Файл: Киперман, Г. Я. Экономические показатели промышленных предприятий и объединений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
плана объединением по установленной номенклатуре продукции в натуральном выражении учитываются как изделия, предназначенные к реализации за пределы объединения, так и поставляемые предприятиями объе динения друг другу.
Например, по объединению «Союзэлектроприбор» при оценке выполнения плана в натуральном выражении учи тывается выпуск продукции по следующей номенклатуре:
приборы электроизмерительные, приборы для физических исследований, вычислительные машины, сталь жидкая, литье чугунное, поковки,
штамповки и другие позиции.
Первые три позиции не вызывают сомнений. Что же касается последних, то оценка выполнения плана по этим позициям должна быть внутренним делом объеди нения. Зачем определять сверху, сколько объединению нужно жидкой стали для собственных нужд? Утвержде ние таких заданий принижает роль объединений в пла нировании и хозяйственном руководстве, противоречит требованию расширения их хозяйственной самостоятель ности. На наш взгляд, задания по выпуску продукции промышленным и производственным объединениям нуж но устанавливать только в размере поставок ее за пре делы объединения. В отчетности, естественно, должен указываться весь выпуск продукции в натуральном вы ражении, но, в отличие от действующего порядка, сле дует выделять «в том числе за пределы объединения».
Производственная мощность объединения тоже дол жна определяться в двух вариантах: по сумме мощно стей предприятий, входящих в состав объединения, и по выходной мощности (за пределы объединения), т. е. по сумме мощностей, предназначенных для производства и реализации продукции за пределы объединения.
В условиях существования в развитом социалистическом обществе товарно-денежных отношений
продукции и действия закона стоимости объек тивно необходимы и имеют важное значение в плани ровании и статистике стоимостные (ценностные) пока затели, в том числе стоимостные показатели продукции.
25
Они позволяют определять общий объем продукции каждой отрасли и промышленности в целом, устанавли вать важнейшие экономические пропорции, соотношения, определять структуру производства, взаимосвязи меж ду отдельными его сторонами.
На основе стоимостных показателей объема продук ции исчисляются темпы экономического роста, под ко торыми понимают темпы роста показателей, характери зующих развитие всего общественного производства и основных его отраслей: темпы роста национального до хода, общественного продукта, продукции промышлен ности и сельского хозяйства.
Более высокие темпы экономического роста социали стических стран по сравнению с капиталистическими —• важнейшее преимущество социализма, в котором отра жается и более эффективное использование производ ственных ресурсов. За двадцать лет (1951 — 1971 гг.) среднегодовые темпы прироста промышленной продук ции в странах социализма составили 10,3%, а в разви тых капиталистических странах — 5,1% ; в СССР за этот период среднегодовые темпы прироста продукции про мышленности составили 10%. В последние годы темпы роста валовой продукции промышленности в сопостави
мых ценах составили (по отношению |
к объему продук |
|||
ции предыдущего года; процентов): |
|
|
||
1970 г. |
1971 г. |
1972 |
г. |
1973 г. |
108,51 |
107,71 |
iog,51 |
107,4 |
|
1 Народное |
хозяйство СССР |
в 1972 |
г. |
М., «Статистика», |
1973, с. 161. |
|
|
|
|
На темпах роста продукции в 1973 г. сказался зна чительный недобор сельскохозяйственной продукции (сырья) в 1972 г., несвоевременный ввод в действие ря да новых предприятий и цехов. Это означает, что в ос тавшиеся годы пятилетки нужно обеспечить более высо кие темпы роста производства, чтобы выполнить зада ния, установленные пятилетним планом.
Стоимостные показатели определяются на основе на туральных, но динамика их может отличаться от дина мики натуральных показателей под влиянием положи тельных и отрицательных тенденций в развитии произ водства, а также изменения уровней и соотношения' цен на различные изделия.
