Файл: Бетонная крепь, технология и механизация ее возведения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18

Рис. 17. Зависимость минимальной осадки конуса от водоцементного отношения для проходимых через бетонопроводы бетон­

ных смесей:

 

 

 

 

1

бетон

с

добавкой

 

 

 

 

40/„

СаС;2

от

веса

це­

 

 

 

 

мента; 2 — бетон без до­

60,5

 

 

 

бавок;

/

бетонопро-

0,55

0,60

0,65

вод

диаметром

100

мм;

II—то

же,

125

мм;

I I I —

 

Водоцементное отношение

 

то же, 150 мк

 

 

 

 

 

 

 

В результате 127 испытаний различных смесей в раз­ ных трубопроводах определены необходимые характери­ стики проходимых бетонных смесей. Данные опытов представлены в виде графиков на рис. 17.

Проведенные эксперименты по определению прохо­ димости смесей позволили сделать следующие выводы:

проходимость смеси через вертикальный бетонопровод зависит от водоцементного отношения, с уменьше­ нием которого возрастает величина необходимой для проходимости смеси осадки конуса. Это объясняется увеличением силы трения пристенного слоя при сниже­ нии водосодержания бетонной смеси с одновременным повышением вязкости при росте расхода цемента;

предел проходимости бетонной смеси в исследован­ ном диапазоне условий не зависит от размеров зерен крупного заполнителя и относительного содержания пес­ ка. Однако уменьшение размеров щебня и увеличение относительного содержания песка в смеси связано с увеличением расхода цемента для получения равнознач­ ной осадки конуса;

добавка хлористого кальция увеличивает подвиж­ ность смесей (осадку конуса) примерно на 10—20%. Предел проходимости смеси при этом не изменяется;

лучшие результаты получены при диаметре трубы 150 мм. Через трубы такого диаметра проходят смеси с осадкой конуса на 25—30% меньшей, чем через трубы диаметром 100 м;

осадка конуса бетонных смесей, приготовленных с до­ бавкой 4% хлористого кальция при водоцементном от-

88


ношении 0,55—0,60 (что имеет место

в практике

транс­

портирования

бетонных

смесей по вертикальным

трубам

для крепления

ствола),

должна составлять

не

менее

8—10 см при диаметре

труб

150 мм

и 11—13 см

при

диаметре труб 125 мм. Использовать трубы

диаметром

100 мм не

рекомендуется;

 

 

 

 

 

смеси,

проходимые

по

бетонопроводу

диаметром

150 мм, текут по желобу такого же диаметра,

наклонен­

ному на 35—40°;

 

 

 

 

 

 

если по условиям организации работ возможна вы­ держка бетона за опалубкой в течение суток, рацио­ нально в смесь одновременно с хлористым кальцием до­ бавлять сульфитно-спиртовую барду 0,10—0,25% от веса цемента. Это значительно повышает подвижность бетон­ ной смеси, увеличивает водонепроницаемость бетона и сокращает расход цемента.

Долгое время смесь в шахту по трубам не опускали из-за опасения расслаивания, которое может иметь ме­ сто при выходе ее из бетонопровода. Расслаивание сме­ си в большей степени замечалось при использовании тя­ желого щебня, например, железистого кварцита в Кривбассе (объемный вес 3,5 Т/м3) и совсем не наблюдалось при легком крупном заполнителе (отвальные доменные шлаки объемным весом 1,8—2,1 Т/м3). Кроме того, рас­ слаивание наблюдалось при доставке бетонных смесей на большую глубину и при использовании составов жид­ кой консистенции, подверженных седиментационным процессам, даже при их транспортировании на поверх­ ности.

Очевидно, что расслаивания бетонной

смеси в трубо­

проводе

не может быть при условии

 

 

 

 

/ г с ц > / 7 р .

