Файл: Бетонная крепь, технология и механизация ее возведения..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
18
Рис. 17. Зависимость минимальной осадки конуса от водоцементного отношения для проходимых через бетонопроводы бетон
ных смесей:
|
|
|
|
1 — |
бетон |
с |
добавкой |
||
|
|
|
|
40/„ |
СаС;2 |
от |
веса |
це |
|
|
|
|
|
мента; 2 — бетон без до |
|||||
60,5 |
|
|
|
бавок; |
/ |
— бетонопро- |
|||
0,55 |
0,60 |
0,65 |
вод |
диаметром |
100 |
мм; |
|||
II—то |
же, |
125 |
мм; |
I I I — |
|||||
|
Водоцементное отношение |
|
то же, 150 мк |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
В результате 127 испытаний различных смесей в раз ных трубопроводах определены необходимые характери стики проходимых бетонных смесей. Данные опытов представлены в виде графиков на рис. 17.
Проведенные эксперименты по определению прохо димости смесей позволили сделать следующие выводы:
проходимость смеси через вертикальный бетонопровод зависит от водоцементного отношения, с уменьше нием которого возрастает величина необходимой для проходимости смеси осадки конуса. Это объясняется увеличением силы трения пристенного слоя при сниже нии водосодержания бетонной смеси с одновременным повышением вязкости при росте расхода цемента;
предел проходимости бетонной смеси в исследован ном диапазоне условий не зависит от размеров зерен крупного заполнителя и относительного содержания пес ка. Однако уменьшение размеров щебня и увеличение относительного содержания песка в смеси связано с увеличением расхода цемента для получения равнознач ной осадки конуса;
добавка хлористого кальция увеличивает подвиж ность смесей (осадку конуса) примерно на 10—20%. Предел проходимости смеси при этом не изменяется;
лучшие результаты получены при диаметре трубы 150 мм. Через трубы такого диаметра проходят смеси с осадкой конуса на 25—30% меньшей, чем через трубы диаметром 100 м;
осадка конуса бетонных смесей, приготовленных с до бавкой 4% хлористого кальция при водоцементном от-
88
ношении 0,55—0,60 (что имеет место |
в практике |
транс |
||||||
портирования |
бетонных |
смесей по вертикальным |
трубам |
|||||
для крепления |
ствола), |
должна составлять |
не |
менее |
||||
8—10 см при диаметре |
труб |
150 мм |
и 11—13 см |
при |
||||
диаметре труб 125 мм. Использовать трубы |
диаметром |
|||||||
100 мм не |
рекомендуется; |
|
|
|
|
|
||
смеси, |
проходимые |
по |
бетонопроводу |
диаметром |
||||
150 мм, текут по желобу такого же диаметра, |
наклонен |
|||||||
ному на 35—40°; |
|
|
|
|
|
|
если по условиям организации работ возможна вы держка бетона за опалубкой в течение суток, рацио нально в смесь одновременно с хлористым кальцием до бавлять сульфитно-спиртовую барду 0,10—0,25% от веса цемента. Это значительно повышает подвижность бетон ной смеси, увеличивает водонепроницаемость бетона и сокращает расход цемента.
Долгое время смесь в шахту по трубам не опускали из-за опасения расслаивания, которое может иметь ме сто при выходе ее из бетонопровода. Расслаивание сме си в большей степени замечалось при использовании тя желого щебня, например, железистого кварцита в Кривбассе (объемный вес 3,5 Т/м3) и совсем не наблюдалось при легком крупном заполнителе (отвальные доменные шлаки объемным весом 1,8—2,1 Т/м3). Кроме того, рас слаивание наблюдалось при доставке бетонных смесей на большую глубину и при использовании составов жид кой консистенции, подверженных седиментационным процессам, даже при их транспортировании на поверх ности.
