Файл: Бетонная крепь, технология и механизация ее возведения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на лыжах или по отдельному рельсовому пути. Они тре­ буют крепления выработок быстротвердеющим бетоном, способным набрать необходимую прочность к моменту передвижки опалубки. Выбору конструкции опалубки должна предшествовать оценка горнотехнической обста­

новки

крепления

выработки.

 

 

 

 

По

аналогии

с креплением

вертикальных

стволов

иногда

применяют

передвижные опалубки

для

креп­

ления

выработки

 

непосредственно

в забое

вслед за

его проходкой без

временной

крепи.

Используя

такую

схему

организации

крепления,

следует учесть, что при

установке жесткой монолитной крепи непосредственно в забое создаются наиболее неблагоприятные условия ее работы. В этом случае крепь будет воспринимать на­ грузку от всех деформаций породного контура, в том числе и от неминуемых упругих смещений, которые про­ исходят даже в самых прочных породах. Проявление упругих смещений сдерживает забой. Шахтные натур­ ные замеры показали, что упругие смещения контура вы­ работки полностью проявляются на расстоянии 15—20 м от забоя и составляют примерно для кровли-почвы 30—40 мм, а для боков 15—20 мм. Естественно, что при креплении выработки с помощью передвижной опа­ лубки в забое, разопалубленный в раннем возрасте бе­ тон (даже быстротвердеющий) не может воспринять та­ ких смещений, и возведенная крепь даст трещины. По­ ложение еще более ухудшится, если выработка разме­ щена в слабых породах, и крепь должна будет воспри­ нять кроме упругих еще и неупругие деформации гор­ ного массива.

В прочных породах можно возводить бетонную крепь непосредственно в забое выработки, но при этом нельзя снимать опалубку до набора бетоном достаточной проч­ ности и, во всяком случае, до полного проявления упру­ гих смещений контура. Бетон за опалубкой в стадии твердения обладает некоторыми пластическими свойст­ вами, и поэтому напряжения, возникающие в нем от сме­ щения породного контура, релаксируются, не ухудшая его прочностных свойств. Наоборот, прочность бетона, твер­ деющего под нагрузкой, повышается. Таким образом, исходя из горнотехнической обстановки, можно реко­ мендовать следующие схемы крепления выработок моно­ литным бетоном.

144


1. В прочных, устойчивых породах бетонную крепь можно возводить непосредственно в забое выработки без временной крепи. В этих условиях следует рекомен­

довать применение инвентарной

переносной

опалубки,

состоящей из секций длиною

1,5—2 м. В

выработке

устанавливается 10—15 секций

при общей

длине опа­

лубки 20—30 м. Бетон набирает прочность под защитой опалубки и предохраняется ею от повреждения при взрывных работах. По мере проходки дальнюю секцию по монорельсу, закрепленному к своду опалубки, пере­ мещают к забою и устанавливают на новом участке для бетонирования.

2.При креплении выработок в прочных, устойчивых породах, когда бетонную крепь возводят вслед за вре­ менной на расстоянии не менее 20—30 м от забоя, целесобразно применять передвижную опалубку и быстротвердеющий бетон.

3.В неустойчивых и средней устойчивости породах

более надежно применять инвентарные переносные опа­

лубки, используя принцип «технологической податливо­

сти». В этом случае бетонную крепь возводят через

1 —

1,5 месяца после проходки выработки

за зоной интен­

сивных смещений контура пород. .

 

 

Следует учесть, что использование

передвижных

опа­

лубок эффективно, когда выработка на большом протя­

жении сохраняет

неизменными

направление,

форму и

размеры поперечного сечения. При креплении

выработок

переменного сечения небольшой длины на

закруглениях,

в узлах

сопряжений

и в камерах целесообразны инвен­

тарные опалубки.

Поэтому

передвижные

опалубки до

сих пор не находят широкого

применения.

Практически

их использование

не выходит

за

рамки промышленных

экспериментов. Инвентарные

 

опалубки

распространены,

и их конструкции

достаточно

 

известны

производственни­

кам. Рассмотрим

 

некоторые

 

характерные

конструкции

инвентарных и передвижных

опалубок.

