Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Экспериментальные работы по вопросам |
проблемно |
|
го обучения проводятся в ГПТУ № 40 г. Москвы, |
учили |
|
щах Свердловской области, г. Ленинграда |
и др. |
|
Опыт показывает, что при условии тщательного ана лиза преподносимого учащимся материала и правиль ной организации проблемное обучение положительно сказывается на качестве подготовки учащихся.
П е р с п е к т и в н о е |
п л а н и р о в а н и е |
—• это соз |
||
дание цельной |
системы |
учебной |
работы, |
отражающей |
педагогический |
замысел |
мастера |
или преподавателя. |
Перспективно-тематическое планирование дает воз можность четко установить, каков должен быть уровень знаний, умений и практических навыков учащихся на том или ином отрезке учебного года, т. е. чему следует научить их по данной теме.
Анализ материала по всей теме помогает мастеру установить связь с преподавателями других учебных предметов, т. е. межпредметную связь; договориться с преподавателями этих предметов о своевременном по вторении того материала, знание которого необходимо для усвоения темы.
Передовые мастера училищ давно уже заметили, что инструкция, ориентирующая на календарное планиро вание учебных занятий, не учитывает важной педагоги ческой стороны — планирования занятий по темам. В результате каждое учебное занятие протекает как бы без связи с остальными занятиями по теме, а планы ра боты мастера на учебный день зачастую повторяют одни и те же мероприятия.
Из-за недостатка времени мастер не может всесто ронне подготовиться к уроку, упражнения плохо проду маны, не все учащиеся полностью загружены работой, мастер в поисках недостающих материалов или инстру ментов часто выходит из мастерской во время занятий. Это приводит к тому, что учащиеся получают не все зна ния, предусмотренные программой производственного обучения.
Опыт передовых мастеров показывает, что накануне урока ими проводится только окончательная отработка и систематизация материала, а изучение фактического материала, подготовка материально-технической базы, продумывание и отработка приемов, определение систе мы упражнений, подбор наглядных пособий и техниче ских средств, установление связи производственного
40
обучения со специальными дисциплинами — все эти эле менты подготовительной работы выполняются заранее, до начала изучения соответствующего материала с уча щимися. Причем подготовка ведется обязательно в раз резе всей темы.
На страницах журнала «Профессионально-техниче ское образование» за 1970 год (№ 7, 8, 12) мастера про
изводственного |
обучения тов. |
Попов |
(ГПТУ |
№ 1, |
г. Пермь), тов. Шведов (ГПТУ |
№ 22, |
г. Ленинград), |
||
тов. Френкель |
(ГПТУ № 22, г. Москва) |
делятся |
опытом |
|
по перспективно-тематическому |
планированию. |
|
Сущность его состоит в том, что заблаговременно по каждой теме программы производственного обучения со ставляется план, охватывающий методическую и мате риально-техническую подготовку учебного процесса.
Этим планом предусматривается распределение учебного материала по урокам, методика их проведения, материально-техническое обеспечение учебного процес са. Это позволяет до минимума свести потери учебного времени.
Автор рекомендует следующую структуру перспек тивного плана, принятую в училищах г. Ленинграда:
1.Название темы и количество часов, отведенных на
ееизучение.
2.Учебная цель темы, т. е. какими умениями и навы ками должен овладеть учащийся при изучении темы.
3.Распределение времени, отведанного на изучение темы с учетом времени, отведенного на инструктаж, уп ражнения и производственную деятельность.
4. Подтемы и время |
на их изучение (в зависимости |
от объема и содержания |
материала). |
5.Темы каждого урока.
6.Учебная цель урока: приемы работы, которые изу чают, или приемы и навыки, которые закрепляют или со вершенствуют на данном уроке.
7.Материал спецдисциплин, подлежащих закрепле нию на практике.
8.Самостоятельная работа, упражнения учащихся.
9.Учебно-производственные работы (по перечню ра
бот) .