Очевидно, что расслаивания бетонной |
смеси в трубо |
|||
проводе |
не может быть при условии |
|
|
|
|
|
/ г с ц > / 7 р . |
|
(28) |
Fr |
сила |
сцепления между частицами |
бетон |
|
|
ной смеси или сила вязкости, которая мо |
|||
|
жет |
быть выражена законом Ньютона в |
||
|
виде: |
|
|
|
где |
коэффициент структурной |
вязкости |
бетон |
|
|
ной смеси; |
|
|
89
/— площадь поверхности скользящих слоев в единице объема;
dV
градиент скорости слоев;
Fp — сила, противодействующая сцеплению и вызывающая расслаивание бетонной смеси, зависит от удельного веса щебня и раство ра. Характер этой силы может быть определен из второго закона Ньютона по уравнению
г, |
dV |
р= m ~~d7~'
где m — масса смеси; dV
dt |
ускорение оетоннои смеси при ее падении |
|
|
|
в бетонопроводе. |
Так как бетон и щебень, составляющие смесь, нахо дятся в относительном движении, то разность их масс, влияющая на расслаивание смеси, может быть записана в виде
|
|
|
|
|
m = |
_ÏHLZlIP. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
g |
|
|
|
|
Здесь |
т щ |
и г р |
— |
объемный вес |
щебня и |
раствора; |
||||
|
|
g |
— |
ускорение |
под |
действием |
силы |
земного |
||
|
|
|
|
притяжения. |
|
|
|
|
||
Тогда |
условие, |
при котором |
не |
наблюдается |
рассла |
|||||
ивание |
(28), |
может быть |
записано |
в виде |
|
|||||
|
|
J |
|
dr |
g |
dt |
|
|
|
Из формулы (29) можно сделать вывод, что сила, препятствующая расслаиванию, увеличивается с ростом коэффициента структурной вязкости т] и площади со прикосновения щебня и раствора f.
Как показали опыты, коэффициент вязкости умень шается с увеличением водной добавки. При уменьшении крупности щебня увеличивается площадь / и, следова тельно, сила сцепления, а возможность расслаивания
90
снижается. Наилучшим условием для предотвращения расслаивания будет равенство Т щ = Т Р - Из рассмотренного можно сделать вывод, что благоприятным для предот вращения расслаивания бетонной смеси является при менение легкого щебня с малым размером зерен.
Поскольку между диаметром зерен щебня и их по верхностью существует квадратичная зависимость, то ле вая часть выражения (29) и, следовательно, сила сцеп ления между щебнем и песчано-цементным раствором будут существенно возрастать с уменьшением крупности щебня. Уменьшение крупности щебня с 40 до 20 мм спо собствует увеличению поверхности скольжения и силы сцепления в четыре раза. Поэтому в зарубежной прак тике применяют щебень средней крупности—15—19 мм в Англии и 10 мм — в Южно-Африканской Республике
[26].
Всвязи с широким применением в практике шахтно го строительства способа подачи бетонной смеси по вер тикальным трубам важное значение приобретает иссле дование причин ее расслаивания. Исследование прово дилось при проходке ствола шахты им. Ленина в Крив-
бассе. Надо было проверить |
теоретические предпосылки |
и разработать мероприятия |
по предотвращению рассла |
ивания смеси, а также определить влияние на расслаи вание уменьшения подвижности бетонной смеси в про цессе ее транспортирования по трубам и возможность восстановления однородности смеси при падении в рас слоившемся состоянии на ранее уложенный слой.
Исследовали смеси с оптимальными для проходимо сти через трубопроводы характеристиками: осадкой ко нуса 8—12 см, водоцементным отношением 0,55—0,60 и содержанием цемента 350—420 кГ/м3.
В состав бетона входил щебень гранитный фракции 20—40, 10—20 и 5—10 мм; щебень из железистого квар цита фракции 20—40 и 5—10 мм; щебень из отвального доменного шлака фракции 10—40 мм.
Серию опытов для каждого типа щебня проводили в бетонопроводах с установленным гасителем скорости и без него. В каждом случае бетонную смесь в объеме около 300 л перемешивали в бетономешалке и делили на три равные части. Первую часть смеси (эталонную) оставляли на поверхности: вторую — спускали в бетоно провод при единовременной загрузке, и она поступала в
91