Файл: Бетонная крепь, технология и механизация ее возведения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время существуют эффективные, опро­ бованные на практике технологические схемы крепления выработок монолитным бетоном, большое разнообразие опалубок и необходимых средств механизации транспор­ тирования смеси. Технологическую схему и оборудова­ ние выбирают путем технико-экономических сравнений с учетом всех горнопроизводственных факторов. Работо­ способность и технико-экономические показатели вы­ бранной технологической схемы, в первую очередь, за­ висят от степени механизации наиболее трудоемких опе­ раций — транспортирования и укладки бетонной смеси за опалубку.

В зарубежной практике крепления горных выработок монолитным бетоном широко распространены передвиж­ ные бетонирующие комплексы с подачей бетонной смеси

за опалубку с помощью

пневмобетоноукладчиков.

Наи­

более представительные

варианты

организации

бетон­

ных работ показаны на рис. 24.

 

 

При

работе по схеме

а готовая бетонная смесь

(в су­

хом или

в затворенном

водой виде)

с поверхности по­

дается по бетонопроводу на соответствующий горизонт, где она из приемного бункера поступает в бетономешал­ ку вторичного перемешивания. По горизонтальным вы­ работкам при этой схеме смесь транспортируется непо­ средственно в передвижных пневмобетоноукладчиках, которые доставляют к бетонируемому участку электро­ возом. На месте бетонирования пневмобетоноукладчики поочередно присоединяют к сети сжатого воздуха и по нагнетательному бетонопроводу смесь подают за опа­ лубку.

При работе по схеме б смесь, поступающая с поверх­ ности по бетонопроводу, загружается через бункер в пе­ редвижные бетономешалки вторичного перемешивания. Эти бетономешалки, доставленные электровозом к месту бетонирования, разгружаются в пневмобетоноукладчик, подающий бетонную смесь за опалубку.

При схеме в бетонную смесь транспортируют к ме­ сту укладки в специальных вагонетках, затем перегру­ жают в бетономешалку вторичного перемешивания и далее пневмобетоноукладчиком подают за опалубку.

Схема г предусматривает использование для подачи бетонной смеси за опалубку пневмобетономашины. В этом случае к бетонировочному комплексу подают

107


Ъ1

1 L

_ Г 1

ж

7

зг

Рис. 24. Схемы крепления выработок монолитным бетоном:

А — бетонирование выработок с помощью передвиж­ ных агрегатов (а, 6, в, г); Б — бетонирование вы­ работок с помощью стационарных агрегатов ( д , е) ;

/ — бетономешалка; 2 — пневмобетоноукладчик; 3

ва­

гонетка; 4 — набрызг-бетономашина; 5 — цистерна

с

во­

дой; 6 — смеситель

 

 

сухую

бетонную смесь, транспортируемую с поверхности

в вагонетках. Смесь

конвейером (или скиповым

подъе-

ником)

загружают

в пневмобетономашину и

сжатым

воздухом по материальному рукаву подают за опалубку. При выходе из сопла в сухую смесь подается вода. По этой схеме можно выполнять и безопалубочное бетони­ рование пневмобетоном.

Помимо передвижных бетонирующих комплексов применяются стационарные агрегаты. В этом случае мо­ гут быть варианты, показанные на рис. 24, д, е. При ислользовании схемы д предусматривается транспортиро­ вание готовой бетонной смеси от бетонорастворного уз­ ла на поверхности до места укладки по бетонопроводу. Если расстояние подачи бетонной смеси большое, ис­ пользуют несколько пневмобетоноукладчиков, работаю­ щих по последовательной схеме.

При схеме е бетонную смесь от бетонорастворного узла до рабочего горизонта подают в вагонетках. На ра­ бочем горизонте устанавливают бетономешалку вторич­ ного перемешивания и стационарный пневмобетоно-

укладчик, подающий бетонную

смесь по бетонопроводу

за опалубку.

 

 

 

Характерной

особенностью

зарубежной

практики

крепления горных

выработок монолитным

бетоном яв­

ляется комплексная механизация

всего технологическо­

го процесса от складирования

компонентов бетонной

смеси на поверхности до укладки бетона за опалубку. В этом отношении интересен опыт крепления горных вы­ работок на медном руднике «Сан-Мануэль» [45]. На этом руднике монолитным бетоном крепят полевые, транспортные и панельные штреки, а также выработки

горизонтов скреперования

и грохочения. Объем

работ

по креплению выработок составляет в среднем 150

м31сут.

Наибольший расход бетона

в смену достигал

190 м3.