26
Единство натуральных и стоимостных показателей продукции и в то же время известная противоречивость, взаимосвязей между ними отражают двойственный ха рактер товара как единства потребительной стоимости и стоимости двух сторон общественного воспроизводст ва: натурально-вещественной и стоимостной. Методоло гической основой построения стоимостных показателей продукции является марксистско-ленинское учение о со вокупном общественном продукте и его стоимостной структуре.
Стоимостные показатели позволяют определить весь объем продукции, включая не только готовые изделия и полуфабрикаты, но и работы промышленного характера, которые, как правило, не поддаются измерению в нату ральных единицах. Важное достоинство стоимостных по казателей продукции заключается в том, что они могут быть сквозными — от предприятия до промышленности, в целом.
На основе стоимостных показателей определяется структура промышленного производства — доля отрасле вых групп и отдельных отраслей в общем объеме продук ции промышленности, доля промышленности в производ стве совокупного общественного продукта страны.
В современных условиях на основе стоимостных по казателей обеспечивается единство всей системы эконо мических показателей предприятий и объединений, так как в денежном выражении осуществляется контроль за мерой труда и мерой потребления, соизмеряются затра ты и результаты производства. На стоимостных пока зателях основана система хозяйственного расчета, сти мулирующая достижение каждым предприятием наи больших результатов при наименьших затратах.
Важнейшее значение имеет то обстоятельство, что в денежном выражении можно построить систему стоимо стных показателей продукции, отражающих различные стадии кругооборота средств предприятия, различную степень завершенности оборота средств, различные сто роны процесса производства. Сложность процесса про изводства, разнообразие, а в отдельных случаях и про тиворечивость задач его изучения не позволяют ограни читься каким-либо одним показателем продукции (например, валовой или реализованной), а предполагают
27
необходимость применения ряда показателей продукции, дополняющих друг друга.
Показатели выполнения плана по выпуску продукции в натуральном и стоимостном выражении имеют большое значение для оценки работы предприятий. Их значение определяется прежде всего двумя важнейшими условия ми: качеством плановых показателей, с которыми про изводится сравнение, и достоверностью, точностью и объективностью отчетных показателей.
Качество плановых показателей продукции в свою очередь определяется правильностью их формирования, т. е., с одной стороны, соответствием потребностям обще ства, а с другой — возможностям предприятия, объеди нения, степенью напряженности плана.
Учитывая, что разработать практически приемлемую методику оценки напряженности плана по реализации по ка не удалось, необходимо установить, что процент вы полнения плана должен учитываться только в единстве с показателем темпа роста по сравнению с прошлым го дом. Сам же по себе процент выполнения плана, без учета темпа роста по сравнению с прошлым годом, не позволяет дать объективную оценку работы предприя тия. Например, Ярославский новосажевый завод выпол нил план девяти месяцев 1971 г. по реализации продук ции на 106%х Казалось бы, работа завода заслуживает положительной оценки. Однако темп роста объема реа лизованной продукции по сравнению с соответствующим периодом 1970 г. составил всего 95%, т. е. объем продук ции уменьшился на 5%'.
Следовательно, заводу был установлен заниженный план по объему реализации, либо условия выполнения плана существенно отличались от предусмотренных при его разработке.
Ярославский шпалопропиточный завод по итогам третьего квартала 1971 г. был признан победителем в социалистическом соревновании, так как выполнил план
по реализации на 107%, |
а по производительности тру |
д а — на 106,5%. Однако |
по сравнению с соответствую |
щим периодом прошлого года темпы роста этих показа телей составили всего лишь 91,0 и 90,7%. Поэтому оценку выполнения плана нужно всегда дополнять срав нением показателей отчетного периода с соответствую щими показателями базисного периода.
■28
Качество плановых показателей продукции характе ризуется также их стабильностью. Отдельные измене ния плановых заданий не только возможны, но и неиз бежны. Однако они должны быть исключением, а не правилом. К сожалению, это требование еще не всегда соблюдается. Например, в 1972 г. одесскому швейному объединению им. В. В. Воровского десять раз меняли план, подгоняя задание под фактический выпуск про дукции. В результате получилось, что объединение успешно справляется с планом, хотя торгующие органи зации (а следовательно, и потребители) недополучили значительного количества изделий.
