Файл: Дорожные условия и организация движения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 35

Требуемое

Необходимое

 

 

Расстояния между полосами,

м

 

количество

 

 

 

 

 

 

 

 

снижение

поперечных

1—2

2 - 3

3 - 4

4 -5

5 -6

6 -7

7 -8

8 -9

скорости, %

полос

10

2

20

_

_

_

 

 

 

 

20

4

20

15

10

25

5

20

15

10

б

30

6

20'

15

10

6

6

40

8

20

15

10

6

б

3

3

50

9

20

15

10

6

3

3

3

3

Размер частиц щебня, мм

5—15

 

 

 

 

15-25

 

 

трясущих полос принимают равной 1 м, толщину на первых двух­ трех полосах — 1,5—2 см, на следующих — до 3 см.

При выборе типа трясущей полосы для конкретных дорожных условий безопасную скорость автомобилей на этом участке следу­ ет определять расчетом. Фактическую скоррсть проездаучастка автомобилями следует устанавливать на основании натурных на­ блюдений, принимая ее по кумулятивной кривой как скорость, соответствующую 85% обеспеченности. Разница между фактиче­ ской и безопасной скоростями на участке дает представление о не­ обходимой величине ее снижения.

Трясущие полосы можно устраивать не только по методу по­ верхностной обработки, но и из наклеиваемых на покрытие полос пластика, путем нарезки поперечных канавок в бетонных покрыти­ ях и другими способами.

§ 39. Системы предупреждения водителей

Одним из условий безопасности движения по дорогам является своевременная информация водителей о необходимости изменения режима движения, которая позволила бы им более полно оценить окружающую обстановку и уменьшила бы вероятность ошибки при принятии того или иного решения.

Информация, необходимая водителю в процессе движения, мо­ жет быть разделена на следующие группы:

К Характеристика дороги и ее отдельных элементов: общие сведения о маршруте, расположение сооружений для обслужива- ^ ния движения, направление дороги, ровность и скользкость дорож­

ного покрытия, опасные участки.

2. Условия движения по дороге: параметры транспортного по­ тока, а также рекомендации по выбору оптимального режима дви­ жения в конкретной обстановке (загрузка дороги движением, на­ личие заторов на отдельных участках, скорости движения, рекомендации о возможном изменении маршрута следования, по

199


выбору полосы движения, изменению скорости движения на раз­ личных участках, предупреждения о наличии встречных автомоби­ лей в зоне с ограниченной видимостью, о правильности выбора направления движения и т. д.).

3. «Внешние» условия движения: метеорологическая види­ мость, осадки (снег, дождь), снежные заносы, гололед, опасность значительных паводков, лавин, камнепадов, обвалов, подвижек,, оползней и т. д,

Из всех факторов, привлекающих внимание участников движе­ ния, определенная часть характеризуется относительным постоян­ ством во времени. К ним относятся прежде всего факторы, опре­ деляемые конструктивными особенностями элементов дороги и ее положением на местности.

Другая часть факторов претерпевает существенные перемены, связанные с колебанием интенсивности и состава движения, изме­ нением времени года и часов суток, а также погодных условий.

Для факторов первой группы, бтносительно постоянных во вре­ мени, одним из самых важных информационных средств является сама дорога, ее сооружения, элементы окружающего ландшафта, позволяющие водителю определять направление дороги па участ­ ке достаточно большой длины [5]. При резком непостоянстве до­ рожных условий необходимо использовать дополнительные инфор­ мационные средства, дающие водителю возможность заблаговре­ менно принять решение об изменении режима движения, не испытывая при этом значительных «пиковых» эмоциональных пере­ грузок, неизбежных при внезапном изменении дорожных условий.

К их числу

относятся дорожные знаки, указатели, плакаты

(см. § 26, 27),

разметка проезжей части (см. § 29, 31).

Для информации о факторах, изменяющихся во времени, сред­ ства, указанные выше, не могут быть использованы в полном объ­ еме, так как информация также должна меняться в зависимости от обстоятельств.

Изменение факторов второй группы оказывает «влияние» на количество информации о дороге, получаемой непосредственно во­ дителем, и на действенность средств информации. Так, например, при увеличении интенсивности движения идущие впереди и встреч­ ные автомобили ограничивают водителю видимость расположенно­ го перед ним пространства, а также затрудняют распознавание дорожных знаков и указателей. Примерно к таким же результатам приводит ухудшение видимости при тумане, снегопаде, дожде, за­ дымленности атмосферы.