Работы по приготовлению

бетона

организованы

здесь

следующим образом (рис. 25). На

поверхности материа­

лы для приготовления бетонной смеси поступают в спе­ циальную дозирующую установку, оборудованную бунке­ рами емкостью 300 т для песка, цемента и щебня. Дози­ рующая установка находится на расстоянии 1,6 км от скважины. Компоненты бетонной смеси от дозирующей установки автосамосвалами, кузовы которых имеют че­ тыре отсека емкостью по 0,95 м3, доставляют к само-

109


Рис.

25. Схема

приго­

товления,

транспорти­

ровки

и укладки

бетона

на руднике

«Сан-Ма­

2

нуэль»:

 

 

1 — дозирующая

установка;

2

бетономешалка;

3 —

промежуточный

бункер; 4—

пневмобетоноукладчик;

5—

перестановщик

бетоноуклад­

чиков

 

 

 

 

2

 

 

 

 

g a i &СА\

ходной смесительной установке. Последняя обслуживает две скважины, расположенные на южной и северной

іраницах

рудной

залежи,

что создает

удобства при

транспортировании

бетонной

смеси по выработкам. Бе­

тонная

смесь по стальной

трубе диаметром 205 мм по­

ступает

в подземную

бетономешалку

емкостью 4,5 мъ,

где вторично перемешивается.

Затем

смесь загружают

в резервуары-бетоноукладчики емкостью

1 м3

и достав­

ляют к месту укладки за опалубку.

 

 

 

Подают

бетонную

смесь

из

пневмобетоноукладчика

за опалубку (расстояние

30 м)

сжатым

воздухом под

давлением

6,3 ат. Для

перестановки

 

пневмобетоно­

укладчика

с грузового

пути

на порожняковый

исполь­

зуется пневматический вагоноперестановщик. За 15 мин

за

опалубку укладывается

до 6 мг бетона —• объем ше­

сти

пневмобетоноукладчиков, составляющих поезд.

 

При подаче бетонной

смеси с поверхности в шахту

особое внимание уделяется сигнализации. Отдельная те­ лефонная линия и сигнальная свето-звуковая система служат для связи между бетоносмесителями, установ­ ленными на поверхности и в шахте. Звонковая руднич­ ная связь, используемая для отдачи приказов и сооб­ щения сведений о получении бетонной смеси, обеспечи­ вает четкую работу всего бетонного комплекса.

Важнейшим элементом в технологии крепления вы­ работок монолитным бетоном является работа по уста­ новке, разборке и перемещению опалубок. На руднике «Сан-Мануэль» был испытан ряд конструкций опалубок.

ПО



Наиболее эффективной оказалась ребристая конструк­ ция, обшитая листовой сталью, которая принята в каче­ стве типовой. Опалубка изготовляется разборными сек­ циями из 2—4 элементов длиной 1,5 м для выработок круглого сечения диаметром 2,5 м и для подковообраз­ ного — размером 3,3X2,4 м. Установка и разборка опа­ лубки механизированы с помощью пневматического портального крана и передвигающегося по рельсовым путям гидроподъемника. Для кривых участков вырабо­ ток применяют специальные клиновые вставки опалубки шириной 375 мм. Уплотняют бетонную смесь двумя ви­ браторами, установленными на опалубке. Длина участ­ ков бетонирования выработок от 9 до 315 м. Установ­ кой опалубки и укладкой бетонной смеси заняты 2—3 человека.

В зависимости от крепости и устойчивости пород на

руднике применяют различные

виды временной

крепи,

что определяет длину заходки

бетонирования. В

устой­

чивых породах в качестве временной крепи служит ан­ керная крепь, в слабых и малоустойчивых породах — деревянная и металлическая крепь, которую извлекают при укладке бетонной смеси или установке опалубки. В особо слабых породах временная крепь остается в бе­ тоне.

Таким образом, отечественный и зарубежный опыт применения монолитной бетонной крепи показывает, что

наиболее

прогрессивным

способом

транспортирования

бетонных

смесей

является

подача

их по трубам. Такой

вид транспорта

обладает

рядом достоинств (исключение

ручного труда, быстрая доставка смеси, бетоноукладочный механизм может быть отнесен на требуемое рас­ стояние от забоя и не затруднять производство бетон­ ных работ в стесненных условиях и др.). К недостаткам трубной подачи следует отнести более повышенную тре­ бовательность к нормам, которым должна отвечать бе­ тонная смесь, возможность закупорки трубопровода и его истирание.

Технологические схемы крепления

При креплении выработок монолитным бетоном наи­ более трудоемкие операции — доставка и укладка бе­ тонных смесей. Технологические схемы крепления раз-

H I