Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
60-70°
Рис. IG. Сварка деталей
3)подготовить инструменты и приспособления;
4)нагреть паяльник;
5)нанести флюс и припой на место спая;
6)расплавить припой;
7)паять детали;
8)промыть детали теплой водой, удалить флюс;
9)проверить качество работы.
При текущем инструктаже очень важно обратить вни мание на наиболее часто допускаемые и повторяющиеся
80
ошибки учащихся в процессе выполнения вышеуказан ных операций.
При паянии мягкими припоями такими ошибками являются; неудовлетворительная подготовка деталей (плохая зачистка, небрежная пригонка); слабый прогрев паяльника, нанесение припоя неравномерным слоем, ос тавление в соединении окислов. При паянии твердыми припоями учащиеся часто неплотно соединяют спаивае мые детали проволокой, в результате чего происходит смещение их, пережог изделия при нагреве и другие дефекты.
§21. СБОРКА ДЕТАЛЕЙ ПРИ ПОМОЩИ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
При прохождении подтемы «Сборка соединений при помощи температурных воздействий» мастер должен объяснить, что исходными данными для определения температур нагрева и охлаждения являются коэффици енты расширения и сжатия металла, что процесс соеди нения деталей с помощью температурных воздействий основан на способности металла при нагревании расши ряться, а при охлаждении сжиматься. Следует показать учащимся, в чем преимущества и особенности этого ме тода сборки:
1) облегчается посадка деталей и обеспечивается большая прочность соединений в связи с тем, что не про исходит смятия гребешков и образования задиров на прессуемых поверхностях, а вследствие этого значитель но меньше ослабляется соединение при работе;
2)охлаждение не вызывает изменения структуры, что позволяет производить сопряжения термически обрабо танных деталей;
3)равномерность нагрева или охлаждения исключа ет деформацию деталей;
4)нагрев детали в масле позволяет избежать кор розии, что очень важно при посадке на вал подшипни ков качения. Мастеру нужно подчеркнуть, что соедине ние деталей с помощью температурных воздействий на ходит широкое применение в тяжелом машиностроении при сборке крупных, зубчатых колес и т. п.
Вбольшинстве профессионально-технических училищ не всегда имеются условия для проведения указанных
6 Макиенко Н. И. |
81 |
работ из-за отсутствия приборов. В таких случаях практические занятия следует провести на предприятии.
Приступая к демонстрации приемов сборки этим ме тодом, следует показать инструменты, приспособления, применяемые при выполнении этих операций, и приемы работы ими.
Опираясь на знания учащихся, полученные на уроках спецтехнологии и физики, мастер показывает способ по становки стяжек (стяжные кольца, стяжные якоря, стяж ные планки) в горячем состоянии.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили, что к таким соединениям предъявляют следующие технические тре бования:
1. Стяжные детали должны быть изготовлены таких размеров, чтобы при постановке их на место в нагретом состоянии обеспечивался необходимый натяг при их охлаждении.
2. Сечения деталей должны быть достаточными для сопротивления растягивающим усилиям, воздействую щим на них.
Целесообразно привести соответствующие примеры и выполнить расчеты размеров стяжных колец, опреде лить температуру их нагрева, обеспечивающую необхо димый натяг.
3. Стяжные детали большого веса, вращающиеся со значительными скоростями, необходимо балансировать.
Надо сказать, что во избежание изменения структу ры металла нагрев деталей нужно производить в горя чем минеральном масле, кипящей воде или паром соот ветствующей температуры, которая обычно указана в технических условиях, например, для шарико- и ролико подшипников — 85—90° С.
Материальное оснащение
Инструменты: |
клещи, |
измерительные |
приборы. |
Лриспособления: |
для |
нагрева — бак |
для горячей во |
ды или масла, газовые, |
электрические |
нагревательные |
печи, электроспирали, газовые горелки, бензиновые лам пы; для охлаждения — холодильные установки, камератермостат.
Материалы: твердая углекислота, масло.
Объекты работ: подшипники качения, разъемные дета-
82
ли (маховики, рамы, станины, зубчатые колеса, планки, кольца, скобы, тонкостенные втулки, штифты, оси).
Учебно-наглядные пособия: -таблицы коэффициентов расширения и сжатия.
