Файл: Бетонная крепь, технология и механизация ее возведения..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Бетоноукладчики различных конструкций широко ис пользуются на зарубежных шахтах. В США, например, применяются пневмобетоноукладчики фирмы «Рансом» емкостью 200, 400 и 800 л. Характерной их особенностью является то, что резервуар оборудован шнеком для по дачи бетонной смеси в горловину бетоновода. Шнек приводится в действие электродвигателем, смонтирован ным на общей с резервуаром раме. Ряд фирм—«Швинг» (ФРГ), «Пласи» и «Вереи» (Франция)—для механиза ции крепления выработок монолитным бетоном приме няют комплексы, в состав которых входят бетономе шалки, пневмобетоноукладчики и металлические перед вижные опалубки.
Большинство зарубежных пневмобетоноукладчиков снабжены ресиверами, что обеспечивает их плавную ра боту, и конусными возбудителями для предотвращения зависания бетонной смеси над выходным патрубком. Ха рактерными представителями бетоноукладчиков с подво дом сжатого воздуха к конусному возбудителю являются бетоноукладчики типа BF фирмы «Швинг» (рис. 31).
Техническая характеристика пневмобетоноукладчиков фирмы «Швинг» |21|
|
|
|
BF—3 |
|
BF—5 |
|
BF—8 BF—10 |
|
Полезная |
емкость, м3 |
0,25 |
|
0,5 |
|
0,75 |
Л,0 |
|
Производительность, |
|
|
|
|
|
|
||
м3/час |
|
подачи, м: |
20 |
|
35 |
|
415 |
50 |
Дальность |
|
|
|
|
|
|
||
по |
горизонтали |
300 |
|
300 |
300 |
300 |
||
по |
вертикали |
60 |
|
60 |
|
60 |
60 |
|
Крупность |
заполнителя, |
30—70 |
50—70 |
50—70 |
50—70 |
|||
мм |
|
|
||||||
Объем |
ресивера, мг |
1,0 |
|
1,5 |
|
1,5 |
3,0 |
|
Габариты, |
мм: |
|
|
|
|
|
|
|
ширина |
950 |
1100 |
1100 |
1100 |
||||
высота |
2000 |
22-50 |
2550 |
2850 |
||||
Вес, кГ |
|
|
380 |
|
430 |
540 |
610 |
|
Для |
механизированной укладки бетона |
за |
опалубку |
|||||
в больших объемах применяются |
поршневые |
бетонона |
||||||
сосы с гидравлическим |
приводом. Удачной |
конструкцией |
||||||
такого типа является |
установка |
УБМЗ-5 |
конструкции |
127
ЦНИИПодземмаша [21]. Установка УБМЗ-5 (рис. 32, а) состоит из бетононасоса УБС-5В с бункером и гидроси стемой, служащего для нагнетания бетонной смеси в бе-
|
|
тоновод; |
разгрузочного |
||||
|
|
устройства |
грейферного |
||||
|
|
типа |
для |
перегрузки |
бе |
||
|
|
тонной смеси |
из шахтных |
||||
|
|
вагонеток в бункер и бе- |
|||||
|
|
тоновода |
из |
|
тонкостен |
||
|
|
ных |
труб |
|
диаметром |
||
|
|
150 мм, длиной |
1,5—2 |
м с |
|||
|
|
быстроразъемными |
кли |
||||
|
|
новыми соединениями. |
|||||
|
|
Бетонную |
|
смесь |
по |
||
|
|
дают к установке в обыч |
|||||
|
|
ных |
шахтных |
|
вагонетках |
||
|
|
с глухим |
кузовом любой |
||||
|
|
емкости. Загрузочное |
уст |
||||
|
|
ройство |
монтируется |
на |
|||
|
|
сварной |
раме |
и состоит |
|||
|
|
из стрелы с грейфером и |
|||||
|
|
гидродомкратов. При воз |
|||||
|
|
вратном |
поступательном |
||||
Рис. |
31. Пневмобетоноуклад- |
Движении |
гидродомкра- |
||||
чик |
с конусным возбудителем |
тов |
стрела |
с |
грейфером |
совершает колебания, в процессе которых грейфер в крайних положениях загру
жается бетонной смесью из |
вагонетки |
и разгружается |
над бункером бетононасоса. |
Лопасти |
грейфера откры |
ваются и закрываются сжатым воздухом от шахтной се ти. Принципиальная схема работы установки УБМЗ-5 приведена на рис. 32,6.
В момент загрузки бункера 5 затвор 4 бетононасоса открыт, и поршень 6 рабочего цилиндра 7 с помощью домкрата 8 перемещается в крайнее правое положение. Происходит всасывание бетонной смеси в рабочий ци линдр. В это время в гидроцилиндр / управления затво ром поступает жидкость и передвигает шестерню 2, си дящую на валу 3 затвора, который перекрывает доступ бетонной смеси из бункера в рабочий цилиндр бетоно насоса. Затем срабатывает гидродомкрат и передвигает поршень в крайнее левое положение. Происходит нагне тание бетонной смеси по трубопроводу за опалубку.
