ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
и левоповоротных съездов, является установка перед пересечением схем движения и указателей направлений. ,
Проезд автомобилей в направлении, противоположном предус мотренному действующей схемой организации движения, всегда связан с повышенной опасностью. Поэтому в особенно ответствен ных случаях (сложная планировка пересечений с большой интен сивностью движения, высокие скорости движения и др.) целесооб разно использовать автоматически действующую систему преду преждения водителей о неправильном выборе ими направления движения.
При появлении на участке дороги автомобиля, движущегося по
неправильному направлению, срабатывает |
датчик, регистрирую |
щий направление движения автомобилей, |
включая сигнализа |
цию— световой сигнал красного цвета, табло с предупреждением |
о неверном маршруте. Одновременно водители автомобилей основ ного направления предупреждаются об опасности путем включения желтого мигающего света.
Правильное использование перечисленных выше средств пре дупреждения позволяет не только улучшить организацию движе ния, но и значительно повысить безопасность движения.
§ 40. Регулирование и контроль движения на автомагистралях
Большая интенсивность и высокие скорости движения на авто мобильных магистралях с разделением движения по направлениям предъявляют особые требования к регулированию и контролю дви жения.
В условиях значительных колебаний интенсивности движения, иногда превышающей пропускную способность дороги, и влияния погодно-климатических факторов (дождь, снег, туман, гололед и др.) большое значение приобретает гибкость системы регулиро вания.
Наиболее эффективным путем повышения безопасности движе ния и пропускной способности автомобильных дорог является ав томатизация регулирования и контроля движения, попытки введе ния которой делались в течение последних десяти лет в ряде стран. Ведется разработка системы автоматического регулирования дви жения для дорожной сети СССР [17]. Наиболее распространенными из систем автоматического регулирования движения являются си стемы регулирования въезда на автомагистрали, обеспечивающие автомобилям, вливающимся в основной поток, оптимальное ис пользование интервалов между ними при проезде по автомаги страли.
Система состоит из датчиков, установленных на основнощдоро ге на некотором расстоянии до примыкания и на второстепенной дороге перед въездом, устройства управления, светофора (рис. 105). Полученные от датчиков данные о скоростях движения и интервалах времени автомобилей основного потока, скорости автомобиля, движущегося по рампам пересечения, поступают
208
Рис. 105. Система регулирования дви жения на въездах на автомобильные магистрали:
/ — с в е т о ф о р ; 2 — д а т ч и к и ; |
3 — у с т р о й с т в о |
у п р а в л е н и я ; 4 — в ъ е з д ; 5 — |
з о н а п е р е п л е |
т е н и я ; 6 — а в т о м о б и л ь н а я м а г и с т р а л ь
в счетно-решающее устройство, которое подает команду включения зеленого сигнала светофора на въезде, если интервал времени между автомобилями основной дороги будет превышать время, необходимое для въезжающего автомобиля, которое устанавлива ют с учетом положения и скорости движения въезжающего авто мобиля. Если это условие не соблюдается, устройство управления включает красный цвет и при последующем включении зеленого исходит уже из времени, необходимого для трогания с места ожи дающего автомобиля.
В настоящее время имеется большое количество таких систем, различных по количеству, типу и размещению датчиков, виду счет но-решающих устройств, способам сигнализации. Наиболее прос тыми являются конструкции, учитывающие движение только по автомагистрали. Программа работы счетно-решающего устройства предполагает, что автомобиль при включении зеленого цвета стоит перед светофором и с момента его трогания с места до момента въезда на автомагистраль пройдет определенный период времени и будет достигнута определенная скорость движения. Любые от клонения от параметров, заложенных в программу, несколько ухудшают эффективность работы системы.
Имеются системы, позволяющие регулировать не только воз можность въезда на автомагистраль, но и скорости движения ав томобилей. С этой целью в пределах примыкающей дороги дат
чики скорости закладывают более часто, |
примерно |
один на |
50—60 м дороги. Электронно-вычислительная |
машина, |
входящая |
в состав устройства управления, обрабатывая |
сигналы, |
получен |
ные от этих датчиков и датчиков, расположенных на автомагист рали, дает команды по управлению рядом световых сигналов, расположенных-вдоль всего въезда. В зависимости от интенсивно сти и скорости движения, а также интервалов между автомобилями на автомагистрали эти световые сигналы включаются по шаговой схеме, подводя автомобили с определенной скоростью к месту вливания в основной поток.
Автоматизация регулирования на въездах на автомагистрали позволяет существенно улучшить условия движения и сократить количество дорожно-транспортных происшествий. Введение авто матической системы регулирования на въездах в Хьюстоне (США) привело к увеличению пропускной способности пересечения на 10%, уменьшило потери времени автомобилями на 30% и число происшествий на переходно-скоростных полосах на 40—50%.
