Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ные ключи, отвертки), наращивают ключи вторыми клю чами или трубами, не соблюдают точности выполнения приемов работы (не точно пригоняют плоскости сопри косновения), нарушают последовательность сборки, осо бенно многоболтовых соединений, неправильно уста навливают шпильки (неперпендикулярно к плоскости) и не умеют удалять из отверстий сломанные шпильки.
Поэтому мастеру необходимо внимательно наблюдать за работой учащихся и оказывать им необходимую по мощь в устранении обнаруженных недостатков. Если учащиеся делают однотипные ошибки, то следует при остановить работу и дополнительно показать приемы работы и объяснить их.
§ 19. СБОРКА ЗАКЛЕПОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
На первом году обучения учащиеся освоили приемы клепки. Поэтому мастеру остается путем опроса учащих ся определить, умеют ли они подбирать инструмент для
клепки, |
заклепки |
в зависимости |
от |
толщины |
склепывае- |
||||||||
|
7 П |
|
|
мых листов, соблюдают |
|||||||||
. |
« |
Ö |
|
ли |
последовательность |
||||||||
|
выполнения |
операций |
|||||||||||
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
клепки |
и |
др. |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Надо |
научить |
уча |
||||||
|
|
|
|
щихся |
|
читать чертежи, |
|||||||
|
|
|
|
подготавливать |
детали |
||||||||
|
|
|
|
к склепыванию |
(разме |
||||||||
|
|
|
|
чать, |
сверлить, |
|
закла |
||||||
|
|
|
|
дывать |
заклепки |
в |
от |
||||||
|
|
|
|
верстие, |
натягивать |
ли |
|||||||
|
|
|
|
сты, |
расклепывать |
и |
|||||||
|
|
|
|
обжимать |
заклепки, |
||||||||
|
|
|
|
подчеканивать и др.). |
|||||||||
|
и о |
|
|
|
Мастер |
должен |
в |
||||||
|
|
|
основном |
требовать |
от |
||||||||
Рис. 14. |
Склепанные листы |
для |
|||||||||||
учащихся |
самостоя |
||||||||||||
|
упражнений |
|
|||||||||||
|
|
|
|
тельного |
|
выполнения |
операции и только поправлять, когда они допускают ошибки.
Для упражнений рекомендуется подобрать производ ственную работу, при выполнении которой можно изу чить все предусмотренные учебной программой рабочие приемы, например, при изготовлении ограждений для
74
станков и других деталей из листовой стали толщиной 3—5 мм, соединяемых швами встык с накладкой. Если же соответствующую производственную работу трудно подобрать, упражнения можно провести на учебных плитках (рис. 14).
В результате изучения данной подтемы учащиеся должны научиться сборке заклепочных соединений с при менением заклепок с полукруглыми потайными головка ми, правке листов, разметке, разборке изделий и устра нению дефектов при сборке (высверливанию и выбива нию заклепок, зенкованию отверстий).
Материальное оснащение
Инструменты: обжимки, затяжки, поддержки, оправ ки, чеканки, бородки, напильники, зубила, молотки, кер неры, сверла.
Приспособления: |
ручные дрели, струбцины, молотки |
|||
клепальные. |
|
|
|
|
Материалы: заклепки, проволока для |
изготовления за |
|||
клепок с потайными |
головками. |
|
|
|
Объекты работы: ограждения станков, учебные изде |
||||
лия. |
|
|
|
|
Учебно-наглядные |
пособия: |
плакат |
3 из серии «Ос |
|
новы сборки машин», чертежи, технологические |
карты, |
|||
таблицы размеров заклепок, |
таблицы |
диаметров |
сверл. |
Вводный инструктаж
Вводный инструктаж мастер должен начать с разбора типов и материала заклепок, их применения, порядка расположения (однорядные, двурядные, многорядные), типов швов (прочные, плотные, прочно-плотные). При этом надо объяснить учащимся, что заклепочные соеди нения имеют ряд существенных недостатков (невысокую прочность), процесс их выполнения сложен (разметка, сверление, зенкование, склепывание и т. д.) и требуют специального оборудования. Поэтому заклепочные со* единения сейчас часто заменяют сварными. Надо при этом объяснить учащимся, что сварные соединения, выпол ненные дуговой, точечной и контактной сваркой, не тре^ буют больших затрат труда, а прочность швов получает ся значительно» выше, чем заклепочных. При этом дости-
75
гается экономия металла и времени и, следовательно, снижение стоимости изделия.
Из теоретического курса учащиеся должны знать, что в зависимости от характера заклепочного шва к нему предъявляют и различные требования, например, от проч ного заклепочного шва особой плотности не требуется, а прочно-плотный шов должен быть прочным, плотным и герметичным, что достигается подчеканкой шва. При этом надо показать приемы подчеканки.
Необходимо продемонстрировать приемы обратного метода клепки, указав, что если трудно вставить заклеп ку со стороны поддержки, то это можно сделать со сто роны работающего, а удары следует наносить по голов кам заклепок. Особенно хорошо учащиеся должны уяс нить, как вставлять заклепки, как устанавливать под держку и формировать заклепочную головку при помощи поддержки.
После этого нужно показать приемы сборки соедине ний с применением полых, трубчатых заклепок, осуще ствляя соединение не расклепыванием, а развальцовкой инструментом вращательного действия. Затем мастер должен объяснить приемы проверки качества склепан ных соединений в зависимости от их назначения следую щими методами:
а) наружным осмотром повреждений; б) обстукиванием металлическим молотком;
г) рентгеноскопическим исследованием (в особо от ветственных соединениях) ;
г) ультразвуком.