В первом квартале 1973 г. снова трижды меняли план объединению. Такая практика противоречит прин ципам социалистического планирования, подрывает уве ренность в стабильности плановых заданий, порождает мнение, что любое задание не обязательно выполнять в полном объеме, так как оно может быть скорректиро вано.
Для измерения результатов деятельности предприятий исчисляют ряд стоимостных показателей продукции: ва ловой оборот, валовая, товарная, реализованная и чис тая продукция. Учитывая, что показатель чистой про дукции в планировании и оценке деятельности предприя тий и объединений до последнего времени не применялся, а в настоящее время применяется пока в эксперимен тальном порядке и в литературе этот вопрос освещен крайне недостаточно, его обстоятельное рассмотрение
выделено в самостоятельную главу. |
характеризующий |
Валовой оборот — показатель, |
объем работы, выполненный всеми цехами предприятия, сумма продукции всех его цехов (хотя продукция одних цехов полностью или частично потребляется другими це хами, перерабатывается, собирается и т. д.). Та часть ьалового оборота, которая потребляется на производст венные нужды предприятия и учитывается в составе ва лового оборота несколько раз (так называемый «повтор ный счет»), называется внутризаводским или внутрифабричным оборотом. Из-за повторного счета валовой обо рот правильно характеризует только общий объем работы, выполненный всеми цехами предприятия, но не характеризует общего результата работы предприятия (превышает его на величину внутризаводского оборота).
29
Валовая продукция предприятия характеризует весь объем произведенной им в данном периоде продукции, включая и ту ее часть, которая пока еще не воплотилась в законченных изделиях или полуфабрикатах, а нахо дится в так называемом незавершенном производстве.
Валовая продукция — это общий объем продукции, произведенной предприятием в данном периоде, незави симо от того, предназначена ли она для отпуска на сто рону или для переработки на этом же предприятии в следующем периоде. Валовая продукция меньше вало вого оборота на величину внутрипроизводственного обо рота.
В незавершенном производстве, как и в готовых из делиях и полуфабрикатах, воплощен труд работников предприятия. Учитывая, что на начало периода на пред приятии уже имелись определенные остатки незавершен ного производства (запущенное в производство сырье, обработка которого началась, но не была в отчетном пе риоде завершена, начатые обработкой полуфабрикаты, также еще не доведенные до такой степени готовности, которая предъявляется к готовым изделиям), например на 280 тыс. руб., то в объем валовой продукции вклю чается незавершенное производство в размере его ос татков на конец периода ('например, 360 тыс. руб.) за вычетом стоимости остатков на начало периода, т. е. в сумме 80 тыс. руб. Следовательно, в объем продукции текущего месяца, квартала, года включается только та часть остатков незавершенного производства, в которой воплощен труд работников предприятия, затраченный в этом периоде (в незавершенном производстве, имевшем ся на начало периода, воплощен труд, затраченный в предыдущем периоде).
Незавершенное производство есть практически на каждом предприятии, но размеры его зависят от дли тельности производственного периода (от начала обра ботки исходного сырья и материалов до выпуска гото вого к реализации изделия): на часовом заводе, где этот период невелик и исчисляется минутами, удельный вес остатков незавершенного производства в общем объеме продукции незначителен; на экскаваторном, турбинном или судостроительном заводе производственный период длительный, а соответственно больше размер и удельный вес остатков незавершенного производства. Размер не
30
завершенного производства зависит также от характера нарастания затрат, поскольку по ходу технологического процесса затраты на изготовление изделия могут возра стать неравномерно.
Поэтому в целях упрощения планирования и учета изменение остатков незавершенного производства вклю чается в объем валовой продукции только в тех отраслях и на тех предприятиях и объединениях, где период произ водства длителен (свыше двух месяцев).
