Файл: Дорожные условия и организация движения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для обеспечения плавности движения и предупреждения обра­ зования заторов наиболее эффективна следующая последователь­ ность знаков: рекомендуемая скорость (или предупреждающий сигнал), указатель смены полосы и знак «Стоп».

Введение систем регулирования на автомобильных маги­ стралях с высокими скоростями движения позволяет снизить ава­ рийность на 1 0 %.

С целью предупреждения водителей об -опасных условиях дви­ жения на автомагистрали используют мигающие желтые огни, которые включаются только при наличии какой-либо опасности для движения или с целью повышения внимания водителей при тума­ не, снегопаде, гололеде. Это средство предупреждения водителей широко распространено в Англии.

Часто на скоростных автомагистралях Англии, кроме сигналов, которые монтируют на арках, применяют также световые табло' устанавливаемые на разделительной полосе и информирующие во­ дителей о рекомендуемой скорости движения или о закрытии ка­ кой-либо полосы движения.

Комплексное использование всех описанных средств организа­ ции движения позволяет снизить аварийность и увеличить пропуск­ ную способность автомагистралей.

Глава VI

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВЫБОРА МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ

§ 41, Особенности

технико-экономической

оценки

выбора методов и

 

организации движения

 

Методы и средства организации движения должны применяться с учетом загрузки дорог движением. Их назначение состоит в обес­ печении безопасных и экономичных условий работы движущихся по дорогам автомобилей. При высоких интенсивностях движения, приближающихся к пропускной способности, применение методов и средств организации движения позволяет отодвинуть срок ре­ конструкции и тем самым при минимальных капиталовложениях продлить технический срок службы дороги.

С ростом интенсивности на дорогах чаще возникает необходи­ мость в организации движения транспортных потоков. Организа­ ция движения требует дополнительных затрат народнохозяйствен­ ных средств, поэтому становится необходимым отыскивать направ­ ления их наиболее эффективного и экономичного применения. Таким образом появилась специфическая сфера народного хозяй­ ства, для которой требуется определить методику и показатели, дающие возможность решать задачи оценки эффективности капи­ таловложений.

Основные направления оценки экономической эффективности капиталовложений в различных отраслях народного хозяйства

СССР сформулированы в «Типовой методике» ’, утвержденной по­ становлением Госплана СССР, Госстроя СССР и президиума АН

СССР от 8 сентября 1969 г.

Типовая методика оговаривает лишь принципиальные, общие положения оценки эффективности, которые следует развивать с учетом специфических особенностей сферы применения методов. Если обратиться к вопрос'ам организации движения, необходимо отметить следующее.

Организация движения включает широкий круг вопросов, свя­ занных с выбором рациональных маршрутов перевозки транспорт­ ной продукции и регулированием движения. Если первое является одной из задач автотранспортных организаций по определению наи­ более экономичных методов эксплуатации автомобильного транс­ порта, то последнее может быть осуществлено органами Государ­ ственной автомобильной инспекции или средствами службы экс­ плуатации дорог.1

1 Типовая методика определения экономической эффективности капиталь­ ных вложений. «Экономическая газета», 1969, № 39, с. 11—T2.

213


Основной эффект от организации движения заключается в сни­ жении издержек на транспорте. Этот эффект возникает вследствие улучшения дорожных условий. Таким образом, при экономической оценке эффективности затрат, направляемых на организацию дви­ жения, необходимо учитывать особенности таких отраслей народ­ ного хозяйства, как автомобильный транспорт и дорожное строи­ тельство.

Одной из специфических особенностей, которые при этом следу­ ет учесть, является непрерывное изменение интенсивности и грузо­ оборота на дорогах, приводящее к изменению во времени основного эксплуатационного показателя автомобильного транспорта —

средней скорости движения, а следовательно, и себестоимости пе­ ревозок.

Дороги эксплуатируются в различных погодно-климатических условиях. Циклический характер смены времен года предопределя­ ет для каждого периода различное состояние дорожного покрытия и вместе с тем скорости движения. На этот эксплуатационный по­ казатель оказывают значительное влияние капитальность дорож­ ных одежд, геометрические элементы дороги, периодичность ре­ монтных работ. Очевидно, все эти особенности требуют отражения при оценке эффективности капиталовложений на организацию дви­

жения и разработке специальных технико-экономических показа­ телей.

