Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

60-70°

Рис. IG. Сварка деталей

3)подготовить инструменты и приспособления;

4)нагреть паяльник;

5)нанести флюс и припой на место спая;

6)расплавить припой;

7)паять детали;

8)промыть детали теплой водой, удалить флюс;

9)проверить качество работы.

При текущем инструктаже очень важно обратить вни­ мание на наиболее часто допускаемые и повторяющиеся

80

ошибки учащихся в процессе выполнения вышеуказан­ ных операций.

При паянии мягкими припоями такими ошибками являются; неудовлетворительная подготовка деталей (плохая зачистка, небрежная пригонка); слабый прогрев паяльника, нанесение припоя неравномерным слоем, ос­ тавление в соединении окислов. При паянии твердыми припоями учащиеся часто неплотно соединяют спаивае­ мые детали проволокой, в результате чего происходит смещение их, пережог изделия при нагреве и другие дефекты.

§21. СБОРКА ДЕТАЛЕЙ ПРИ ПОМОЩИ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

При прохождении подтемы «Сборка соединений при помощи температурных воздействий» мастер должен объяснить, что исходными данными для определения температур нагрева и охлаждения являются коэффици­ енты расширения и сжатия металла, что процесс соеди­ нения деталей с помощью температурных воздействий основан на способности металла при нагревании расши­ ряться, а при охлаждении сжиматься. Следует показать учащимся, в чем преимущества и особенности этого ме­ тода сборки:

1) облегчается посадка деталей и обеспечивается большая прочность соединений в связи с тем, что не про­ исходит смятия гребешков и образования задиров на прессуемых поверхностях, а вследствие этого значитель­ но меньше ослабляется соединение при работе;

2)охлаждение не вызывает изменения структуры, что позволяет производить сопряжения термически обрабо­ танных деталей;

3)равномерность нагрева или охлаждения исключа­ ет деформацию деталей;

4)нагрев детали в масле позволяет избежать кор­ розии, что очень важно при посадке на вал подшипни­ ков качения. Мастеру нужно подчеркнуть, что соедине­ ние деталей с помощью температурных воздействий на­ ходит широкое применение в тяжелом машиностроении при сборке крупных, зубчатых колес и т. п.

Вбольшинстве профессионально-технических училищ не всегда имеются условия для проведения указанных

6 Макиенко Н. И.

81


работ из-за отсутствия приборов. В таких случаях практические занятия следует провести на предприятии.

Приступая к демонстрации приемов сборки этим ме­ тодом, следует показать инструменты, приспособления, применяемые при выполнении этих операций, и приемы работы ими.

Опираясь на знания учащихся, полученные на уроках спецтехнологии и физики, мастер показывает способ по­ становки стяжек (стяжные кольца, стяжные якоря, стяж­ ные планки) в горячем состоянии.

Необходимо, чтобы учащиеся усвоили, что к таким соединениям предъявляют следующие технические тре­ бования:

1. Стяжные детали должны быть изготовлены таких размеров, чтобы при постановке их на место в нагретом состоянии обеспечивался необходимый натяг при их охлаждении.

2. Сечения деталей должны быть достаточными для сопротивления растягивающим усилиям, воздействую­ щим на них.

Целесообразно привести соответствующие примеры и выполнить расчеты размеров стяжных колец, опреде­ лить температуру их нагрева, обеспечивающую необхо­ димый натяг.

3. Стяжные детали большого веса, вращающиеся со значительными скоростями, необходимо балансировать.

Надо сказать, что во избежание изменения структу­ ры металла нагрев деталей нужно производить в горя­ чем минеральном масле, кипящей воде или паром соот­ ветствующей температуры, которая обычно указана в технических условиях, например, для шарико- и ролико­ подшипников — 85—90° С.

Материальное оснащение

Инструменты:

клещи,

измерительные

приборы.

Лриспособления:

для

нагрева — бак

для горячей во­

ды или масла, газовые,

электрические

нагревательные

печи, электроспирали, газовые горелки, бензиновые лам­ пы; для охлаждения — холодильные установки, камератермостат.

Материалы: твердая углекислота, масло.

Объекты работ: подшипники качения, разъемные дета-

82

ли (маховики, рамы, станины, зубчатые колеса, планки, кольца, скобы, тонкостенные втулки, штифты, оси).

Учебно-наглядные пособия: -таблицы коэффициентов расширения и сжатия.

Вводный инструктаж

Показывая прием нагрева деталей в воде, надо обра­ тить внимание учащихся на правильность укладки дета­ лей в баке на металлические подставки, подвод и запол­

нение бака

водой через специальные устройства, при­

емы пропускания пара при плотно

закрытой крышке

бака. Время выдержки деталей при

нагреве зависит от

их размеров

и колеблется от 20 до 60

мин.