 

 

 

Лениногорским

шахтостроительным управлением раз­

работана

и внедрена

при

строительстве

рудников Ка­

захстана

металлическая

инвентарная

опалубка ЛО-1

[18]. Она состоит

из

металлических кружал

1 (изго­

товлены

из швеллера № 12),

соединенных

стяжками,

2 и щитов 3 и 4

(рис. 36, а) . Кружала,

в свою очередь,

состоят из двух

стоек

и арки,

соединенных

замками на

10.121

145


 

 

 

 

 

пальцах.

Щиты

вы­

 

 

 

 

 

полнены из

стальных

 

 

 

 

 

листов

 

толщиной

 

 

 

 

 

3 мм,

усиленных реб­

 

 

 

 

 

рами

жесткости

из

 

 

 

 

 

угольников.

 

Недо­

 

 

 

 

 

статком

 

опалубки

 

 

 

 

 

ЛО-1

является

то,

 

 

 

 

 

что

кружала

имеют

 

 

 

 

 

фиксированные

раз­

 

 

 

 

 

меры

и не

раздвига­

 

 

 

 

 

ются

по

ширине и

 

 

 

 

 

высоте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Указанного

недо­

 

 

 

 

 

статка

лишена

ме­

 

 

 

 

 

таллическая

инвен­

 

 

 

 

 

тарная опалубка

ти­

 

 

 

 

 

па ОГВ-1м конструк­

 

 

 

 

 

ции

ЦНИИподзем-

 

 

 

 

 

маша

(рис. 36,

б).

 

 

 

 

 

Она представляет со­

 

 

 

 

 

бой ряд

кружальных

 

 

 

 

 

арок

6,

из

двутавра

 

 

 

 

 

№ 10, которые в за­

 

 

 

 

 

висимости

от

крепо­

 

 

 

 

 

сти пород устанавли­

 

 

 

 

 

ваются

на

расстоя­

 

 

 

 

 

нии

от

0,7

до

1 м

Рис.

36. Металлическая

инвентарная

одна от другой. Кру­

а

ЛО-1

опалубка:

ШСУ: б —

жальные

арки

состо­

Лениногорского

ят из

двух

полуарок

ОГВ-1м ЦНИИподземмаша

 

 

 

 

 

 

 

весом

до 40 кГ,

со­

единяющихся при помощи

накладок 7 и фиксаторов 5

с набором

отверстий. Это

дает возможность раздвигать

арку

по ширине на 300—400 мм и по высоте

на

150—

200 мм. Арки перекрываются металлическими

затяжка­

ми 8 из листовой стали

толщиной

2,5 мм

и весом

31

кГ.

Затяжки с арками соединяются при помощи быстроразъемных соединений. Опалубка предназначена для крепле­ ния монолитным бетоном горизонтальных и наклонных выработок сечением в свету от 5 до 11 м2.

Интересную комбинацию инвентарной и передвижной опалубки ОМП-1 предложил КузНИИшахтострой [4] .

146


Рис. 37. Передвижная металлическая опа­ лубка ОМГІ-1

Опалубка ОМП-1 (рис. 37) состоит из ряда секций, вы­ полненных в виде четырехшарнирных арок, и самоход­ ной тележки. Каждая секция изготавливается из листо­ вого железа с ребрами жесткости из уголков и собира­ ется из нескольких частей, соединяемых друг с другом

шарнирно: сводчатой 6, бортовых

7, откидных 8

и из

фундаментных подставок 9. К сводчатым секциям

при­

варивается балка 5 из двутавра,

служащая монорель­

сом, по которому в процессе перестановки секций пере­ мещается самоходная тележка. Тележка состоит из двух

консольных кареток 2, домкрата 1

с подъемной пло­

щадкой, лебедки 3

и пульта

управления 4. В

комплекте

имеется 15 секций,

каждая

длиной

1000 мм,

шириной

4450 мм, высотой 3600 мм, и весом 1000 кГ.

 

J0*

 

 

 

147

Переставляют опалубку в следующем порядке. После перемещения тележки под демонтируемую секцию вы­ двигают подъемную площадку домкрата, снимают кре­ пежные детали, боковые и откидные части секций пово­ рачивают в транспортное положение. Затем секцию опу­ скают на тележку и перемещают к месту монтажа, где ее устанавливают и крепят в проектное положение.