Валовая продукция предприятия определяется по за водскому методу. Сущность его заключается в том, что продукция, произведенная предприятием в данном пери оде и использованная им в этом же периоде на свои про изводственные нужды (т. е. внутризаводский оборот), в объем валовой продукции предприятия не включается. Следовательно, если механический цех машиностроитель ного завода произвел за месяц различных деталей на 450 тыс. руб., из которых 410 тыс. руб. .использованы в сборочном цехе для сборки готовых изделий (машин), а 40 тыс. руб. предназначены к реализации на сторону в качестве запасных частей или изделий МЗК (межзавод ской кооперации), то в объем валовой продукции вклю чаются произведенные за отчетный месяц полуфабри каты в сумме 40 тыс. руб. (450—410).
От этого общего правила есть много отступлений по ряду практических соображений, прежде всего, для обес печения равенства оценки деятельности предприятий, создания одинаковых хозрасчетных условий их деятель ности. Например, если один сахарный завод перераба тывает свеклу в сахар-песок, а из песка собственной вы работки производит рафинад, то условия его деятель ности существенно отличаются от условий работы завода, перерабатывающего в рафинад сахар-песок, поступаю щий со стороны. Чтобы поставить их в сравнительно равные условия, допускается отступление от заводского метода исчисления валовой продукции на первом заво де: использованный им в производстве сахар-песок соб ственной выработки в порядке исключения включается в объем валовой продукции. Рассмотрим пример (табл. 3).
По принятому в статистике порядку объем валовой продукции завода № 1 считается равным 1500 тыс. руб.,
что ставит его |
примерно в равные условия с заводом |
№ 2. Если бы |
внутризаводский оборот не включался в |
31
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
|
|
Расчет валовой продукции по заводскому методу |
|
|||||
|
|
и с отступлением от него |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
(тыс. руб.) |
|
|
|
Использовано |
|
Валовая |
Валовая про |
Средне- |
|
|
Вырабо |
сахара-песка Произве |
дукция, |
исчис |
|||
|
продукция |
списоч |
|||||
Заводы |
тано |
своей выра |
дено са |
по завод |
ленная |
с от |
ное число |
сахара- |
ботки в произ |
хара-ра |
ступлением |
||||
|
песка |
водстве рафи |
финада |
скому ме |
от заводского |
работаю |
|
|
|
нада |
|
тоду учета |
метода |
учета |
щих |
|
|
|
|
|
|||
1 |
600 |
540 |
900 |
960 |
1 500 |
300 |
|
2 |
— |
|
900 |
900 |
|
900 |
200 |
И т о г о |
600 |
540 |
1 800 |
1 860 |
2 400 |
500 |
валовую продукцию, объем ее составил бы всего 960 тыс. руб., т. е., имея в 1,5 раза больше рабочих, завод давал бы всего на 7% больше продукции (960:900), а выра ботка на одного работающего на заводе № 1 составляла бы 3200 руб. (960 тыс. руб. : 300 чел.), т. е. значительно меньше, чем на заводе № 2 (900 тыс. руб. : 200 чел.= = 4500 руб.). С учетом же внутризаводского оборота вы работка на одного работающего на заводе № 1 оказы вается даже несколько выше, чем на втором заводе, — 5000 руб. (1500 тыс. руб. : 300 чел.).
Показатель валовой продукции имеет важное значе ние для планирования и учета. Он незаменим для многих народнохозяйственных расчетов, например для опре деления совокупного общественного продукта, в объем которого включается валовая продукция промышлен ности, исчисляемая по заводскому методу. Примени тельно к промышленному объединению, отрасли или всей промышленности заводской метод состоит в том, что суммируется валовая продукция всех предприятий. На основе валовой продукции исчисляется показатель чистой продукции, а сумма чистой продукции всех от раслей материального производства — это национальный доход страны, вся вновь созданная стоимость, источник накопления и непроизводственного потребления.
Хотя показатель валовой продукции неприменим для оценки работы предприятий, он необходим для внутри заводского планирования, так как из всех стоимостных
32