Файл: Бетонная крепь, технология и механизация ее возведения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 12. Параллельно щитовая схема проход­ ки ство.та и подачи бе­ тонной смеси за опа­ лубку:

/—подвесная опалубкя: 2 — опорное кольцо; 3 — натяжной полок; 4 — щит;

5 — подвесной полок породо­

погрузочной машины

Рис. 13. Совмещенная схема проходки ствола:

I — бетонопровод; 2 — под­ весной полок породопогру­ зочной машины; 3 — опа­ лубка

вого подъема а ляд на нулевой и разгрузочной пло­ щадках. Кроме того, значительно сокращается число ра­ бочих, занятых постоянным креплением, и повышается безопасность работ в стволе.

6

121

81

Бетонные смеси в шахту подают по трубам диамет­ ром 150 мм, подвешенным с помощью канатов на лебед­ ках или закрепленным специальными хомутами к стен­ кам ствола. В комплект оборудования для подачи бе­ тонной смеси входят: приемный бункер, приемная во­ ронка, став из стальных бесшовных труб, гаситель ско­ рости и хобот или телескопический желоб для разводки бетонной смеси в стволе за опалубку.

Смесь, поступающая из бетонопровода, подается не­ посредственно за опалубку. Роль проходчиков, занятых креплением, сводится к направлению материала с по­ мощью хобота или вращающегося желоба в различные точки по периметру ствола, разравниванию и трамбовке смеси за опалубкой. В бетонопровод смесь можно пода­ вать непосредственно из бетономешалки, установленной в копре, или доставлять к стволу из центрального бе­ тонного завода. В последнем случае смесь завозят авто­ машиной или пневмобетоноукладчиком и выгружают в

приемный

бункер,

который

опрокидывается

лебедкой в

воронку, установленную над

бетонопроводом.

К днищу

приемного

бункера

крепят

вибратор, обеспечивающий

выгрузку смеси при небольшом наклоне днища. Извест­ на схема подачи смеси из бункера в бетонопровод че­ рез горловину со специальным затвором в виде пробки, имеющей с двух сторон коническую форму (рис. 14). После заполнения бункера бетонной смесью пробку под­

нимают с помощью рыча­ га, и смесь течет в трубо­ провод. После выпуска определенного количества смеси горловину снова закрывают.

Рис. 14. Схема организации спуска бетонной смеси в шахту

При

подаче

смеси

в

трубопроводе и

особенно

в приемной

воронке обра­

зуются

закупорки.

Для

улучшения

проходимости

смеси

рекомендуется

в

устье трубопровода

уста­

навливать

вибратор.

По­

дачу смеси из лотка в во-

Р 0 Н К У

регулируют шибе-

ром.

Для снижения CKO-

82


Рис.

15. Гасители скорости:

Рис. 16.

Теле-

1 — подающий

став; 2 — чугунный вкладыш

скопическое со­

 

 

единение

устья

 

 

бетонопровода

рости при выходе бетонной смеси из бетонопровода на конце става труб устанавливают гасители скорости, кон­ струкции которых показаны на рис. 15. При подвеске трубопровода на канатах наращивание его производится

с нулевой площадки.

Для

удобства

маневрирования

устье

става труб

выполняется

телескопическим

(рис.

16). При наращивании

става вначале вынимают

внутреннюю трубу телескопа с воронкой, а затем подни­ мают на канатах весь став и наращивают его.

Важнейшим условием, предотвращающим истирание труб, является их вертикальная подвеска в стволе и тща­ тельная соосность отдельных звеньев в местах стыковки. При подвеске бетонопроводов на канатах точной верти­ кальной прокладки труб добиться практически невоз­ можно.

6*

83

Струя бетонной смеси, выходящая из гасителя ско­ рости, отклоняет реактивными силами весь трубопровод в сторону, противоположную выходу струи, и выводит бетонопровод из вертикального положения.

За рубежом и в последние годы у нас в стране тру­ бопроводы крепят к стенкам ствола специальными хому­ тами и анкерными болтами, заделываемыми в крепь. Трубопровод прокладывают строго по вертикальному от­ весу и тщательно стыкуют концы труб. Стенки бетонопровода после пропуска по нему первых порций смеси покрываются слоем песчано-цементного раствора, кото­ рый образует своего рода смазку, предохраняющую трубы от истирания.