Опалубка ОМП-1 прошла промышленные испытания в двухпутевой горизонтальной выработке Таштагольско-

го рудника. Ее

применяли при возведении монолитной

бетонной крепи

наклонных

стволов

шахты «Распад-

ская-1» в Кузбассе. Согласно

данным

КузНИИшахто-

строя, годовой экономический эффект от внедрения ме­

таллической

опалубки

ОМП-1

составляет

86 —

190 тыс. руб. на 1 км выработок.

 

 

Представляет интерес крепь-опалубка, использован­ ная на шахте-новостройке «Игнатьевская» комбината «Донецкуголь». Ее конструкция сочетает в себе штанго­ вую крепь, временную крепь в виде затяжки-опалубки для последующего возведения постоянной крепи из бе­ тона [38]. Крепь-опалубка (см. рис. 10) состоит из ме­ таллической арки из спецпрофиля, имеющей три отвер­ стия для пропуска штанг, посредством которых арку кре­ пят к породам кровли. На арки, расположенные через метр, укладывают доски, служащие вначале затяжкой, а впоследствие— опалубкой. Для плотного прижатия за­ тяжки к кровле на нижние концы штанг навинчивают компенсирующие трубки диаметром 25 мм и высотой, равной толщине бетонной крепи. При возведении бетон­ ной крепи трубки вывинчивают, и арки с затяжками опу­ скаются на величину, равную высоте снятия трубок, об­ разуя опалубку, в которой роль кружал выполняют арки. Под защитой штанговой крепи укладывают бетонную смесь вначале в стенах, а затем в кровле выработки. Крепь-опалубка легко монтируется и демонтируется. При ее использовании трудоемкость работ оказалась в два раза ниже по сравнению с деревянной опалубкой. Важным ее преимуществом является независимость от изменения направления и формы сечения выработки.

Для выработок большого сечения кольцевой формы в Англии применяют металлическую разборную опалубку, состоящую из 16 секций длиной по 4,5 м каждая (об­ щая длина 72 м). Такая опалубка позволяет совмещать

148


проходку и крепление выработки. Каждая секция состо­

ит из 5 сегментов,

соединяющихся

шарнирами в кольцо.

Сегменты и секции

устанавливают

и передвигают с по­

мощью передвижного подъемного

крана, укрепленного

внутри опалубки на временно уложенных рельсах. Сек­ ции между собой соединяют стяжками и болтами.

На

медном руднике

«Сан-Манузль»

(США) с по­

мощью

инвентарной опалубки

крепили

полевые транс­

портные и панельные штреки

[45]. Наиболее эффектив­

ной оказалась ребристая

конструкция,

которая принята

в качестве типовой. Опалубку

изготовляли

разборными

секциями из 2—4 элементов длиной по 1,5 м для выра­ боток круглого сечения диаметром 2,5 м и для арочных размером 3,3X2,4 м. Секции обшивали листовой сталью. Установка и разборка опалубки были механизированы с помощью пневматического крана, передвигающегося по рельсовым путям, и подъемника.

Известно много конструкций передвижных опалубок.

На рис. 38, а представлена конструкция

передвижной

опалубки ВНИИОМШС. Она состоит

из двух арок 1

(арки изготовлены из швеллера № 10 и соединены меж­ ду собой уголками 2), которые покрыты металлически­ ми листами S толщиной 3 мм, и опорных стоек 4, снаб­ женных винтовыми домкратами 5, с помощью которых регулируется положение конструкции во время установ­ ки. Опалубку собирают в выработке и передвигают в собранном виде. В ней предусмотрены смотровые лю­ ки 6. По окончании бетонирования опалубку опускают на

переносные реечные домкраты,

установленные

на двух

вагонетках, и перевозят на новое место. Длина

опалуб­

ки 1500 мм, ширина

2300 мм,

высота при установке

2730 мм, в транспортном

положении1940 мм

(от го­

ловки рельсов), вес 600 кГ.

 

 

Достоинства этой

конструкции — сравнительно не­

большой вес и размеры

по длине, позволяющие

приме­

нять ее на криволинейных участках выработки. К недо­ статкам опалубки следует отнести необходимость частой

ее перестановки в выработке, что отрицательно

влияет

на технико-экономические показатели по креплению.

Передвижная металлическая

опалубка конструкции

треста «Кривбассшахтопроходка»

(рис. 38, б)

выполне­

на из четырех металлических полотен из листовой ста­ ли, изогнутых по радиусу выработки и соединенных с

149