При выборе методов и средств организации движения возникает необходимость наряду с учетом экономических показателей работы автомобильного транспорта, связанных с режимами движения ав­ томобилей, оценивать обеспеченность безопасности движения и ре­ шать вопросы эффективности от снижения потерь от дорожнотранспортных происшествий. Часто безопасность движения может стоять на первом плане и для снижения аварийности может потре­ боваться ухудшение транспортно-эксплуатационных показателей отдельных участков дорог (например, устройство трясущих полос

на опасных участках с целью снижения скоростей движения авто­ мобилей) .

Важным вопросом выбора методов и средств организации дви­ жения на основе методов сравнительной эффективности является определение расчетного срока суммирования (сопоставления) раз­ новременных затрат по вариантам. Как показывают материалы исследований, приведенные в предыдущих главах, технические ме­ роприятия по организации движения носят, как правило, времен­ ный характер, с известной степенью оперативности они должны выполняться стадийно, неоднородны по протяжению дороги, их комплекс определяется дорожными условиями и загрузкой дороги движением. Исследования показывают, что проектирование меро­ приятий подобного рода наиболее целесообразно связывать с по­ нятием загрузки дороги движением (см. § 15), переходя с измене­ нием уровня загрузки от одной системы рекомендаций к другой. Следовательно, в каждом случае при выборе из системы мероприя­ тий по организации движения, характерных для определенного

214


 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

38

 

 

 

 

Е ж е г о д н ы й п р и р о с т и н т е н с и в н о с т и %

 

У р о в н и

Х а р а к т е р

3

5

6

7

10 |

15

| 20

25

з а г р у з к и

п р и р о с т а

 

 

 

 

д о р о г и

и н т е н с и в н о с т и

 

 

 

 

 

 

 

 

д в и ж е н и е м

д в и ж е н и я

Р а с ч е т н о е з н а ч е н и е п е р и о д а с у м м и р о в а н и я п р и в е д е н н ы х

 

 

 

 

з а т р а т Т Сл л е т

 

 

 

 

А

По линейному

35

35

35

35

30

2 0

15

12

Б

35

30

25

2 0

15

1 0

8

6

В

закону

15

1 0

7

ь

5

Г

 

1 0

7

6

5

А

По закону

45

30

25

2 0

15

1 0

8

7

Б

СЛ О Ж Н Ы Х

30—32

2 0

16

14

1 0

8

6

5

В

процентов

15

1 0

7 .

6

5

Г

 

1 0

7

6

5

 

уровня загрузки, наиболее эффективного для конкретных дорожных условий, целесообразно рассматривать их только в течение перио­ да, пока интенсивность движения на дороге не превысила гранич­ ной для рассматриваемого уровня загрузки. Период сопоставления затрат будет определяться с учетом темпов ежегодного прироста интенсивности движения или объемов грузоперевозок (табл. 38).

При рассмотрении многостадийных схем перехода от одной си­ стемы мероприятий по организации движения к другой, охватыва­ ющих значительные диапазоны изменения интенсивностей движе­ ния, или при рассмотрении вопросов очередности с использованием показателей сравнительной эффективности, за нормативное значе­ ние расчетного срока суммирования затрат можно принять 30'— 35 лет, ограничивая этот период только по техническим соображе­ ниям, например из условия обеспечения пропускной способности или с учетом коренной перестройки дороги.

Характерной особенностью, требующей учета при разработке методических положений по оценке экономической 'Эффективности методов и средств организации движения, является индивидуаль­ ный характер мероприятий по протяжению дороги в зависимости от дорожных условий на конкретном участке, определяющих ре­ жим и безопасность движения. Следовательно, качественная сто­ рона расчетов эффективности будет зависеть от наличия достаточ­ но подробных исходных стоимостных показателей, учитывающих изменение размеров автотранспортных расходов и потерь от до­ рожно-транспортных происшествий с изменением скорости движе­ ния потоков автомобилей.

Наиболее удобной формой учета всех статей расходов в таком случае является их выражение через себестоимость перевозок, ко­ торую следует определять с учетом состава потока движения на дороге, рода перевозимых грузов, показателей использования ав­ томобильного парка и пр. Большое внимание должно быть уделено

215


правильному определению такого важного транспортного показа­ теля, как скорость движения потоков автомобилей в конкретных дорожных условиях.

При проектировании мероприятий по организации движения на дорогах их выбор должен выполняться на основе вариантного сравнения с целью отыскания наиболее эффективных решений. Конкурирующие варианты следует назначать в зависимости от конкретных дорожных условий на основании технических предпо­ сылок, изложенных в предыдущих главах монографии.