Вводный инструктаж
Показывая прием нагрева деталей в воде, надо обра тить внимание учащихся на правильность укладки дета лей в баке на металлические подставки, подвод и запол
нение бака |
водой через специальные устройства, при |
|
емы пропускания пара при плотно |
закрытой крышке |
|
бака. Время выдержки деталей при |
нагреве зависит от |
|
их размеров |
и колеблется от 20 до 60 |
мин. |
Рис. 17. Соединение |
деталей: |
|
|
а — планкой с болтами, б — соединительными |
кольцами |
|
|
Следует продемонстрировать |
приемы |
нагрева |
дета |
лей в газовых или электрических |
нагревательных |
печах, |
указав на возможность регулирования температуры с высокой точностью. При горячих посадках очень круп
ных деталей (диаметр отверстий |
300 |
мм и больше) |
этот |
||
способ дает прессовые и тугие |
посадки 2—3-го класса |
||||
точности. Мастер должен объяснить, |
что время нагрева |
||||
деталей |
указанных |
габаритов |
до |
температуры |
100 — |
120° С длится всего 15—20 мин. При нагреве выше |
100 — |
||||
120° С |
возможны |
деформации |
деталей, снижение их |
||
твердости и изменение структуры |
металла. |
|
Рекомендуется показать, как соединяют две полови ны маховика с помощью стяжных планок или колец, нагретых до нужной температуры (рис. 17). При осты вании планки или кольца сжимаются и стягивают со единяемые детали.
В тех случаях, когда охватывающая деталь больших размеров, а охватываемая небольших, соединение выпол няют при помощи охлаждения. При этом деталь не ко-
6* |
83 |
робится, что дает возможность соединять тонкостенные детали (втулки).
Показ приемов охлаждения следует начать с озна комления с установками для охлаждения и демонстра ции их применения.
Затем мастер разбирает приемы охлаждения деталей в жидком воздухе, кислороде или азоте, дающих раз
ность |
температур в 200—210° С, или в твердой углекис |
лоте |
(сухой лед)—разность температур в 100° С. |
Рис. 18. Охлаждение деталей при сборке:
а — в углекислоте, б — в жидком азоте
В установку для охлаждения (рис. 18, а) загружают твердую углекислоту 1. Охлаждающей средой при этом является углекислый газ, поступающий из баллона. Вследствие низкой температуры углекислый газ охлаж дается и оседает на дно в виде массы белого цвета, по крывая детали 2 и охлаждая их. При этом следует указать, что в качестве охлаждающей среды в показан ных на рисунке установках можно также применять аммиак, спирт или ацетон.
Следует остановиться и на другом способе охлажде ния— жидким азотом или воздухом в установке (рис. 18, б), представляющей собой бак с двойными стенками, между которыми имеется изоляция /. Время выдержки деталей 2 в установке зависит от их разме
ров. Так, |
на охлаждение втулок с толщиной |
стенок |
5—• |
|
8 мм |
с |
помощью твердой углекислоты требуется |
20 — |
|
30 мин, |
а для втулок с толщиной стенок 5—10 |
мм в жид- |
84
ком азоте нужно 8—10 мин, для втулок с толщиной сте нок 20—30 мм необходимо от 20 до 30 мин.
Мастер предупреждает учащихся о необходимости со блюдения правил техники безопасности при охлаждении деталей.
Учащиеся должны знать о вредном влиянии охлаж дающей среды на кожу человека, о возможности взры вов при плотном закрывании сосудов, в которых нахо дятся сжиженные газы.
Упражнения учащихся и текущий инструктаж
Упражнение 1. Посадка деталей с нагревом:
1)подготовить детали для нагрева;
2)определить температуру нагрева деталей по фор муле (см.стр. 132);
3)нагреть детали в горячем масле, баке с кипящей водой, паре до температуры 100—120° С;
4)нагреть детали в газовых или электрических пе чах, методом сопротивления и индукции (в индукторах или спиралях), крупные детали (муфты, шестерни, ша рикоподшипники) токами высокой частоты (ТВЧ).
Упраокнение 2. Посадка деталей с охлаждением:
1)подготовить детали для охлаждения;
2)подготовить детали к загрузке;
3) |
определить температуру |
охлаждения |
(по фор |
||||||
муле, см.стр. 132) ; |
|
|
|
|
|
|
|||
4) |
охладить |
детали |
до |
установленной |
температуры |
||||
(по подсчету) в |
твердой |
уклекислоте, |
ацетоне, |
аммиаке, |
|||||
жидком |
азоте. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
процессе |
работы |
мастер |
должен |
внимательно |
||||
следить, |
соблюдают ли |
учащиеся |
правила |
техники |
безопасности при выполнении указанных операций. Учащиеся должны опускать и вынимать детали щип
цами, |
работать в рукавицах, |
не допускать пропитывания |
ткани |
кислородом, так как она после этого приобре |
|
тает |
взрывчатые свойства, сосуды с газами не закры |
|
вать |
плотно пробками, так |
как это может привести |
к взрыву.
Мастер должен проконтролировать, чтобы учащиеся тщательно очищали детали от жировых пятен, масла, ржавчины, правильно загружали детали в нагреватель ные установки и выбирали режимы нагрева, охлажде ния, выдержки.
85
§ 22. СБОРКА ПРЕССОВЫХ СОЕДИНЕНИИ
При изучении этой темы мастер производственного обучения должен показать приемы насаживания охваты вающей детали на охватываемую в холодном состоянии.
