Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экспериментальные работы по вопросам

проблемно­

го обучения проводятся в ГПТУ № 40 г. Москвы,

учили­

щах Свердловской области, г. Ленинграда

и др.

 

Опыт показывает, что при условии тщательного ана­ лиза преподносимого учащимся материала и правиль­ ной организации проблемное обучение положительно сказывается на качестве подготовки учащихся.

П е р с п е к т и в н о е

п л а н и р о в а н и е

—• это соз­

дание цельной

системы

учебной

работы,

отражающей

педагогический

замысел

мастера

или преподавателя.

Перспективно-тематическое планирование дает воз­ можность четко установить, каков должен быть уровень знаний, умений и практических навыков учащихся на том или ином отрезке учебного года, т. е. чему следует научить их по данной теме.

Анализ материала по всей теме помогает мастеру установить связь с преподавателями других учебных предметов, т. е. межпредметную связь; договориться с преподавателями этих предметов о своевременном по­ вторении того материала, знание которого необходимо для усвоения темы.

Передовые мастера училищ давно уже заметили, что инструкция, ориентирующая на календарное планиро­ вание учебных занятий, не учитывает важной педагоги­ ческой стороны — планирования занятий по темам. В результате каждое учебное занятие протекает как бы без связи с остальными занятиями по теме, а планы ра­ боты мастера на учебный день зачастую повторяют одни и те же мероприятия.

Из-за недостатка времени мастер не может всесто­ ронне подготовиться к уроку, упражнения плохо проду­ маны, не все учащиеся полностью загружены работой, мастер в поисках недостающих материалов или инстру­ ментов часто выходит из мастерской во время занятий. Это приводит к тому, что учащиеся получают не все зна­ ния, предусмотренные программой производственного обучения.

Опыт передовых мастеров показывает, что накануне урока ими проводится только окончательная отработка и систематизация материала, а изучение фактического материала, подготовка материально-технической базы, продумывание и отработка приемов, определение систе­ мы упражнений, подбор наглядных пособий и техниче­ ских средств, установление связи производственного

40


обучения со специальными дисциплинами — все эти эле­ менты подготовительной работы выполняются заранее, до начала изучения соответствующего материала с уча­ щимися. Причем подготовка ведется обязательно в раз­ резе всей темы.

На страницах журнала «Профессионально-техниче­ ское образование» за 1970 год (№ 7, 8, 12) мастера про­

изводственного

обучения тов.

Попов

(ГПТУ

№ 1,

г. Пермь), тов. Шведов (ГПТУ

№ 22,

г. Ленинград),

тов. Френкель

(ГПТУ № 22, г. Москва)

делятся

опытом

по перспективно-тематическому

планированию.

 

Сущность его состоит в том, что заблаговременно по каждой теме программы производственного обучения со­ ставляется план, охватывающий методическую и мате­ риально-техническую подготовку учебного процесса.

Этим планом предусматривается распределение учебного материала по урокам, методика их проведения, материально-техническое обеспечение учебного процес­ са. Это позволяет до минимума свести потери учебного времени.

Автор рекомендует следующую структуру перспек­ тивного плана, принятую в училищах г. Ленинграда:

1.Название темы и количество часов, отведенных на

ееизучение.

2.Учебная цель темы, т. е. какими умениями и навы­ ками должен овладеть учащийся при изучении темы.

3.Распределение времени, отведанного на изучение темы с учетом времени, отведенного на инструктаж, уп­ ражнения и производственную деятельность.

4. Подтемы и время

на их изучение (в зависимости

от объема и содержания

материала).

5.Темы каждого урока.

6.Учебная цель урока: приемы работы, которые изу­ чают, или приемы и навыки, которые закрепляют или со­ вершенствуют на данном уроке.

7.Материал спецдисциплин, подлежащих закрепле­ нию на практике.

8.Самостоятельная работа, упражнения учащихся.

9.Учебно-производственные работы (по перечню ра­

бот) .

10.Приспособления, принадлежности и инструмент. Особое внимание следует обращать на специальные ин­ струменты, которые необходимо изготавливать (уголь­ ники, шаблоны и т. д.).