Подробно следует остановиться на таком виде бра ка, как надрывы заклепок, которые обнаружить внеш ним осмотром очень трудно, следует показать приемы обстукивания заклепок стальным молотком по головке. При обстукивании правильно посаженная головка издает звук без дребезжания. Дребезжащий звук указывает на плохое заполнение отверстия и неплотное обжатие дета лей; надо предупредить учащихся, что в этом случае заклепки считают негодными. Рекомендуется показать приемы срубания головок заклепок, выколачивания стержня и установки новых заклепок. Следует также показать приемы проверки прочно-плотного шва ответст венных соединений (резервуары) гидравлическим испы танием при давлении на 25—30% выше рабочего, при по мощи рентгеноскопии или ультразвука. Затем учащиеся
76
должны усвоить приемы устранения обнаруженных не достатков за счет осадки головки и дополнительного расклепывания.
Но не всегда таким образом можно устранить ука занные дефекты. Существует другой способ: острой кром кой чеканки с закругленным буртиком пробивают канав-
Рис. 15. Противошумные наушники:
а — ПН-2К для клепальщиков, б — ПН-ЗВЧШ — для клепальщи ков и медников при работе в условиях высокочастотного шума
ку |
по кромке шва, а затем притуплённым концом чекан |
ки |
осаживают металл ниже образовавшейся канавки |
изаглаживают кромку.
Взаключение мастеру следует остановиться на при емах клепки механизированным инструментом (ручными клепальными молотками), а также разобрать принцип действия клепальных машин и прессов и разъяснить пра вила техники безопасности при работе на машинах.
Рассматривая вопросы техники безопасности, особое внимание учащихся следует обратить на применение про тивошумных наушников (рис. 15), объяснить и показать приемы их использования.
Упражнения учащихся и текущий инструктаж
Упражнение 1. Клепка:
1)подготовить рабочее место и инструмент;
2)осмотреть соединяемые детали;
77
3)подготовить и подогнать склепываемые детали;
4)разметить заклепочные швы для сверления отвер стий под заклепки;
5) просверлить и зенковать отверстия под заклепки;
6)вставить заклепки в отверстия;
7)обжать детали при помощи натяжки;
8)расклепать и оформить замыкающую головку за клепки.
Упражнение 2. Управление механизированным инст рументом:
1)подготовить инструмент;
2)подготовить детали для склепывания;
3)склепать соединение при помощи механизирован ных молотков;
4)проверить качество склепанных деталей.
В процессе текущего инструмента мастер должен на блюдать за правильным выполнением учащимися прие мов работы, особенно внимательно необходимо следить за работой слабых учащихся.
Многие учащиеся пытаются образовать головку за клепки за один-два удара. Надо предостеречь их от это го, убедить, что одним-двумя ударами нельзя добиться равномерного распределения металла и получения го ловки правильной формы. Мастер должен следить за тем, чтобы учащиеся оставляли правильную длину вто рой части стержня для образования головки и достаточ но уплотняли склепываемые листы.
§ 20. СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ СВАРКОЙ И ПАЯНИЕМ
С вопросами сварки учащиеся познакомились на пер вом году обучения при выполнении практических работ по технологии металлов. Паяние учащиеся также изу чали на теоретических занятиях и выполняли практи ческие работы в процессе производственного обучения.
В этой подтеме необходимо очень кратко на кон кретных примерах напомнить учащимся основные при емы работы при выполнении сварки и раз-ных видов пай ки. Нужно особое внимание уделить подготовительным работам, выполняемым слесарем перед сваркой и после нее (зачистка, правка изделий, отжиг для снятия внут ренних напряжений).
78
Материальное оснащение
Инструменты: напильники, паяльники.
Приспособления: сварочные аппараты, печи, струб цины.
Материалы: флюсы, припои, растворы.
Объекты работы: ограждения для станков, уголки,
масленки, |
бачки. |
|
Учебно-наглядные |
пособия: плакат 3 из серии «Осно |
|
вы сборки |
машин», технологические карты. |
Вводный инструктаж
Показывая прием сварки электрической дугой, следу ет показать зависимость формы кромок от толщины сва риваемых листов. Напомнить учащимся о необходимости соблюдения техники безопасности при работе.
Упражнения учащихся и текущий инструктаж
Упражнение |
1. Подготовка |
к сварке: |
1) тщательно очистить свариваемые детали; |
||
2) проверить |
пригодность |
свариваемых деталей; |
3)подготовить плоскости деталей к сварке;
4)подготовить сварочный агрегат;
5)проверить работу сварочного агрегата.
Упражнение |
2. Сварка |
деталей: |
|
|
|
|
|
||||
1) тонких листов толщиной до 2 мм с отбортовкой |
|||||||||||
кромки (рис. 16, а) ; |
|
|
мм с |
|
|
|
|
|
|
||
2) |
толстых |
листов |
до |
5 |
зазором |
равным |
1—• |
||||
3 мм |
(рис. 16, |
б); |
|
мм) |
|
|
|
|
|
|
|
3) |
толстых |
(более |
5 |
листов, |
со |
снятием |
одно |
||||
сторонней кромки (рис. 16, в); листов |
более 15 мм |
тол |
|||||||||
щиной с двусторонними кромками |
(рис. 16, |
г). |
|
|
|||||||
4) |
листов, |
свариваемых |
под |
углом |
односторонним |
||||||
или |
(для прочности) |
двусторонним швом |
|
(рис. |
16, |
д). |
5)листов втавр (рис. 16, е);
6)листов внахлестку (рис. 16, ж);
7)труб встык (рис. 16, з ) ;
8)труб втавр (рис. 16, и);
9)проконтролировать сварку. Упражнение 3. Паяние деталей:
1)подготовить поверхности деталей к паянию;
2)подготовить припои и флюсы;
79