Рис. 17. Соединение

деталей:

 

 

а — планкой с болтами, б — соединительными

кольцами

 

Следует продемонстрировать

приемы

нагрева

дета­

лей в газовых или электрических

нагревательных

печах,

указав на возможность регулирования температуры с высокой точностью. При горячих посадках очень круп­

ных деталей (диаметр отверстий

300

мм и больше)

этот

способ дает прессовые и тугие

посадки 2—3-го класса

точности. Мастер должен объяснить,

что время нагрева

деталей

указанных

габаритов

до

температуры

100 —

120° С длится всего 15—20 мин. При нагреве выше

100 —

120° С

возможны

деформации

деталей, снижение их

твердости и изменение структуры

металла.

 

Рекомендуется показать, как соединяют две полови­ ны маховика с помощью стяжных планок или колец, нагретых до нужной температуры (рис. 17). При осты­ вании планки или кольца сжимаются и стягивают со­ единяемые детали.

В тех случаях, когда охватывающая деталь больших размеров, а охватываемая небольших, соединение выпол­ няют при помощи охлаждения. При этом деталь не ко-

6*

83


робится, что дает возможность соединять тонкостенные детали (втулки).

Показ приемов охлаждения следует начать с озна­ комления с установками для охлаждения и демонстра­ ции их применения.

Затем мастер разбирает приемы охлаждения деталей в жидком воздухе, кислороде или азоте, дающих раз­

ность

температур в 200—210° С, или в твердой углекис­

лоте

(сухой лед)—разность температур в 100° С.

Рис. 18. Охлаждение деталей при сборке:

а — в углекислоте, б — в жидком азоте

В установку для охлаждения (рис. 18, а) загружают твердую углекислоту 1. Охлаждающей средой при этом является углекислый газ, поступающий из баллона. Вследствие низкой температуры углекислый газ охлаж­ дается и оседает на дно в виде массы белого цвета, по­ крывая детали 2 и охлаждая их. При этом следует указать, что в качестве охлаждающей среды в показан­ ных на рисунке установках можно также применять аммиак, спирт или ацетон.

Следует остановиться и на другом способе охлажде­ ния— жидким азотом или воздухом в установке (рис. 18, б), представляющей собой бак с двойными стенками, между которыми имеется изоляция /. Время выдержки деталей 2 в установке зависит от их разме­

ров. Так,

на охлаждение втулок с толщиной

стенок

5—•

8 мм

с

помощью твердой углекислоты требуется

20 —

30 мин,

а для втулок с толщиной стенок 5—10

мм в жид-

84

ком азоте нужно 8—10 мин, для втулок с толщиной сте­ нок 20—30 мм необходимо от 20 до 30 мин.

Мастер предупреждает учащихся о необходимости со­ блюдения правил техники безопасности при охлаждении деталей.

Учащиеся должны знать о вредном влиянии охлаж­ дающей среды на кожу человека, о возможности взры­ вов при плотном закрывании сосудов, в которых нахо­ дятся сжиженные газы.

Упражнения учащихся и текущий инструктаж

Упражнение 1. Посадка деталей с нагревом:

1)подготовить детали для нагрева;

2)определить температуру нагрева деталей по фор­ муле (см.стр. 132);

3)нагреть детали в горячем масле, баке с кипящей водой, паре до температуры 100—120° С;

4)нагреть детали в газовых или электрических пе­ чах, методом сопротивления и индукции (в индукторах или спиралях), крупные детали (муфты, шестерни, ша­ рикоподшипники) токами высокой частоты (ТВЧ).

Упраокнение 2. Посадка деталей с охлаждением:

1)подготовить детали для охлаждения;

2)подготовить детали к загрузке;

3)

определить температуру

охлаждения

(по фор­

муле, см.стр. 132) ;

 

 

 

 

 

 

4)

охладить

детали

до

установленной

температуры

(по подсчету) в

твердой

уклекислоте,

ацетоне,

аммиаке,

жидком

азоте.

 

 

 

 

 

 

 

В

процессе

работы

мастер

должен

внимательно

следить,

соблюдают ли

учащиеся

правила

техники

безопасности при выполнении указанных операций. Учащиеся должны опускать и вынимать детали щип­

цами,

работать в рукавицах,

не допускать пропитывания

ткани

кислородом, так как она после этого приобре­

тает

взрывчатые свойства, сосуды с газами не закры­

вать

плотно пробками, так

как это может привести

к взрыву.

Мастер должен проконтролировать, чтобы учащиеся тщательно очищали детали от жировых пятен, масла, ржавчины, правильно загружали детали в нагреватель­ ные установки и выбирали режимы нагрева, охлажде­ ния, выдержки.