10.Приспособления, принадлежности и инструмент. Особое внимание следует обращать на специальные ин струменты, которые необходимо изготавливать (уголь ники, шаблоны и т. д.).
41
11.Учебно-технические требования к работам (габа ритные размеры, марки материала, качество обработки поверхности, класс точности изготовления и др.).
12.Выбор передового производственного опыта (ра бота с прогрессивными инструментами, приспособления ми, достижения новаторов и др.)-
13.Техническая документация и средства наглядно
сти |
(чертежи, инструкционные и технологические кар |
ты, |
справочные таблицы), наглядные пособия (плоско |
стные, объемные и др.). Важное значение имеют этало ны изделий, изготовленные мастером, согласно перечню
учебных |
работ. Особую ценность представляют эта |
|
лоны изделий, выполненные |
по отдельным операциям и |
|
переходам |
в соответствии с |
технологической картой. |
14. Теоретическая и практическая подготовка масте ра к изучению темы. Объем работ, которые должен вы полнить сам мастер, чтобы пополнить багаж своих зна ний и навыков. Изучение материалов о передовом педа гогическом и производственном опыте.
15.Отбор приемов самоконтроля. Планируется для каждого урока темы. Объяснение признаков, подлежа щих контролю. Рассказать о наиболее типичных ошиб ках, допускаемых учащимися при выполнении заданий.
16.Требования техники безопасности (перечисляют
ся) .
17.Домашние задания. Могут быть разнообразны; составление чертежей и технологических карт, решение
задач производственного характера, повторение труд ных разделов курса спецтехнологии, описание приспо соблений и инструментов, применяемых при выполнении работ.
18. Учебная литература: учебники, методические по собия, справочники, литература по передовому педаго гическому и производственному опыту.
Перспективное планирование в значительной степе ни облегчает работу мастера по подготовке очередного урока. Это позволяет уделять больше внимания методи ческим вопросам и особенно анализу прошедших уро ков, чтобы внести коррективы при подготовке текущего урока.
Следует отметить, что перспективно-тематический план может составить каждый мастер. Конечно, одному мастеру трудно в течение учебного года составить пер спективные планы на все операционные темы програм-
42
мы. Наиболее трудные темы надо поручать опытным мастерам, а тем, которые имеют небольшой стаж педа гогической работы, поручать темы, состоящие из 2—3 уроков. Конечно, структура плана может меняться в за висимости от подготавливаемых профессий, темы, со держания.
С е т е в о е п л а н и р о в а н и е у ч е б н о й |
р а б о т ы . |
||
С помощью сетевых графиков можно четко |
установить |
||
связь между темами |
в каждом предмете, а также |
между |
|
предметами учебного |
плана, добиться полной |
логиче |
|
ской согласованности |
при изучении всех предметов и |
тем, установить наиболее рациональные сроки изучения каждой темы, сократить неоправданные затраты учеб ного времени.
Сетевой график — это эффективный инструмент, поз воляющий вскрыть и упорядочить взаимосвязи предме тов и тем в учебном процессе.
П р о г р а м м и р о в а н н о е о б у ч е н и е широкое применение находит на теоретических уроках.
В учебных заведениях РСФСР, Украинской, Бело русской, Латвийской, Литовской и др. союзных респуб лик разработано большое число различных технических средств программированного производственного обуче ния. В некоторых учебных заведениях ведутся работы по созданию специализированных устройств для обуче ния трудовым процессам.
Опыт программированного обучения подробно осве щается в специальной литературе:
О. Ф. Ф е д о р о в а . Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. М., «Выс шая школа», 1970.
Т. А. И л ь и н а . О теории и практике программированного обу чения.
Советская педагогика, № 8, 1968.
Программированное обучение в профессионально-технических училищах. М., «Высшая школа», 1968.
Научная организация труда (НОТ) в учебном про цессе. Органам профессионально-технического образова ния предложено повысить уровень теоретического и про изводственного обучения, обеспечить взаимосвязь про фессиональной подготовки с общим и политехническим образованием, добиться прочного овладения учащими ся знаний и профессиональных навыков.
43