Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ные ключи, отвертки), наращивают ключи вторыми клю­ чами или трубами, не соблюдают точности выполнения приемов работы (не точно пригоняют плоскости сопри­ косновения), нарушают последовательность сборки, осо­ бенно многоболтовых соединений, неправильно уста­ навливают шпильки (неперпендикулярно к плоскости) и не умеют удалять из отверстий сломанные шпильки.

Поэтому мастеру необходимо внимательно наблюдать за работой учащихся и оказывать им необходимую по­ мощь в устранении обнаруженных недостатков. Если учащиеся делают однотипные ошибки, то следует при­ остановить работу и дополнительно показать приемы работы и объяснить их.

§ 19. СБОРКА ЗАКЛЕПОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

На первом году обучения учащиеся освоили приемы клепки. Поэтому мастеру остается путем опроса учащих­ ся определить, умеют ли они подбирать инструмент для

клепки,

заклепки

в зависимости

от

толщины

склепывае-

 

7 П

 

 

мых листов, соблюдают

.

«

Ö

 

ли

последовательность

 

выполнения

операций

 

 

 

 

 

 

 

 

клепки

и

др.

 

 

 

 

 

 

 

 

Надо

научить

уча­

 

 

 

 

щихся

 

читать чертежи,

 

 

 

 

подготавливать

детали

 

 

 

 

к склепыванию

(разме­

 

 

 

 

чать,

сверлить,

 

закла­

 

 

 

 

дывать

заклепки

в

от­

 

 

 

 

верстие,

натягивать

ли­

 

 

 

 

сты,

расклепывать

и

 

 

 

 

обжимать

заклепки,

 

 

 

 

подчеканивать и др.).

 

и о

 

 

 

Мастер

должен

в

 

 

 

основном

требовать

от

Рис. 14.

Склепанные листы

для

учащихся

самостоя­

 

упражнений

 

 

 

 

 

тельного

 

выполнения

операции и только поправлять, когда они допускают ошибки.

Для упражнений рекомендуется подобрать производ­ ственную работу, при выполнении которой можно изу­ чить все предусмотренные учебной программой рабочие приемы, например, при изготовлении ограждений для

74


станков и других деталей из листовой стали толщиной 3—5 мм, соединяемых швами встык с накладкой. Если же соответствующую производственную работу трудно подобрать, упражнения можно провести на учебных плитках (рис. 14).

В результате изучения данной подтемы учащиеся должны научиться сборке заклепочных соединений с при­ менением заклепок с полукруглыми потайными головка­ ми, правке листов, разметке, разборке изделий и устра­ нению дефектов при сборке (высверливанию и выбива­ нию заклепок, зенкованию отверстий).

Материальное оснащение

Инструменты: обжимки, затяжки, поддержки, оправ­ ки, чеканки, бородки, напильники, зубила, молотки, кер­ неры, сверла.

Приспособления:

ручные дрели, струбцины, молотки

клепальные.

 

 

 

 

Материалы: заклепки, проволока для

изготовления за­

клепок с потайными

головками.

 

 

Объекты работы: ограждения станков, учебные изде­

лия.

 

 

 

 

Учебно-наглядные

пособия:

плакат

3 из серии «Ос­

новы сборки машин», чертежи, технологические

карты,

таблицы размеров заклепок,

таблицы

диаметров

сверл.

Вводный инструктаж

Вводный инструктаж мастер должен начать с разбора типов и материала заклепок, их применения, порядка расположения (однорядные, двурядные, многорядные), типов швов (прочные, плотные, прочно-плотные). При этом надо объяснить учащимся, что заклепочные соеди­ нения имеют ряд существенных недостатков (невысокую прочность), процесс их выполнения сложен (разметка, сверление, зенкование, склепывание и т. д.) и требуют специального оборудования. Поэтому заклепочные со* единения сейчас часто заменяют сварными. Надо при этом объяснить учащимся, что сварные соединения, выпол­ ненные дуговой, точечной и контактной сваркой, не тре^ буют больших затрат труда, а прочность швов получает­ ся значительно» выше, чем заклепочных. При этом дости-

75


гается экономия металла и времени и, следовательно, снижение стоимости изделия.

Из теоретического курса учащиеся должны знать, что в зависимости от характера заклепочного шва к нему предъявляют и различные требования, например, от проч­ ного заклепочного шва особой плотности не требуется, а прочно-плотный шов должен быть прочным, плотным и герметичным, что достигается подчеканкой шва. При этом надо показать приемы подчеканки.

Необходимо продемонстрировать приемы обратного метода клепки, указав, что если трудно вставить заклеп­ ку со стороны поддержки, то это можно сделать со сто­ роны работающего, а удары следует наносить по голов­ кам заклепок. Особенно хорошо учащиеся должны уяс­ нить, как вставлять заклепки, как устанавливать под­ держку и формировать заклепочную головку при помощи поддержки.

После этого нужно показать приемы сборки соедине­ ний с применением полых, трубчатых заклепок, осуще­ ствляя соединение не расклепыванием, а развальцовкой инструментом вращательного действия. Затем мастер должен объяснить приемы проверки качества склепан­ ных соединений в зависимости от их назначения следую­ щими методами:

а) наружным осмотром повреждений; б) обстукиванием металлическим молотком;

г) рентгеноскопическим исследованием (в особо от­ ветственных соединениях) ;

г) ультразвуком.