41


11.Учебно-технические требования к работам (габа­ ритные размеры, марки материала, качество обработки поверхности, класс точности изготовления и др.).

12.Выбор передового производственного опыта (ра­ бота с прогрессивными инструментами, приспособления­ ми, достижения новаторов и др.)-

13.Техническая документация и средства наглядно­

сти

(чертежи, инструкционные и технологические кар­

ты,

справочные таблицы), наглядные пособия (плоско­

стные, объемные и др.). Важное значение имеют этало­ ны изделий, изготовленные мастером, согласно перечню

учебных

работ. Особую ценность представляют эта­

лоны изделий, выполненные

по отдельным операциям и

переходам

в соответствии с

технологической картой.

14. Теоретическая и практическая подготовка масте­ ра к изучению темы. Объем работ, которые должен вы­ полнить сам мастер, чтобы пополнить багаж своих зна­ ний и навыков. Изучение материалов о передовом педа­ гогическом и производственном опыте.

15.Отбор приемов самоконтроля. Планируется для каждого урока темы. Объяснение признаков, подлежа­ щих контролю. Рассказать о наиболее типичных ошиб­ ках, допускаемых учащимися при выполнении заданий.

16.Требования техники безопасности (перечисляют­

ся) .

17.Домашние задания. Могут быть разнообразны; составление чертежей и технологических карт, решение

задач производственного характера, повторение труд­ ных разделов курса спецтехнологии, описание приспо­ соблений и инструментов, применяемых при выполнении работ.

18. Учебная литература: учебники, методические по­ собия, справочники, литература по передовому педаго­ гическому и производственному опыту.

Перспективное планирование в значительной степе­ ни облегчает работу мастера по подготовке очередного урока. Это позволяет уделять больше внимания методи­ ческим вопросам и особенно анализу прошедших уро­ ков, чтобы внести коррективы при подготовке текущего урока.

Следует отметить, что перспективно-тематический план может составить каждый мастер. Конечно, одному мастеру трудно в течение учебного года составить пер­ спективные планы на все операционные темы програм-

42


мы. Наиболее трудные темы надо поручать опытным мастерам, а тем, которые имеют небольшой стаж педа­ гогической работы, поручать темы, состоящие из 2—3 уроков. Конечно, структура плана может меняться в за­ висимости от подготавливаемых профессий, темы, со­ держания.

С е т е в о е п л а н и р о в а н и е у ч е б н о й

р а б о т ы .

С помощью сетевых графиков можно четко

установить

связь между темами

в каждом предмете, а также

между

предметами учебного

плана, добиться полной

логиче­

ской согласованности

при изучении всех предметов и

тем, установить наиболее рациональные сроки изучения каждой темы, сократить неоправданные затраты учеб­ ного времени.

Сетевой график — это эффективный инструмент, поз­ воляющий вскрыть и упорядочить взаимосвязи предме­ тов и тем в учебном процессе.

П р о г р а м м и р о в а н н о е о б у ч е н и е широкое применение находит на теоретических уроках.

В учебных заведениях РСФСР, Украинской, Бело­ русской, Латвийской, Литовской и др. союзных респуб­ лик разработано большое число различных технических средств программированного производственного обуче­ ния. В некоторых учебных заведениях ведутся работы по созданию специализированных устройств для обуче­ ния трудовым процессам.

Опыт программированного обучения подробно осве­ щается в специальной литературе:

О. Ф. Ф е д о р о в а . Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. М., «Выс­ шая школа», 1970.

Т. А. И л ь и н а . О теории и практике программированного обу­ чения.

Советская педагогика, № 8, 1968.

Программированное обучение в профессионально-технических училищах. М., «Высшая школа», 1968.

Научная организация труда (НОТ) в учебном про­ цессе. Органам профессионально-технического образова­ ния предложено повысить уровень теоретического и про­ изводственного обучения, обеспечить взаимосвязь про­ фессиональной подготовки с общим и политехническим образованием, добиться прочного овладения учащими­ ся знаний и профессиональных навыков.

43