85


§ 22. СБОРКА ПРЕССОВЫХ СОЕДИНЕНИИ

При изучении этой темы мастер производственного обучения должен показать приемы насаживания охваты­ вающей детали на охватываемую в холодном состоянии.

Следует обратить внимание учащихся, что на сопря­

гаемых деталях в связи с упругими

деформациями

воз­

никают большие давления,

сжимающие

охватываемую

 

деталь

и растягивающие

охва­

 

тывающую,

что усилия

запрес­

 

совки зависят от величины дав­

 

ления

и длины запрессовки.

 

 

 

По

величине

усилия,

кото­

 

рое

 

является

наибольшим

в

 

конце

запрессовки,

 

назначают

 

соответствующий

 

способ

 

за­

 

прессовки:

ударами

 

молотка

 

вручную,

ручными

реечными

 

прессами,

 

пневматическими

 

или

гидравлическими прессами.

 

 

Следует

пояснить

 

учащим­

 

ся,

 

что

ударами

 

молотка

 

(рис.

19, а)

можно

запрессо­

 

вать

лишь

небольшие

детали

 

и при

малых

натягах

в сопря­

 

жении.

Предупредить,

что

во

 

избежание

перекоса

 

сначала

 

следует

наносить легкие удары,

 

пока деталь не будет надежно

 

направлена в отверстие, а бо­

 

лее сильные удары

допускают­

Рис. 19. Запрессовка де­

ся

лишь в

конце

 

запрессовки.

Обратить внимание, что удары

талей:

следует

наносить

не по

детали,

• молотком, б — реечным

прессом

что

категорически

запрещает­

 

ся,

а

по накладке,

таким

обра­

зом, чтобы создаваемая сила совпадала с осью запрессо­ вываемой детали.

Далее объяснить и показать приемы запрессовки

ручным реечным

прессом

(рис. 19, б), развивающим

силу до 3000 кГ.

 

 

В заключение

рассказать

и по возможности показать

приемы запрессовки на пневматических и гидравличе­ ских прессах, создающих силу запрессовки от 3 до 200 Т и выше.

86


После демонстрации приемов запрессовки следует показать приемы распрессовки выколотками и съемни­ ками (рис. 20, а, б).

 

а)

 

 

б)

 

 

 

Рис. 20. Винтовые'съемники:

 

 

а — с

наружными

захватами,

б — с внутренним

захватом;

/ — силовой

винт,

2 — траверса,

3 — лапки,

4 — демонтируемая

деталь,

5 — базовая

деталь, б — кольцо

Материальное оснащение

Инструменты: молотки с «мягкими вставками», выко­ лотки.

Приспособления: винтовые съемники.

Оборудование: реечный, гидравлический, пневматиче­ ский прессы.

Объекты работ: крышки с втулками, тугонасаженные детали.

Упражнения учащихся и текущий инструктаж

Упражнение 1. Запрессовка деталей с малым натя­ гом:

1)подготовка инструмента;

2)подготовка деталей;

3)установка детали на стол;

87

4)накладывание на деталь подкладки;

5)запрессовка детали ударами молотка.

Упражнение 2. Запрессовка деталей с большим на­ тягом:

1) подобрать пресс соответствующей мощности;

2)подготовка пресса (реечного, пневматического или же гидравлического);

3)установка детали на стол пресса; :

4)запрессовка детали.

Впроцессе текущего инструктажа мастер должен особое внимание обращать на установку деталей, чтобы не было перекосов. Необходимо также следить, чтобы учащиеся тщательно очищали детали от ржавчины і грязи.

§ 23. СБОРКА Д Е Т А Л Е Й СКЛЕИВАНИЕМ

Приступая к изучению этой темы, нужно объяснить, что метод сборки неразъемных соединений склеиванием получает все более широкое распространение благодаря преимуществам перед такими видами соединений, как заклепочные, сварные, паяные, выполненные запрессов­ кой и др.

Материальное оснащение

Инструменты: стеклянные палочки, напильники, наж­ дачная шкурка.

Приспособления: ручные прессы, струбцины, печи. Материалы: карбинольные клеи, клеи БФ, растворы

обезжиренные, концы.

Объекты работы: учебные плитки.

Вводный инструктаж

Впроцессе вводного инструктажа мастер должен указать, что склеиванием можно получить клеевые швы, по прочности не уступающие основному материалу. Тех­ нологические процессы при склеивании значительно про­ ще, чем при многих других методах получения неразъ­ емных соединений.

Внастоящее время склеивание применяют для соеди­ нения деталей из самых различных материалов.

88