ввертывать и на сверлильном станке, имеющем специальный патрон, или при помощи универсальных
72
электропневматических инструментов со сменными го ловками различных конструкций.
После этого учащиеся приступают к выполнению упражнений по сборке резьбовых соединений.
Упражнения учащихся и текущий инструктаж
Упражнение 1. Подготовка деталей |
к сборке: |
1. Ознакомиться с чертежами и |
технологическими |
картами. |
|
2.Подобрать крепежные детали (болты, гайки, шпильки).
3.Проверить пригодность деталей в соответствии с техническими требованиями.
4.Подобрать и проверить инструменты и приспособ ления, необходимые для сборки.
5.Проверить детали, поданные на сборку.
6.Организовать рабочее место.
- Упражнение 2. Сборка болтовых |
соединений: |
|
1. Разобрать и собрать болтовые и винтовые |
соеди |
|
нения (завертывание и вывертывание |
с помощью отвер |
|
ток винтов со шлицами). |
|
|
2.Разобрать и собрать болтовые соединения с по мощью различных гаечных ключей.
3.Разобрать и собрать многоболтовые соединения.
4.Проверить качество сборки и определить дефекты.
Упражнение 3. Сборка соединений на шпильках:
1.Проверить поверхности на краску.
2.Подготовить детали к сборке (снятие заусенцев, притупление острых кромок).
3.Установить и завернуть шпильки с помощью гаек, граненого клина и специального ключа.
4.Удалить сломанные шпильки зубчатым бором (трехгранный клин), экстрактором, навариванием гайки.
б.Тренироваться в управлении пневматическим и электрическим инструментом.
В процессе текущего инструмента мастер должен обращать внимание на наиболее часто встречающиеся ошибки в работе учащихся.
На примерах сборки автомобиля, велосипеда, мото цикла и др. следует продемонстрировать, к чему приво дит плохое завертывание гаек.
Опыт показывает, что учащиеся не всегда внима тельно выбирают нужный для работы инструмент (гаеч-
73