В настоящее время наблюдается тенденция создания систем автоматического регулирования для участков дорог большой про
8 -1 8 0 |
209 |
тяженности или для сети дорог. С их помощью могут решаться следующие задачи:
I. Предупреждение водителей о неблагоприятных условиях
движения (туман, гололед, непогода, ремонтные работы, |
авария |
и др.), нормирование скоростей движения в этих условиях, |
запре |
щение или ограничение обгонов.
II. Создание оптимальных условий для движения по автомаги страли путем: 1 ) ограничения въезда на автомагистрали в случае, если уровень загрузки достигает значения, превышение которого повлечет за собой резкое уменьшение скоростей движения, увели чение аварийности, опасность образования заторов; 2 ) регулирова ния распределения автомобилей по полосам движения; 3) измене ния направления движения на отдельных полосах; 4) рекоменда ций оптимальных значений скоростей движения.
III. Регулирование распределения автомобилей между отдель ными элементами дорожной сети путем переключения части дви жения на параллельные дороги и указаний водителям по выбору оптимального маршруту.
Системы автоматического регулирования движения на автома гистралях имеют в этих случаях следующую структуру: 1 ) устрой ства для сбора первичной информации; 2 ) центр управления, обо рудованный аппаратурой для приема и промежуточной обработки исходной информации, ЭВМ с необходимым набором программ, пультом управления и контролем работы сигнализации и датчиков;
3)сигнальные устройства; 4) систему связи.
Для сбора исходной информации используют установленные на
дороге датчики, позволяющие получать сведения об интенсивности, скорости движения, составе потока, интервалах времени между автомобилями, условиях движения (туман, дождь, снег, гололед,
2 |
1 |
з |
1 2 |
Рис. 106. Световые табло и символы,
2
применяемые на скоростных автомо бильных магистралях Англии:
1 — ж е л т ы й м и г а ю щ и й с и г н а л ; 2 — к р а с н ы й
м и г а ю щ и й с и г н а л ; <3 — с в е т о в о е т а б л о ,
с о с т о я щ е е и з л а м п о ч е к ; 4 — р е к о м е н д у е м а я с к о р о с т ь д в и ж е н и я ; 5 — с м е н а п о л о с ы д в и ж е н и я ; 6 — д в и ж е н и е т о л ь к о п р я м о ; 7 — п о л о с а о т к р ы т а д л я д в и ж е н и я ( к о н е ц о г р а
н и ч е н и й ); |
8 — р а з р е ш е н н о е |
н а п р а в л е н и е |
|
м а н е в р а |
|
210
ветер и т. д.). Наряду с этим значительный объем информации получают по радио или телефону от работников дорожной службы, передвижных постов регулирования движения на автомобилях или вертолетах, от участников движения. Для качественной оценки движения на сложных участках (пересечения, подходы к тоннелям, узким мостам и др.) используют телепередатчики, установленные на этих участках. При этом стремятся не. устраивать в центре уп равления громоздких табло с большим количеством вмонтиро'ванных телевизионных экранов, а получать изображение нужного участка на одном телевизионном приемнике с помощью системы управления, использующей ЭВМ.
Для сигнализации используются дистанционно управляемые дорожные знаки и указатели, светофоры и другие виды световых сигнальных устройств.
Применение ЭВМ позволяет автоматизировать обработку полу чаемой информации и контроль за работой датчиков и сигнализа ции, получать оптимальные решения. В результате обработки ис ходной информации по заданной программе ЭВМ выдает команды о перестройке работы системы сигнализации на нужных_ участках дороги или сети дорог. В некоторых системах эти команды реали зуются непосредственно без вмешательства человека, в других, прежде чем эти команды будут переданы дистанционной системе управления, они могут быть откорректированы операторами центра управления, однако в процессе такой корректировки также исполь зуется ЭВМ.
Особенности работы системы автоматического регулирования зависят, в первую очередь, от программ, заложенных в электронную машину. При программировании стремятся более полно оценить влияние того или иного принятого решения на режимы движения и аварийность. Поэтому программы, как правило, в ходе эксплуа тации автоматической системы регулирования перерабатывают. При этом широко используют накопленные ЭВМ в процессе ее ра боты данные о режимах движения при определенных условиях, зависящих от интенсивности и состава движения, погодных усло вий, схемы организации и регулирования движения.
Для информации водителей на автомобильных магистралях используют световые табло, позволяющие оперативно менять ин формацию с учетом сложившихся условий движения. В Англии, например, законодательно приняты знаки и символы, показанные на рис. 106. На этих же табло устанавливаются желтые и красные огни, которые включаются для предупреждения водителей об опас ностях на дороге (желтый мигающий сигнал) или необходимости полной остановки (красный мигающий сигнал). При этом красный сигнал включается одновременно с включением знака «Полоса за крыта для движения».
Все описанные табло должны устанавливаться на специальных арках над дорогой. Эти арки размещают перед участками, где ме няются дорожные условия или по каким-либо причинам нужно из менить режим движения, в среднем через каждые 1,5—3,0 км.
8 |
211 |