В связи с этим для информации водителей об условиях движе- • пия нужно применять специальные системы предупреждения, поз­ воляющие учитывать меняющиеся условия движения.

Разработано много типов различных систем предупреждения, часть которых осуществлена на практике (табл. 36). Информация передается водителям с помощью световой или звуковой сигнали-* зации, дистанционно управляемых многопозиционных дорожных знаков, указателей, табло, по радио.

200


Т а б л и ц а 36

Вил информации

Средства информации

I. Характеристика дороги и ее основных элементов

Общая характеристика дороги

Направление дороги (в процессе движения)

Опасные участки

Состояние покрытия: плохая ров­ ность, гололед, снежные заносы, выб­ росы щебня на строящихся или ре­ монтируемых участках

Местоположение сооружений для обслуживания движения

Справочники, карты, планы, схемы дви­ жения, маршрутные схемы, указатели

Средства зрительного ориентирования, предупреждающие знаки, указатели

Предупреждающие знаки, плакаты, световая сигнализация, изменение ров­ ности проезжей части (трясущие полосы)

Предупреждающие знаки^ плакаты, световая сигнализация, радио, телевиде­ ние, местная печать

Указатели, маршрутные схемы, карты, планы

II.Рекомендации по выбору оптимального режима (маршрута движения)

Уровни загрузки и условия движе­ ния на отдельных участках дорожной сети, целесообразные маршруты сле­ дования

Выбор полосы движения

Скорость движения

Наличие затора или аварии на впе­ реди лежащем участке

Наличие встречных автомобилей на участке с ограниченной видимостью

Маршрут движения

Неправильный выбор направления движения (навстречу основному на­ правлению)

Возможность въезда на автомаги­ стральI.

Радио, плакаты, указатели, дистан­ ционно управляемые маршрутные схемы и указатели

Разметка проезжей части, указатели, дистанционно управляемые указатели, световая сигнализация

Запрещающие знаки, -дистанционно управляемые знаки, световая сигнализа­ ция

Световая или звуковая сигнализация

То же

Автоматическая система направления автомобилей, предписывающие знаки, указатели, маршрутные схемы

Разметка проезжей части, автоматиче­ ские системы предупреждения со свето­ вой или звуковой сигнализацией

Световая сигнализация

III. «Внешние» условия движения

Видимость (метеорологическая): туман, загазованность воздуха, пыль

Гололед , Осадки, опасность снежных зано­

сов, значительных паводков Опасность лавин, камнепадов, про­

валов в зоне выработок, осыпей, оползней

Радио, системы предупреждения со световой сигнализацией

То же Радио, печать

Плакаты, системы предупреждения со световой или звуковой сигнализацией, временные знаки

201



Возможная структура систем предупреждения изображена на рис. 1 0 0 .

Ниже описаны особенности некоторых систем предупреждения.

Предупреждение об 'условиях движения по радио. В зависимо­ сти от местных условий по радиотрансляционной сети, по общим программам (радиовещание на специальной волне) в определен­ ные часы передается информация о погодных условиях (метеоро­ логическая видимость, туман, снег, дождь, сила и направление вет­ ра), состояние покрытия (снежные заносы,- гололед), загрузке отдельных дорог или их участков, заторах, ведущихся на напря­ женных маршрутах ремонтных работах и другие сведения.

Детальность передаваемой информации зависит от принятого способа оповещения. По центральному или областному радиовеща­ нию может быть дана лишь о-средненная характеристика для до­ статочно большого района, не учитывающая особенностей его от­ дельных зон и участков дорог.

Значительно большей точностью и конкретизацией отличаются сведения, передаваемые местной радиосетью, прежде всего в районе сооружений для обслуживания движения, например у АЗС, моте­ лей и др. ,

Предупреждения о возникновении гололеда. Система преду­ преждения о гололеде на особенно подверженных ему участках (рис. 1 0 1 ) в общем виде состоит из датчика, сигнализирующего об образовании на поверхности проезжей части корки льда или сне­ га, устройства управления световыми или звуковыми сигналами, источников питания. В зависимости от того, является система пре­ дупреждения автоматической или полуавтоматической, возможны

следующие варианты ее работы:

 

 

I.

При автоматической системе предупреждения, обслуживаю

щей ограниченный участок дороги,

сигнал, вырабатываемый дат-

Получение исход-

Способ передачи

Обработка данных

Управление

Hbix

данных

исходных данных

и принятие решения

сигнализацией.

Рис. 100. Структура систем предупреждения

202