Подробно следует остановиться на таком виде бра­ ка, как надрывы заклепок, которые обнаружить внеш­ ним осмотром очень трудно, следует показать приемы обстукивания заклепок стальным молотком по головке. При обстукивании правильно посаженная головка издает звук без дребезжания. Дребезжащий звук указывает на плохое заполнение отверстия и неплотное обжатие дета­ лей; надо предупредить учащихся, что в этом случае заклепки считают негодными. Рекомендуется показать приемы срубания головок заклепок, выколачивания стержня и установки новых заклепок. Следует также показать приемы проверки прочно-плотного шва ответст­ венных соединений (резервуары) гидравлическим испы­ танием при давлении на 25—30% выше рабочего, при по­ мощи рентгеноскопии или ультразвука. Затем учащиеся

76

должны усвоить приемы устранения обнаруженных не­ достатков за счет осадки головки и дополнительного расклепывания.

Но не всегда таким образом можно устранить ука­ занные дефекты. Существует другой способ: острой кром­ кой чеканки с закругленным буртиком пробивают канав-

Рис. 15. Противошумные наушники:

а — ПН-2К для клепальщиков, б — ПН-ЗВЧШ — для клепальщи­ ков и медников при работе в условиях высокочастотного шума

ку

по кромке шва, а затем притуплённым концом чекан­

ки

осаживают металл ниже образовавшейся канавки

изаглаживают кромку.

Взаключение мастеру следует остановиться на при­ емах клепки механизированным инструментом (ручными клепальными молотками), а также разобрать принцип действия клепальных машин и прессов и разъяснить пра­ вила техники безопасности при работе на машинах.

Рассматривая вопросы техники безопасности, особое внимание учащихся следует обратить на применение про­ тивошумных наушников (рис. 15), объяснить и показать приемы их использования.

Упражнения учащихся и текущий инструктаж

Упражнение 1. Клепка:

1)подготовить рабочее место и инструмент;

2)осмотреть соединяемые детали;

77


3)подготовить и подогнать склепываемые детали;

4)разметить заклепочные швы для сверления отвер­ стий под заклепки;

5) просверлить и зенковать отверстия под заклепки;

6)вставить заклепки в отверстия;

7)обжать детали при помощи натяжки;

8)расклепать и оформить замыкающую головку за­ клепки.

Упражнение 2. Управление механизированным инст­ рументом:

1)подготовить инструмент;

2)подготовить детали для склепывания;

3)склепать соединение при помощи механизирован­ ных молотков;

4)проверить качество склепанных деталей.

В процессе текущего инструмента мастер должен на­ блюдать за правильным выполнением учащимися прие­ мов работы, особенно внимательно необходимо следить за работой слабых учащихся.

Многие учащиеся пытаются образовать головку за­ клепки за один-два удара. Надо предостеречь их от это­ го, убедить, что одним-двумя ударами нельзя добиться равномерного распределения металла и получения го­ ловки правильной формы. Мастер должен следить за тем, чтобы учащиеся оставляли правильную длину вто­ рой части стержня для образования головки и достаточ­ но уплотняли склепываемые листы.

§ 20. СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ СВАРКОЙ И ПАЯНИЕМ

С вопросами сварки учащиеся познакомились на пер­ вом году обучения при выполнении практических работ по технологии металлов. Паяние учащиеся также изу­ чали на теоретических занятиях и выполняли практи­ ческие работы в процессе производственного обучения.

В этой подтеме необходимо очень кратко на кон­ кретных примерах напомнить учащимся основные при­ емы работы при выполнении сварки и раз-ных видов пай­ ки. Нужно особое внимание уделить подготовительным работам, выполняемым слесарем перед сваркой и после нее (зачистка, правка изделий, отжиг для снятия внут­ ренних напряжений).

78

Материальное оснащение

Инструменты: напильники, паяльники.

Приспособления: сварочные аппараты, печи, струб­ цины.

Материалы: флюсы, припои, растворы.

Объекты работы: ограждения для станков, уголки,

масленки,

бачки.

 

Учебно-наглядные

пособия: плакат 3 из серии «Осно­

вы сборки

машин», технологические карты.

Вводный инструктаж

Показывая прием сварки электрической дугой, следу­ ет показать зависимость формы кромок от толщины сва­ риваемых листов. Напомнить учащимся о необходимости соблюдения техники безопасности при работе.

Упражнения учащихся и текущий инструктаж

Упражнение

1. Подготовка

к сварке:

1) тщательно очистить свариваемые детали;

2) проверить

пригодность

свариваемых деталей;

3)подготовить плоскости деталей к сварке;

4)подготовить сварочный агрегат;

5)проверить работу сварочного агрегата.

Упражнение

2. Сварка

деталей:

 

 

 

 

 

1) тонких листов толщиной до 2 мм с отбортовкой

кромки (рис. 16, а) ;

 

 

мм с

 

 

 

 

 

 

2)

толстых

листов

до

5

зазором

равным

1—•

3 мм

(рис. 16,

б);

 

мм)

 

 

 

 

 

 

 

3)

толстых

(более

5

листов,

со

снятием

одно­

сторонней кромки (рис. 16, в); листов

более 15 мм

тол­

щиной с двусторонними кромками

(рис. 16,

г).

 

 

4)

листов,

свариваемых

под

углом

односторонним

или

(для прочности)

двусторонним швом

 

(рис.

16,

д).

5)листов втавр (рис. 16, е);

6)листов внахлестку (рис. 16, ж);

7)труб встык (рис. 16, з ) ;

8)труб втавр (рис. 16, и);

9)проконтролировать сварку. Упражнение 3. Паяние деталей:

1)подготовить поверхности деталей к паянию;

2)подготовить припои и флюсы;

79