Следует обратить внимание учащихся, что на сопря
гаемых деталях в связи с упругими |
деформациями |
воз |
||||||||||
никают большие давления, |
сжимающие |
охватываемую |
||||||||||
|
деталь |
и растягивающие |
охва |
|||||||||
|
тывающую, |
что усилия |
запрес |
|||||||||
|
совки зависят от величины дав |
|||||||||||
|
ления |
и длины запрессовки. |
|
|||||||||
|
|
По |
величине |
усилия, |
кото |
|||||||
|
рое |
|
является |
наибольшим |
в |
|||||||
|
конце |
запрессовки, |
|
назначают |
||||||||
|
соответствующий |
|
способ |
|
за |
|||||||
|
прессовки: |
ударами |
|
молотка |
||||||||
|
вручную, |
ручными |
реечными |
|||||||||
|
прессами, |
|
пневматическими |
|||||||||
|
или |
гидравлическими прессами. |
||||||||||
|
|
Следует |
пояснить |
|
учащим |
|||||||
|
ся, |
|
что |
ударами |
|
молотка |
||||||
|
(рис. |
19, а) |
можно |
запрессо |
||||||||
|
вать |
лишь |
небольшие |
детали |
||||||||
|
и при |
малых |
натягах |
в сопря |
||||||||
|
жении. |
Предупредить, |
что |
во |
||||||||
|
избежание |
перекоса |
|
сначала |
||||||||
|
следует |
наносить легкие удары, |
||||||||||
|
пока деталь не будет надежно |
|||||||||||
|
направлена в отверстие, а бо |
|||||||||||
|
лее сильные удары |
допускают |
||||||||||
Рис. 19. Запрессовка де |
ся |
лишь в |
конце |
|
запрессовки. |
|||||||
Обратить внимание, что удары |
||||||||||||
талей: |
следует |
наносить |
не по |
детали, |
||||||||
• молотком, б — реечным |
||||||||||||
прессом |
что |
категорически |
запрещает |
|||||||||
|
ся, |
а |
по накладке, |
таким |
обра |
зом, чтобы создаваемая сила совпадала с осью запрессо вываемой детали.
Далее объяснить и показать приемы запрессовки
ручным реечным |
прессом |
(рис. 19, б), развивающим |
силу до 3000 кГ. |
|
|
В заключение |
рассказать |
и по возможности показать |
приемы запрессовки на пневматических и гидравличе ских прессах, создающих силу запрессовки от 3 до 200 Т и выше.
86
После демонстрации приемов запрессовки следует показать приемы распрессовки выколотками и съемни ками (рис. 20, а, б).
|
а) |
|
|
б) |
|
|
|
Рис. 20. Винтовые'съемники: |
|
|
|
а — с |
наружными |
захватами, |
б — с внутренним |
захватом; |
/ — силовой |
винт, |
2 — траверса, |
3 — лапки, |
4 — демонтируемая |
деталь, |
5 — базовая |
деталь, б — кольцо
Материальное оснащение
Инструменты: молотки с «мягкими вставками», выко лотки.
Приспособления: винтовые съемники.
Оборудование: реечный, гидравлический, пневматиче ский прессы.
Объекты работ: крышки с втулками, тугонасаженные детали.
Упражнения учащихся и текущий инструктаж
Упражнение 1. Запрессовка деталей с малым натя гом:
1)подготовка инструмента;
2)подготовка деталей;
3)установка детали на стол;
87
4)накладывание на деталь подкладки;
5)запрессовка детали ударами молотка.
Упражнение 2. Запрессовка деталей с большим на тягом:
1) подобрать пресс соответствующей мощности;
2)подготовка пресса (реечного, пневматического или же гидравлического);
3)установка детали на стол пресса; :
4)запрессовка детали.
Впроцессе текущего инструктажа мастер должен особое внимание обращать на установку деталей, чтобы не было перекосов. Необходимо также следить, чтобы учащиеся тщательно очищали детали от ржавчины і грязи.
§ 23. СБОРКА Д Е Т А Л Е Й СКЛЕИВАНИЕМ
Приступая к изучению этой темы, нужно объяснить, что метод сборки неразъемных соединений склеиванием получает все более широкое распространение благодаря преимуществам перед такими видами соединений, как заклепочные, сварные, паяные, выполненные запрессов кой и др.
Материальное оснащение
Инструменты: стеклянные палочки, напильники, наж дачная шкурка.
Приспособления: ручные прессы, струбцины, печи. Материалы: карбинольные клеи, клеи БФ, растворы
обезжиренные, концы.
Объекты работы: учебные плитки.
Вводный инструктаж
Впроцессе вводного инструктажа мастер должен указать, что склеиванием можно получить клеевые швы, по прочности не уступающие основному материалу. Тех нологические процессы при склеивании значительно про ще, чем при многих других методах получения неразъ емных соединений.
Внастоящее время склеивание применяют для соеди нения деталей из самых различных материалов.
88