Технико-экономическую оценку методов и средств организации движения рекомендуется вести по следующей схеме:

1 ) назначают в зависимости от конкретных дорожных условий, загрузки дороги движением, направления транспортных потоков варианты схем организации движения, подлежащие сравнению;

2 ) для каждого варианта в соответствии с его техническими

характеристиками подсчитывают объемы работ и сметную стои­ мость;

3) определяют необходимые для целей выбора вариантов тех­ нические показатели: пропускную способность, технический срок службы дороги, скорости потоков движения и пр. Показатели тре­ буется определять для участков дорог элементарного протяжения. Разбивку на элементы целесообразно проводить по участкам с од­ нородными условиями движения;

4)выполняют расчет необходимых экономических показателей;

5)сравнивают конкурирующие варианты, определяют показа­ тели эффективности по каждому варианту и выбирают наиболее экономичное решение.

Круг вопросов, требующих постановки и решения задач техни­ ко-экономического характера, не ограничивается только выбором наиболее эффективных средств организации движения. Анализ по­ казывает, что применительно к данной области необходимым явля­ ется решение следующего круга задач:

1 ) оценка экономической эффективности мероприятий по орга­ низации движения с выбором наиболее эффективного средства;

2 ) определение очередности проведения мероприятий по орга­ низации движения по протяжению дороги в зависимости от слож­ ности дорожных условий на каждом конкретном участке;

3) определение оптимального года перехода от одной системы мероприятий по организации движения к другой с изменением за­ грузки дорог движением.

Каждая из трех задач требует особого методического подхода

и самостоятельных разработок, которые приведены в последующих параграфах.

§ 42. Оценка эффективности мероприятий по организации движении

Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений, утвержденная в 1969 г., предусматривает, что в зависимости от целевого назначения и области применения

216


расчетов экономической эффективности они могут быть выполнены с использованием двух механизмов расчетов. Обоснование эконо­ мической эффективности капитальных вложений рекомендуется проводить на базе оценки общей (абсолютной) экономической эф­ фективности, определяемой как отношение абсолютной величины эффекта ко всей сумме вызвавших этот эффект капитальных вло­ жений, и сравнительной экономической эффективности, показываю­ щей, насколько один из сравниваемых вариантов решения народ­ нохозяйственных или технических задач эффективнее другого.

Использование двух механизмов расчета предусматривает раз­ витие и четкую взаимосвязь методик расчетов по каждому пока­ зателю и правильный выбор базы для сравнения. Выбор наилуч­ шего варианта при помощи методов сравнительной эффективности направлен в конечном счете на повышение общей эффективности капитальных вложений. Поэтому следует исходить из того, что при наличии необходимых разработок и показателей предпочтение должно быть отдано методам абсолютной эффективности, вместе с тем не исключая оценки и анализа сравнительной эффективности. При этом не должно возникать противоречий в методах. Различные результаты и противоречия в расчетах, по мнению канд. экон. наук А. И. Митрофанова ', могут возникнуть только в том случае, если при расчетах сравнительной эффективности применяется недоста­ точно обоснованный норматив, нарушаются требования сопостави­ мости вариантов или неправильно выбрана база для сравнения.

Обращаясь к вопросам оценки эффективности мероприятий по организации движения, следует учитывать, что основной эффект от^их применения получают транспортные отрасли народного хо­ зяйства, большинство которых перешло в настоящее время на но­ вую систему планирования капитальных вложений и экономиче­ ского стимулирования.

Одними из основных отчетных показателей автотранспортных предприятий в условиях хозяйственной реформы являются прибыль и себестоимость перевозок. База для сравнения вариантов реше­ ний по организации движения должна основываться на общепри­ нятых показателях, в результате чего появляется возможность, учета всех аспектов практической потребности в анализе фактиче­ ской эффективности капитальных вложений. Появляется также

возможность дальнейшеего совершенствования принятых нормати­ вов эффективности.

Оценка эффективности мероприятий по организации движения на основании расчетов абсолютной эффективности может быть вы­ полнена по следующей формуле. В соответствии с определением

показатель абсолютной эффективности

 

^ кс‘ = К-

(31)

' М и т р о ф а н о в А. И. Компас экономической эффективности. «Экономи­ ческая газета», 1969, № 39, с. 13.

217