Искривление трубы на каком-то одном участке не­ пременно ведет к ее износу. В неменьшей степени, чем местные искривления ставов и несоосная стыковка труб, на преждевременный износ бетонопроводов влияют вмя­ тины или выступы в трубах. Они могут образовываться при транспортировании труб и погрузочно-разгрузочных работах, а иногда при плохой организации работ по спуску бетонных смесей (особенно при оставлении не­ очищенных от раствора трубопроводов после работы). В этом случае происходят закупорки ставов бетонной смесью. Для очистки труб по бетонопроводу стучат тя­ желым молотом, оставляя вмятины, которые потом быст­ ро истираются. Следует отметить положительный опыт применения специальных пластырей-накладок в виде хомутов, устанавливаемых на протертые места трубы.

Быстро изнашиваются трубы бетоноразводки. Объем смеси, который пропускается через бетоноразводку до ее истирания, обычно составляет 500—1000 ж3 . Недостаточ­ ная очистка стенок труб от налипшего раствора после окончания работ по бетонированию приводит к закупор­ кам бетонопровода. Для очистки стенок после бетониро­ вки по трубопроводу следует пропустить 20—30 кГ щебня и 2—3 ведра воды, что надежно очистит став.

В процессе работы очередная порция смеси подается в бетонопровод только после подтверждения, что ранее спущенная порция принята. О закупорке става можно судить по воздуху, выходящему через загрузочную во­ ронку на поверхности. В свободном трубопроводе пор­ ция смеси гонит воздух перед собой, и он выходит в раз­ грузочный конец става в шахте.

84


Перед очередным бетонированием по трубопроводу необходимо пропускать 100-—200 л песчано-цементного раствора. Первые 1 —1,5 м3 бетонной смеси приготавли­

вают

с повышенным расходом

цемента.

Этим обеспечи­

вают

смазку

стенок труб раствором до

начала

бетони­

рования. При

спуске бетонных

смесей обычного

состава

в очищенный

бетонопровод из

гасителя

скорости в на­

чале выходит почти чистый щебень, а после снятия опалубки нижние слои бетона осыпаются, образуя ра­ ковины и вывалы в крепи.

Бетонная смесь, поступающая из гасителя скорости, по системе труб подается за опалубку. Применяющиеся системы разводки позволяют комплексно механизиро­ вать процесс возведения бетонной крепи в стволе и зна­ чительно снизить трудоемкость работ по укладке смеси. В простейшем случае разводки к нижней части гасителя скорости крепят хобот, состоящий из набора конусных патрубков, соединенных между собой серьгами. Это поз­ воляет перемещать его для направления бетонной смеси за опалубку. Типовая схема бетоноразводки, разрабо­ танная для совмещенного способа проходки в тресте «Кривбассшахтопроходка», показана на рис. 13. Длина хоботов регулируется изменением количества конусных патрубков. Такая система бетоноразводки отличается маневренностью и простотой обслуживания.

Бетонная смесь из трубопровода подается в воронку, установленную на телескопической трубе. Труба большо­

го диаметра заканчивается

телескопическим

желобом,

который

можно поворачивать и направлять

бетонную

смесь за

опалубку. После

бетонирования

или перед

взрывными работами систему труб поднимают лебедкой

на безопасную высоту. За опалубкой бетонную

смесь

распределяют и

уплотняют

глубинными

вибра­

торами.

 

 

 

В большинстве

случаев погрузку породы прекраща­

ют на весь цикл крепления заходки ствола. Но при чет­ кой организации труда, дополнительных мерах по пере­ крытию нижней части передвижной опалубки и тща­ тельном подборе состава быстротвердеющего бетона можно в значительной степени совмещать процессы бе­ тонирования и погрузки породы. Возведение постоянной крепи с использованием передвижной опалубки значи­ тельно снижает трудовые затраты. Такая схема работ

85


требует

присутствия в стволе

не

более

трех-четырех

проходчиков. Это определяет

высокую

производитель­

ность труда — 4—7 м3 бетона

в смену на проходчика, а

иногда даже свыше 10 м3.