 

(28)

Fr

сила

сцепления между частицами

бетон­

 

ной смеси или сила вязкости, которая мо­

 

жет

быть выражена законом Ньютона в

 

виде:

 

 

где

коэффициент структурной

вязкости

бетон­

 

ной смеси;

 

 

89


/— площадь поверхности скользящих слоев в единице объема;

dV

градиент скорости слоев;

Fp — сила, противодействующая сцеплению и вызывающая расслаивание бетонной смеси, зависит от удельного веса щебня и раство­ ра. Характер этой силы может быть определен из второго закона Ньютона по уравнению

г,

dV

р= m ~~d7~'

где m — масса смеси; dV

dt

ускорение оетоннои смеси при ее падении

 

 

в бетонопроводе.

Так как бетон и щебень, составляющие смесь, нахо­ дятся в относительном движении, то разность их масс, влияющая на расслаивание смеси, может быть записана в виде

 

 

 

 

 

m =

_ÏHLZlIP.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

g

 

 

 

 

Здесь

т щ

и г р

объемный вес

щебня и

раствора;

 

 

g

ускорение

под

действием

силы

земного

 

 

 

 

притяжения.

 

 

 

 

Тогда

условие,

при котором

не

наблюдается

рассла­

ивание

(28),

может быть

записано

в виде

 

 

 

J

 

dr

g

dt

 

 

 

Из формулы (29) можно сделать вывод, что сила, препятствующая расслаиванию, увеличивается с ростом коэффициента структурной вязкости т] и площади со­ прикосновения щебня и раствора f.

Как показали опыты, коэффициент вязкости умень­ шается с увеличением водной добавки. При уменьшении крупности щебня увеличивается площадь / и, следова­ тельно, сила сцепления, а возможность расслаивания

90



снижается. Наилучшим условием для предотвращения расслаивания будет равенство Т щ = Т Р - Из рассмотренного можно сделать вывод, что благоприятным для предот­ вращения расслаивания бетонной смеси является при­ менение легкого щебня с малым размером зерен.

Поскольку между диаметром зерен щебня и их по­ верхностью существует квадратичная зависимость, то ле­ вая часть выражения (29) и, следовательно, сила сцеп­ ления между щебнем и песчано-цементным раствором будут существенно возрастать с уменьшением крупности щебня. Уменьшение крупности щебня с 40 до 20 мм спо­ собствует увеличению поверхности скольжения и силы сцепления в четыре раза. Поэтому в зарубежной прак­ тике применяют щебень средней крупности—15—19 мм в Англии и 10 мм — в Южно-Африканской Республике

[26].

Всвязи с широким применением в практике шахтно­ го строительства способа подачи бетонной смеси по вер­ тикальным трубам важное значение приобретает иссле­ дование причин ее расслаивания. Исследование прово­ дилось при проходке ствола шахты им. Ленина в Крив-

бассе. Надо было проверить

теоретические предпосылки

и разработать мероприятия

по предотвращению рассла­

ивания смеси, а также определить влияние на расслаи­ вание уменьшения подвижности бетонной смеси в про­ цессе ее транспортирования по трубам и возможность восстановления однородности смеси при падении в рас­ слоившемся состоянии на ранее уложенный слой.

Исследовали смеси с оптимальными для проходимо­ сти через трубопроводы характеристиками: осадкой ко­ нуса 8—12 см, водоцементным отношением 0,55—0,60 и содержанием цемента 350—420 кГ/м3.

В состав бетона входил щебень гранитный фракции 20—40, 10—20 и 5—10 мм; щебень из железистого квар­ цита фракции 20—40 и 5—10 мм; щебень из отвального доменного шлака фракции 10—40 мм.

Серию опытов для каждого типа щебня проводили в бетонопроводах с установленным гасителем скорости и без него. В каждом случае бетонную смесь в объеме около 300 л перемешивали в бетономешалке и делили на три равные части. Первую часть смеси (эталонную) оставляли на поверхности: вторую — спускали в бетоно­ провод при единовременной загрузке, и она поступала в

91