128
Техническая характеристика установки |
УБМЗ-5 |
|||||
Производительность, |
мъ\час |
|
5 |
|||
Дальность |
подачи бетона, |
м: |
100 |
|||
по горизонтали |
|
|
|
|||
по вертикали |
|
|
|
10 |
||
Мощность |
электродвигателя, |
кет |
11 |
|||
Максимальное |
давление |
в |
гидроси |
60 |
||
стеме, |
кГ/см2 |
|
|
|
|
|
Емкость грейфера, л |
|
|
60 |
|||
Давление |
воздуха, ати |
|
|
5 |
||
Диаметр бетоновода, мм |
|
|
150 |
|||
Максимальная |
крупность |
щебня, мм |
40 |
|||
Осадка конуса бетонной смеси, см |
6—15 |
|||||
Габариты, мм: |
|
|
|
|
2800 |
|
длина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
965 |
|
ширина |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
2060 |
||
высота |
|
|
|
|
||
Вес установки |
без |
бетоновода, Т |
18 |
Впервые в Донецкой области установку УБМЗ-5 при менили на «Октябрьском руднике» комбината «Донецкуголь» при креплении главного вентиляционного квер шлага сечением в свету 18,7 м2, где в качестве постоян ной служила замкнутая крепь из двутаврового профиля № 20в с бетонным заполнением. Двутавровые кольца устанавливали у груди забоя по мере проходки выра ботки, затягивали деревянной затяжкой и забучивали. В таком виде кольца первоначально выполняли роль вре менной крепи. Бетон в обратный свод укладывали одно
временно с установкой колец. Стены |
и свод бетонирова |
||||||
ли на |
расстоянии 50—60 м от забоя |
с помощью |
уста |
||||
новки |
УБМЗ-5 |
заходками длиной |
по 8—12 м. За 21 ра |
||||
бочий |
день с помощью |
установки |
уложено 1045 м3 бе |
||||
тонной |
смеси на протяжении 209 м. Максимально в сме |
||||||
ну укладывали |
18 м3, а в сутки — 48 м3 |
смеси. Бетони |
|||||
рованием было |
занято |
4 рабочих. |
Производительность |
||||
труда |
составила 3,5 м3 |
бетонной |
смеси |
на человека в |
|||
смену |
(при ручной укладке— 1,83 м3 |
на человека |
в сме |
||||
ну). |
|
|
|
|
|
|
|
Недостатки |
конструкции — частые закупорки |
бетоно- |
провода и большая трудоемкость его очистки, особенно при добавках к смеси ускорителей твердения и большом расстоянии транспортирования. Это сужает область при менения бетононасосов.
9 |
121 |
129 |
|
а
Рис. 32. Общий вид (а) и принципиальная схема работы (б) установки УБМЗ-5 конструк ции ЦНИИподземмаша
Транспортирование бетонной смеси по горизонтальным трубопроводам
Транспортирование бетонной смеси по трубам иссле довалось рядом авторов, которые, в известной степени идеализируя условия движения смеси, рассмотрели во просы расчета сопротивления в трубах бетононасоса и поведение смеси в трубах [2; 27]. Эти работы позволили
130
с некоторым приближением рассчитать дальность пода чи бетонной смеси и характеристику бетононасосов [7] . Но все известные исследования выполнены для бетоно насосов. Для пневмобетоноукладчиков подобных иссле дований до сих пор не проводилось. В то же время ряд
существенных преимуществ транспортирования |
бетон |
|
ной смеси и укладки ее за опалубку |
с помощью |
пневмо |
бетоноукладчиков обусловливает все |
большее |
их при |
знание и распространение в отечественной и зарубежной горнопроходческой практике. В связи с этим в ДонУГИ были проведены исследования, в результате которых удалось разработать методику расчета пневмотранспор та бетонной смеси по трубам и более эффективную кон струкцию пневмобетоноукладчика [14].
Исследования механизма движения бетонной смеси по трубам сводились к определению сил сопротивления движению смеси и основных влияющих на этот процесс факторов. Механическое движение бетонной смеси под действием сжатого воздуха представляет собой совокуп
ность |
большого |
числа |
разнообразных |
явлений |
гидро- и |
|
аэродинамики, |
которые |
трудно рассматривать |
с пози |
|||
ций единой теории. Под |
действием |
давления |
воздуха |
|||
смесь |
выдавливается |
в |
бетоновод, |
причем протекание |
||
этого |
процесса |
во многом зависит |
от геометрической |
формы пневмобетоноукладчика. Двигаясь в трубопрово де, бетонная смесь вначале преодолевает сопротивление сдвигу, а затем гидравлическое сопротивление, вызван ное силами вязкости. По мере увеличения скорости гид равлическое сопротивление возрастает. Вначале, когда смесь движется ускоренно, к силам сопротивления дви жению прибавляются силы инерции, которые играют значительную роль в преодолении местных сопротивле ний. Затем наступает период, когда действующие на бетонную смесь силы уравновешиваются, и движение становится равномерным [23].
Опыты показали, что бетонная смесь при движении по бетонопроводу имеет две характерные зоны: пристен ный слой и ядро течения. Академиком П. А. Ребиндером доказано, что в отличие от однородных жидкостей, сус пензии (в нашем случае ей уподобляется бетонная смесь, представляющая собой взвесь твердых заполнителей в цементно-песчаном тесте) обладают структурой.
131