 

 

 

 

Правильный подбор состава бетонной смеси позво­

ляет через 2—3 час после укладки

нижележащего слоя

бетона

за опалубку

(без поддона)

приступать к

погруз­

ке породы, а через

6—8 час — полностью

снять

опалуб­

ку. Необходимая распалубочная прочность бетона в ство­ ле, даже с учетом ведения взрывных работ, весьма не­

велика — 3—7

кГ/см2.

 

 

Передвижные

металлические опалубки для крепле­

ния стволов монолитным бетоном отличаются

разнообра­

зием конструкций и рабочей высотой.

 

 

Спуск бетонной смеси в ствол

по трубам

С внедрением способа доставки

бетонной

смеси по

трубам потребовалось провести исследования, в резуль­ тате которых удалось получить параметры бетонной сме­ си и бетонопроводов [15].

Опыт показал, что для спуска в ствол по трубам бе­ тонные смеси должны обладать определенными реологи­

ческими

свойствами. В связи с этим

было исследовано

влияние

диаметра трубопровода, водоцементного отно­

шения,

осадки конуса, фракционного

состава крупного

заполнителя и относительного содержания песка в сме­ си заполнителей на проходимость бетонной смеси по трубам '.

Многообразие перечисленных факторов не позволяет строго аналитически описать этот процесс и предложить методику расчета проходимости смеси по трубам. Поэто­ му экспериментально исследовали степень проходимости

смесей

по трубопроводам разных

диаметров.

Испытыва­

ли разные

бетонные смеси

(с фракционным

составом

щебня

5—10, 10—20 и 20—40 мм, водоцементным отно­

шением

от 0,40 до 0,65,

осадкой

конуса

от 4 до 15 см,

с добавками хлористого

кальция

и без них) на проходи­

мость

по

трубопроводам

диаметром

100,

125, 150 и

200мм.

1Под проходимостью следует понимать возможность спуска бетонной смеси по трубам без их закупорки.

86


На стенде для проведения промышленных испытаний были строго вертикально установлены четыре трубы раз­ личных диаметров длиной 10 м каждая. Верх каждой трубы заканчивался воронкой. Два шибера полностью перекрывали сечение трубы; один непосредственно у во­

ронки, второй —

на 1 м

ниже. Бетонную

смесь

после

приготовления и

замера

ее подвижности

(осадки

кону­

са) перегружали в скип с откидным дном и опрокидыва­ ли в воронку. После загрузки смеси в воронку открыва­ ли шибер, и бетонная масса свободно опускалась в тру­ бу. Качество проходимости смеси оценивалось по пре­ делу проходимости — максимальной подвижности (осад­ ки конуса), не вызывавшей закупорки трубы. Реологи­ ческую характеристику смеси определяли на установке, которая представляла собой желоб, изготовленный из трубы диаметром 150 мм длиной 1 м, перекрытый на концах задвижками для удержания 5 л испытываемой бетонной смеси. Желоб шарнирно соединен с подстав­ кой, и при проведении опытов можно менять его угол от 0 до 75°. Бетонную смесь помещали в верхней части желоба. Затем открывали задвижку и определяли вре­ мя, необходимое для перемещения всей смеси в нижнюю часть желоба. Такой же объем смеси укладывали в же­ лоб, установленный горизонтально. При открытой за­ движке изменяли его наклон и определяли угол, при котором бетонная смесь начинала перемещаться вниз. Сопоставление пределов проходимости смесей в трубо­ проводах со временем перемещения их по желобу и уг­ лом его отклонения дало возможность судить о пригод­ ности бетонной смеси для спуска ее в ствол по трубам.

При спуске смеси без добавок устанавливалась зави­ симость ее проходимости от осадки конуса и фракцион­ ного состава крупного заполнителя. Установлено, что фракционный состав щебня на проходимость смеси не влияет. Для одинакового водоцементного отношения требовалась одна и та же осадка конуса, чтобы смесь прошла через трубопровод. С уменьшением крупности щебня, естественно, увеличивался расход цемента для получения необходимой осадки конуса. Таким образом, выяснилось, что проходимость смеси зависит в основном от водоцементного отношения и не зависит от крупно­ сти зерен щебня.

87